Особенности продуктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом
методическая разработка на тему

Надежда Владимировна Порфирова

К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности (рисование, лепка, конструирование).

Результатом – продуктом этой деятельности является промежуточный или конечный результат – решение, исследование, идея, идеализация, ресурс, противоречие, постановка задачи, модель, образ, разрешение противоречия и др., осознаваемые когнитивные и личностные изменения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности продуктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом

Анализ программы Н.В. Симоновой по продуктивной деятельности у детей с ДЦП

Данная программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет, имеющими диагноз «Детский церебральный паралич» (все клинические формы, кроме двойной гемиплегии).

Программа рассчитана на трехлетний срок воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях следующего типа: детских яслях-садах и детских садах с круглосуточным пребыванием, в дошкольных детских домах, дошкольных группах при школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.

Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно - образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающим в совокупности разностороннее развитие ребенка c церебральным параличом и подготовку его к школе.

Программа рассчитана на выполнение ее во всем объеме при условии полного (3 года) или частичного (1,2 года) пребывания детей в дошкольном учреждении в зависимости от состояния их психофизического развития. Программа обеспечивает решение следующих основных задач:

1) обогащение общего развития детей;

2) коррекция аномального развития;

3) дифференциальная диагностика;

4) подготовка к школьному обучению.

Далее осуществим сравнительный анализ задач данного раздела продуктивной деятельности «Изобразительная деятельность и конструирование». Анализ задач проводится по мере усложнения на каждом году обучения.

Изобразительная деятельность

Конструирование

Первый год обучения

Рисование

- Демонстрировать детям приемы рисования. Изображать мелом на доске простое и понятное детям содержание. Изображение давать схематично, но очень заинтересованно, с речевым сопровождением и показом, демонстрацией изображаемых действий ("Мальчик играет в мяч", "Дети строят дом для куклы" и т.д.) рисовать цветы, различные изменения в природе.

- Рисовать для детей краской на большом листе бумаги большой кистью. Пробуждать эмоциональный отклик на яркие пятна, мазки и штрихи, поощрять желание детей участвовать в рисовании, поощрять и стимулировать оценочные действия детей, обсуждать предлагаемую ими тематику для рисования. Обращать внимание на возникновение сходства цветовых пятен сочетаний линий с обликом знакомых предметов.

- Познакомить детей с кистью и краской. Рисовать без задания. Учить устанавливать сходство каракулей со знакомыми предметами, поощрять рисование самостоятельное, исправлять и дополнять совместно с детьми их рисунки, делая их более доступными для узнавания.

- Развивать самостоятельные изобразительные умения с учетом возможностей детей: формировать навык пользования карандашом и кистью, подражать действиям руки воспитателя: движения руки по спирали, прямо, касаясь бумаги, ставить точки.

- Учить связывать различные движения с результатами: мазки с каплями дождя, спиралевидные движения с запутавшимися нитками в клубке, волнообразные движения с ручейком. Упражнять детей в проведении прямых линий, обращая внимание на начало и конец движения: ленты, тесьмы, дорожка для куклы. Рисовать кистью плашмя, всей поверхностью ворса. Рисовать карандашом и фломастером, пальцем, обмакивал его в краску. Направлять детей на изображение реальных предметов. Познакомить с обследованием предметов перед рисованием (целостное восприятие, обыгрывание, определение Формы путем обведения по контуру, определение цвета).

- Познакомить с изображением предметов, имеющих форму круга. Рисовать мячи, воздушные шары, яблоки, арбуз, вишенки и т.д. Упражнять в рисовании округлых форм, замыкать линию. Называть Форму "круглой". Сравнивать форму изображаемых предметов с формой предмета-эталона: "Яблоко похоже на шар, оно круглое".

- Рисовать краской путем применения "следы на снегу", "сосульки заплакали", "травка выросла", "дождик", "снег ночью", "огни зажглись". Во время рисования правильно располагать рисунок на листе бумаги. Уметь назвать свой рисунок, узнать его среди других рисунков.

Лепка

- Сочетать аппликацию с рисованием и конструированием: сначала выполнить конструкцию, затем аппликацию и рисунок.

- Лепить совместно с детьми фигурки людей, зверей, снежную бабу, передавать в вылепленной фигурке движение, действие:

- Упражнять детей в лепке предметов шарообразной формы (яблоки, апельсины, конфеты), сравнивать их форму с формой шара. Называть форму круглой.

