Рефлексия учебной деятельности в начальной школе.
статья по психологии

Хорева Елена Сергеевна

Сегодня необычайно важно формирование регулятивных универсальных учебных действий, а именно: умение спланировать свою учебную деятельность, организовать ее, а также суметь оценить результаты этой деятельности и сформулировать способы коррекции сделанных ошибок.
Дети младшего школьного возраста помимо осознания своих успехов нуждаются в оценивании их деятельности значимыми взрослыми: родителями и учителем. В данном случае недостаточно получение отметки, важен совместный анализ со взрослыми нюансов успеха, причин его достижения, а также обсуждение возникших на пути к цели трудностей и способов их решения в будущем. Помощь учителя при формулировании цели деятельности и ее планировании является необходимостью, вызванной возрастными особенностями учащихся начальной школы.
В настоящее время зачастую под рефлексией понимают подведение итогов в конце урока. Нужно отметить, что это лишь завершающая стадия непростого процесса рефлексии. Помимо анализа достижения цели урока ребенок нуждается в осознании задач осуществления каждого из этапов урока и оценке своих, пусть даже и небольших, промежуточных достижений.

В чем заключается рефлексия на уроке.

Что же в современной педагогике понимают под понятием «рефлексия». В переводе с латинского оно обозначает «обращение назад». Педагоги же подразумевают под этим термином самоанализ процесса деятельности, а также результатов этой деятельности.
Данное умение понадобится ребенку в течение всей жизни, во многих ее областях. Невозможно быть успешным без осознания своих ошибок и умения их исправить в будущем. Помощником здесь выступает сформированное критическое мышление, которое развивается, если учитель в своей деятельности уделяет достаточное внимание формированию регулятивных универсальных учебных действий, в частности, рефлексии.
Как ребенку, так и взрослому человеку, важно понимать для чего он выполняет те или иные действия, и какой ожидается результат. Нельзя допускать выполнения заданий на уроке просто из дисциплинарной необходимости их выполнять. Ученик нуждается в видении «берега», куда он плывет, и понимании, какие именно усилия приложить, чтобы успешно этого «берега» достигнуть.
Также состояние психологического комфорта при обучении возможно только при ощущении, что усилия потрачены не зря, ребенок чувствует свой успех и одобрение взрослого, видит, что учитель рядом и готов помочь в преодолении трудностей.

Методы осуществления рефлексии на уроках в начальной школе.

Чтобы рефлексия присутствовала в учебной деятельности непрерывно, полезно использовать разнообразные техники и приемы работы:
* Лестница успеха.
Этапы урока находят свое отражение в виде ступенек лестницы, где прохождение каждой из ступенек обсуждается и фиксируется рядом с преодолением очередной ступеньки.
* Рефлексивная мишень.
Здесь также промежуточные цели и задачи, а также результаты их достижения, наглядно фиксируются на полях мишени, где целью является «попасть в десятку», т.е. достигнуть основной цели, поставленной в начале урока.

* Метод «Острова».
Данный метод необходим для анализа эмоционально-психологического состояния ребенка в процессе деятельности и при подведении ее итогов. Известно, что положительная мотивация к учению формируется только на фоне удовлетворения результатами своей деятельности, пусть на данный момент и небольшими. Если несколько раз при выполнении упражнений ребенок потерпел фиаско, он вряд ли захочет снова приступить к этой деятельности, а скорее всего, будет искать способы ее избежать.
На доске фиксируется карта островов, название каждого из которых формулирует эмоциональные состояния человека. В процессе учебной деятельности каждый ученик анализирует, на каком он острове находится по завершении того или иного этапа урока.
Данный метод помогает учителю вовремя заметить дискомфорт ребенка, помочь ему преодолеть возникшие трудности, а также на будущее скорректировать ход урока так, чтобы минимизировать негативное эмоциональное напряжение учащихся.
* Метод «Зарядка».
Этот метод необычайно полезен для детей-кинестетиков, для которых сложно соблюдать неподвижность в течение урока. Анализ результатов той или иной деятельности демонстрируется учениками при помощи заранее оговоренных движений, которые показывают, как ребенок оценивает свою работу, удовлетворен ли он ее результатом.
* Прием «Букет настроения».
С помощью цвета цветка, который ребенок ставит в общую вазу, можно выразить оценку своей деятельности. По цвету, преобладающему в букете, учитель и учащиеся видят общий итог деятельности, насколько она была успешной для класса.
При всем многообразии существующих методов, техник и приемов необходимо помнить об индивидуальном восприятии каждого из них классом и отдельным ребенком и учитывать полученные данные при выстраивании процесса рефлексии в учебной деятельности.
Как кирпичик за кирпичиком выстраивается дом, так и осознание своих успехов на каждом уроке ведет к успешному овладению школьной образовательной программой в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_uchebnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия учебной деятельности в начальной школе.

