Психотерапия детей в ситуации развода родителей.
статья по психологии

Моисеева Елена Александровна

В статье описаны возрастные особенности реакции детей на развод родителей. Как  влияет  развод на ребенка в зависимости от пола. Перечисленны факторы негативно влияющие на детей в ситуации развода родителей. Описанна  работа  психолога с родителями ребенка в ситуации развода семьи и работа с детьми в ситуацтт развода родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvod_roditeley.docx63.27 КБ

Предварительный просмотр:

Психотерапия детей в ситуации развода родителей.

Развод - это расторжение брака. Однако в  семье, имеющей детей, развод не означает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохраняет по крайней мере одну, но важнейшую функцию — воспитание детей. Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.

Развод тяжел для всех членов семьи. Все переживают стрессовое состояние, связанное с разрушением стабильности жизни и необходимостью прерывать эмоционально значимые отношения.

И все-таки существование в пространстве собственной семьи взрослыми и детьми воспринимается по-разному. Взрослые создают семью, осуществляя собственный выбор. Этот поступок они совершают при зрелом размышлении и соответствующем возрасте. Для ребенка же наличие семьи является своеобразной предысторией его существования. Семья — это то, что существует вечно, «давным-давно», еще до его рождения (иначе и быть не может). И если развод для взрослых — это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, на которое, тем не менее, они решаются по доброй воле, исходя из определенных психологических побуждений, то для ребенка расставание родителей — это разрушение жизненного мира, всех сфер привычной жизнедеятельности.

Большинство детей долгое время  живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе,  с возрастом эти надежды уменьшаются.

Развод выводит  детей из эмоционального равновесия. Родители в данной ситуации чаще всего оказываются зацикленными на себе, своих внутренних переживаниях и решениям насущных  проблем связанных с разводом.  К сожалению, рядом с ребенком не находится взрослого, который бы смог его понять, в доступной форме донести всё то что происходит в его семье  и помог бы справится с его негативными эмоциями. Поэтому родители нуждаются, по крайней мере, в однократной консультации у психолога, а дети в психотерапии.

Психологу же для психотерапии  необходимо знать: возрастные и половые особенности реакции детей на развод родителей; факторы, негативно влияющие на ребенка в ситуации развода родителей; суть работы с родителями и детьми в ситуации развода семьи.

Как уже было сказано выше, многое в психологической реакции ребенка зависит  от возраста.

Грудные дети легче остальных в психологическом плане переносят развод, но это при условии, что мать контролирует себя в эмоциональных проявлениях. Они, конечно, не понимает сути происходящего, но на уровне энергетики улавливает настроение родителей.

Ребенок не может высказать того, что он чувствует, поэтому ответом на происходящее являются  соматические нарушения (проблемы со сном, капризы, потеря аппетита, расстройства желудка, диатез). Снижаются познавательные процессы, иногда отмечаются задержки в развитии.

Дети  раннего возраста развод переживают уже сложнее, им трудно принять сам факт расставания родителей.  Малыши зачастую думают, что папа и мама расстались из-за них. Возможными детскими реакциями могут быть:  проблемы со сном;  внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин;  возврат к младенческому поведению (регрессия развития);  проявление агрессивности (ребенок может кусаться, драться); возникновение панического страха, если родителя нет рядом.

Наиболее сильное, травмотичное  влияние развод оказывает на детей дошкольного возраста, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя

Так дети в возрасте 3—6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. Помимо этого возможными детскими реакциями на развод родителей могут стать: приятные и неприятные фантазии;  появление неуверенности относительно будущего; повышенный травматизм; появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет;  во сне часто мучают кошмары.

Наиболее  неблагоприятная симптоматика у дошкольников наблюдалась в первые два года после развода, затем происходит оптимизация, и через 3—4 года при благоприятных условиях воспитания не наблюдалось никаких признаков перенесенной психологической травмы. По другим исследованиям   существенные трудности дошкольники из разведенных семей испытывали на протяжении года после развода, но на втором году их показатели эмоционального статуса и личностного развития оказались благополучнее, чем у детей из дисгармоничных семей.