- Упражнять в способе раскатывания глины и пластилина прямыми и круговыми движениями между ладонями. Подводить детей к установлению связей между формой предмета и способами лепки. Познакомить с восприятием объемной формы перед лепкой путем ощупывания. Лепить предметы, похожие на шар, на палочку, на карандаш.

-Лепить предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой формы: снеговик, пирамиды из шаров, неваляшки. Вычленять основные части предмета, устанавливать их соотношения по величине, расположению и форме.

- Познакомить с приемами расплющивания глины и пластилина: лепешки, печенье, бортики.

-Познакомить с приемами защипывания краев (блюдце, мисочка, печенье), оттягивания (морковка, птичка, лимон, банан, огурец). Подводить детей к запоминанию последовательности лепки: - что делали сначала, что потом. Анализировать поделки, выделять их части, показывать и объяснять как выполнялась та или другая часть.

- Совершенствование и разнообразие способов обследования предметов перед их лепкой: тактильно-двигательным и зрительным способом с речевой фиксацией.

- Учить передавать в лепке целостный предмет со всеми его свойствами, добиваться внешнего сходства с натурой. Активизировать взаимопомощь детей, коллективные действия с учетом возможностей каждого ребенка: один может только отрывать куски пластилина, другой раскатывает их, некоторые дети принимают участие только в выборе материала, в планировании этапов действия и в оценке результата.

Аппликация

- Учить узнавать в аппликации реальные предметы, подкладывать аппликации к предмету, находя его в ряду других предметов 4 (выбор от 2-7). Находить такие предметы в ряду других, отличающихся только по одному признаку (цвету, 1орые, величине).

- Учить находить в предметах различительный признак (такой - не такой, этот красный, а этот синий),

- Учить анализировать несложный образец с помощью воспитателя, вычленять основные элементы, их форму и расположение. Совершенствовать ориентировку в пространстве на листе бумаги.

- Показывать детям аппликации зверей, несложных сюжетов, предметов, различных узоров (можно из готовых фигур и форм). Наклеивание сопровождать эмоциональным рассказыванием и демонстрацией.

- Познакомить с основными правилами работы с материалом и орудиями, необходимыми для аппликации: клей, кисть, бумага, салфетка, заготовка, образец. Показать приемы работы - намазывание изнаночной стороны, всей ее поверхности, снимание излишек клея, прижимание изделия салфеткой. Совместное с воспитателем выполнение аппликаций по предложенной детьми и воспитателем теме.

- Познакомить с составлением узора, в основе которого лежит ритмическая смена элементов - чередование по определенному признаку на горизонтальной полоске бумаги. Равномерно распределять предметы при наклеивании в пространстве листа бумаги. Увеличивать количество элементов до 7. (Венок из цветов "Тюльпаны белые и красные, желтые и красные", "Елочки большие и маленькие", "Грибы и грибочки").

- Составление узора в круге и на полосе, в овале, по образцу. Использовать для чередования осенние плоды, листья, праздничные флажки, шары разного цвета, лес - большие и маленькие елочки, грибочки и т.д. Находить середину круга, овала, полоски.

- Учить анализировать натуру, определять существенные признаки и пространственные отношения частей. Находить заготовки к предметной аппликации.

- Проводить предметную аппликацию по натуре: сборно-разборные игрушки: "Соберем пирамидку", "Построим дом из двух-трех частей", "Слепим снежную бабу".

- Подводить к сюжетной аппликации, видеть связь предметов по содержанию ("около дома растет елка", "на улице два дома рядом"). Учить анализировать аппликацию, изготовленную самостоятельно и другими детьми.

- Учить под руководством воспитателя анализировать постройки-образцы, вычленять основные части постройки и определять какие элементы строителя при этом используются.

- Учить детей путем проб действия и зрительно выделять свойства предметов строителя: форма, величина, цвет кубиков, кирпичиков, брусков. Обращать внимание на то, что свойства строительных предметов могут меняться в зависимости от их сочетания о другими предметами и от положения в пространстве (устойчивость кирпичиков различна, если его поставить или положить.)

- Развивать способность выделять элементы постройки в готовом образце, передавать в постройках взаимное расположение частей предмета. Для этого проводить упражнения в непредметном конструировании. Воспроизводить по подражанию комбинации из нескольких элементов (кубик, брусок, призма, игра "Сделай как у меня", "Что изменилось", "Посмотри и переставь, как я").

