Рекомендации психолога для педагогов школы «Как бороться со стрессом в период самоизоляции»
методическая разработка по психологии (8 класс)

РАГУЗИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Рекомендации психолога для педагогов школы «Как бороться со стрессом в период самоизоляции»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда все дома, и не одну неделю, самый актуальный вопрос: «А как же дети?» — «Дети?» — «Спят, наверное!» Но дети спят только ночью, да и то не все. Во время же бодрствования «каждый новенький ребенок, вылезая из пеленок, он теряется повсюду и находится везде». Так поется в песенке из мультфильма «Обезьянки, вперед!». Очень смешной, кстати, мультик. И может быть, ваши дети его тоже посмотрят. Но что-то подсказывает, что мультиков уж точно они насмотрелись, находясь вместе с родителями на «удаленке».

                                                                              https://officelife.media/article/after-work/16266-boring-is-3-all-best-to-children/

        Рекомендации для педагогов

«Как бороться со стрессом в период самоизоляции»

Уважаемые педагоги! В настоящее время мы вынуждены работать в необычном для нас режиме, в условиях дистанционного обучения. Кроме того, мы сейчас находимся в состоянии «информационного заражения», когда люди склонны разжигать тревогу друг в друге. Информация, поступающая от одних людей к другим, влияет на их психическое состояние, причём в негативную сторону - усиливает состояние тревоги. Поэтому первое, что нужно сделать, - это ограничить навязчивое посещение новостных ресурсов и чтение лент, и уделить большую часть времени себе, своим родным и близким, своим ученикам.

Насколько напряжённым будет этот период, и какие повлечет за собой стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней. Осознав реальность вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить стресс можно, если:

-Научитесь планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

-Не прекращать самообразования во время самоизоляции, совершенствовать свои профессиональные навыки.

-Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

-Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

Составьте список дел, которые вы давно откладывали, и сделайте их. Таким образом можно завершить давние дела и провести время эффективно.

Правила:

 Побольше общения и с коллегами, и с друзьями ( конечно в данный период времени по интернету) Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.

 Вне работы о работе стараться не говорить.

 Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Со стрессом можно бороться следующими способами:

 Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).

 Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.

 Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).

 Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии(использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).

 Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).

  • Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

Предлагаю Вам в свободное время изучить несколько упражнений на снятие нервных стрессов.

Дыхание “ХА”

Цель: восстановление эмоциональной уравновешенности; развитие стрессоустойчивости.

Встать прямо.

Сделать глубокий вдох, разводя руки в стороны, ладони поднимая до уровня груди.

Вздохнув, задержать дыхание, представить, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе.

Затем резкий выдох, при наклоне туловища вперед, бросая руки к носкам. Сильный выброс воздуха приводит к звуку “ХА”.

Упражнение эффективно, если звук “ХА” вами произносится отчетливо.

Плавные махи руками”

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие чувственного восприятия, контроля эмоциональных реакций.

Встать прямо, ноги вместе.

Медленно поднимать правую руку перед собой, при этом пальцы расслаблены, согнуты в суставах, а ладонь обращена к полу.

При подъеме руки постарайтесь ощутить, как ладонь и пальцы становятся теплыми.

Если теплота не чувствуется, то замедлите подъем данной руки.

После того, как вы подняли ладонь до уровня плеча, распрямите ее параллельно вашему телу, напрягите, выпрямите пальцы, и медленно опуская руку, старайтесь почувствовать прохладу при движении вниз.

Выполнять 5-10 раз каждой рукой, либо одновременно (по желанию).

Затем проделать перекрестное перемещение рук. Например: правую поднимать, а левую руку опускать.

Самооценка стрессовой ситуации”

Цель: адаптация организма человека к стрессовым ситуациям.

Необходимо проводить самооценку любой стрессовой ситуации. Последовательность выполнения: обратить внимание на причину, породившую стресс, а именно: мысленно (вечером) проиграть возникшую стрессовую ситуацию и выяснить причину. Отрефлексировать. Столкнувшись с идентичной ситуацией следующий раз ваш организм адаптируется к стрессовым ситуациям. Примечание: Самооценку стрессовой ситуации рекомендуется проводить только 1 раз! Бесконечное возвращение к одной и той же стрессовой ситуации в качестве самоанализа снижает защитные свойства организма. Кроме того, любая эмоциональная самооценка приводит к возникновению стресса на более низком уровне, что может приводить к нервной депрессии.

Рекомендации, направленные на преодоление стрессовых ситуаций:

1. В момент стрессовой ситуации или сразу после нее, старайтесь максимально уменьшить ее воздействие на ваш организм. Необходимо снизить значимость происходящего для вас: например: “Все, что они делается – все к лучшему”; “Все это ерунда по сравнению с проблемой мирового масштаба (или с тяжелой болезнью)”; “Чему быть, того не миновать” и т.д.

