Выпускникам
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии

Потехина  Наталья Сергеевна

Выпускнивам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка к ЕГЭ, ГИА

(методическая разработка занятия для выпускников 9, 11 классов)

Составила:  Потехина Н.С., педагог-психолог МБОУ СОШ № 5

Цель:  познакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с рекомендациями по подготовке к ЕГЭ, ГИА

Ход занятия:

Учащимся объясняется, что занятие будет проходить в форме тренинга.

Используется презентация, на слайдах которой высвечиваются основные вопросы, утверждения, рекомендации и т.д.

Упражнение «Что такое ЕГЭ, ГИА»

«Сейчас каждый из нас по очереди скажет, что для него значит экзамен.

Например, экзамен для меня – это барьер, который нужно преодолеть».

Все участники по очереди заканчивают предложение «экзамен для меня – это…». 

Упражнение «Шкала согласия»

Инструкция:

В этом упражнении принимают участие все. Учащимся предлагается занять свое место в строю, в начале которого – все, кто согласны с утверждением, в конце – кто не согласен.

Педагогу будет видно, кто с каким утверждением согласен, кто на каком полюсе определил себя. Эти знания необходимы для построения индивидуальной работы с учащимися.

Утверждения:

  • Я много знаю о процедуре проведения ЕГЭ (ГИА)
  • ЕГЭ представляет школьникам новые возможности
  • Сдать ЕГЭ мне по силам
  • Я трачу много времени для подготовки к ЕГЭ

Учащимся предлагается прочитать по очереди напутствия:

    Напутствие учащимся (как вести себя на экзамене)

1.Создайте у себя положительную установку! Скажите себе следующие фразы: «Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех! Я спокоен!»

2.Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, ответы на которые ты знаешь. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм.

3.Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Будет время ты к ним вернешься

4. Читай задание до конца! Спешка может помешать правильно понять задание.

5. Запланируй два круга. Первый круг- легкие задания, второй – все остальные.

6. Проверь! Оставь время для проверки работы, чтобы заметить возможные ошибки.

7. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, то доверяй интуиции.

8. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что некоторые рассчитаны на максимальный уровень сложности.

Далее учащимся предлагается психологически настроиться на ЕГЭ, выполнить  следующие упражнения:

  1. «Мусор»

Ведущий: Зачастую у нас с экзаменационной ситуацией могут быть связаны неприятные чувства, мысли. Они нам мешают.

 На листочке запишите все негативные мысли и переживания относительно  ЕГЭ. Желательно писать некрасиво, небрежно, можно левой рукой.

 (Учащиеся выполняют работу).

    Сейчас мы совершим  ритуал утилизации этих отрицательных переживаний и мыслей, которые приходят в голову. (Учащимся предлагается скомкать или разорвать на мелкие кусочки свои листы и выбросить их в мусорную корзину)

  1. Успокаивающее дыхание.

     В исходном положении, стоя или сидя, сделайте полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразите круг, и медленно выдохните в него. А теперь представьте этот круг синим и повторите этот прием четыре раза. Затем подобным же образом дважды выдохните в воображаемый квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение.

  1. Жизненная сила.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, установите медленное и ритмичное дыхание. Как можно ярче представьте, что с каждым вдохом легкие наполняются жизненной силой. А с каждым выдохом она распространяется по всему телу.

  1. Пресс

Глубоко вдохните. Выдыхайте короткими частыми рывками. Сделайте этот упражнение 3-4 раза.

      Упражнение освобождает от внутреннего зажима и напряжения

Учащимся предлагается проговорить вслух формулы

Формулы оптимального состояния:

  • «Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!»
  • «Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю четко!»
  • «Я весел и раскован! Мое тело легкое! Движения свободные и красивые! Я уверен в себе!»
  • «Я могу управлять своими внутренними ощущениями».
  • «Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю».
  • «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства».
  • «Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке».

