Погружения
методическая разработка по психологии

Худяева Наталья Владимировна

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Личностные результаты:

•   формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать  взаимопонимания;

•   освоение  социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

•   формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

• расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников.

Метапредметные результаты:

•   умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•   умение согласовывать свои действия в игровых ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

•   овладение навыками принятия  решений,  осознанного выбора  путей  их  выполнения,  основами  самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

•   освоение приемов действий и способов поведения в конфликтных ситуациях;

•   умение работать индивидуально и в группе, организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;  

•   формирование навыков совместной деятельности, предполагающей коллективную взаимозависимость.

         

В результате прохождения внеурочного курса учащийся научится:

- вести диалог с другими людьми и достигать  взаимопонимания;

- самостоятельно принимать решения и осознавать последствия сделанного выбора;

- ведению групповых дискуссий;

- навыкам коллективного творческого взаимодействия.

Система оценки курса  безотметочная. Вывод об освоении курса делается на основе деятельности учащихся в ходе изучения программы внеурочной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Пункт 2.2. Основной образовательной

программы основного общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление:  Психологический тренинг

Название: «Перекресток»

Класс: 7-8  

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

г. Нефтеюганск

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

•        формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать  взаимопонимания;

•        освоение  социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

• расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников.

Метапредметные результаты:

•        умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение согласовывать свои действия в игровых ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

•        овладение навыками принятия  решений,  осознанного выбора  путей  их  выполнения,  основами  самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

•        освоение приемов действий и способов поведения в конфликтных ситуациях;

•        умение работать индивидуально и в группе, организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;  

•        формирование навыков совместной деятельности, предполагающей коллективную взаимозависимость.

                

В результате прохождения внеурочного курса учащийся научится:

- вести диалог с другими людьми и достигать  взаимопонимания;

- самостоятельно принимать решения и осознавать последствия сделанного выбора;

- ведению групповых дискуссий;

- навыкам коллективного творческого взаимодействия.

Система оценки курса  безотметочная. Вывод об освоении курса делается на основе деятельности учащихся в ходе изучения программы внеурочной деятельности.

Содержание курса

Командообразование (0.5 часа)

         Психодинамическая разминка, целью которой является создание психологического климата, позволяющего перейти к основному игровому содержанию.

Игра-проживание (3 часа)

Вначале участникам предлагается самостоятельно решить, как они проведут отведенное для игры время. Предлагается три варианта: игра «Необитаемый остров», дискотека, консультация педагога-предметника с возможностью получить дополнительную отметку. Дальнейшее проживание ситуаций осуществляется в соответствии с выбором. Изменить решение в ходе игры нельзя.

Подведение итогов рефлексия (0.5 часа)

        Итогом становится совместное обсуждение положительных и отрицательных последствий осуществленного выбора. Итоговое упражнение «Барометр настроения».

Тематическое планирование курса

Раздел

Тема урока

Виды деятельности учащихся

1

Командообразование (0.5 часа)

«Самурай, Дракон, Принцесса»

Психологический тренинг

2

 Игра-проживание (3 часа)

Психологическая игра «Перекресток»

Психологическая игра проживание,

консультация, дискотека

3

Подведение итогов рефлексия (0.5 часа)

«Барометр настроения»

Групповая дискуссия. Рефлексия

Календарно-тематическое планирование

2017-2018 учебный год

Календарно-тематическое планирование 7В,8В (педагоги-психологи Н.В. Худяева, В.Ю Плеханов)

Раздел

Тема урока

Дата план

Дата факт

1

Командообразование (0.5 часа)

«Самурай, Дракон, Принцесса»

27.01.18

2

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

27.01.18

3

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

27.01.18

4

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

27.01.18

5

Подведение итогов рефлексия (0.5 часа)

«Барометр настроения»

27.01.18

Календарно-тематическое планирование 7Г,8Г (педагоги-психологи Н.В. Худяева, В.Ю Плеханов)

Раздел

Тема урока

Дата план

Дата факт

1

Командообразование (0.5 часа)

«Самурай, Дракон, Принцесса»

