МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АДАПТИНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ
статья по психологии

В данной статье рассматривается вопрос об особенностях физического здоровья детей с нарушением слуха. Особое внимание уделяется методам развития и коррекции психофизического здоровья глухих детей с помощью различных методов адаптивной физической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slipchenko_e.s._statya.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Слипченко Е.С. г. Ставрополь, ГБОУ ВО СГПИ

Научный руководитель: доцент Литвина Г.А.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АДАПТИНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос об особенностях физического здоровья детей с нарушением слуха. Особое внимание уделяется методам развития и коррекции психофизического здоровья глухих детей с помощью различных методов адаптивной физической культуры.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, нарушение слуха, координация, физическое здоровее, спортивная гимнастика, игровой стретчинг.

На сегодняшний день по результатам статистических данных среди всех лиц с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране около 6,4% имеют нарушения слухового анализатора. Это немалая цифра, которая подтверждает необходимость исследования особенностей как психического, так и физического здоровья лиц данной категории. Кроме этого не меньшее внимание требуется разработке методов и средств, которые будут направлены на развитие и коррекцию тех особенностей детей и взрослых с нарушением слуха, которые будут выявлены при их диагностике [1, С.56].

Как к развитию нормальных детей, так и к развитию детей с нарушением слуха, всегда нужно подходить через принцип гармоничного развития и обучения. Это свидетельствует о том, что кроме работы над психическим здоровьем ребенка с дефектом, необходимо также уделять особое внимание физическому здоровью. А так как мы говорим о взаимосвязи всех органов и систем человеческого организма, то отсюда следует то, что физическое здоровье напрямую влияет и на психическое здоровье.

Из вышесказанного следует то, что адаптивная физическая культура имеет важнейшее значение при коррекционной и развивающей работе с глухими детьми.

Адаптивная физическая культура – это подсистема общей физической культуры, суть которой заключается в комплексе мер спортивнооздоровительного характера, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц с нарушениями физического и психического здоровья, а также с теми, кто не имеет достаточного уровня физического развития. Чаще всего целью данного комплекса мер является не только достижение того или иного уровня физического здоровья, но и преодоление психологических препятствий и осознание самоценности [4, С.5].

При разработке и использовании различных методов адаптационного физического воспитания в работе с глухими детьми, необходимо в первую очередь быть ознакомленным с особенностями психомоторного развития детей данной категории.

Во-первых, нужно понимать, что заболевания слухового анализатора всегда имеет биологическую основу. Вследствие изменений биологических структур у этих детей отмечают нарушения восприятия звуковых сигналов, которые поступают из окружающего мира. А это в свою очередь связывается на психо-эмоциональном развитии ребенка.

Так как слух тесно связан с движением человека, ведь слуховые сигналы активно участвуют в регуляции движений, между нарушениями слухового анализатора и двигательной системой отмечают тесную функциональную взаимосвязь. Как отмечают ученные, в двигательной сфере глухого ребенка существуют те особенности, которые напрямую связаны с работой вестибулярного аппарата.

Выделяют следующие особенности двигательной сферы, которые связаны с негативным влиянием данной патологии:

  • неточная координация движений, которая проявляется в грубой и резкой форме выполнения тех или иных движений, а также в отсутствие размеренности и плавности движений;
  • невозможность сохранения статического и динамического равновесия без трудностей;
  • низкий уровень развития пространственной ориентировки;
  • возникновение трудностей при осуществлении сложнокоординированных действий [1, С.107].

Вышеперечисленные особенности двигательной сферы находятся в тесной связи и могут проявляться в замедленности и скованности движений глухого ребенка. Кроме этого у детей данной категории отмечаются нарушения двигательной памяти, произвольного внимания, что является ярким примеров взаимосвязи психического и физического здоровья.

Для коррекции и развития имеющихся особенностей двигательной сферы глухих детей существуют различные методы адаптивной физической культуры. Но использование всех их должны быть подчинены общим принципам системности и целенаправленности. Помимо этого должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. И только после соблюдения этих правил, возможно, достижение положительных результатов.

В комплекс мер по адаптивной физической культуре для исправления выше перечисленных особенностей физического состояния детей с нарушением слуха можно отнести следующие упражнения на развитие координации: столб с веревками, цапля, ролик, молоток, зародыш, скручивания, наклоны.

Эти и многие другие упражнения с данной направленностью способствуют развитию большинства участков коры головного мозга, а это особенно важно при коррекции нарушений слухового анализатора [2, С.11].

