Мастер-класс "Конфликты педагогов с подростками"
методическая разработка по психологии

Микрюкова Марианна Васильевна
В основе мастер-класса - анализ российского фильма «Училка». Этот мастер-класс помогает проанализировать конфликты, учитывая потребности и интересы обеих сторон.  В групповой работе педагоги понимают, как анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте и уловить тот момент, когда эмоции выходят из-под контроля. Акцент делается также на ресурсы педагогов, помогающие им в предотвращении и разрешении конфликтов.Также в рамках мастер-класса обсуждаются особенности ребят подросткового возраста, говорится о современных подростках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_pedagogov_s_podrostkami.docx207.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Конфликты педагогов с подростками» или

«Как оставаться педагогом?»

Цель мастер-класса: развитие у педагогов умения анализировать конфликты, противоречия, вызвавшие конфликт, а также способы регулирования конфликтов.

Задачи: 

  • Рассмотреть понятие «конфликт»;
  • Изучить предмет возникновения конфликтов;
  • Проанализировать стратегии поведения в конфликте;
  • Выявить отрицательные и положительные функции конфликта;
  • Проанализировать информацию о возможностях конструктивного выхода из конфликтных ситуаций;
  • Проанализировать свое эмоциональное состояние в конфликте, свои сильные и слабые стороны, возможные стратегии поведения;
  • Определить потребности и опасения разных сторон конфликта.

Теоретические, концептуальные  основания предполагаемого действия:

1. Особенности современных детей и подростков - на основании проведенных форсайт-исследований Международной Методологической Ассоциация, Форсайт-проект «Детство 2030»;

2. Понятие конфликта, конфликтного поведения – Леонов Н. И. «Конфликты и конфликтное поведение»; Гришина Н.В. «Психология конфликта»;

3. Анализ поведения в конфликте на примере двухмерной модели регулирования конфликтов К. Томаса;

4. Картография конфликта – на примере карты конфликта (Корнелиус X., Фэйр Ш.).

Методические средства, используемые ведущими: Cinema-технологии, дискуссия, игровые технологии, рефлексия.

Знакомство. Прояснение запросов группы.

Упражнение «В кругу с закрытыми глазами»

Участники закрывают глаза, по сигналу ведущего медленно двигаются в центр и  берут кого-то за руки. Далее открывают глаза. После того, как все откроют глаза, дается следующее задание - встать в круг, не расцепляя рук.

Все ли задачи, которые кто-то ставит перед нами или ставим мы сами решаемы? И всегда ли успех зависит только от нас?

Конфликты также порой ставят тупик и кажутся нам неразрешимыми. Мы сегодня будем разговаривать именно об этом, но для начала расскажу о том, как будет строиться наша работа.

Обсуждение в кругу.

Этот мастер-класс подготовлен таким образом, что, пройдя его, вы получите готовый вариант для проведения проблемного семинара для педагогов школы.

Работа в микрогруппах.

1. Давайте начнем с обсуждения, что же такое КОНФЛИКТ? Результаты вывешиваем на доску.

Высказывают свое мнение. Затем картинка появляется на слайде.

Педагогам предлагается раздаточный материал (Конфликты. Основные понятия).

2. Вашему вниманию будет представлены фрагменты фильма «Училка» 10 – 12 минут.

ВОПРОС ЗАРАНЕЕ: Каковы причины возникновения конфликтной ситуации – на слайде.

Здесь все несколько гиперболизировано – это необходимо нам для анализа поведения в конфликте.

Вы увидели несколько сюжетов.

Ваша задача:

Назвать, каковы причины возникновения конфликтной ситуации

НЕ оценивая действий педагога!

Возможно: нарушение дисциплины подростками, эмоции педагога, выгорание педагога.

3. Каждый конфликт можно проанализировать – КАРТА КОНФЛИКТА (раздаточный материал).

В центре: ПРОБЛЕМА (требования к обучающимся, правила поведения).