10.02.18

2

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

10.02.18

3

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

10.02.18

4

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

10.02.18

5

Подведение итогов рефлексия (0.5 часа)

«Барометр настроения»

10.02.18

Календарно-тематическое планирование 7Б,8Б (педагоги-психологи Н.В. Худяева, В.Ю Плеханов)

Раздел

Тема урока

Дата план

Дата факт

1

Командообразование (0.5 часа)

«Самурай, Дракон, Принцесса»

03.03.18

2

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

03.03.18

3

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

03.03.18

4

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

03.03.18

5

Подведение итогов рефлексия (0.5 часа)

«Барометр настроения»

03.03.18

Календарно-тематическое планирование 7А,8А (педагоги-психологи Н.В. Худяева, В.Ю Плеханов)

Раздел

Тема урока

Дата план

Дата факт

1

Командообразование (0.5 часа)

«Самурай, Дракон, Принцесса»

24.03.18

2

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

24.03.18

3

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

24.03.18

4

 Игра-проживание

Психологическая игра «Перекресток»

24.03.18

5

Подведение итогов рефлексия (0.5 часа)

«Барометр настроения»

24.03.18



Предварительный просмотр:

Игра  «Перспектива»

(Модификация игры «Перспектива» автор: Марина Битянова)

Игра «Перспектива» относится к проектно–аналитическим играм. В игре участникам предлагается «увидеть» свою жизнь по окончании школы, «простроить» свое ближайшее и отдаленное будущее. Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемыми выборами, принимаемыми решениями и их последствиями, а, следовательно, мотивирует участников на ответственное отношение к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость простраивания долгосрочной жизненной перспективы.

Игровой сюжет связан с проживанием участниками своей будущей жизни, различных ее этапов. Вначале участникам предлагается почувствовать себя выпускником школы, затем студентом, потом зрелым человеком, четко понимающим, для чего он живет. При этом у участников есть возможность попробовать «на вкус» различные варианты своего будущего и откорректировать его «неприглянувшиеся» стороны.
Игровая цель: спланировать свое будущее, прожить его в соответствии с выбранными целями, посмотреть на полученные результаты и изменить их в случае необходимости.

Цель: планирование своего будущее, прожить его в соответствии с выбранными целями, анализ полученных результатов.

Целевая группа: учащиеся 10 классов.

Материалы и оборудование (прил.5):

  • Бланки «Зачетный лист» – для каждого участника.
  • Ручки для каждого участника.
  • Таблички с названиями целей студенчества – 1 набор.
  • Таблички с названиями целей жизни – 1 набор.
  • Бланки «Жизнь студента» – 5 экземпляров (формат А3).
  • Карточка «Дела студента»
  • Клей – 5 шт.
  • Чистые карточки – 3-4 шт.
  • Музыкальное оборудование.
  • Музыка «Школьные годы чудесные».
  • Колокольчик.
  • Доска, или флип–чат.
  • Маркеры – 5 шт.
  • Стикеры (листочек с клеевым краем) – по 1 для каждого участника.
  • Маленький мячик.

Требования к организации помещения.

Игра проводится в большом свободном помещении. В начале игры участники сидят в общем кругу. По ходу действия образуется несколько групп. Помещение должно быть таким, чтобы у участников была возможность работать в мини – группах, не мешая остальным. По ходу игры участники несколько раз осуществляют индивидуальные выборы, в результате которых могут образовываться мини – группы. Если группа не образуется, участник имеет право проживать этот этап в одиночку.
Для проведения игры необходим один ведущий – психолог. Желательно иметь помощника, который по ходу действия будет помогать с раздаточными и наглядными материалами.

Начало игры – введение в игровую ситуацию. Подготовить музыку (Вальс, уверенность), колокольчик, парты, стулья, маркеры, клей, стикеры, малярный скотч, карандаши.