2. Старайтесь чаще переживать положительные эмоции: “На всякое действие есть противодействие”. Чаще улыбайтесь.

3. К счастью ведет только одна дорога – это не беспокоиться о том, в чем вы бессильны.

Помни о том, что:

Печали вечной в мире нет, и нет тоски неизлечимой” (А.Н.Толстой).



Предварительный просмотр:

Использование арт-техник в работе педагога-психолога

В настоящее время арт-техники широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образования для коррекции психологического состояния человека. Упражнений и арт-техник существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. Все арт - терапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».

Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Сенсорная комната полна волшебства и чудес. Здесь можно услышать шум морской волны и голоса дельфинов; в такие моменты воздух такой свежий и прохладно-звенящий, что хочется вдыхать его полной грудью. Порой загадочно светят звезды, поют ночные птицы, слышны трели цикад, и так вкусно пахнет вечерними травами! Иногда – идет дождь и можно слушать его настроение; а иной раз появляется возможность оказаться на морском дне и изучать секреты моря, сочиняя сказки на самой глубине!

Техника «Sand-art» буквально переводится как песочное искусство. Рисование песком на световом столе, как техника, которую с удовольствием применяют в своей работе педагоги, воспитатели, психологи, совсем «юная» (в онлайн источниках указывается 2007 Марина Соснина - художник, педагог студии «SandARTist», - проводила с детьми развивающие занятия, применяя рисование песком.), но темнее менее она уже успела стать достаточно популярной, известной среди специалистов.

Условия необходимые при работе с песком:

- Согласие и желание ребенка;

- Творческий подход специалиста к проведению занятий;

- У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках;

Психологические проблемы, при которых применимы игры с песком:

- Эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, агрессия, неадекватная самооценка, депрессивное настроение и т. д.);

- Коммуникативные трудности (вступление в контакт, проблемы с эмпатией, детский эгоцентризм и т. д.).

Использование песочной техники позволяет решать не только задачи по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, но и задачи  познавательного характера: формирование и развитие представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности развитие внимание памяти, мышления и воображения.

 Игры с песком:

Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная техника может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений.

- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

- способствуют расширению словарного запаса.

Эбру – техника  - рисование на воде – метод, стремительно набирающий свою популярность у нас в России.

Искусство живописи на воде, древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, и имеет восточные корни.

Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике эбру.

Материалами для рисования на воде, прежде всего, служат краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды.

Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это рисование эмоциями и чувствами.

Эбру–терапия позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.

В работе с детьми эбру:

• является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческогоначала;

• помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключиться с интеллектуальной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального.

• позволяет установить доверительный контакт между психологом и ребенком;

• позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме;

• создает положительный эмоциональный настрой в группе;

• облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

• позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

• помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме;

• развивает чувство внутреннего контроля. Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве;

• способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

• повышает адаптационные способности. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

• эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития;

• позволяет расслабиться.

Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству. Здесь нет категорий «правильно-неправильно»«хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.

• развивает цветовосприятие и восприятие форм;

• развивает концентрацию внимания на собственных ощущениях и чувствах;

Таким образом, арт-терапевтическая техника эбру интересна, необычна, обладает множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом клиентов самого разного возраста и спектром проблем. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.

Запахи создают настроение, особую атмосферу каждого занятия. Именно рождение атмосферы, на наш взгляд – самое важное свойство эфирных масел.

Использование ароматов в сенсорной комнате позволяет обогатить атмосферу и выйти на работу ещё с одним анализатором – обонятельным. Вы заметите, как по-разному дети воспринимают один и тот же запах, сколь различны их ассоциации! Иногда в таких играх-ассоциациях мы выходим на крайне важные и «острые» темы, казалось бы, напрямую не связанные с ароматами… Кто бы мог подумать? Память очень ассоциативна.

Термин «ароматерапия»  (дословно – «использование запахов в качестве лекарства») впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе в 1928 году. В наши дни вокруг проблемы действия ароматов на настроение и поведение развернулась обширная исследовательская индустрия. Не так давно, к примеру, было установлено, что неприятные запахи способствуют антисоциальному поведению, а запахи цветов повышают способность к обучению и запоминанию. 

Эфирные масла гармонизируют взаимодействие правого и левого полушарий: их деятельность становится более согласованной практически сразу после попадания активных веществ масел в организм; когда оба полушария находятся в гармонии, мы испытываем спокойствие и жизненный комфорт.

Применение ароматерапии позволяет снизить уровень заболеваемости, уменьшить частоту невротических проявлений и осуществлять мягкую коррекцию психо-эмоциональной сферы детей, имеющих отклонения в своем интеллектуальном, эмоциональном и соматическом развитии. Сеансы ароматерапии способствуют улучшению настроения и работоспособности детей. В условиях сенсорной комнаты – как темной, так и светлой, - воздействие эфирных  масел на обоняние является еще одним «ключиком» к гармонизации эмоционального и психического состояния ребенка, а также мягким способом стимуляции сенсорной сферы со стороны обонятельного анализатора.

