Психологическая подготовка к экзаменам
презентация к уроку по психологии (11 класс)
Приемы психологической подготовки
учащихся к экзаменам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_podgotovka_k_ekzamenam.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приемы психологической подготовки учащихся к экзаменам Задачи сегодняшнего занятия: выработать конструктивное отношения к экзамену; научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год; стать более внимательным и организованными . Практикум: Экзамен для меня – это… закончи предложение.
Причины волнения перед экзаменами: 1. страх – «А вдруг провалю»; 2. недостаток подготовки; 3. волнение родных, близких и окружающих. Упражнения, которые помогают избавиться от волнений. 1. Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох. 2. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец , он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность ? Экзамены на «5» : 1. Приспособиться к окружающей среде. Мощным источником стресса для учащихся, сдающих экзамен, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги - члены экзаменационных комиссий Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся, целесообразно, по возможности, побывать на месте будущего экзамена, осмотреться, отметить его достоинства и недостатки. С этой же целью проводятся пробные экзамены .
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? 2. Контроль над позитивными мыслями. Доказано, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие, а мысли по поводу этого события (например предстоящий экзамен). Необходимо регулировать ход своих мыслей относительно предстоящего экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Практикум: Приведите примеры позитивных мыслей по поводу экзамена.
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? 3. Переименование Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным : не « трудное испытание», не « стресс», не « крах», а просто «тестирование». Практикум: Дайте новое , нейтральное название слову « Экзамен - ……… »
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? 4. Внутренний диалог. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Практикум: Какие возможные стрессовые ситуации могут возникнуть на экзамене? Ваши действия по решению данной ситуации.
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? 5. Настроиться на успех, удачу! Абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута! Практикум: Вспомните приятное событие в вашей жизни. Это может быть успешное выступление , удачный ответ, когда вы испытывали полное удовлетворение, измерьте свой пульс. Вспомните, когда вас очень сильно кто- то обидел, вы плакали, долго не могли забыть это событие, измерьте свой пульс Запишите ( высскажите ) вывод. А кто знает как можно измерить свое артериальное давление?
Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды. Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для этого для них необходимо определенное количество жидкости. Его недостаток снижает скорость нервных процессов.
Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария. В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария . Практикум: Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Вариант упражнения «перекрестный шаг» в ситуации экзамена . Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Зевота – зарядка для мозга! Это мнение основано на растущем числе исследований, обнаруживающих тот факт, что зевота повышает эффективность работы ума. Зевота буквально пригоняет дополнительную кровь непосредственно к мозгу. Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в кору мозга. Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.
Дыхательная гимнастика Поможет дыхательная гимнастика! Успокаивающее дыхание: выдох в два раза длиннее вдоха. Мобилизующее дыхание: вдох в два раза длиннее выдоха. В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут Практикум: 1.Делаем успокаивающее дыхание. 2. Делаем мобилизующее дыхание.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН Практикум: Помассируйте области мочек уха в течение 2-х минут
Как вести себя во время сдачи экзаменов? Будь внимателен! Соблюдай правила поведения на экзамене! Сосредоточься! Не бойся! Начни с лѐгкого ! Пропускай! Читай задание до конца! Думай только о текущем задании! Исключай! Запланируй два круга! Угадывай! Проверяй! Не огорчайся!
Психологический портрет человека, готового успешно сдать экзамены: 1. Уверен в своих силах. 2. Имеет и постоянно поддерживает позитивный настрой на успех. 3. Сам обеспечивает себе высокую степень мотивации к успешной сдаче экзамена. 4. Адекватно оценивает свои способности, имеет представление о специфике умственного труда. 5. Знает сильные и слабые стороны своего характера и умеет практически использовать эти знания. 6. Стойко преодолевает препятствия, появляющиеся на пути к достижению цели. 7. Извлекает рациональное зерно из критики в свой адрес, в меру самокритичен.
Психологический портрет человека, готового успешно сдать экзамены: 1. Принимает ответственные решения по поводу подготовки к экзаменам, инициативен в самоподготовке. 2. Формирует вокруг себя интеллектуальную и творческую среду развития. 3. Умеет ставить адекватные учебные задачи и поэтапно их решать. 4. Ценит и развивает в себе пунктуальность, обязательность, аккуратность. 5. Эффективно использует время, отведенное на подготовку к экзаменам, не откладывает дел на потом. 6. Доводит начатое дело до завершения. Успех или неудачу воспринимает как жизненный урок.
Продукты, улучшающие память МОРКОВЬ - облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозге. Перед экзаменом съешьте тарелку тертой моркови с растительным маслом. АНАНАС - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в большом количестве витамина C, Его в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасе очень мало калорий (100г. - 56 кал.). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.
Продукты, улучшающие внимание АВОКАДО - источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т. д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно 1/2 плода. КРЕВЕТКИ - деликатес для мозга: снабжают организм важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 г. в день. Обратите внимание: солить только после кулинарной обработки (варки или жарки).
Продукты, улучшающие внимание. ЛУК РЕПЧАТЫЙ помогает при умственном переутомлении и психической усталости; способствует разжижению крови; улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум 1/2 луковицы ежедневно. ОРЕХИ особенно хороши, если Вам предстоит умственный «марафон» (доклады, конференции, концерты). Укрепляют нервную систему; стимулируют деятельность мозга.
Влияние продуктов на восприятие информации и эмоции . Продукты, которые помогут успешно грызть гранит науки КАПУСТА – снимает нервозность ЛИМОН – освежает мысли и облегчает восприятие информации. ЧЕРНИКА – способствует кровообращению мозга. ВЛИЯНИЕ ПИЩИ НА ЭМОЦИИ: ПАПРИКА – способствует выделению «гормона счастья» эндорфина . КЛУБНИКА - быстро нейтрализует отрицательные эмоции. БАНАНЫ содержат серотонин –вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».
и еще… ВАЖНО: Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.
Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...
Психологическая подготовка к экзамену
Представлен комплекс упражнений на выработку умений по саморегуляции перед экзаменом в форме ГИА и ЕГЭ....
Программа психологической подготовки к экзаменам
Проблема психологической готовности школьников к ЕГЭ очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин:ЕГЭ имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных зн...
Психологическая подготовка к экзаменам (рекомендации школьнику).
Предлагаем тебе несколько секретов подготовки к экзаменам. Возможно, некоторые советы покажутся интересными и полезными....
Психологическая подготовка к экзаменам в школе
Рабочая программа групповых занятий, предназначенная для учащихся 8 - 11 классов ...
Психологическая подготовка к экзаменам
Рекомендации по сдаче экзаменов...
Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)
В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....