Потребности и интересы одной стороны – 1 группа (подростки)

- например, быть услышанными, обратить на себя внимание, хотят, чтобы учитывали их мнение, хотят отдохнуть и поразвлекаться;

Потребности и интересы второй стороны – 2 группа (педагоги)

- например, быть услышанным, статус педагога, соблюдение подростками правил поведения;

Далее обсуждение.

По этой схеме – всегда есть точки соприкосновения (выделить их).

4. Как же понять, что это конфликт. Профилактика конфликтов.

Упражнение «Агрессия голосом». Сейчас в парах с помощью слов, голоса, интонации постарайтесь «сбить» противника с места.

Победой считается, если ваш напарник отведет взгляд, засмеется, а еще лучше сдвинется с места.

ОБСУЖДЕНИЕ. Что вы почувствовали?

По итогам этих упражнений идет обсуждение основных «внутренних» и «внешних» проявлений конфликтного поведения:

- противоречие;

- конфликтные действия (осознаваемые и неосознаваемые);

- сильные эмоции (гнев, злость, обида);

- вегетативные проявления (краснота, жар, учащенное дыхание);

- речь прерывистая, громкая;

- жестикуляция (резкие движения).

Вовремя увидеть и почувствовать эти проявления у себя и окружающих – очень важно.

5. Пути разрешения конфликта. Из любой конфликтной ситуации есть выход. Какие варианты выхода из конфликтной ситуации вы можете предложить?

Обсуждение – какие способы регулирования конфликтов вы увидели в этом фильме (делаем упор на двухмерную модель Томаса).

Упражнение «Линия». Группа делится на 2 подгруппы. Встают по разные стороны одной линии. У каждого человека есть пара. Задача участников любыми способами убедить своего противника перейти на его сторону. Выигрывает тот, у кого это получилось.

6. Конфликт – это плохо?

Обсуждение в кругу.

Конфликт – это всегда возможность чему-то научиться.

Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт – это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. Даже само конфликтное взаимодействие может быть полезным для его участников.

7. Управление конфликтом. Мы – педагоги. У нас есть жизненный опыт, образование, знания детской психологии. Мы несем большую ответственность за последствия конфликтов с детьми.

Подведение итогов. Что поможет нам в будущем при разрешении конфликтов с подростками?

1. Анализ своих чувств, ощущений в конфликте, самоконтроль;

2. Понимание потребностей и интересов своих и другой стороны;

3. Ресурсы:

- умение управлять собой

- понимание ценности своего здоровья

- понимание того, что работа важна, но кроме этого у меня еще есть…

- уважение к себе    

-  знание своих границ          

-  гибкость и др.

Очень важно оставаться педагогом, сохранить самоуважение и авторитет среди ребят.  Педагог может управлять конфликтами, а не подавлять их. У нас есть все ресурсы для этого.

Обратная связь от участников.

Список использованной литературы и Интернет-источников информации.

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2016.

2. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992.

3. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.

4. Леонов Н.И. Конфликтология. Хрестоматия. Издательство: МПСИ, МОДЭК, 2002.

5. Будущее детства: понимание 2.0. Форсайт-проект «Детство 2030». ММАСС, ноябрь 2011 г. https://www.slideshare.net/plaburkina/20-2011-60922364

6. С чем столкнутся первоклассники в 2027 году. Форсайт-проект «Детство 2030». ММАСС, апрель 2016 г. https://www.slideshare.net/plaburkina/2027-60921854

Приложение

http://www.averina.com/ru/wp-content/uploads/2017/02/2-1.png

http://missbagira.ru/images/bagira/2016/10/how-to-handle-conflict.jpg

Конфликты. Основные понятия.

«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» (из книги Н.В. Гришина «Психология конфликта»).

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (Анцупов, Шипилов, 1999, с. 8). 

Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 240 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

Конфликт — форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта, и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями осознаваемых или неосознаваемых участниками ситуации действий, направленных на разрешение или снятие противоречия.

Конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются: противоречивость интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок; осознание этого противоречия, которое сопровождается негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.