Следующие советы помогут учащимся как следует подготовиться к экзаменам

Советы для подготовки к ЕГЭ:

  • Оставить для подготовки к экзамену достаточно времени, чтобы не возникла ситуация, когда нужно прочитать весь материал курса за последнюю минуту. Этот подход позволит значительно усилить Вашу уверенность в своих силах и снизить предэкзаменационный стресс, так как Вы будете знать, что потратили достаточно времени на подготовку и подготовились хорошо. 
  • Составьте расписание своей подготовки к экзамену, чтобы Вы смогли следить за временем. Оставьте достаточно времени для отдыха и развлечений, чтобы избежать переутомления. 
  • Как только Вы заметите, что теряете внимание и Ваш мозг начал уставать, устройте короткий отдых.
  • Не пейте слишком много кофе, чая и газированных напитков; кофеин только больше возбудит Ваш мозг и сделает его менее восприимчивым к информации. Питайтесь чаще и правильным образом; в период подготовки Вашему мозгу требуется больше питательных веществ. 
  • Регулярные, но умеренные физические упражнения усилят Вашу энергию, просветлят мышление и снизят ощущения стресса.
  • Попробуйте упражнения йоги, дыхательную технику или другие способы для расслабления и преодоления стресса. Они помогут Вам снять напряжение, усилят концентрацию и внимание, а также улучшить сон.
  • Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как Вы не сможете мыслить ясно.
  • Если Вы ощущаете в своей голове пустоту не паникуйте! Паника в данной ситуации только осложнит процесс вспоминания и восприятия информации. Вместо этого, попробуйте на минуту сосредоточиться на медленном, глубоком дыхании. Если Вы все же не можете вспомнить необходимую информацию, переходите к другому вопросу; вернетесь к этому вопросу позже.
  • После экзамена не нужно попусту тратить время осуждая и критикуя себя за то, что по Вашему мнению, Вы сделали не так. Зачастую собственная самооценка бывает самой критичной. Поздравьте себя за те вещи, которые Вы сделали правильно; извлеките полезное из того, что Вы могли бы, по Вашему мнению, сделать лучше и начинайте подготовку к следующему испытанию.
  • Если после экзамена вы чувствуете себя нездоровым, вас что-то беспокоит или угнетает, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Это единственный способ получения помощи и поддержки! В Англии говорят: «Проблема, которой ты поделился, решенная проблема». Следовательно, Вы обязательно должны найти того, с кем Вы можете поделиться своими заботами.

Список  использованных источников:

http://s6nk.ucoz.ru/index/psikhologicheskaja_podgotovka_k_egeh/0-38 

«Школьный психолог»  №03/2010, №09/2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

> Психологическая подготовка к ЕГЭ, ГИА

Слайд 2

« Что такое ЕГЭ » « Сейчас каждый из нас по очереди скажет, что для него значит экзамен. Например, экзамен для меня – это барьер, который нужно преодолеть » . Все участники по очереди заканчивают предложение « экзамен для меня – это …» .

Слайд 3

Шкала согласия Я много знаю о процедуре проведения ЕГЭ ЕГЭ представляет школьникам новые возможности Сдать ЕГЭ мне по силам Я трачу много времени для подготовки к ЕГЭ Нужно встать в одну линию, выбрав место для себя в строю, в зависимости от того, насколько ты согласен с утверждением (справа- те, кто много знает о процедуре ЕГЭ, слева – те, кто мало знает)

Слайд 4

> Напутствие учащимся 1.Создайте у себя положительную установку ! Скажите себе следующие фразы: « Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех! Я спокоен! » 2.Начни с легкого ! Начни отвечать на те вопросы, ответы на которые ты знаешь. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. 3.Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Будет время ты к ним вернешься.

Слайд 5

Напутствие учащимся 4. Читай задание до конца! Спешка может помешать правильно понять задание. 5. Запланируй два круга. Первый круг- легкие задания, второй – все остальные. 6. Проверь! Оставь время для проверки работы, чтобы заметить возможные ошибки. 7. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, то доверяй интуиции. 8. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что некоторые рассчитаны на максимальный уровень сложности.

Слайд 6

Психологический настрой #

Слайд 7

«Мусор» Зачастую у нас с экзаменационной ситуацией могут быть связаны неприятные чувства, мысли. Они нам мешают. На листочке запишите все негативные мысли и преживания относительно ЕГЭ. Желательно писать некрасиво, небрежно, можно левой рукой». Сейчас мы совершим ритуал утилизации этих отрицательных переживаний и мыслей, которые приходят в голову.

