Технологическая карта психокоррекионного индивидуального занятия с обучающимся с ТМНР
план-конспект по психологии

Соколова Марина Геннадьевна

Занятие направлено на коррекцию и развитие познавательных процессов у ребенка с множественными нарушениями развития познавательной, моторной и эмоциональной - волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное психокоррекционное занятие по развитию познавательных процессов

у обучающихся по СИПР методом сказкотерапии в светлой сенсорной комнате  «Путешествие в сказку Колобок».

        Педагог-психолог: Соколова М.Г.

        Тип занятия: псикоррекционное

        Форма: индивидуальное

        Категория детей: обучающиеся по СИПР.

        Цель: развитие познавательных процессов методом сказкотерапии.

        Задачи:

- формирование умений слушать и выполнять инструкцию взрослого, мотивации к игровой деятельности;

- закрепление представлений о сенсорных эталонах в восприятии цвета и формы;

- развитие мыслительных операций, предпосылок к способности обобщения, речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, произвольности, восприятия (зрительное, слуховое, эмоциональное);

- коррекция восприятия зрительного образа, произвольности внимания и моторных функций, речи;

- воспитание способности оказывать помощь другим, интереса к сказкам, уверенного поведения в трудных ситуациях.

        Методы: сказкотерапия, упражнения, рассказ, совместная деятельность.

        Место проведения: сенсорная комната (светлая)

        Оборудование: тактильный душ, фиброволокно, песочница, бизиборд, ленты, мяч желтый пластмассовый, резиновые игрушки (заяц с грустным лицом, медведь, лиса), картинки с изображением бабки и деда, набор картинок (не более 4 штук) с изображением 4 предметов на 1 картинке из 1 категории обобщения, разрезанная картинка волка (вертикаль, горизонталь), аудиозапись: «Заинька попляши», «Прыг скок, колобок», картинки с одиночным изображением ягод, меда, несъедобных предметов (в меньшинстве), скотч, раскраска из сказки «Колобок» (крупный шрифт).

        Время проведения: 40 минут.

Технологическая карта занятия

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность педагога-психолога

Деятельность обучающегося

Формируемые личностные умения

Приветствие, информирование о занятии

1.Ритуал "входа" в сказку.

Создание атмосферы, коллективные упражнения

Упр. «Тактильный душ»

Войти внутрь оборудования (Тактильный душ), поднять глаза вверх, закрыть глаза, произнести «волшебные слова»: Крибли – крабли – бом

В сказку попадем.

Выйти из оборудования.

Совместное выполнение упражнения с ребенком

Выполнение упражнения

Развитие мотивации,

Формирование произвольности действий, устойчивости и концентрации внимания,

Развитие речи.

2. Повторение.

Вопросы о ранее полученном опыте на занятиях, в жизни

3. Расширение и закрепление.

Коррекция познавательных процессов

- Вот мы оказались в сказке. А что это за сказка, ты узнаешь чуть позже

        

Упр. «Бизиборд» 

Задание: открой дверки и узнаешь некоторых героев нашей сказки.

- Жили – были дед и баба. Захотел дед кушать и попросил бабу испечь колобок.

- Что такое - колобок? Знаешь ли ты сказку «Колобок»?

- Пошла бабка в амбар, чтобы принести все необходимое.

Упр. «3 лишний»

- Давай поможем Бабке выбрать, что нужно взять для того, чтобы испечь колобок.

- Хорошо! Чтобы испечь колобок, требуются: яйца, мука, молоко, сахар.

Игрушки, книжки, тетрадки, кровать и др.

А теперь поможем Бабке слепить колобок.

Смотри на меня и повторяй.

Упр. «Месим тесто» 

Пальчиковая гимнастика:

Тесто мы месили,

Колобок лепили.

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп.

Мы слепили колобок.

- Посмотри какой колобок у нас получился:

красивый, круглый, желтый.