- Проводить игры и упражнения по развитию восприятия детьми формы, цвета и величины предметов. Подбирать элементы строительных наборов по величине, цвету и форма в соответствии с образцами. Сравнивать элементы строительных наборов путем накладывания, прикладывания.

- Учить воспроизводить одну и ту же постройку по образцу, после показа образца, по рисунку-образцу, по словесной инструкции.

- Познакомить с конструированием сборно-разборных игрушек (неваляшка, машина, мишка, Буратино, Чебурашка). Разбирать и собирать, соединять части в целом.

- Складывать разрезные картинки с изображением этих же фигур, разрезанных соответственно соединяемым частям игрушки.

- Формировать у детей предварительное узнавание целого предмета по его части, фрагментам. Складывать разрезные картинки с изображением животных (с прямыми разрезами из 3-4 частей).

- Учить конструировать из деревянного конструктора по рисунку-образцу: дорожку из трех одинаковых кубиков, двух цветов, двухэтажную башню из трех кубиков двух цветов, трехэтажную постройку из семи кубиков трех цветов. Строить дома из нескольких этажей с крышей, мосты, ворота, забор, гаражи для разных машин;

- По рисунку-образцу выкладывание на плоскости четырехцветного квадрата с произвольным распределением цвета; квадрат из четырех цветов по две цветочности.

- Учить отроить по нерасчлененной модели: дорожка из трех деталей с учетом величины, дом с крышей, квадрат.

- Широко использовать строительные наборы "Наш дом", "Скотный двор". Выполнять сюжетные постройки: домики с крышами, вокруг домов деревья, у каждого животного свой дом в зависимости от величины. Результат постройки соотносить с образцом, оценивать, учитывая возможности детей.

Второй год обучения

Рисование

- На основании предварительного обследования рисовать карандашами и красками предметы разной формы (огурцы и помидоры, морковь и яблоки, лимон и яблоко). Передавать индивидуальные особенности формы предмета. Рисовать предметы из округлых и угловатых форм: тележку, автобус, вагон, машину "скорая помощь". В рисунке передавать различия предметов по величине. Рисовать предметы по натуре.

- Рисовать предметы после предварительного наблюдения их на прогулке, рассматривания готовых рисунков и картинок. Рисование по представлению без показа на тему: "Осень" - голые деревья, летят журавли, летят листья, "Зима" - дома с крышами, покрытыми снегом и т.д. Создавать сюжетные рисунки по представлению.

- Проводить предметное рисование по индивидуальному замыслу детей, по индивидуальному выбору из группы представленных предметов.

- Развивать и расширять представления и умения детей передавать в рисунках свои впечатления, рисовать после проведения праздников. Работать над преодолением стандартности детских рисунков.

- Дополнять незаконченные рисунки. Дорисовывать существенные детали у предметов: колеса у машин, стрелки у часов, окна и двери у домов, руки и ноги у куклы и т.д.

- Упражнять в составлении узора в круге, квадрате, овале, на полоске. Использовать одну или несколько красок. Наносить точки, мазки, волнистые линии.

Лепка

- Лепить знакомые предметы по представлению (по заданию и по собственному выбору). Передавать особенности формы предмета, раскрашивать лепку, затем использовать в игре.

- Лепить из пластилина Фигурки животных и включать их в последующее обыгрывание сказок. Учить каждого ребенка выполнять работу строго по теме.

- Проводить специальные упражнения по развитию у детей умения сравнивать предметы по форме: "На что это похоже?", "Что изменилось", "Чем отличается?".

- Лепить группы предметов к сказкам и обыгрывать поделки: снегурочка, снеговик, мишка с медвежатами, курочка и цыплята и т.д.

- Под руководством воспитателя планировать этапы и последовательность предстоящей работы, а по окончании рассказать в какой последовательности она выполнялась: что вылепил сначала, что потом, что было сделано в этой фигурке раньше, что в самом конце лепки.

- Лепить предметы по индивидуальному выбору детей, до этого времени еще отсутствующие в их изобразительном опыте. Лепить без показа на основе предварительного обследования предметов и определения способов лепки. Лепить сначала с помощью воспитателя, потом самостоятельно.

