Программа работы с одаренными детьми
рабочая программа по психологии

Пересада Нина Романовна

На сегодняшний день, уникальность и неповторимость личности должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования. Поэтому важно развивать одаренность в каждом обучающем. Ведь одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания. Разглядеть одаренного ребенка в сфере образования очень сложно. В настоящее время не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных обучающихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_odarennymi_detmi.doc318.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад» город Пыть-Ях

Программа психологического сопровождения

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Составила:

 педагог-психолог: Пересада Н.Р.

Пояснительная записка

    На сегодняшний день, уникальность и неповторимость личности должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования. Поэтому важно развивать одаренность в каждом обучающем. Ведь одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания. Разглядеть одаренного ребенка в сфере образования очень сложно. В настоящее время не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных обучающихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника. Правильно ли это?

Однако у одаренного ребенка много социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.

Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.

  Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Цель:

 выявлении и содействии, поддержка и развитие талантливых обучающихся, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

  1. подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.
  2. Развитие эмоциональной устойчивости.
  3. Формирование навыков саморегуляции.
  4. Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах).
  5. Формированию коммуникативных навыков.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий  момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и

Выявление одаренных детей

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.

К методам выявления одаренных детей относятся:

  • наблюдение;
  • общение с родителями;
  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Направления работы

1.       Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).

2.       Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.

Этапы психологического сопровождения одаренных детей

Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе включает в себя несколько этапов:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей,  изучение индивидуальных особенностей школьников.

Диагностические методы:

  • наблюдение;
  • беседы;
  • измерения выраженности и структуры креативности;
  • измерение выраженности и структуры интересов    познавательной деятельности;
  • измерение выраженности и структуры общих способностей (невербального интеллекта)
  • анкета способностей ребенка (для родителей);
  • социометрические исследования;
  • оценка коммуникативных навыков.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.

Виды деятельности:

  • индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований;
  • обновление информационной базы данных одаренных детей;
  • психолого-педагогические лектории;
  • родительские собрания.

Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся.

Подготовительный. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия,  консультации).  Составление плана развития индивидуальной траектории каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.

 Развивающий.  Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

В школе проводятся следующие мероприятия:

  • организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся.
  • занятия по развитию познавательной и творческой мотивации учащихся первой ступени обучения;
  • коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции;
  • создание портфолио с целью формирования мотивации достижения;
  • проектная деятельность учащихся.

ПЛАН  РАБОТЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

 

Мероприятие

Ответственные

1.

Организация  постояннодействующего лектория «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие».

Педагог-психолог

Руководитель МО

2.

Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.

Педагог-психолог

Руководитель МО  

3.

Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию индивидуальной траектории развития одаренных детей.

Педагог-психолог

Руководитель МО 

4.

Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды».

Директор,

Зам. директора по УВР
Педагог-психолог

5.

Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция «банка данных».

Педагог-психолог

6.

Методические объединения учителей.

Примерная тематика метод.объединений:

- МО Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде;

- «Особенности проявления одаренности детей и создание условий для их развития»;

- «Эффективные приемы развития познавательной активности с учетом возрастных особенностей и способностей школьников»;

- «Формирование учебной мотивации на уроках в начальной школе». 

Педагог-психолог

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятие

Ответственные

1.

Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен».

Педагог-психолог

2.

Согласование образовательного маршрута с  родителями учащихся.

Педагог-психолог

3.

Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.

Педагог-психолог

4.

Родительские собрания.

Примерная тематика родительских собраний:

- «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников»;

- «Формирование учебной мотивации»;

- «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников»;

- «Легко ли быть одаренным ребенком».

Педагог-психолог

5.

Групповые консультации по итогам комплексных диагностик .

Педагог-психолог

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

Мероприятия

Ответственные

1.

Создание и уточнение «базы данных» с учетом творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад.

Педагог-психолог

2.

Согласование образовательного маршрута с учащимся.

Руководитель МО, педагог, педагог-психолог

3.

Изучение уровня воспитанности учащихся.