Кроме этого большое значение в занятиях адаптивной физической культурой детей с нарушением слуха имеют элементы спортивной гимнастики. Это связано с огромным количеством в данном виде спорта различных действий, которые так же направлены на развитие координации, а также на повышение общего уровня двигательной активности и в целом развитие двигательных способностей.

Также в работе по физической культуре с глухими детьми используют методику скоростно-силовой направленности, основным принципом которой является сопряженное развитие координационных и кондиционных физических способностей. Для того что бы использование данной методики было более эффективным используют упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции [5, С.8].

Последняя группа упражнений осуществляется с помощью звукового сопровождения (ритмичные звуки барабана или другого музыкального инструмента). Средствами развития скоростно-силовых качеств в данной методики являются те же упражнения, которые используются и при занятиях с детьми нормы, например, бег, прыжки, метание. Для вовлечения детей в процесс занятий и вызывания у них интереса используют игровые и соревновательные способы подачи тех или иных упражнений [3, С.17].

Еще одним методом является методика игрового стретчинга. Заключается она в статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата, что оказывает эффективное оздоровительное воздействие на организм в целом. Цель данного вида занятий заключается в развитии двигательной активности детей и их коммуникативных качеств. Это играет важную роль в процессе коррекции ребенка. Примерами стретчинга будут являться такие упражнения под названиями: кошка, змея, велосипед. Они направлены на развитие гибкости и заключаются в плавном переходе от одной позы к другой.

Как для детей нормально развивающихся, так и для детей с нарушением слуха при использовании данного метода необходим учет следующих принципов работы:

  • наглядная демонстрация упражнений, ведь дети с нарушением слуха не всегда могут воспринимать речевую инструкцию, поэтому так важно показать им зрительный пример упражнения;
  • доступность заключается в том, что при подготовке занятия педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка и давать каждому ту нагрузку, которая адекватно подходит под возможности детей;
  • принцип закрепление навыков характеризуется многократным повтором одного и того же упражнения не на одном занятии, а на курсе занятий [6, С.210].

Таким образом, можно придти к выводу о том, что занятия по физической культуре с глухими детьми, используя различные методы и виды упражнений, являются одним из основных факторов их успешного развития. Необходимо понимать, что целенаправленное использование этих методов возможно позволит глухим детям стать в будущем спортсменами. Так на настоящий момент выделяют целый ряд видов спорта (баскетбол, легкая атлетика, теннис, футбол, плавание и многое другое), в которых показывают высокий уровень достижений лица с нарушением слуха.

Список литературы:

  1. Абилова Э.Н. Особенности развития двигательной сферы глухих детей школьного возраста // Дефектология. - 1992.
  2. Голозубец Т.С. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / Голозубец Т.С. – Хабаровск, 2005. – 23 с.
  3. Дзержинская Л. Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников средствами ритмической гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дзержинская Л.Б. – Волгоград, 1997. – 23 c.  
  4. Добрынина Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Добрынина Л.А. – Хабаровск, 2002. – 21 с.
  5. Королев С.А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей 4-7 лет в специальных дошкольных учреждениях: автореф. … дис. канд. пед. наук / Королев С.А. – Москва, 2004. – 21 с.
  6. Николаева Е.В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях адаптивной физической культуры в условиях вспомогательной школы // Физическая культура и спорт – основы здоровой нации . – 2017. –С.208-212

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование логических блоков Дьенеша в работе с глухими детьми при формировании элементарных математических представлений"

В работе представлен перспективный план занятий по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша....

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

В статье рассматривается применение средств оздоровительной физической культуры в рамках коррекции осанки для разнообразия и повышения эффективности занятий в школе....

Рабочая программа по физической культуре для слабослышащих и глухих учащихся 6—11 классы (основное общее образование)

Программа подготовлена Самусенко И.Г., учителем физической культуры ГКОУ РА «Адыгейская республиканская  школа-интернат  I, II, III и IV видов» с учетом Обязательного минимума со...

«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Главным средством, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить з...

Педагогический проект "Содействие физическому развитию личности ребенка средствами предмета физической культуры"

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет - самые важные периоды интенсивного развития детского организма.   Формирование здоровья   совпадает с важнейшим...

Диссеминация педагогическим опытом учителя физической культуры "Система работы с мотивированными и одарёнными детьми"

культуре и спорте в Российской Федерации»). Одаренность в области физической культуры подразумевает собой не только моторную (двигательную) составляющую, но в том числе и интеллектуальную, нравственн...

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры, при работе с детьми с ОВЗ»

Состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший показатель благополучия общества и государства....