В начале игры участники садятся в круг.
Ведущий:
«Предлагаем вам погрузиться в игру, которая называется «Перспектива». Игра относится к проектно–аналитическим играм. Это значит, что у вас будет возможность что–то проанализировать, и что–то спроектировать. Анализировать вы будет собственные цели и ценности. А проектировать – свою жизнь. В ходе встречи у каждого появится возможность заглянуть в свое будущее, спланировать его, и прожить в соответствии с выбранными целями. Это позволит понять, что для вас является важным в жизни по–настоящему, увидеть связь сегодняшних поступков с отсроченными жизненными результатами. «Проживание» в игре последствий выбранных решений, поможет вам определить приоритеты, быть может, изменить что-то в своем будущем или в отношении к нему. В конце мы будем обсуждать результаты, и возможно там, вы получите ответы на свои вопросы».

Для того чтобы настроиться на игру, ведущий предлагает участникам тематическую разминку

Разминка (Энергизатор).

1. «Поменяйтесь местами те, кто ... ».  Все сидят по кругу. А.Ведущий, например, говорит: - Поменяйтесь местами те, кто:

 - любит слушать музыку;

 - кто любит смотреть на облака;

 - кто любит мороженое;

 - кто любит заниматься спортом;

ПАУЗА(3-5 сек)

- кто точно знает, чем будет заниматься после окончания школы;

- кто уже сейчас готовится к поступлению в профессиональное учебное заведение;

- кто считает, что профессия должна приносить деньги, все остальное – второстепенно;

- кто думает о своём будущем.

Психолог последовательно читает каждую фразу. После того, как прозвучало утверждение, участники меняются местами.

2. Ведущий на доске рисует «Линию времени», отмечает на ней точку «Настоящее» и задает участникам вопрос: «Когда вы слышите слово «Будущее», на сколько лет вперед вы заглядываете?» Участники отвечают (не все, а по желанию; если все молчат, ведущий обращается к конкретным детям по имени, и просит ответь их). Участники называют количество лет, ведущий ставит точки на «Линии времени».

Ведущий: «Для каждого из вас слово «Будущее» задает свой временной интервал (коротко комментирует картинку, получившуюся на доске). А кем вы видите себя в этом будущем, какова ваша основная социальная роль?» Участники получают по одному стикеру, на котором пишут свою основную социальную роль и прикрепляют к линии времени. Ведущий просит желающих прокомментировать свои ответы или сам комментирует написанное.
Ведущий: «Мы с вами отправляемся в будущее. В ходе игры вы проживете несколько этапов жизни: выпускник школы, студент, зрелый человек. А затем мы вернемся в настоящее и посмотрим, как то, что мы прожили в игре связано с нашей сегодняшней жизнью».

На этом разминка заканчивается. Ведущий раздает участникам «Зачетные листы», просит их подписать. Звучит музыка «Школьные годы чудесные».

Окончание школы.

Музыка смолкает и звучит колокольчик.

Ведущий: «Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: прозвенел последний звонок, отгремел выпускной бал. Школьные годы позади… Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста».

Ведущий передает колокольчик по кругу и просит каждого назвать чувство и коротко прокомментировать его. После того, как каждый участник рассказал о своем чувстве, ведущий просит записать его в зачетном листе.
Ведущий: «Теперь пришло время выбрать профессию. На этот выбор могут влиять разные факторы:А. престиж профессии, подходящий для вас режим работы, есть связи в этой профессиональной области, традиции семьи, личные интересы, высокий уровень заработной платы, ваши личные способности, желание приносить пользу обществу (ведущий называет принципы и прикрепляет карточки на стену). Н. Конечно, выбирая профессию важно анализировать разные принципы. Но, все же, какой из вышеназванных принципов будет для вас решающим? Поднимите руку кто выбрал принцип……объединитесь в группу».

Ребята объединяются в группы.

Ведущий: «Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа выбора. Почему именно ваш принцип должен быть основополагающим или почему для вас он так важен».у вас на это 5 мин

Участники возвращаются в общий круг.

Группы представляют свои аргументы. У участников есть возможность задать друг другу вопросы. Если аргументы другой группы показались кому-то более убедительными, этот участник может поменять группу. Затем ведущий просит каждого записать свой основной принцип выбора профессии в «Зачетный лист».
Студенчество

Теперь пришло время обучения этой профессии и вам необходимо определиться с целями студенчества.