Конфликтогены — слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной или обеих взаимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт.

Конфликтное поведение — пространственно-временная организация активности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации.

Предмет конфликта — объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт. 

Инцидент — действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними.

Компромисс — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.

X. Корнелиус, Ш. Фэйр КАРТОГРАФИЯ КОНФЛИКТА

Печатается по изданию:Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992.

Этап 1. В чем проблема

Опишите проблему в общих чертах. На данном этапе нет нужды глубоко вдаваться в проблему или пытаться найти выход из нее.

Если вопрос касается, например, того, что на работе кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, его можно отобразить под общей рубрикой «Распределение нагрузки». Если речь идет о столкновении личностей и отсутствии доверия, проблема может быть отражена рубрикой «Общение».

В семье проблема с мытьем посуды или беспорядком в комнатах детей может быть отражена рубрикой «Мытье посуды» или «Работа по дому».

Этап 2. Кто вовлечен?

Решите, кто является главными сторонами конфликта. Вы можете внести в список отдельных лиц или целые команды, отделы, группы или организации (т. е. продавцы, секретарши, директора, клиенты, народ, правительство и т. д.).

Этап 3. Каковы их подлинные потребности?

Теперь Вам следует перечислить основные потребности и опасения для каждого из главных участников, связанные с данной проблемой. Вы должны выяснить мотивацию, стоящую за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки вызваны их желаниями и стоящими за ними мотивами.

Потребности. «В отношении к проблеме... в чем заключаются Ваши/их главные потребности?». Вы можете задать этот вопрос себе, другому участнику или о другом лице или стороне. В числе потребностей могут быть:

  • постоянная работа, приносящая удовлетворение;
  • уважение;
  • признание и понимание;
  • прибранный дом/письменный стол;
  • позволение держать вещи в беспорядке;
  • законность и респектабельность сделки.

Графически отображая наши потребности и опасения, мы расширяем кругозор и создаем условия для более широкого круга потенциальных решений, доступных после окончания этого процесса.

Опасения. Речь здесь может идти об озабоченности, опасениях, тревогах.

Опасения могут включать следующие категории:

-  провал и унижение;

-  боязнь оплошать;

-  финансовый крах; возможность быть отвергнутым или нелюбимым;

- потеря контроля;

- одиночество;

- быть подвергнутым критике или осуждению;

- потеря работы;

- низкая зарплата;

- неинтересная работа;

- опасение, что Вами будут командовать;

- переплата за покупку.

Как сегодня понимаются конфликты

(из книги Гришиной Н.В. Психология конфликта)

Основные тезисы. Функции конфликтов.

Конфликт — это нормально. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия.

Конфликт — это не обязательно плохо. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям.

Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт – это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. Даже само конфликтное взаимодействие может быть полезным для его участников. Как пишет Козер, «социально контролируемый конфликт „разряжает атмосферу“ между его участниками и делает возможным возобновление их отношений» (Coser, 1968.); «обеспечивая свободный выход чувствам вражды, конфликты служат поддержанию взаимоотношений».

В китайском языке иероглиф «кризис», «конфликт» образован сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а другой -благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт - это может быть хорошо.

Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивные возможности усилены.

Способы регулирования конфликтов (К. Н. Томас)

К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон (рис. 1).

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Рис. 1. Пять способов регулирования конфликтов К. Томаса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Методическая разработка на тему: работа социального педагога с подростками. Проявления школьной и социальной дезадаптации.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...

Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика»

Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словн...

Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...

Сценарий беседы социального педагога с подростками на тему «ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ»

Сценарий Цель занятия:пропаганда здорового образа жизни среди несовершеннолетних.Задачи:§  дать представление обучающимся об электронных сигаретах;§  способствовать формирован...

Сценарий беседы социального педагога с подростками на тему «ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ»

Сценарий беседысоциального педагога с подростками на тему«ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ»...

Сценарий беседы социального педагога с подростками на тему «ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ»

Сценарий беседысоциального педагога с подростками на тему«ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ»...