ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
статья по психологии

Данная статья включает в себя характеристику адаптивной физической культуры и ее особенности при занятиях с детьми имеющими диагноз детский церебральный паралич.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slipchenko_e.s._o_adaptivnoy_fizicheskoy_kulture.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Слипченко Е.С. г. Ставрополь, ГБОУ ВО СГПИ

Научный руководитель: доцент Литвина Г.А.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 Аннотация. Данная статья включает в себя характеристику адаптивной физической культуры и ее особенности при занятиях с детьми имеющими диагноз детский церебральный паралич.

Ключевые слова: физическая культура, адаптивная физическая культура, физическая реабилитация, детский церебральный паралич, компенсация, индивидуальный подход.

Во все времена физической культуре придавалось не маловажное значение в развитии личности и общества в целом, так как именно благодаря этой отрасли культуры формируется здоровье любого человека, что является основой для дальнейшего развития.

По Г.М. Соловьеву физическая культура – это область культуры, которая представляет собой относительный уровень таких достижений общества, как духовные, научные и материальные, которые были получены в процессе специальной деятельности системы, включающей в себя физическое воспитание и спорт, а также образование, внедренное в образ жизни общества в целом.

Физическая культура применяется как для детей нормы, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Отрасль, занимающаяся разработкой методов, способов коррекции и физического воспитания для лиц с нарушенным развитием называется адаптивной физической культурой.

Целью такого феномена как адаптивная физическая культура является не только ее прямое направление – лечение с помощью физических упражнений и процедур, а также такие процессы как социализация личности человека, имеющего отклонения в психофизическом развитии и повышение уровня жизни лиц с ОВЗ. [2, с. 25]

Адаптивная физическая культура подразделяется на следующие виды:

  • Адаптивное физическое воспитание, которое направлено на формирование физкультурного образования детей.
  • Адаптивная двигательная рекреация составляет проведение здорового досуга и активного общения.
  • Адаптивный спорт, который направлен на развитие и улучшение психофизических способностей личности.
  • Физическая реабилитация создана для того чтобы лечить, восстанавливать способности детей, а также для развития компенсаторных процессов, которые в свою очередь помогают детям адаптироваться в обществе.

Влияние адаптивной физической культуры на детей имеющих ограниченные возможности здоровья можно свести к следующему: Психологическое воздействие заключается в улучшение эмоционального фона ребенка. Тонизирующее воздействие отражается в том, что общее соматическое состояние ребенка находится в норме и все системы органов справляются со своими функциями. Функциональное воздействие можно разделить по двум формам: непосредственное и косвенное. К непосредственному относится приспособляемость к физическим нагрузкам опорно-двигательного аппарата и органов дыхания. А к косвенному воздействию относится повышение деятельности органов пищеварения, выделительной системы и т.д. К морфологическому воздействию относится регулирование деятельности мышц, а также улучшение кровообращения.  Компенсационное воздействие заключается в развитие и улучшении показателей тех органов или систем органов, которые могут помочь организму адаптироваться.  [4]

Если говорить о том, что дают занятия по адаптивной физической культуре для детей с нарушенным психофизическим развитием, то можно выделить следующее. Дети учатся управлять своим телом, его движениями, приобретают в последствии необходимые умения, а также реализуются в обществе и приобретают знания о том, как помочь себе. И все это может дать  таким детям возможность жить в обществе, как полноценной личности.

Говоря об адаптивной физической культуре большое внимание направлено на категории лиц, для которых и создан данный вид физической культуры. Можно выделить следующие категории лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, из-за чего для их развития необходимы занятия по адаптивной физической культуре: лица с нарушением слуха, лица с нарушение зрения, лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, лица с задержкой психического развития, лица с нарушением интеллекта, лица с расстройствами аутистического спектра.

Наибольшее внимание по нашему мнению нужно привлечь к проблеме адаптивного физического воспитания к детям имеющим нарушение опорно-двигательного аппарата, так как именно данная категория лиц, имеет такие отклонения в развитии, которые можно ослабить, сгладить или преодолетьс помощью физической культуры.

Детские церебральные параличи – это группа патологических синдромов, которые возникают вследствие внутриутробных, родовых и послеродовых поражений мозга, проявляющиеся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. [1,с. 215]

К факторам, влияющим на появление данных патологий можно отнести как заболевания и нарушения у матери во время беременности так и параличи вследствие менинтита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.

Выделяют различные формы детского церебрального паралича. Мы будем использовать классификацию по МКБ-10, в ней выделяют следующие формы: спастическая тетраплегия, спастическая диплегия, гемиплегическая форма, дискинетическая форма, атаксическая форма и смешанные формы.