Слайд 8

Дыхательная гимнастика Успокаивающее дыхание. В исходном положении, стоя или сидя, сделайте полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразите круг, и медленно выдохните в него. А теперь представьте этот круг синим и повторите этот прием четыре раза. Затем подобным же образом дважды выдохните в воображаемый квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение.

Слайд 9

Жизненная сила. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, установите медленное и ритмичное дыхание. Как можно ярче представьте, что с каждым вдохом легкие наполняются жизненной силой. А с каждым выдохом она распространяется по всему телу.

Слайд 10

Дыхательное упражнение с успокаивающим эффектом: Исходное положение – сидя. Медленно выполните вдох через нос, на пике вдоха – задержите дыхание, затем сделайте медленный выдох через нос. Затем снова вдох, задержка дыхания, выдох – длиннее на 1-2 секунды. Во время выполнения упражнения с каждым разом увеличивается фаза выдоха. Затрата большого количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект. Представляйте себе, что с каждым выдохом вы избавляетесь от стрессового напряжения. Ниже представлена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначается условная продолжительность вдоха, второй – выдоха. В скобках заключены продолжительность паузы – задержки дыхания: 4-4 (2); 4-5 (2); 4-6 (2); 4-7 (2); 4-8 (2); 4-8 (2); 5-8 (2); 6-8 (3); 7-8 (3); 8-8 (4); 8-8 (4); 7-8 (3); 6-7 (3); 5-6 (2); 4-5 (2). Выполнение упражнения регулируется счетом (вслух или про себя).

Слайд 11

Зевок Для выполнения упражнения закройте глаза, как можно шире откройте рот, напрягите ротовую полость, как бы произнося низкое растянутое « у-у-у » . В это время как можно ярче представьте, что во рту образуется полость, дно которой опускается в низ. Зевок выполняется с одновременным потягиванием всего тела. Повышению эффективности зевка способствует улыбка, усиливающая расслабление мышц лица и формируется положительный эмоциональный импульс. После зевка наступает расслабление мышц лица, глотки, гортани, появляется чувство покоя. Упражнение способствует лучшему кислородному обогащению мозговых структур .

Слайд 12

Пресс Глубоко вдохните. Выдыхайте короткими частыми рывками. Сделайте этот упражнение 3-4 раза. Упражнение освобождает от внутреннего зажима и напряжения

Слайд 13

Формулы оптимального состояния: « Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех! » « Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю четко! » « Я весел и раскован! Мое тело легкое! Движения свободные и красивые! Я уверен в себе! » « Я могу управлять своими внутренними ощущениями » . « Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю » . « Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства » . « Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке » .

Слайд 14

Советы Оставить для подготовки к экзамену достаточно времени , чтобы не возникла ситуация, когда нужно прочитать весь материал курса за последнюю минуту. Этот подход позволит значительно усилить Вашу уверенность в своих силах и снизить предэкзаменационный стресс, так как Вы будете знать, что потратили достаточно времени на подготовку и подготовились хорошо. Составьте расписание своей подготовки к экзамену, чтобы Вы смогли следить за временем. Оставьте достаточно времени для отдыха и развлечений, чтобы избежать переутомления. Как только Вы заметите, что теряете внимание и Ваш мозг начал уставать, устройте короткий отдых.

Слайд 15

Советы Не пейте слишком много кофе, чая и газированных напитков; кофеин только больше возбудит Ваш мозг и сделает его менее восприимчивым к информации. Питайтесь чаще и правильным образом; в период подготовки Вашему мозгу требуется больше питательных веществ. Регулярные, но умеренные физические упражнения усилят Вашу энергию, просветлят мышление и снизят ощущения стресса. Попробуйте упражнения йоги, дыхательную технику или другие способы для расслабления и преодоления стресса. Они помогут Вам снять напряжение, усилят концентрацию и внимание, а также улучшить сон.

Слайд 16

Советы Избегайте паники . Нервничать перед экзаменом это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как Вы не сможете мыслить ясно. Если Вы ощущаете в своей голове пустоту не паникуйте! Паника в данной ситуации только осложнит процесс вспоминания и восприятия информации. Вместо этого, попробуйте на минуту сосредоточиться на медленном, глубоком дыхании. Если Вы все же не можете вспомнить необходимую информацию, переходите к другому вопросу; вернетесь к этому вопросу позже.

Слайд 17

Советы После экзамена не нужно попусту тратить время осуждая и критикуя себя за то, что по Вашему мнению, Вы сделали не так. Зачастую собственная самооценка бывает самой критичной. Поздравьте себя за те вещи, которые Вы сделали правильно; извлеките полезное из того, что Вы могли бы, по Вашему мнению, сделать лучше и начинайте подготовку к следующему испытанию. Если после экзамена вы чувствуете себя нездоровым, вас что-то беспокоит или угнетает, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Это единственный способ получения помощи и поддержки! В Англии говорят: « Проблема, которой ты поделился, решенная проблема » . Следовательно, Вы обязательно должны найти того, с кем Вы можете поделиться своими заботами.

Слайд 18

Тест о правилах и процедуре проведения ЕГЭ Цель: проверить степень знакомства с процедурой проведения ЕГЭ в шуточной форме В тесте 3 блока заданий: А, В и С Вы сами подсчитаете количество баллов и поставите себе оценку

Слайд 19

Задания: А. 1 Чем нельзя пользоваться на экзамене? 1. Мобильным телефоном 2. Гелевой черной ручкой 3. Тестовым материалом (КИМ) А 2 На экзамен необходимо принести: 1. Учебник 2. Паспорт 3. Персональный компьютер А З При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся: 1. Встает в угол 2. Удаляется с экзамена 3. Платит штраф

Слайд 20

А 4 Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться: 1. К организатору 2. К Президенту РФ 3. К другу А 5 Во избежание ошибок лучше сначала записать номера ответов: 1. На ладони 2. На полях бланка 3. На черновике А 6 Если в задании группы «В» вместо одного слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается: 1. Одной чертой 2. Двумя чертами 3. Тремя чертами

Слайд 21

А 7 После выполнения задания группы «А» необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа: 1. Галочку (у) 2. Звездочку (*) 3. Крестик (х) А 8 При заполнении бланков ответов группы «С» нужно отступать от рамки : 1. 2-3 мм 2. 4-5 мм 3. 10мм А 9 Если при заполнении бланков у учащегося возникнет какое-либо сомнение, то надо: 1. Хлопнуть в ладоши 2. Топнуть ногой 3. Поднять руку

Слайд 22

А 10 Для подачи апелляции необходимо обратиться : 1. К ответственному организатору 2. К дежурному по этажу 3. К министру образования РФ В 1 Чем нужно заполнять бланк? В 2 Каким цветом нужно заполнять бланк? В 3 Разрешаются ли исправления в ответах? В 4 Кто раздает бланки ответов? В 5 Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой. 1. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается. 2. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово заштриховывается. 3. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово замазывается.

Слайд 23

В 6 Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой. 1. Заполнять бланк нужно на русском языке. 2. Заполнять бланк нужно на иностранном языке. 3. Заполнять бланк нужно на любом языке. В 7 Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой. 1. Во время экзамена по русскому языку разреша­ется меняться паспортами. 2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записей в виде фор­мул). 3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения В 8 Запишите пропущенное слово: Если нужно исправить один…….., то новый рисуется поверх старого В 9 Запишите пропущенное слово: По окончании экзамена Вы можете подать…… о нарушении процедуры проведения экзамена В 10 Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле ?

Слайд 24

С1. Опишите проблему, возникшую в результате нарушения учащимися одного из правил проведения экзамена С2 Опишите жизненную ситуацию учащегося, успешно сдавшего ЕГЭ С3 Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им вуз

Слайд 25

Правильные ответы А1 1 В1 ручкой А2 2 В2 черным А3 2 В3 да А4 1 В4 организатор А5 3 В5 1 А6 2 В6 1 А7 3 В7 2 А8 1 В8 символ А9 3 В9 апелляцию А10 1 В10 расписаться

Слайд 26

Подсчитаем результаты Спасибо за ответы. Подсчитайте количество баллов и поставьте оценку А — 1 балл Оценки: «3» — 8-10 баллов, В — 2 балла «4» — 12-28 баллов, С — 5-10 баллов «5» — 30-60 балов.