Сегодня необычайно важно формирование регулятивных универсальных учебных действий, а именно: умение спланировать свою учебную деятельность, организовать ее, а также суметь оценить результаты этой деятельности и сформулировать способы коррекции сделанных ошибок.
Дети младшего школьного возраста помимо осознания своих успехов нуждаются в оценивании их деятельности значимыми взрослыми: родителями и учителем. В данном случае недостаточно получение отметки, важен совместный анализ со взрослыми нюансов успеха, причин его достижения, а также обсуждение возникших на пути к цели трудностей и способов их решения в будущем. Помощь учителя при формулировании цели деятельности и ее планировании является необходимостью, вызванной возрастными особенностями учащихся начальной школы.
В настоящее время зачастую под рефлексией понимают подведение итогов в конце урока. Нужно отметить, что это лишь завершающая стадия непростого процесса рефлексии. Помимо анализа достижения цели урока ребенок нуждается в осознании задач осуществления каждого из этапов урока и оценке своих, пусть даже и небольших, промежуточных достижений.

В чем заключается рефлексия на уроке.

Что же в современной педагогике понимают под понятием «рефлексия». В переводе с латинского оно обозначает «обращение назад». Педагоги же подразумевают под этим термином самоанализ процесса деятельности, а также результатов этой деятельности.
Данное умение понадобится ребенку в течение всей жизни, во многих ее областях. Невозможно быть успешным без осознания своих ошибок и умения их исправить в будущем. Помощником здесь выступает сформированное критическое мышление, которое развивается, если учитель в своей деятельности уделяет достаточное внимание формированию регулятивных универсальных учебных действий, в частности, рефлексии.
Как ребенку, так и взрослому человеку, важно понимать для чего он выполняет те или иные действия, и какой ожидается результат. Нельзя допускать выполнения заданий на уроке просто из дисциплинарной необходимости их выполнять. Ученик нуждается в видении «берега», куда он плывет, и понимании, какие именно усилия приложить, чтобы успешно этого «берега» достигнуть.
Также состояние психологического комфорта при обучении возможно только при ощущении, что усилия потрачены не зря, ребенок чувствует свой успех и одобрение взрослого, видит, что учитель рядом и готов помочь в преодолении трудностей.

Методы осуществления рефлексии на уроках в начальной школе.

Чтобы рефлексия присутствовала в учебной деятельности непрерывно, полезно использовать разнообразные техники и приемы работы:
* Лестница успеха.
Этапы урока находят свое отражение в виде ступенек лестницы, где прохождение каждой из ступенек обсуждается и фиксируется рядом с преодолением очередной ступеньки.
* Рефлексивная мишень.
Здесь также промежуточные цели и задачи, а также результаты их достижения, наглядно фиксируются на полях мишени, где целью является «попасть в десятку», т.е. достигнуть основной цели, поставленной в начале урока.

* Метод «Острова».
Данный метод необходим для анализа эмоционально-психологического состояния ребенка в процессе деятельности и при подведении ее итогов. Известно, что положительная мотивация к учению формируется только на фоне удовлетворения результатами своей деятельности, пусть на данный момент и небольшими. Если несколько раз при выполнении упражнений ребенок потерпел фиаско, он вряд ли захочет снова приступить к этой деятельности, а скорее всего, будет искать способы ее избежать.
На доске фиксируется карта островов, название каждого из которых формулирует эмоциональные состояния человека. В процессе учебной деятельности каждый ученик анализирует, на каком он острове находится по завершении того или иного этапа урока.
Данный метод помогает учителю вовремя заметить дискомфорт ребенка, помочь ему преодолеть возникшие трудности, а также на будущее скорректировать ход урока так, чтобы минимизировать негативное эмоциональное напряжение учащихся.
* Метод «Зарядка».
Этот метод необычайно полезен для детей-кинестетиков, для которых сложно соблюдать неподвижность в течение урока. Анализ результатов той или иной деятельности демонстрируется учениками при помощи заранее оговоренных движений, которые показывают, как ребенок оценивает свою работу, удовлетворен ли он ее результатом.
* Прием «Букет настроения».
С помощью цвета цветка, который ребенок ставит в общую вазу, можно выразить оценку своей деятельности. По цвету, преобладающему в букете, учитель и учащиеся видят общий итог деятельности, насколько она была успешной для класса.
При всем многообразии существующих методов, техник и приемов необходимо помнить об индивидуальном восприятии каждого из них классом и отдельным ребенком и учитывать полученные данные при выстраивании процесса рефлексии в учебной деятельности.
Как кирпичик за кирпичиком выстраивается дом, так и осознание своих успехов на каждом уроке ведет к успешному овладению школьной образовательной программой в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по использованию театрализации в учебно - коррекционной деятельности в начальной школе

Дети с нарушением в развитии интеллекта более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Вопрос ока...

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эф...

Преемственность в развитии учебной деятельности между начальной и средней школой.

Формы и методы при переходе от начального звена к среднему звену...

Презентация по теме самообразования "Рефлексия учебной деятельности на занятии"

Рефлексия как этап современного занятия в условиях ФГОС. Многие преподаватели не придают особого значения этому этапу занятия, некоторые относятся к его проведению чисто формально. В данном докладе по...

ПРИЁМЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния....

Рефлексия учебной деятельности 2022 г

Рефлексия учебной деятельностиРефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных ...

Методические рекомендации по организации учебной деятельности в начальной школе для учителя английского языка

Данные методические рекомендации посвящены методике организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими школьниками...