Факторами, влияющими на успешность адаптации детей 3—6 лет к разводу, являются:  тип семейного воспитания и родительства; характер общения с отцом; особенности взаимоотношений разведенных супругов; информированность ребенка о разводе.

В раннем  школьном  возрасте дети понимает, что такое развод, и знают, что его родители не будут жить больше вместе, потому что они не любят друг друга. Они бояться остаться одни в результате развода.  Могут испытывать страх, больше никогда не увидеть папу, если остаются жить с мамой и наоборот.  Могут верить, что способны  восстановить отношения между папой и мамой. А могут и злиться на одного из родителей, делить их на "хорошего" и "плохого",  обвинять папу или маму в эгоизме. Появляется сильная обида и тотальная злоба на весь мир.

 Чаще всего у школьников в результате стресса из-за развода родителей возникают следующие реакции:

 - плохое поведение;

 - плохие оценки;

 -игнорирование школы;

 -негативизм;

 -бунт;

 -протест;

 -избегания дружбы;

 - отстраненностью от внешнего мира;

 - жалобы на головные боли или боли в желуде;

 - появление тревожных снов;

 -потеря аппетита;

 -диарея;

 -частое мочеиспускание.

В возрасте 12-18 лет дети  оказываются способным адекватно представить себе причины и последствия развода, качество своих отношений с каждым из родителей.

Однако, не смотря на то, что  у подростка уже есть ресурсы для самостоятельного переосмысления ситуации, они все же испытывают серьезные эмоциональные проблемы. Это в первую очередь связанно с тем, что кризисная ситуация развода накладывается на подростковый кризис.

 Непосредственные реакции подростка на развод в большинстве случаев являются достаточно бурными. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей.

Развод родителей, а так же повторные браки  родителей, даже после вдовства воспринимается ими как утрата стабильности мира.

Данная ситуация  заставляет подростка по-новому взглянуть на себя и на своих родителей. Его собственное «Я» сильно страдает в такой ситуации - особенно, когда подросток начинает винить себя за то, что случилось в семье, или сталкивается с трудностями, связанными с отношением окружающих к подобным ситуациям. Чтобы восстановить самоуважение, пострадавшее в результате распада семьи, а также справиться со стрессом, вызванным домашними конфликтами, дети разведенных или живущих порознь родителей совершают поступки, связанные с риском для их здоровья (курение, употребление алкоголя и наркотиков и т.п.).

Очень часто для подростков развод родителей становится причиной крушения идеала романтической любви, следствием чего бывает уход подростка в собственные сексуальные — без любви — отношения.

Старшие подростки компенсируют проблемы сепарации, дефицита любви, принятия и интимности отношений с родителями в общении с друзьями, старшими товарищами, наставниками. Младшие, будучи ограничены в возможности получения поддержки вне семьи, испытывают наибольшее стрессовое состояние.

Наиболее распространенными реакциями на развод родителей со стороны подростков являются:

-Отрицание, отказ верить в случившееся. Подросток утверждает, что у родителей нет серьезных проблем, не хочет слушать их объяснения, надеется, что они передумают и т.д.

 - Страх, тревога и неуверенность в будущем. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка прежде всего пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении. Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками.

 - Гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т.п.

- Самообвинение. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать.

- Ревность. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место водительском сердце будет занято посторонним человеком.

- Поведенческие проблемы, антисоциальное поведение. Следует учитывать, что количество проблем связанных  с антисоциальным поведением резко возрастает, если дети оставались жить с отцом. Возможным объяснением тому является предположение, что в силу большей загруженности отец менее контролирует поведение детей, чем мать, а это приводит к росту поведенческих проблем.  

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, что может объясняться формированием более терпимого отношения к разводу («готовность к разводу» - сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям).