Потому что мы постарались.

Повтори, какой колобок

Продолжаем дальше сказку.

- Положила бабка Колобок остывать, ему надоело лежать, прыгнул он на подоконники, на лавку, на тропинку и покатился.

- Катится колобок по тропинке.

Упр. «Помоги колобку»

Задание: прокатить мяч без отрыва руки по дорожке.

- А навстречу ему Заяц.

Зайчик был очень грустный. Посмотри на него.

Говорит заяц: «Если не развеселишь меня, то я тебя съем»

- Давай развеселим Зайца, спляшем с ним танец.

Упр. «Танец Заинька» (муз. песня)

- Ой, посмотри, зайчик пропал. Значит мы постарались, зайчик развеселился и убежал.

- Продолжает сказку.

Покатился Колобок дальше.  

- А навстречу ему …? Кто?

Хочешь узнать?

Тогда ты должен собрать картинку.

Упр. «Разрезанная картинка» (Волк)

У тебя получился волк. Он злой и опасный. Давай поможем убежать Колобку, чтобы волк его не съел.

Убегает Колобок дальше.

- Покатился Колобок дальше (катить мячик), а навстречу ему Медведь.

- Говорит Медведь: Помоги мне Колобок набрать то, что я люблю кушать, а то я все забыл, потому что старенький стал. А не то я тебя съем.

        Упр. «Группировка»

Задание: Собрать на тарелку те картинки, где изображена еда для медведя.

 - Правильно. Медведь любит ягоды, мед. Они съедобные.

- Покатился Колобок дальше, но в сказочной стране начался дождик. Наш колобок может пострадать. Мы должны ему помочь.

Упр. «Дотронись до…» (фиброволокно)

Задание: дотрагиваться до волокна только когда синего цвета.

Хорошо.

- Дождик прекратился, Колобок покатился дальше.

- Вдруг видит он Лису – красу.

- Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем»

- А Колобок отвечает: Не ешь меня, я тебе станцую и спою.

Упр. «Танец прыг – скок, колобок»

Оказание стимулирующей помощи

Вопросы на проверку знания о сказке и персонажа

 

Показ 3 картинок с изображением продуктов, игрушек, предметов.

Поощрение

1. Показ

2. Совместное выполнение:

- Сжимание, разжимание пальцев рук

- Хлопки в ладоши

Неожиданное предъявление «Колобка» (желтый пластмассовый мячик)

Рассказ

Прокатывание мячика по дорожке

Коррекция действий ребенка

Рассказ

Выполнение танцевальных движений под песню «Заинька попляши»

Незаметное убирание игрушечного зайца.

Рассказ, коррекция действий

Показ разрезанной картинки

Коррекция деятельности

Скотчем склеить картинку

Показ игрушки – медведь

Выкладывание картинок с изображением ягод, меда, несъедобных предметов.

Коррекция деятельности

Поощрение

Рассказ

1. Показ выполнения

2. Совместное выполнение

3. Коррекция деятельности

Прокатывание мячика по дорожке при рассказывании

Показ игрушки - лиса

Выполнение танцевальных движений по детскую песню «Прыг скок, колобок»

Находит картинки: деда, бабы. Называет персонажей.

Ответ

Выбирает подходящую картинку для приготовления пирогов.

Называет продукты: яйца, мука, молоко, сахар.

1. Смотрит

2. Выполняет вместе с психологом:

Проявление эмоции удивления

Ответ: желтый, круглый, красивый.

Слушает

Смотрит на действия психолога

Выполняет упражнение

Слушает

Выполняет движения по подражанию

Смотрит на место, где был заяц.

Катит мяч по дорожке.

Ответ: да

Собирает разрезанную картинку

Прокатывание мячика по дорожке

Слушает

Складывание на тарелку картинок с ягодами и медом.