- Рассматривать с детьми деревянные хохломские миски, солонки, керамическую посуду. Познакомить с лепкой полой формы: глубокая миска, стакан, чашка.

- Учить делать углубления в куске глины, загибать края у расплющенного куска, сглаживать поверхность поделки.

- Лепить по натуре и по представлению.

Аппликация

- Составлять по образцу узор в круге и полоске, самостоятельно вычленяя принцип его составления: салфетка с вышивкой, отделка для фартучка. Переносить симметричный узор с одной стороны аппликации на другую. Осуществлять выбор необходимых элементов: отбирать лишние по цвету, по форме.

- Составлять предметную аппликацию из частей. Наклеивать изображения сборно - разборных игрушек.

- Проводить сюжетно-тематическую аппликацию "Зима" с расположением элементов по замыслу детей.

- Учить анализировать готовую работу, находить и сопоставлять симметричные элементы.

- На основе имеющегося опыта и специально проведенных наблюдений, рассматривания картин строить по представлению с использованием различных строительных наборов. (На тему "Улица" использовать наборы с готовыми домами, "сажать" деревья, делать тротуары, ставить заборы и т.д.).

- Продолжать создавать по конструкции - образцу модели различных домов, отражая этажность, количество секций-подъездов, особенности крыши. Варьировать типы образцов на одну и ту же тему, выполнять конструкции из разных строителей. Учить связывать особенности строения с назначением здания. Оценивать работы на основе сравнения с образцом с учетом возможностей детей: понимания процесса конструирования и доступности его реализации.

- Строить по образцу-рисунку. Узнавать части предмета в рисунке, подбирать соответствующие элементы строителя; передавать пространственные расположения и отношения по величине. (Два одинаковых дома по конструкции, но разные по величине.) Выбирать из смешанных элементов конструкторов те, которые нужны для одного, а затем для другого сооружения. Конструировать по плоскостным образцам с усложнением деталей. После создания конструкции учить детей зарисовывать их.

- Складывать разрезные картинки с прямыми разрезами (3-5 частей). Узнавать предмет по фрагментам (предметы быта, фигурки животных, игрушки, человеческие фигуры). Составлять картинки с изображением простейшего сюжетного содержания, предварительно рассматривая целое, разрезное изображение.

- Нормировать у детей планирование предстоящей работы, действовать сразу же после называния этапа выполнения, не допускать разрыва между возможностью правильного словесного планирования, возможностей действия и его реализацией.

Третий год обучения

Рисование

- Совершенствовать умение анализировать натуру перед рисованием. Проводить предметное рисование по выбору из наглядно представленных образцов по замыслу (кукла, снежная баба, Снегурочка, ворона на снегу, елка с игрушками, различные животные и т.д.). Расширять и менять ассортимент в ходе рисования по выбору детей, предлагать игрушки и предметы новые, которые не были в изобразительном опыте детей.

- Рисовать без показа, по представлению на основе наблюдений. Передавать в рисунке впечатления о празднике, рисовать красками и карандашами осень, зимний пейзаж и забавы детей зимой, праздник елки, I Мая, салют на Красной площади. В течение всего года по мере расширения представлений о временах года отражать в рисунках изменения в природе: падают листья, идет снег, дождь в городе, в деревни т.д.

- Рисование по представлению на темы сказок и сюжетно-ролевых игр. При этом основное внимание обращается на формулирование замысла и содержания предстоящей работы и следованию намеченному плану работы.

- Развивать изобразительный замысел в ходе рисования по содержанию сюжетно-ролевых игр.

- Декоративное рисование. Упражнять в раскрашивании контурных изображений (по образцу, по игрушке, по собственному желанию), переносить рисунок с одной стороны листа на другую. Рисовать красками, фломастером.

Лепка

- После рассматривания хохломских изделий и керамической посуды выполнять лепку без показа. Пробовать лепить предметы более сложной формы: кувшины, вазы, чашка с ручкой и т.д.

- Лепить из пластилина по представлению простые сюжетные композиции к сказкам (Мышка в коляске).

- Учить выполнять индивидуальные задания в выполнении общей работы с последующим объединением всех поделок (корзина с яблоками, ваза с цветами и т.д.).

- Лепить по замыслу. Способствовать формированию замысла у детей, планирования предстоящей работы и ее доведения до конечного результата.