Помимо возрастных особенностей реагирования на развод родителей, существуют и тенденции  половые особенности.

Так, девочки чаще носят переживания "в себе, и внешнее поведение может у них почти не меняться. Однако вполне могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Девочки могут жаловаться на здоровье. Иногда все эти признаки служат одной задаче - привлечь к себе внимание расстающихся родителей, скрепить их узы или, по крайней мере, убедиться, что хотя бы ребенка они не разлюбили.

Для мальчиков же характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дому.

Если ведущие переживания девочек в ситуации развода родителей - грусть и обида, то у мальчиков это гнев и агрессивность. Иначе говоря, переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих.

Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, меняя ее объект в зависимости от наличных условий - они могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома,  пытаться повышать голос на мать. Мальчики уходят из дому без того чтобы поставить в известность мать. Еще хуже - побеги, причем иногда в достаточно отдаленные регионы. Ребенок может и просто перейти жить к бабушкам или друзьям. Конечно, все это - просто наиболее распространенные формы ответа на стресс, что не означает строгого соответствия эталонам поведения для мальчиков и девочек.

Еще одним отличием между мальчиками и девочками является реакция на ситуацию развода. Сначала девочки проявляют  реакции дистресса более выраженные, чем мальчики, но динамика адаптации у них  более благоприятная.

Последствия разводов сильнее сказываются на мальчиков, чем на девочек. Они становятся не управляемыми, агрессивными, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность. Это особенность поведения проявляется от  двух месяцев до одного года со времени развода, но по происшествии этого периода многие трудности сглаживаются и у мальчиков.

С уходом отца дом лишается мужского начала. Матери сложнее прививать мальчику чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление о роли мужчины в доме. Мальчики, росшие без отца, могут усваивать «женский» тип поведения. У них также может формироваться искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Впоследствии им будет сложнее качественно выполнять отцовские обязанности.

У девочек же может исказиться адекватное представление о мужчинах из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери.  Девушки из неполных семей при выходе замуж испытывают психологические затруднения при попытке адекватно понять своих мужей и сыновей, выполнять роли жены и матери в традиционном понимании этих ролей.

Как известно развод для детей сам по себе является кризисной ситуаций, однако состояние ребенка может быть ещё более негативно усиленно в силу некоторых причин.

С точки зрения А.И. Тащева, на усугубление переживаний ребенка влияют следующие обстоятельства:

  • предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;
  • ощущение ребенком эмоционального отсутствия ушедшего родителя, восприятие его ухода как обесценивания самого ребенка;
  • изменение интенсивности общения с оставшимся родителем;
  • возможные ухудшения отношения ребенка со сверстниками.

Значительную роль для ребенка играет эмоциональное состояние  родителя, с которым он остался жить.

 Как правило, после развода дети оказываются с матерью, испытывающей стресс из-за бремени ответственности и ролевой перегруженности, умноженный на эмоциональный дистресс и чувство личностной несостоятельности.

После развода матери часто меняются на глазах у детей — становятся возбужденными, напряженными, амбивалентными, неустойчивыми в своих эмоциональных проявлениях, склонными к тревоге, страхам, обвинениям, агрессии и прочему. Нехватка времени приводит к росту требовательности к самостоятельности ребенка, который, как и мать, находится в состоянии эмоционального дистресса; изменению воспитательного стиля родителя в сторону большей авторитарности, директивности, жесткости, непоследовательности. Эмоциональная поддержка, общение, проявления любви и заботы становятся все реже, в результате ребенок переживает чувство отверженности, одиночества, тревоги, собственной никчемности. Пытаясь вернуть внимание матери, ребенок прибегает к социальным провокациям, его поведение еще более выходит за границы дозволенного, мать усиливает нажим, давление, использует силовые методы — и развитие отношений происходит по принципу порочного замкнутого круга.

Дети часто оказываются на стороне матери. Эмоционально женщину очень поддерживает то, что она не одна — у нее есть родная душа. У нее возникает желание высказать ребенку свои обиды (рассказывая, при этом, как она ошиблась в супруге и «какой его отец негодяй, лжец и лицемер»).