Слушает

1. Смотрит

2. Совместное выполнение

3. Самостоятельное выполнение

Повторение движений по образцу

Развитие памяти

формирование мотивации,

развитие мелкой моторики;

развитие речи

Развитие памяти речи

- развитие операций мышления: анализ и синтез, обобщения;

- развитие памяти;

- развитие речи.

Развитие произвольного внимания, памяти;

Развитие мелкой моторики и речи;

Произвольность внимания

Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма)

Произвольность внимания

Произвольность внимания

Развитие мелкой моторики

Произвольность внимания

Развитие слухового восприятия;

Развитие крупной моторики;

Развитие произвольности внимания и действий.

Развитие целостности восприятия зрительного образа

Формирование знаний об опасности и способе реагирования;

Развитие мелкой моторики.

Произвольность внимания

Развитие мышления (анализ-синтез-обобщение)

Развитие произвольности внимания

Развитие произвольности;

Закрепление сенсорных эталонов цвета;

Развитие быстроты реакции.

Произвольность

4. Резюмирование.

Обобщение занятия

В сказке «Колобок» лиса съела Колобка

А тебе его жалко?

Давай изменим конец сказки.

Упр. «Последовательность»

Задание: вспомни, кого встретил Колобок, в каком порядке. И тогда, Колобок попадет домой.

Молодец! Теперь наш Колобок вернется домой.

Выкладывание перед ребенком картинок с изображением героев сказки

Оказание помощи с помощью краткого повторения

Возвращение мячика к «дому»

Выкладывает последовательно в ряд героев сказки:

Дед, бабка, заяц, волк, медведь,  лиса.

Развитие памяти;

Развитие мыслительных операций.

5. Интеграция.

В сказке мы узнали:

- колобок пекут из …

- колобок нужно лепить?

- если грустно, можно танцевать?

- если страшно, нужно убежать?

- ягоды и мед можно есть?

Что мы делали в сказке?

- Бабке помогали?

- Колобку помогали?

- Мы старались?

- Мы спасли колобка от лисы?

- Мы молодцы?

А теперь последнее задание – упр. «Сюрприз»

Задание: найди в песочнице сюрприз, чтобы помнить, чему ты научился сегодня

Ответ: мука, сахар, яйца, молоко

Ответ: да

Ответ: да

Ответ: да

Ответ: да

Ответ: да

Ответ: да

Ответ: да

Ответ: да

Ответ: да

В песке ищет сюрприз – раскраска из сказки «Колобок»

Обобщение полученного опыта

Развитие памяти;

Развитие мыслительных операций

6. Ритуал "выхода" из сказки.

Упр. «Тактильный душ»

Задание войти внутрь, поднять глаза вверх, закрыть глаза, произнести «волшебные слова»: Крибли – крабли – бом

Из сказки уйдем.

Совместная деятельность

Совместная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта построения индивидуального коррекционного занятия в средней группе компенсирующей направленности «В гости осень к нам пришла»

Технологическая карта содержит задачи, предпосылки УУД, этапы индивидуального занятия с ребёнком средней группы....

Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Презентация к межрайонному семинару-практикуму ГБОУ Школа №281 от 22.12.2017 г...

Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...

Нетрадиционные формы занятий для обучающегося с ТМНР.

Нетрадиционные формы занятий для обучающегося 1 класса с ТМНР....

Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся с ТМНР в формате офлайн

Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся с ТМНР в формате офлайн. Задания подобраны с учетом особенностей обучающегося с ТМНР....

«Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения как основа для планирования изменения индивидуального маршрута развития обучающегося с ТМНР"

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенно...

Технологическая карта индивидуального занятия с обучающимся 2 класса с интеллектуальными нарушениями (2 вариант) Предмет: Предметно – практическая деятельность Тема: «Игрушки»

Технологическая карта индивидуального занятия Тема: «Игрушки»Класс 2 Предмет: Предметно – практическая деятельность Форма проведения занятия: индивидуальная.Тип з...