- Уметь анализировать проделываемую работу, дать ей оценку, определить степень участия каждого. Использовать данные поделки для занятий по другим видам деятельности: в игре, на рисовании с раскрашиванием поделок, с целью развития представлений об окружающем, ориентировки в пространстве, математических представлений.

Аппликация

- Составлять по образцу узоры из цветов, из листьев, плодов по краям различных форм - круга, квадрата, овала, соблюдая принцип чередования по определенному признаку.

- Складывать и наклеивать изображения живых существ - человека, животных из отдельных частей. Проводить упражнения по узнаванию целого по части ("К какой картинке это относится?", "Кому нужна эта деталь?").

- Изготовлять салфетки овальной, прямоугольной, треугольной формы, симметрично воспроизводя узор, имеющийся на какой-либо стороне. Учить располагать элементы по различным направлениям до середины листа.

- Вырезать и наклеивать простые формы (овощи, фрукты); выполнять сюжетно - тематическую аппликацию на тему "Зима", "Лунная ночь зимой", по собственному композиционному решению.

- Складывать разрезные картинки с изображением животных, домов, машин, растений, предметов быта (4-5 частей с разрезами по диагонали в сочетании с разрезами по вертикали). Складывать картинки с изображением простого связного содержания, узнавать целое по части.

- Строить комнату для куклы, расставлять мебель в комнате, переставлять мебель. Эти действия осуществляются по подражанию взрослому и по образцу.

- Учить словесно определять пространственные отношения между всеми предметами в постройке: прямо стоит стол, слева от стола стулья, около двери окно и т.д. Мебель расставлять по словесной инструкции взрослого, по самостоятельному решению с речевой фиксацией, по образцу после его тщательного анализа.

- Продолжать обучать детей конструированию по представлению, по иллюстрации ("Посмотри, как сделано, что где стоит в магазине, сделаем также"). При этом набор предметов, которые следует расставить, произволен.

- Конструировать по рисунку-образцу. Точно подбирать элементы конструктора. Соотносить с образцом.

- Продолжать создавать постройки из деревянного строителя по объемному образцу с последующей зарисовкой постройки. Учить использовать элементы отроите ля вместо других ("прямоугольник сделаем из двух квадратов").

- Познакомить детей с простейшей схемой-планом комнаты. Учить "видеть" реальные предметы в плане. Расставлять предметы в соответствии с планом. Сравнивать планы двух комнат, замечать изменения в плане одной и той же комнаты.

- Выполнять постройки по индивидуальному заданию одно и то же задание, но из разного строителя.

- Совершенствовать умение строить по рисунку-образцу с последующим зарисовыванием конструкций.

Заключение

К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности (рисование, лепка, конструирование).

Результатом – продуктом этой деятельности является промежуточный или конечный результат – решение, исследование, идея, идеализация, ресурс, противоречие, постановка задачи, модель, образ, разрешение противоречия и др., осознаваемые когнитивные и личностные изменения.

Критерии продуктивной деятельности отражают процессуальные и результативные характеристики, определены их уровни проявления: количественные (многовариантность способов изображения, подбора аналогий, оригинальных ответов, определения функций и др.), качественные (новизна, оригинальность, идеальность, убедительность, гуманность, использование методов творчества и др.).

Большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4 – 5 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой.

Еще одна особенность изобразительной деятельности детей с церебральным параличом: изображая предмет на пространстве листа, ребенок не соединяет его части между собой.

Также дети испытывают трудности при передаче величины предметов: рисуют их сильно уменьшенными. Больные с гиперкинезами сильно увеличивают изображение, так как им легче рисовать большие формы.

Испытываемые детьми с ДЦП затруднения в конструировании связаны с нарушениями пространственного восприятия. Многие дети ошибаются, делая постройки из кубиков или палочек, не могут правильно собрать разрезные картинки. Выполняя пробы Кооса, дети правильно находят части данной картинки, но расположить их относительно друг друга не могут. При копировании асимметричной фигуры из палочек делают ее изображение зеркальным.

Далее в нашей работе был сделан сравнительный анализ задач данного раздела продуктивной деятельности «Изобразительная деятельность и конструирование». Анализ задач проводится по мере усложнения на каждом году обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Различ­ные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом ...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Данная статья включает в себя характеристику адаптивной физической культуры и ее особенности при занятиях с детьми имеющими диагноз детский церебральный паралич....