Ведущий называет цели студенчества и прикрепляет таблички с названиями этих целей:
превращение в профессионала;
получить возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний;
активная студенческая жизнь;
устройство личной жизни;
карьерные устремления.

Важным моментом данного этапа является разведение для учеников двух похожих в их глазах целей - превращение в профессионала и получение возможности работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за время обучения – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и.т.д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе наработки профессионального опыта. Но это, как правило, предполагает работу в течение какого-то времени после окончания института в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.

Ведущий: «Теперь, выберите, какая цель студенчества вам ближе. Все участники могут еще раз «примерить» к себе выбранную цель студенчества. Затем запишите цель студенчества в свой «Зачетный лист».

Ведущий: Поднимите руку кто выбрал цель……объединитесь в группу. «Сейчас вы будете работать по группам, объединенным одной целью студенчества. Каждая группа получит бланк «Жизнь студентов» и карточки «Дела студентов». Пожалуйста, напишите на бланке цель студенчества. Затем отберите не больше 7 карточек из общего перечня дела студента. Выбранные вами карточки должны соответствовать цели студенчества. Карточки вклейте в бланк «Жизнь студентов».  (5мин)
Ведущий: «Представьте, что на протяжении 5 лет вы в основном занимаетесь теми делами, которые вы выбрали. Каков ваш личный и профессиональный «багаж» по окончанию учебного заведения? Обсудите в своей мини –группе (2 мин), запишите на бланк «Жизнь студентов». Вернитесь в круг… и  затем расскажите всем».

По окончанию времени, каждая групп зачитывает список дел. После общего обсуждения каждый участник записывает в "Зачетных листах" с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами он выйдете из учебного заведения.

Смысл жизни.

Ведущий: «Время летит очень быстро. А в нашей игре особенно. Вот уже и студенчество далеко позади. И пришло время подумать о том, для чего живет человек. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Жизненные цели у разных людей разные: А. для кого-то важнее всего счастливая семья, для кого-то – успешная карьера, для кого-то – жизнь, наполненная сильными впечатлениями… (Ведущий называет и прикрепляет карточки «Цели жизни»). Какие-то из этих целей легко сочетаются с другими, какие-то очень трудно. Например, тяжело сочетать серьезное карьерное становление с созданием счастливой семьи. Часто чем – то приходится жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу каждого подумать, какая из перечисленных целей жизни является для него самой значимой. Назовите эту цель для себя …».
Если кто–то из участников называет цель, не представленную на карточках, ведущий пишет ее на чистом бланке и прикрепляет к доске.

Ведущий: Поднимите руку кто выбрал цель……объединитесь в группу. «Обсудите в группе, почему эта цель является для вас такой важной». (5 мин)

Участники обсуждают, а затем предъявляют всем результаты своих размышлений. Часто мы сталкиваемся с тем, что участники говорят о том, что выбранная ими цель позволяет достичь и все остальные цели тоже. Задача ведущего показать участникам эту «ловушку», помочь им сформулировать для себя главный аргумент. На этом этапе представители групп могут задавать друг другу вопросы на прояснение аргументов. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не принижали цели других, пытаясь отстоять приоритетность своей. Важно донести до участников мысль о том, что мы не спорим друг с другом, а помогаем понять. Каждый имеет право на свою точку зрения.

Выбранная участниками цель жизни записывается в «Зачетный лист».

Подведение итогов.

Ведущий: «А теперь посмотрите в ваши "Зачетные листы". И проанализируйте Как соотносятся ваши записи? Нет ли каких-то рассогласований? Цели студенчества и багаж вуза способствуют достижению жизненных целей?...Проанализируйте…(1мин.)».

Этот этап – некая кульминация игры. Обсуждая получившиеся итоги, ведущий говорит участникам о том, как важно четко осознавать свои цели и строить жизнь в соответствии с ними.

Ведущий: «Прошла игра. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Вы получили наглядный результат проделанной работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов. Каков результат вашего самоанализа.  Поделитесь, пожалуйста…

В заключении предлагаю Вам передать группе импульс хорошего настроения ……(право, лево, разные). Аплодисменты..»