Однако дальнейшая динамика отношений в такой семье может разворачиваться таким образом, что авторитет матери в глазах ребенка будет падать.

Мать, ведущая себя столь неосмотрительно, может восприниматься ребенком либо как неудачница, либо как женщина, которая обречена на то, чтобы быть брошенной.

В тех же случаях, когда решение о разводе принимает женщина сама, она будет себя чувствовать, безусловно, в более выигрышном и сильном положении, нежели женщина, которую оставил муж. Вполне вероятно, что в глубине души у нее может звучать голос осуждения. Этот голос будет усердствовать до тех пор, пока не пробудит чувство вины: «Да, это из-за меня несчастлив ребенок. Это я во всем виновата». Могут возникнуть и неоправданные страхи за будущее детей, типа: «Что с ними будет? Какими они вырастут? Не будут ли они несчастными по моей вине?» И это может привести к усилению опеки или попустительства по отношению к детям.

Негативное влияние на состояние ребенка могут оказывать манипуляции со стороны родителей его чувствами и поведением. Могут реализовывать следующие типы поведения:

1. Использование ребенка для разрешения супружеских конфликтов. Это происходит в том случае, если конфликт принял затяжной характер, супруги не разговаривают друг с другом. Ребенок начинает выполнять роль «беспроволочного телеграфа»,

2. Разделение с ребенком ответственности за развод. Родители могут задавать ребенку навязчивые вопросы следующего типа: «Как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой расстанемся?» или «Милый, что лучше для твоего будущего — если мы с папой будем так же плохо жить вместе или если разойдемся совсем? »

3.Манипулирование чувствами ребенка. Ребенка могут использовать и для попыток примириться, вернуть к себе почти утерянного супруга и обратить на себя внимание. Мать в этом случае может, например, просить ребенка: «Скажи отцу, что я не переживу развода!».

4. Бывшие супруги могут настраивать ребенка друг против друга, внося еще больший психологический дискомфорт в душу ребенка. Прививая чувство вражды к отцу (матери), родители насаждают в ребенке агрессивность, недружелюбие, подавленность и обиду.

Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и детей. В результате отец все меньше знает ребенка и оказывается не в состоянии действительно адекватно и гармонично общаться с ним. Взаимоотношения отца с ребенком могут разворачиваться по двум сценариям. Он либо начинает заискивать перед ребенком, задабривая его подарками, либо, не испытывая психологического комфорта от общения с «незнакомым родным ребенком», отец постепенно теряет к нему интерес, принимая на себя роль стороннего наблюдателя за жизнью ребенка. Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной. Кроме того, отец, которому лишь изредка дозволяется видеться с ребенком, не сталкивается со всеми трудностями воспитания и может оказаться для ребенка более привлекательным, чем мать. Испытывая ревность, мать может найти дополнительные и убедительные, с ее точки зрения, аргументы против свиданий отца с ребенком.

Тревога может многократно усилится, есть от ребенка скрывается  ситуацию развода. Умалчивание приведёт к нежелательным вопросам и недоверию. Отсутствие информации сформирует в неокрепшей психике чувства  стыда и чувства вины. Обман вроде объяснения «Папа уехал на Северный полюс» и других фантазий постепенно откроется, и это подорвет доверие ребенка к своим близким.

Наличие братьев и сестер в семье неоднозначно влияет на характер совладения с трудной Жизненной ситуацией. Если сиблинги остаются жить вместе, то может усилится конкуренция за «тающую родительскую любовь» и тем самым еще более дестабилизировать семейную жизнь. Ситуация соперничества и конфронтации сиблингов в разведенной семье более характерна для мальчиков. Альтернативой соперничеству сиблингов может стать ситуация возрастания их сплоченности и близости, когда братья и сестры ищут эмоциональной поддержки друг у друга. Однако, если разлучают таких братьев и сестер, привязанных друг к другу, то второе событие может оказать еще более психотравмирующее воздействие, чем сам развод.

Профилактикой невротизации и нарушений личностного развития ребенка должна стать психологическая работа с родителями, направленная на решение двух задач — создания условий для благополучного завершения эмоционального развода супругов и формирования умения сотрудничать в решении задач воспитания ребенка.

Важным направлением консультативной работы в сфере оптимизации детско-родительских отношений в постразводный период является посредничество между родителями в переговорах для определения конкретных форм реализации родительской функции разведенным супругом, проживающим отдельно.

 Наметилась тенденция возрастания инициативы и активности отцов в направлении сохранения своей воспитательной роли. Удивительно, но одной из проблем, с которой приходится сталкиваться психологу в консультации, является противодействие матерей, их негативизм и сопротивление попыткам отцов сохранить отношения с детьми после развода.

 До родителей необходимо донести основные принципы, которыми должны они  руководствоваться при достижении договоренности об участии отцов в воспитании детей.

Их несколько:

  1. Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим родителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, принятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, проживающий отдельно, длительное время не общается с ребенком, нужно суметь найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему такого родителя.

  2. Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенок должен быть уверен в том, что его мама и папа — достойные люди, заслуживающие любви и уважения.

  3. Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейной положение как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе как постыдной недостойной ситуации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья — ничем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.

  4. Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супругами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/она или я». Избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его новой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, высказывания бывшей «половины», помнить о том, что бывший партнер — значимый и важный для ребенка человек.

  5. Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов. Если невозможно очное общение, можно использовать письма, телефонные переговоры. Родитель, проживающий с ребенком, должен в случае необходимости проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и сохранении контактов ребенка с другим родителем.

  6. Семейная история не только не должна прерываться с разводом, она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семейные реликвии и рассказы, в том числе «история любви»  родителей, должны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «лучшими и любимыми страницами» летописи его семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушения семейно-брачных отношений в будущей семье самого ребенка.

  7. Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказанные правила распространяются и на прародителей.

  8. Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери. Друг, опекун, защитник, доверенное лицо, авторитетный воспитатель — далеко не полный перечень возможных ролей, которые может играть новый член семьи в жизни ребенка.

   Не менее важной для постразводной стадии становится задача формирования новой системы отношений с родителями. Психологические рекомендации могут быть сформулированы следующим образом.

Как уже говорилось выше, страх и тревога ребенка усиливаются в тех случаях, когда взрослые оставляют его в неведении или табуируют тему развода. Необходимо сообщить ребенку в четкой и ясной форме, что оба родителя остаются для него любящими мамой и папой, они всегда будут рядом с ним и заботиться о нем. Сообщать о разводе должны оба родителя — ребенок должен быть уверен в своей ценности для обоих и отсутствии между ними разногласий в том, как будут строиться их отношения с ним после развода. Необходимо предоставить ребенку возможность свободно обсуждать проблему развода с каждым из родителей, пока у него существует потребность в этом.

Так как вплоть до старшего подросткового возраста  нельзя ставить перед ребенком вопрос, с кем он будет жить родителям необходимо самим договориться в этом вопросе. При этом необходимо принять во внимание планы каждого. Если кто-то из них предполагает создать новую семью, то решать вопрос о том, с кем останутся дети, необходимо всем вместе, включая потенциальных отчима и мачеху. И, конечно, первоочередное значение имеет степень привязанности ребенка к родителям. Безусловная любовь матери и привязанность к ней ребенка заведомо перевешивают на чаше весов материальный достаток и экономическое благополучие отца. Материальные условия можно создать разовым усилием - любовь и чувство безопасности нужны как воздух ежечасно и ежесекундно.Желательно не изменять образ жизни самого ребенка. Например, после развода лучше оставлять ребенка в том же детском саду или школе. Это важно, поскольку позволяет сохранить прежний круг общения и интересов ребенка. В результате развода тип семейного воспитания может трансформироваться из гиперопекающего в гипопротекцию. Общение со сверстниками компенсирует недостаток общения и эмоциональной поддержки.