В индивидуальной работе есть возможность подбирать эфирные масла с учетом психоэмоционального и соматического состояние ребенка, а также (иногда) – с учётом пожеланий. Так, при состояниях, вызванных нервным напряжением и волнением, можно использовать масла лаванды, валерианы. При умственной перегрузке положительный эффект даёт смесь масел лимона, розмарина, лаванды. Розмарин, кедр устраняют неуверенность в своих силах, что позволяет использовать их перед ответственными контрольными и экзаменами.

Стимулирующие ароматы (мелисса, пихта, розмарин), являются внешним раздражителем, повышающим уровень нервно-психической напряженности, поэтому в условиях малой подвижности ребенка (гиподинамии) они способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность; здесь нужны успокаивающие ароматы, возвращающие тонус организма в оптимальную зону (валериана, лаванда). 

Профилактика простудных заболеваний в учреждении

Ароматерапия представляет ценность в профилактике многих заболеваний, особенно инфекционных и простудных.

Ограничения и меры предосторожности

Эфирные масла в детской практике нельзя использовать безгранично. В коррекционном образовательном учреждении – тем более. Учитывая множественные особенности развития детей и, как правило, сложную структуру дефекта, необходимо постоянное сотрудничество с медицинской службой учреждения и компетентность в диагнозах учащихся, а также наблюдение за изменениями в состоянии ребенка во время занятий. Мы называем это «держать руку на пульсе» и руководствуемся всем известной заповедью: не навреди!

Наши рекомендации к использованию аромамасел в сенсорной комнате:

   Использование масел, в первую очередь, для создания атмосферы и мягкого «включения» обонятельного анализатора. Не для целенаправленной ароматерапии!

               Контакт с сотрудниками медицинской службы – постоянно.

       Не рекомендуется применять одно и то же эфирное масло более 21 дня; продолжить его использование можно после 1-2-х недельного перерыва;

  Во избежание ароматического «бардака» не следует использовать «разнонаправленные» масла в течение занятия, раскуривая лампу несколько раз.

Привожу таблицу некоторых противопоказаний при работе с ароматами.

                                                                                                 Таблица 1

 

Состояние здоровья

 

 

Противопоказанное

эфирное масло

Эпилепсия (эпилептическая готовность), беременность

Базилик, душица, можжевельник, розмарин, шалфей, полынь, кориандр, пихта, чабрец, туя, гвоздика, мускатный орех

Болезни почек

Можжевельник, кориандр, сосна, чабрец, пихта, сандал

Пониженное содержание сахара в крови (гипогликемия)

Герань

Повышенная нервная возбудимость ЦНС

Гвоздика, шалфей

 

Повышенное артериальное давление

Сосна, розмарин, шалфей, тимьян

 

Список литературы и интернет ресурсов.

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству.  –СПб , 1998.
  3.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2001.
  4.  Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002.
  5. Большебратская Э.Э. Песочная терапия
  6.  Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб«Речь», 2003.
  7. Мирзаян, Э. И., Жукова, Е. В., Старжевский, А. Е. Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья //Интернет-ресурс ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России г. Москва.
  8.  Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
  9.  О. А. Могильченко Дополнительная образовательная программа по арт – терапии «Чудесные превращения»
  10. http://топ-школа. рф/innovatsionnyj-proekt-tantsuyushhie-kraski/
  11.  Е. В Бажанова, И. И. Поташова, «Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития» Статья.
  12.  Проект «Танцующие краски» Курс по освоению техники живописи на воде – эбруhttp://irc.lv/video?id=pafU7bRQfWIU
  13.  http://preo.ru/novosti/risovanie-na-vode-drevnejshee-iskusstvo-ebru/
  14. Видео мастер класс для взрослых https://www.youtube.com/watch?v=G_B6uSFwMz0
  15.  Видео мастер класс для детей https://www.youtube.com/watch?v=iXqz4ddwGqc

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы

Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления  педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...

Рекомендации родителям в период самоизоляции

Рекомендации родителям в период самоизоляции...

Некоторые рекомендации родителям детей с интеллектуальными нарушениями в период самоизоляции.

Некоторые способы формирования саморегуляции ребенка с интеллектуальными нарушениями...

Рекомендации по сохранению ресурсного состояния в период самоизоляции и дистанционного обучения

Длительное накопление отрицательных эмоций достаточно часто приводит к тревожным состояниям, «мышечным зажимам», стрессу, низкой работоспособности и плохому самочувствию, роста психосомати...

Рекомендации родителям от педагога-психолога «Как бороться с враньем ребенка»

Если ребёнок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли        справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребён...