Открытое коррекционно - развивающее занятие «Умеем ли мы сотрудничать?»
план-конспект по психологии

Влазнева Наталья Алексеевна

Открытое коррекционно – развивающее занятие с обучающимися 4 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_sotrudnichestvo.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Открытое коррекционно – развивающее занятие

 с обучающимися 4 класса

«Умеем ли мы сотрудничать?»

Подготовила и провела:

педагог – психолог Влазнева Н.А.

2020 г.

Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие коммуникации и навыков сотрудничества младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Тема: «Умеем ли мы сотрудничать?»

Форма: групповая

Цель:    Способствовать формированию у обучающихся навыков взаимодействия и сотрудничества.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с понятием «Сотрудничество»;

Обучить приемам взаимодействия

Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

Коррекционно – развивающие

Развивать умения взаимодействовать в деятельности и общении, выражать в словах мысли и чувства.

Корректировать и развивать процесс общения  и взаимоотношений детей, развитие понимания личностных особенностей каждого человека, осознание восприятия себя окружающими людьми, получение навыка выстраивания дружеских отношений.

Корректировать конфликтное поведение.

Воспитательные.

Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Используемые технологии в коррекционно- развивающем занятии.

Игровые технологии. В.П.Беспаленко.

Информационно-коммуникационная технология.Воронкова О.Б.

Здоровьесберегающая технология.Н. Н. Ефименко.

Методы: игра, беседа, элементы арт-терапии.

Планируемые результаты: 

Создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе;

Сформированы навыки самоанализа;

Развиты компоненты воображения;

Сформированы навыки взаимодействия, умение договариваться у данной группы учащихся.

Занятие ориентировано на групповую форму работы, длительность – 30 минут.

Материалы: листы бумаги формата А4, коробочки с зеркалом внутри, игрушка «смайлик», стенд с тематическим материалом, ноутбук, цветные карандаши, карточки с животными.

Занятие включает в себя следующую структуру:

  1. Разминка. На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие настроить детей на работу.
  2. Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.
  3. Заключительная часть состоит из подведение итогов и рефлексии.

Ход занятия

  1. Организационная часть.

Приветствие:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давайте поприветствуем гостей, которые присутствуют у нас на занятии.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Ласковое имя».

Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника.

Ученики становятся в круг. Психолог предлагает ребятам поприветствовать друг друга улыбкой и назвать ласково по имени, передавая « волшебный клубок» или «игрушку смайлик».

  2. Разминка.

Упражнение «Смена ритма».

Цель: включение учащихся в общий ритм, снятие излишнего мышечного напряжения.

Психолог начинает  хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам считать: раз, два, три … Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три…. Постепенно психолог, а вслед за ним и дети, хлопают все реже, считая все тише и медленнее.

Психологический настрой на занятие.

Упражнение «Волшебная шкатулка».

Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка.

Психолог: Сегодня мы узнаем много интересного, но сначала нам надо настроиться на работу. Давайте на мгновение закроем глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку глаза открываем. Перед вами стоят необычные шкатулки, в каждой из них находится волшебный человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать «Как ты мне нравишься!»… Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу: «Как ты мне нравишься!» Далее психолог спрашивает детей: «Кого вы видели в шкатулке?». Дети отвечают: «Себя!» Психолог: «Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса».

Сообщение темы. «Тема нашего занятия «Умеем ли мы сотрудничать?» Что же это такое, давайте разберем».

Основная часть.

Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Просмотр мультфильма «Лебедь, рак и щука». Обсуждение мультфильма «Что неправильно делали герои данной басни? Почему не получилось сдвинуть телегу?»

Беседа «Что такое сотрудничество?»

Психолог: «В жизни, для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе, ничего не получится, как это случилось с Лебедем, Раком и Щукой в известной басне Крылова. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству…»

Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает надпись: «Сотрудничество – это умение делать дело вместе».

Работа со стендом.

Психолог: «Из каких умений складывается умение сотрудничать:

- из умения понять другого,

- из умения договориться,

- из умения уступить, когда очевидна правота другого,

-из умения разумно распределить роли в процессе работы».

Из чего еще?...»

Физминутка

 "Отзеркаливание"
Инструкция: "Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Один из них – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя".

Практическая деятельность.

Психолог предлагает детям перейти от слов к делу: «А теперь перейдем от слов к делу и попробуем сотрудничать в выполнении одного задания».

Рисунок «Корабль».

Дети разделяются на пары. Каждая пара получает лист бумаги. «В наше путешествие мы не можем отправиться пешком, это может занять очень много времени. Поэтому каждая пара сейчас нарисует корабль. Вы должны совместно решить какой он будет, каким цветом и т.д..»

Обсуждение рисунка.

Перевоплощение

Цель: развитие экспрессивности, выразительности поведения, снятие эмоционального напряжения.

Проведение: Ребята, сейчас вы должны стать очень наблюдательными. Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное. После того, как все сделают это, будем по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изображать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположение, что изображает выполняющий».

Обсуждение: Подводятся итоги, обсуждается, насколько легко было угадывать изображаемое, как чувствовали показывающие, что понравилось больше – изображать или угадывать загадываемое.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Список используемой литературы:

  1. Вачков, И.В. Основные технологии группового тренинга[Текст] / И.В. Вачков. – М. : Издательство "Ось-89", 1999. – 137с.
  2. Вачков,И.В. Психология тренинговой работы[Текст] / И.В. Вачков. – М., 2007. – 203с.
  3. Ивашова, А.А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников[Текст] / А.А. Ивашова.- Кириши, 2003.
  4. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Н.Н. Макарова // Начальная школа. – 2008. –№7. – С….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов "Земля - наш дом""

Игра-путешествие  «Земля - наш дом».  Цели:  ― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;― расширять представления детей об окружающем мире, активизировать по...

Открытое коррекционно-развивающее занятие. "Единицы времени. Часы из Лего" (2008 год)

Открытое коррекционно-развивающее занятие с использованием Лего-конструктора....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»...

Коррекционно-развивающее занятие "Умеем ли мы правильно общаться"

Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (12-14 лет)...