Еще одной проблемой развода является тот факт, что достаточно часто он влечет за собой изменение типа семейного воспитания в сторону гипопротекции, повышенной моральной ответственности, возрастания неустойчивости и противоречивости воспитания. В этом случае возникает необходимость коррекции типа семейного воспитания в сторону более близкого и равноправного общения и сотрудничества.

 Другим видом искажения детско-родительских отношений может стать максимальное сближение ребенка и родителя по типу эмоционального «слипания», симбиоза матери и ребенка. Так, недифференцированность личностных границ матери и дочери-подростка представляет собой искажение детско-родительских отношений, приводящее к трудности личностного самоопределения. Мать может проецировать на сына ожидания любви, тепла и принятия, компенсирующие потерю супруга. Стремление ограничить независимость и самостоятельность подростка часто приводит к бунту, протесту и разрыву отношений.

Таким образом, позитивное развитие ребенка в неполной семье определяется рядом факторов:

  • Хорошее функционирование родителя. Альтруистическое самопожертвование матери — пренебрежение ею своими интересами, счастьем и благополучием ради ребенка, — как правило, не порождает ответной готовности у ребенка и не делает его счастливым, поскольку подобная позиция находит выражение в искажении воспитания по типу потворствования и провоцирует искажение личностного развития ребенка, приводит к росту конфликтов и конфронтации в подростковом возрасте, в период автономизации ребенка. 3. Матейчек писал о том, что для того, чтобы ребенок был счастлив, родитель тоже должен быть счастлив.
  • Родители в неполной семье должны сохранять позитивные отношения и возможность сотрудничества в области воспитания ребенка хотя бы на паритетных началах. Категорически должны быть исключены любые попытки искажения образа экс-супруга, нельзя уходить от разговоров об отце и избегать упоминаний о нем. Родителям необходимо работать над завершением эмоционального развода с тем, чтобы можно было открыто сказать друг другу: «Мы больше не супруги, но мы по-прежнему остаемся вместе как мать и отец нашего ребенка. Он нуждается в нас обоих, а мы — в нем. Значит, мы нужны друг другу. У нас общие радости и общие горести. У нас общие интересы, и мы должны научиться работать вместе ради нашего ребенка».
  • Необходимо расширять круг общения ребенка: Нужно создать условия для опробования и реализации его интересов — в клубах, кружках, секциях.
  •  Нельзя превращать ребенка в предмет торговли, в средство манипулирования супругом. Часто родители пытаются купить любовь ребенка (подарки, блага и т.д.). Как правило, если отцу не были предоставлены возможности для общения с сыном, он пробует завоевать его доверие и расположение «обходными путями» — игрушками, сластями, развлечениями, подарками, поездками и пр. Сообразив, что родители конкурируют за его симпатию, ребенок примет предложенную стратегию поведения и начнет сам спекулировать на чувствах родителей. Крайне неблагоприятная ситуация складывается в тех случаях, когда «война за ребенка» продолжается и после развода, принимая крайние формы вплоть до похищения.
  • Важно, чтобы дети поняли, что люди разные и вступая в отношения друг с другом, они порой не могут договориться. Но это вовсе не означает, что люди плохие. И точно так же сами по себе эти проблемы не портят взаимоотношения. Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что его по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей возможность почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиться взаимное доверие и любовь.

Особое место занимает работа психолога с детьми в ситуации развода родителей.

Признаки посттравматического шока у детей в результате развода родителей могут быть разнообразны: навязчивые мысли, яркие воспоминания об отсутствующем родителе, его прикосновениях, запахах, каких-то эпизодах общения.

