Физкультминутки
учебно-методическое пособие по психологии (5 класс)

Кирсанова Антонина Андреевна
 
Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток между занятиями отмечали в своих исследованиях многие ученые. В соответствии с особенностями детей младшего школьного возраста время, в течение которого ученик способен удерживать статическую позу, очень невелико. Отсюда - важное педагогическое условие организации процесса обучения младших школьников: избегать длительного, непрерывающегося сидения. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, а также могут представлять собой последовательность 4-5 несложных общеразвивающих упражнений. Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Физкультминутки25.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Физкультминутки на уроке».

Физкультминутки на уроке.

Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток между занятиями отмечали в своих исследованиях многие ученые. В соответствии с особенностями детей младшего школьного возраста время, в течение которого ученик способен удерживать статическую позу, очень невелико. Отсюда - важное педагогическое условие организации процесса обучения младших школьников: избегать длительного, непрерывающегося сидения. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, а также могут представлять собой последовательность 4-5 несложных общеразвивающих упражнений. Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.

«Ветер»

(Исходное положение - стоя, руки опущены вдоль туловища.)

 Ветер дует нам в лицо,                     (Машем ладонями перед лицом)

 Закачалось деревцо.                          ( Покачивание туловищем с вытянутыми

                                                               вверх руками)

  Ветерок все тише, тише.                  (Плавные движения рук вниз с

                                                               одновременным приседанием)

Деревцо все выше, выше.                   (Плавные движения рук вверх,

                                                                выпрямляемся)

                                                                 

«Гопачок»

(Исходное положение - стоя, руки на поясе).

        Топ, топ, каблучок                       (Правая нога вперед на пятку, три  притопа).

       

        Мы танцуем гопачок!                      (Левая нога на пятку, три притопа).

                                                         

        Ленты развеваются,                     (Руки вверх, плавные движения из стороны в сторону).

                                                             

       Танец наш кончается!                  ( Руки приподняты, слегка разведены в стороны

                                                                   опустить вниз,   одновременно поклониться).

                                   

                                                                             

                                                                     

 

«Петух»

(Исходное положение - стоя, руки перед грудью).

Чтоб быть похожим на орла,   (Три толчка согнутыми руками, затем

                                                      руки в стороны).

Петух расправил два крыла.    (Повторить движения).

И был он горд, и был он смел, (Руки на поясе, голова приподнята с поворотом сначала в одну,

                                                           затем в другую сторону).

 Пока с забора не слетел.          (Руки резко бросить вниз).

«Инструменты»  

(Рассказывать, сопровождая движениями.)

Балалайка, балалайка,

 Побренчи-ка, поиграй-ка!

Барабань-ка, барабан!

Разверни бока, баян!

К небу поднимаем трубы,

Громко, громко дуем в трубы, -

В бубен бьем, бренчим, дудим,

Барабаним и трубим!

«Топотушки»

Ножками затопали                  (Дробный шаг на месте)

Ножкою притопнули               (Притоп одной ногой)

Вот какой сапожок!                 (Выставить ногу на пятку, то правую, толевую)

 Попляши со мной, дружок.      (Кружатся).

«Повороты»

(Исходное положение - ноги врозь, руки опущены вниз)

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас:

Руки в стороны поставим,        (Руки в стороны)

Правой левую достанем.          (Поворот влево, хлопок ладонями)

А потом наоборот

Будет вправо поворот                 (Поворот вправо, хлопок ладонями)

               

 Раз - хлопок,                                 (Поворот влево, хлопок ладонями)

 Два - хлопок,                                (Поворот вправо, хлопок ладонями)          

 Повернись еще разок!

 Раз, два, три, четыре!                    (Повороты с хлопками поочередно

                                                           в каждую сторону).

Плечи выше, руки шире!                (Приподнимаем плечи, руки в стороны

 Опускаем руки вниз                       (Опускаем руки, садимся)

 И за парты вновь садись!

«Зарядка»

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

                Раз-два, раз-два,

                Раз-два, раз-два!

                Раз-два, раз-два,

                Раз-два, раз!

Хватит, хватит! Прибежали!

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли в пояс поклонились.

             Мы ладонь к глазам приставим,

             Ноги крепкие расставим.

             Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

             И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

             И направо! И еще через левое плечо.

Хватит!

Выдохнуть, вдохнуть,

 Можно здесь и отдохнуть!

Поклонитесь, улыбнитесь

И на место все садитесь.

«Разминка».

Мы сейчас все вместе встанем

И руками поболтаем!

А потом согнемся вниз

И исполним свой каприз:

Захотелось сразу нам

Пробежать по облакам,

Вниз на землю поглядеть

Тихо сесть и песню спеть.

«Буратино»

Буратино потянулся, руки в стороны развел,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Разминка

 на мелодию песни Г.Гладкова «Мистер Жук»

Если вы сидеть устали

Попрошу, чтоб все вы встали.

Проведем сейчас игру

Интересную одну.

