Комплекс кинезеологических упражнений для слепых и слабовидящих детей в условиях дистанционного обучения.
план-конспект по психологии

Старчукова Ольга Николаевна

Комплекс упражнений №1 и №1.1 разработан для слепых и слабовиддящих детей находящихся на дистанционном обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! 

В данный момент ваши дети находятся на дистанционном обучении, рекомендую этот период времени использовать с пользой для развития вашего ребенка.

Предлагаю вашему вниманию разработанный комплекс кинезеологических упражнений, который позволяет активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Благодаря двигательным упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует развитию детской стрессоустойчивости.

В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. 

Комплекс № 1 разработан для слабовидящих детей.

Комплекс №1.1 разработан для слепых детей.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).  

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.  

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Приведенный ниже комплекс упражнений рекомендуется выполнять ежедневно.

Комплекс№1 (для слабовидящих детей)

  1. Самомассаж ушных раковин. «Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади):

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… Вниз до мочек добежали. (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

И к макушкам вновь придём. (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

  1. Упражнение на растяжку.

“Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  1. Дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание)

Первоначально упражнение выполняется в положении лежа. Одна рука расположена на грудной клетке, другая на животе. Предложите ребенку вдохнуть через нос, так, чтобы живот надулся как мячик (следите, чтобы плечевой пояс был неподвижен, грудная клетка не поднималась), Выдох через рот.

Подышите с ребёнком по следующей схеме под счёт:

1. Вдох 1,2,3 - выдох 1, 2, 3 - 3 раза (обычное дыхание)

2. Вдох 1,2,3,4 - выдох 1, 2, 3, 4 - 3 раза

3. Вдох 1, 2, 3,4,5 - выдох 1, 2, 3, 4, 5 - 3 раза

 Вдох делается через нос, а выдох через рот.

  1. Глазодвигательные упражнения

Упражнение «Глазки бегают по кругу» Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево -вправо, вверх - вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире (большим и указательным пальцами, оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова вращать глазами.

! Упражнение выполняется медленно, для лучшей концентрации взгляда можно взять какой-либо предмет (например, яркий фломастер, карандаш)

Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали - спрятались (зажмурить глаза).

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Повторить упражнение 3-4 раза.

  1. Телесные движения.
  1. Упражнение «Пчела на носу» Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.

Села на нос мне пчела,

Не легка, не тяжела.

Я руками не машу,

Носом я ее толкну.

Я наморщил сильно нос,

А когда его расслабил,

То пчелы и след растаял.

При выполнении упражнения в работу включаются многие мышцы лица.

  1. Упражнение «Ленивая кошечка» Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнеся звук «а».

  1. Упражнения для релаксации “Путешествие на облаке”

 Сядь удобно и закрой глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните (вдох через нос, выдох через рот) Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает твое лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив(а). Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – ни будь чудесное и волшебное… Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на твое место. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.

Комплекс№1.1 (для слепых детей)

  1. Самомассаж ушных раковин. «Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади):

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… Вниз до мочек добежали. (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

И к макушкам вновь придём. (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

  1. Упражнение на растяжку.

“Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  1.  Дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание)

Первоначально упражнение выполняется в положении лежа. Одна рука расположена на грудной клетке, другая на животе. Предложите ребенку вдохнуть через нос, так, чтобы живот надулся как мячик (следите, чтобы плечевой пояс был неподвижен, грудная клетка не поднималась), Выдох через рот.

Подышите с ребёнком по следующей схеме под счёт:

1. Вдох 1,2,3 - выдох 1, 2, 3 - 3 раза (обычное дыхание)

2. Вдох 1,2,3,4 - выдох 1, 2, 3, 4 - 3 раза

3. Вдох 1, 2, 3,4,5 - выдох 1, 2, 3, 4, 5 - 3 раза

 Вдох делается через нос, а выдох через рот.

  1. Телесные движения.
  1. Упражнение «Пчела на носу» Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.

Села на нос мне пчела,

Не легка, не тяжела.

Я руками не машу,

Носом я ее толкну.

Я наморщил сильно нос,

А когда его расслабил,

То пчелы и след растаял.

При выполнении упражнения в работу включаются многие мышцы лица.

  1. Упражнение «Ленивая кошечка» Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнеся звук «а».
  1. Упражнения для релаксации “Путешествие на облаке”

 Сядь удобно и закрой глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните (вдох через нос, выдох через рот) Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает твое лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив(а). Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – ни будь чудесное и волшебное… Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на твое место. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.

!!! Для лучшего достижения эффекта расслабления рекомендую фоном включить спокойную музыку для релаксации. https://melodia.space/muzika-dlia-meditaciy.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашение в театральную гостиную, или роль театрализации в развитии слепых и слабовидящих детей.

Эта работа представляет собой обобщение опыта по организации и проведению так называемой театральной гостиной в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Надеюсь, что она кому-то будет полезна....

Обучение двухцветному плетению слепых и слабовидящих детей.

Методические рекомендации для воспитателей, учителей технологии и родителей обучению слепых и слабовидящих детей двухцветному плетению....

Методические приемы и технические средства обучения слепых и слабовидящих детей

Данный материал включает в себя теоретическое обоснование технических устройств и методических приемов к условиям образования слепых и слабовидящих детей с учетом структуры нарушенных зрительных функц...

Комплекс кинезеологических упражнений для слепых и слабовидящих детей в условиях дистанционного обучения.

Комплекс кинезеологических упражнений №2, 2.1 для слепых и слабовидящих детей в условиях дистанционного обучения....

Рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей в условиях дистанционного обучения

laquo;Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физи...

Особенности преподавания истории слепым и слабовидящим учащимся в условиях реализации ФГОС ООО

Методические рекомендации по препоаванию истории слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС ООО...

Инновационный продукт «Скрытые резервы». Методический и дидактический материал по математике и информатике для обучения слепых и слабовидящих детей.

Адресность продукта.Данный продукт призван оказать помощь учителям математики и информатики, работающих в классах для слепых и слабовидящих детей.Наибольшая значимость продукта для учителей данных пре...