Классный руководитель, социальный педагог

4.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.

Педагог-психолог

 зам. директора.

5.

Групповые развивающие занятия по развитию креативности.

Педагог-психолог

6.

1.Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка.

2. Углубленное изучение личностных особенностей.

Педагог-психолог

7.

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.

Анкетирование по вопросам здоровьесбережения.

Педагог-психолог

 

8.

Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами одаренности.

Педагог- организатор, учитель физ. воспит.

 

9.

Привлечение к участию в общешкольных конкурсах «Ученик года », «Конкурса проектов»,  предметных олимпиадах различного уровня.

Зам. директора, педагог-психолог

г, педагоги

Заключение

Таким образом, психологическое сопровождение одаренных обучающихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении  эффективно если:

  • детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
  • создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
  • выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
  • структуры  образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;
  3. Сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах);
  4. Использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста личности учащегося при освоении модулей.

Используемая литература

  1. Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991.
  5. Работа с одаренными детьми /  сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева) 

   Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3–4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, если школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам, педагоги МАНиИ, руководитель секции.

Как пользоваться анкетой: Внимательно прочитайте вопросы. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по 5-балльной системе):

5 баллов - такое качество сильно выражено у ребенка;

4 балла - выражено выше среднего;

3 балла - выражено средне;

2 балла - слабо выражено;

1 балл - совсем не выражено.

  1. Интеллектуальная сфера

1

Высокая познавательная активность, мобильность.

5

4

3

2

1

2

Быстрота и точность выполнения умственных операций.

5

4

3

2

1

3

Устойчивость внимания.

5

4

3

2

1

4

Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5

4

3

2

1

5

Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

5

4

3

2

1

6

Богатство активного словаря.

5

4

3

2

1

7

Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

5

4

3

2

1

8

Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

5

4

3

2

1

9

Развитость творческого мышления и воображения.

5

4

3

2

1

10

Владение основными компонентами умения учиться.

5

4

3

2

1

11

Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития

5

4

3

2

1

12

Возможность предвосхищения результата деятельности.

5

4

3

2

1

  1. Сфера академических достижений

1

Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

5

4

3

2

1

2

Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

5

4

3

2

1

3

Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

5

4

3

2

1

4

Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5

4

3

2

1

5

Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

5

4

3

2

1

6

Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

5

4

3

2

1

7

Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

5

4

3

2

1

8

Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.

5

4

3

2

1

9

Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

5

4

3

2

1

10

Пытается выяснить причины и смысл событий.

5

4

3

2

1

11

Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

5

4

3

2

1

12

Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

5

4

3

2

1

  1. Творчество

1

Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

5

4

3

2

1

2

Изобретательность в использовании материалов и идей.

5

4

3

2

1

3

Склонность к завершённости и точности в занятиях

5

4

3

2

1

4

Задает много вопросов по интересующему его предмету.

5

4

3

2

1

5

Любит рисовать.

5

4

3

2

1

6

Проявляет тонкое чувство юмора.

5

4

3

2

1

7

Не боится быть таким, как все.

5

4

3

2

1

8

Склонен к фантазиям, к игре.

5

4

3

2

1

  1. Литературные сферы

1

Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

5

4

3

2

1

2

Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

5

4

3

2

1

3

Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

5

4

3

2

1

4

Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

5

4

3

2

1

5

Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

5

4

3

2

1

6

Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

5

4

3

2

1

7

Любит писать рассказы или статьи.

5

4

3

2

1

8

Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

5

4

3

2

1

V.Артистическая сфера

1

Легко входит в роль другого персонажа, человека.

5

4

3

2

1

2

Интересуется актерской игрой.

5

4

3

2

1

3

Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.

5

4

3

2

1

4

Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5

4

3

2

1

5

Передает чувства через мимику, жесты, движения.

5

4

3

2

1

6

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.

5

4

3

2

1

7

С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

5

4

3

2

1

8

Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

5

4

3

2

1

VI.Музыкальная сфера

1

Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

5

4

3

2

1

2

Хорошо поет.