Повторяйте вы за мной

Все фигуры до одной (2 раза)

Вы налево наклонитесь,

Вы направо повернитесь,

Сделайте круг головой

И обратно круг другой.

Чуть согнитесь, распрямитесь,

Покачайте головой.

Разминка

на мелодию песни Г.Гладкова «Вот я вижу»

Вот я вижу вы слегка устали,

Может быть, пора вам отдохнуть.

Попрошу, чтоб тихо все вы встали,

Чтобы грусть и лень с себя стряхнуть.

            Для начала выпрямим мы спины,

            Разведем руками шире плеч,

            Изогнемся, как в воде дельфины.

            Можете на парты приналечь.

Сделайте круги руками,

 Поднимите их над головой,

Опустите, а теперь кистями

 Начертите круг один, другой.

           Встаньте прямо, чуть нагнитесь,

          Три шага на месте: раз, два, три.

          Три прыжка, теперь прошу, садитесь,

          Думаю, что лень прогнать смогли.

«Разминка».

Поднимает руки класс - это «раз».

Повернулась голова - это «два».

Руки вниз, вперед смотри - это «три».

Руки в стороны пошире, развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

«Танцуйте сидя!» Музыка Б.Савельева.

Вот вы устали, готовя уроки,

И непонятны в учебнике строки,

Значит, пускай отдохнет авторучка,

Значит отодвиньте в сторонку тетрадь.

И, не вставая, а сидя на стуле,

Если еще вы совсем не заснули,

Вместо зарядки и для настроенья

Нужно этот танец, друзья танцевать!

Припев: Руки на пояс поставьте вначале,

               Влево и вправо качайте плечами.

               Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

               Если сумели, все в полном порядке.

               А напоследок мы все улыбнемся,

               Хлопнем в ладоши и рассмеемся!

«Разминка»

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

                    Сели - встали, сели – встали,

                    Ванькой- Встанькой словно стали.

                    Руки к телу все прижали

                    И подскоки делать стали,

                    А потом пустились вскачь,

                    Будто мой упругий мяч.

                    Снова выстроились вряд,

                    Словно вышли на парад.

                    Раз-два, раз-два,

                    Заниматься нам пора.

«Разминка».

Только в лес мы вошли, появились комары.

Руки вверх, хлопок над головой,

Руки вниз, хлопок другой.

Снова дальше мы идем, перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два, позади уже вода.

Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко...

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим - на носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле - очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке,

И закончилась игра, за работу нам пора.

«Физкультминутки».

С физминуткой я дружу. Свою спину разогну.

Руки кверху подниму, а потом их опущу,

А потом попрыгаю: раз, два, три.

А потом подрыгаю: раз, два, три.

Ручками похлопаю: раз, два, три.

Ножками потопаю: раз, два, три.

Сяду я за партой стройно, чтоб вести себя достойно.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди!

Да, смотри, не упади!

А теперь постой на левой,

 Если ты солдатик смелый!

«Бабочка».

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела.

На четыре - улетела.

«Большой олень»

Французская народная песня

(Исполнять с движениями в соответствии с текстом)

У оленя дом большой.

Он глядит в свое окошко.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит.

- Стук, стук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

- Заяц, заяц, забегай,

Лапу мне давай.

Физкультминутки (О.В.Узорова, Е.А.Нефедова)

Начинается разминка.

 Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И еще раз повторили.

      Приседаем мы по счету,

      Раз-два-три-четыре-пять.

      Это нужная работа -

      Мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.

Раз - рывок и два рывок.

Продолжаем наш урок.

«Леший»

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся.        (Наклоны вперед и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.        (Дети садятся на место.)

«Зимняя»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И   покажем   дома   маме.   (Руки   над   головой   и   словно   «ловить»

                                                снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.        (Потягивания - руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.    (Ходьба на месте, колени высоко поднимать.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идем, идем        (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Сесть на место.)  

«Разминка»

Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем.

Вправо, влево - повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх, руки в бок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы мы, ребятишки!

Замедляем дружно шаг.

И на месте стой, вот так!

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о физкультминутках на уроках русского языка

Упражнения для проведения физминуток, адаптированные для уроков русского языка...

Физкультминутка на уроках в школе

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. Известно, что дети быстро утом...

Физкультминутка

Авторская физкультминутка «Хочешь быть здоров всегда!».Подготовила: Стром И.А....

Электронная физкультминутка

Физкультминутка для снятия зрительной усталости для детей дошкольного возраста и начальных классов....

Физкультминутки для старшеклассников (по системе М.С. Норбекова)

На протяжении 10 лет я являюсь поклонником систеиы М.С.Норбекова. Сам занимаюсь суставной гимнастикой, дыхательной гимнастикой и гимнастикой для глаз. На своём опыте я ощущаю большую пользу от этих за...

Физкультминутки на уроках английского языка

На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой в...

Физкультминутка на уроках математики

Последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей,  детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни сов...