Слайд 27

Используемые источники http://s6nk.ucoz.ru/index/psikhologicheskaja_podgotovka_k_egeh/0-38 «Школьный психолог» №03/2010, №09/2008 Ольга Еремина. "Тест о правилах и процедуре проведенияЕГЭ"http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800913



Предварительный просмотр:

Если  экзамен уже завтра

     

А вы сильно волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями». Итак, сначала  вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы читаете задание, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно выполнять задание. Представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

А  вы не просто волнуетесь, а очень боитесь, то попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь, как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Народная мудрость гласит: чтобы вся информация в голове “уложилась” и “утряслась”, накануне экзамена надо обязательно отвлечься, хорошенько отдохнуть, а потом как следует выспаться. Поэтому решительно пресеките всякие попытки доучить и дочитать все в последнюю ночь. Отвлекитесь, съездите на природу — хотя бы на вечер, предшествующий “утру стрелецкой казни”.

Не стоит“снимать стресс” перед самым экзаменом при помощи спиртного или успокаивающих средств, даже самые безобидные из них типа валерьянки притупляют внимание, затормаживают реакцию и вообще могут подействовать совершенно не так, как вам хотелось бы.

А у вас бессонница и вы не знаете как с ней бороться.  Для  этого дайте телу интенсивную физическую нагрузку! Как правило, в период экзаменационной сессии психическое напряжение при пассивном положении тела приводит к сильнейшему переутомлению всего организма, что, естественно, нормальному сну никак не способствует. Во что бы то ни стало найдите время хотя бы накануне экзамена побегать, поносить тяжести, покататься на велосипеде или роликах - после этого уснете без задних ног.

А у вас чувство, что вы ничего не знаете. Среди напряженного умственного труда непременно организуйте себе пятиминутку полного «бездумья». Посидите, расслабившись и глядя в одну точку или с закрытыми глазами, в тишине. Впрочем, в это время вы можете делать все, что угодно, лишь бы это занятие не требовало ни малейшего участия сознания.              Не забывайте   об удивительном свойстве воды уносить накопившуюся усталость; теплый душ и ванна прямо перед отправкой в постель очень помогают расслабиться и подготовить тело и психику ко сну.

Вы проснулись! С утра ни в коем случае не возобновляйте «зубрежку». Исследования психологов свидетельствуют, что при этом в памяти останется только материал, отработанный утром, а все остальное благополучно забывается.

Сделайте с утра энергичную зарядку и не забывайте про “питьевой режим”! Пить воду - это простейший способ взбодриться и подпитать себя энергией.

ПОМНИТЕ Недостаток влаги в организме негативно сказывается на работе нервной системы и мозга. В результате человек гораздо медленнее соображает.  

Не налегайте на кофе - подстегивая и взбадривая, кофе служит одновременно и дурную службу, так как увеличивающийся за счет кофеина выброс адреналина в кровь может привести к ненужной нервозности и перевозбуждению.

Устройте себе  «сладкую» жизнь: очень полезно съесть на завтрак что-нибудь сладкого (но не тяжелого!). Глюкоза в день экзамена нужна как никогда!

Перед выходом из дома для придания себе уверенности устройте мини-тренинг: Закройте глаза и вообразите, что вы стрела. В мельчайших деталях воспроизведите в воображении, как медленно натягивается тетива лука, стрела летит и как она (то есть вы) попадает в самое яблочко. Открыв глаза, сохраните это ощущение способности попасть в «десяточку», будь то мишень или отметка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Выпускники- выпускникам»

Классный час. 11 класс, 4 класс...

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С

Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....

Вечер встречи с выпускниками "Здравствуйте, дорогие выпускники!"

Сценарий торжественной встречи выпускников школы....

Грамоты выпускникам, благодарственные письма родителям, напутствие выпускникам 11 класс

Материалы даны в помощь  классному руководителю выпуского класса....

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к ГИА выпускников и их родителей

РЕКОМЕНДАЦИИ  И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к  ГИА  выпускников и их родителей(рекомендации составлены по материалам службы практической психол...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...