5

4

3

2

1

3

В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

5

4

3

2

1

4

Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5

4

3

2

1

5

Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

5

4

3

2

1

6

В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

5

4

3

2

1

7

Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

5

4

3

2

1

8

Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

5

4

3

2

1

VII.   Техническая сфера

1

Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

5

4

3

2

1

2

Интересуется механизмами и машинами.

5

4

3

2

1

3

В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

5

4

3

2

1

4

Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5

4

3

2

1

5

Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

5

4

3

2

1

6

Любит рисовать чертежи механизмов.

5

4

3

2

1

7

Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

5

4

3

2

1

VIII. Двигательная сфера

1

Тонкость и точность моторики.

5

4

3

2

1

2

Развитая двигательно-моторная координация.

5

4

3

2

1

3

Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

5

4

3

2

1

4

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5

4

3

2

1

5

Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

5

4

3

2

1

6

В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

5

4

3

2

1

IX.Сфера художественных достижений

1

Проявляет большой интерес к визуальной информации.

5

4

3

2

1

2

Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

5

4

3

2

1

3

Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

5

4

3

2

1

4

Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

5

4

3

2

1

5

Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (им цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).

5

4

3

2

1

6

Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

5

4

3

2

1

7

Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).

5

4

3

2

1

8

Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

5

4

3

2

1

9

Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

5

4

3

2

1

10

Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

5

4

3

2

1

X. Общение и лидерство

1

Легко приспосабливается к новой ситуации.

5

4

3

2

1

2

Всегда выполняет свои обещания, ответственен.

5

4

3

2

1

3

Высокая общительность с окружающими.

5

4

3

2

1

4

Стремится к доминированию среди сверстников.

5

4

3

2

1

5

Сверстники обращаются за советом.

5

4

3

2

1

Один из известнейших исследователей одарённости Дж. Рензулли в состав своей модели одарённости включает три фактора: уровень развития интеллекта выше среднего, креативность и вовлечённость в задачу. Эти факторы нашли отражение в разработанных Дж. Рензулли (А.А. Лосева, 2004.) шкалах для получения характеристики ребёнка с точки зрения развития одарённости.

 Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);
  • труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

   Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Собирать технический конструктор.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
  • творческая (2-й столбец);
  • академическая (3-й столбец);
  • художественно-изобразительная (4-й столбец);
  • музыкальная (5-й столбец);
  • литературная (6-й столбец);
  • артистическая (7-й столбец);
  • техническая (8-й столбец);
  • лидерская (9-й столбец);
  • спортивная (10-й столбец).

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Вопросы:

  1. Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  8. Интересуется общением со сверстниками.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-либо инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Создание банка данных одаренных детей

   Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

   При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Родительское исследование

(заполняют родители)

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
  3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
  4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
  5. Он очень любит рисовать (Да / нет)
  6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
  7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
  8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
  9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________
  10.  С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

№ п/п

ФИО

Год

рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

Психодиагностические обследования среди учащихся

(работа школьного психолога)

   Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.

В качестве диагностического материала планируется использовать:

  • анкетирование родителей и учителей;
  • специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
  • диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
  • диагностику видеомоторной коррекции;
  • вербальный тест Айзенка;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  • шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
  • методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
  • методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
  • тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
  • тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
  • тесты для интеллектуалов.

Портфолио учащихся и учителей

№ п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

2

Нравится ли тебе проводить с ним  свободное время?

3

Тебе нравятся уроки математики?

4

А русского языка?

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

7

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

12

Тебе нравится решать математические задачи?

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

16

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

20

Ты любишь рисовать?

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

22

Ты посещаешь кружки?

23

А спортивные секции?

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

25

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?

    Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

    Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

Образец портфолио для детей

Портфолио

Ф.И.О. ,

ученика (цы) ____ класса «___» МКОУ Начальная ОШ

Тайна моего имени:

Карта моих интересов

Знак зодиака:

Я родился (родилась) в год:

Я занимаюсь в кружках, секциях:

Мои любимые занятия, увлечения:

Участие в конкурсах

Участие в концертах

Участие в олимпиадах

Участие в общественной жизни школы и класса

Мои добрые и полезные дела

Награды и достижения

Карта моих интересов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....