Так как ведущим в клинической картине детских церебральных параличей являются именно двигательные нарушения, а лечение направленно на развитие навыков самообслуживания и адаптацию детей данной категории, то основную роль в коррекции и реабилитации играет физическое воспитание и обучение.

Физическое воспитание и обучение детей ДЦП целесообразно разделить на 3 возрастные периода: доречевой и ранний период (от 0до 3 лет), дошкольный период (от 3 до 7 лет) и школьный период (старше 7 лет).

При занятиях адаптивной физической культурой с детьми с детским церебральным параличом важно уделить особое внимание на то, что развитие происходит последовательно в соответствии с возрастными нормами. То есть план, по которому должен следовать специалист зависит от онтогенетических особенностей развития движений и двигательных актов, которые в свою очередь определяют статистику и динамику тела, навыки самообслуживания, психологическую и эмоциональную сферу и т.д.

Существуют разные точки зрения о том, к каким принципам должна подчиняться адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличом. Выделим основные из них:

Принцип нормы, исключающий понятие «больной ребенок», который заключается в том, что отношение специалиста к ребенку с ДЦП недолжно отражать негативное отношение, пренебрежение и т.д.

Принцип компенсации, который включает развитие сохранившихся функций.

Принцип создания мотивации, так как именно когда ребенок ставит сам перед собой цель чего-то добиться или у него есть интерес к той деятельности, которая осуществляется на занятии, то задачи, поставленные на занятии становится гораздо проще и быстрее осуществимыми. Но данный принцип может быть осуществим только при правильной организации занятий.

Принцип согласованности активной работы и отдыха имеет немаловажную роль, так как из-за утомляемости может возникнуть негативное отношение к занятиям. Поэтому необходимо либо устраивать отдых либо с определенной периодичностью менять виды деятельности и нагрузки.

Принцип систематичности, который заключается в том, что занятия должны проводиться курсами, только тогда будет возможно достичь поставленных результатов.

Принцип необходимости поощрения, нельзя забывать о том, что физические упражнения для детей данной категории имеют более серьезные нагрузки в отличие от детей нормы. Поэтому когда ребенок поощрен, он понимает что его труды имеют значение для окружающих и него самого.

Принцип индивидуальных дозированных нагрузок в форме особого подхода к каждому ребенку. Коррекционные занятия разрабатываются с целью эффективного развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания у детей с ДЦП, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Развитие опорно-двигательного аппарата и других систем ребенка осуществляется благодаря совокупности разнообразных методов, к ним относятся следующие:

Малоподвижные игры, которые должны иметь конкретную цель, они могут быть применены для тренировки внимания и координации.

Подвижные игры направлены на развитие двигательных навыков. Данные игры могут включать в себя элементы ходьбы, бега, ползанья, эстафет и т.д. Могут применяться различные игры: футбол, волейбол, баскетбол, но их отличает от общепринятых версий, то что правила более упрощены для того что бы ребенок смог быстро понять правила и выполнить нужные действия.

Гимнастические упражнения, с помощью которых можно дозировать нагрузку на определенные участки тела, а так же благодаря данным упражнениям развивается мышечная сила, подвижность в суставах и координация движений. [3, с. 345]

Выделяют отдельную группу нетрадиционных форм занятий адаптивной физкультуры при ДЦП. В нее входят: занятия в сухом бассейне, фитбол-гимнастик, занятия плаванием, иппотерапия, канестерапия, занятия пластики и хореографии, упражнения на матах и на батутах, а так же использование вращательных тренажеров и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод что занятия по адаптивной физической культуре для детей с ДЦП имеют ряд особенностей, в них входят принципы, которыми должен руководствоваться специалист осуществляющий данную деятельность, к ним относятся принцип создания мотивации, принцип компенсации, принцип систематичности занятий и т.д.

Адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличом имеет следующие формы: малоподвижные игры, подвижные игры, гимнастические упражнения и другое.

На данный момент нельзя сказать, что все методы коррекции и реабилитации для детей с ДЦП разработаны и имеют высокий уровень эффективности. По нашему мнению существует необходимость в дальнейшей разработке методов помощи детям с детским церебральным параличом, а в большей степени это касается методов адаптивной физической культуры.

Список литературы:

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. – 1987. – 332 с.
  2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. М., 2000. – 240 с.
  3. Физическая реабилитация. Учебник. Под / ред. С. Н. Попова.Ростов – на – Дону : Феникс, 2005. – 603 с.
  4. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: методология и развитие в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Различ­ные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом ...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Особенности продуктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом

К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурс...

Особенности развития образа Я у подростков с детским церебральным параличом

В данной статье описываются особенности развития образа Я у подростков с детским церебральным параличом, а также факторы, влияющие на его развитие....