Игра «Дорога в жизнь»

На больших листах бумаги (по числу членов группы) рисуется символическая дорога, уходящая к горизонту. Листы подписываются, и все участники группы рисуют на каждом листе пожелания для автора рисунка и свое представление о его жизни. Желательно, чтобы они касались всего пути. Пожелания могут быть двоякие: чего достичь и чего избежать. Если хозяин листа захочет, рисовавшие могут дать пояснения.

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Игра «Картография успеха»  (Н.В.Худяева)

  • Образовательная картография - это  технология   аналитической и проектной работы, направленная на создание внешней плоскостной формы ( модели) реальной  действительности.
  • Карта «успеха» - это субъективная модель образа будущего.

  • Цель: Формирование дальней жизненной перспективы и положительного образа будущего.
  • Решаются задачи:

- анализ планируемых достижений;

- уточнение целей;

- сравнительный анализ реальных достижений и желаемых;

- выбор приоритетов.

Используемые материалы: Маркеры, журналы, наборы мотивирующих картинок, ножницы, ватманы, клей для каждой команды.

В начале игры участники делятся на группы по 4-5 человек

На вводном этапе происходит мотивирование на работу над созданием модели именно успешного образа будущего. Я зачитываю цитаты известных людей об успехе. Ребята высказывают свое виденье того что такое успех.    На практическом этапе основной задачей участников является проанализировать свои представления об успехе и спроектировать на ватмане образ успешного будущего с этапами и способам его достижения. Также даются разъяснения о том, что карта должна отражать опыт полученный на форуме и их собственный и каждый участник работы над картой должен является носителем содержания. На рефлексивном этапе каждая группа представляет свою карту. Остальные группы могут задавать вопросы.

На картах часто отражается образ фееричного успеха: всеобщая известность, обучение в самых престижных вузах, несметные богатства. Поэтому после презентаций карт я задаю провокационные вопросы какой же он все-таки успешный человек, обязательно ли он должен обладать несметными богатствами или должен ли он быть счастливым или достаточно чтобы другие его считали успешным, а сам человек не ощущал своей успешности?

У каждой группы на столах уже есть всё необходимое для изготовления карты успеха. Приступаем…

Сейчас мы вам представим завершающий этап картографии успеха для этого приглашаю старшеклассников с их картами успеха.

- А может обычный человек, не известный в широких кругах, не олигарх, И ВУЗ закончил не самый престижный чувствовать себя успешным?

Задание, которое дается для участников:

«Истинный успех заключается в самореализации, проявлении своих уникальных качеств и талантов. Это достижение определенных целей, позитивный результат, общественное признание.

Если рассматривать успех как конечную точку на пути к поставленной цели, то каким должен быть путь к не этой точке, через какие этапы необходимо пройти человеку на пути к успеху.  И как должна выглядеть это та точка под названием «Успех».

Подведение итогов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» Худяева Наталья Владимировна, педагог-психолог Игра Картография успеха

Слайд 2

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» Картография успеха Цель: Формирование дальней жизненной перспективы и положительного образа будущего. Решаются задачи: - анализ планируемых достижений; - уточнение целей; - сравнительный анализ реальных достижений и желаемых ; - выбор приоритетов.

Слайд 3

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Действие жидкости на погруженное тело"

Урок по данной теме построен по принципу микро-исследования учащихся. Ребята самостоятельно проводят предлагаемые эксперименты и учатся делать выводы. В ходе урока повторяются основные звенья процесса...

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе.  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

Действие жидкости на погруженное в нее тело. Сила Архимеда.

Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения....

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" лежит в завершающей части раздела "Давление твердых тел, жидкостей и газа" и является подготовительным этапом для введения темы "Архимедова си...

Проблемный урок-исследование с элементами "погружения" в 11 классе. Тема: "Парадокс любви в стихотворении В.В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма,"

Данная методическая разработка урока литературы в 11 классе содержит авторские приемы анализапоэтического текста при помощи структурно-логической схемы,а также с использованием приема "МОЗАИКА АС...