В некоторых случаях это может быть избегание ребенком всего того, что связано с травмой развода: вещей отсутствующего родителя, его имени, упоминаний о его профессии, любимом времяпрепровождении и т. д. В ряде случаев ребенок вообще забудет («вычеркнет из памяти») определенный период времени: как предразводный, так и послеразводный — и впоследствии не сможет вспомнить событий и обстоятельств этого этапа своей жизни.

Страдание, испытанное маленьким ребенком в результате развода родителей, часто приводит к тому, что он начинает демонстрироватъ регрессивное поведение, то есть такое поведение, особенности которого были бы характерны для него на более ранних стадиях психического развития. Он, например, может забыть то, чему научился и усвоил недавно: пользоваться горшком, чистить зубы, завязывать шнурки и т. п. Ребенок вдруг возвращается к тем играм, которые забавляли его, когда он был младше. Возможно при этом, что игры становятся более агрессивными, ребенок может ломать игрушки, отрывать у кукол руки, ноги, вырывать волосы. Проявляя «сверхбдительность», он может постоянно проверять, на месте ли его игрушки, не пропали ли они так же, как пропал из его жизни отец (или мать). Игры на «исчезновение-появление» представляют собой своеобразное психологическое «отреагирование» стресса, вызванного разлукой с близким человеком.

Изменяется и самооценка ребенка: чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. Поэтому многие стремятся в такие периоды к уединению, уходу от людей. Дети могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит.

В ряде случаев странности поведения ребенка родители стремятся обосновать его желанием «позлить» старших, вывести их из терпения. Однако такое поведение может мотивироваться желанием ребенка привлечь к себе внимание родных. Эти изменения поведения ребенка должны быть вовремя замечены и правильно проинтепретированы членами его семьи, чтобы оказать ему соответствующую психологическую поддержку.

Работа психолога с ребенком начинается с диагностики.  Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений можно использовать следующие диагностики:

  • методики направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей: "Несуществующее животное" М.З. Друкаревич; методика "Два дома".
  • методики, направленные на выявление семейных предпочтений: проективная игра "Почта" (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).

Несуществующее животное

Цель: выявление особенностей личности. Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти - шести лет).

Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально.

Инструкция: "Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах".

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают.

Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это "волшебный заяц"), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: "Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?". Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы: Чем оно питается? Где живет? Чем обычно занимается? Что любит делать больше всего? А чего больше всего не любит? Оно живет одно или с кем-нибудь? Есть у него друзья? Кто они? А враги у него есть? Кто? Почему они его враги? Чего оно боится, или оно ничего не боится? Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов - не обязательный, а ориентировочный.

 Интерпретация результатов.

 Размер. Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре "больший размер - больше силы, больше энергии". Чем больше рисунок тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т.д. Однако, если рисунок так велик, что не умещается на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Расположение рисунка на листе. Ось "Верх - Низ" Расположение рисунка относительно оси "верх - низ" листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор: Счастье - вверх; грусть - низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его.) Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние - вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь встает. Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз). Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе - вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху). Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними).

Ось "Левое - правое" При интерпретации расположения рисунка относительно оси "Левое - правое" необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре: Традиция чтения слева направо. Соответственно левая сторона находится сзади, правая спереди. Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева. На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа - направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры - голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо - устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево - тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Расположение самого листа. Если автор не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей на горизонтальном), это значит человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

Форма рисунка. Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым - женское. Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подврегаться тестированию. Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному "не положено" иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус.

Симметричность-ассиметричность. Ассиметричность рисунка интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичностью, инертностью.

Контур рисунка. Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми. Верхний контур - против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения. Нижний - против подчиненных, или зависимых. Боковые - недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка и в любой ситуации. О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе. Острые углы на контуре фигуры говорят об агрессивной защите. Затемнения, запачкивания контурной линии свидетельствуют о страхе и тревоге. Заслоны, щиты, удвоенные линии связаны с опасением и подозрительностью.

Характер линий и графических движений. Сплошные линии характеризуют людей последовательных уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура изображения свидетельствуют о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей. Штриховки тесно связаны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение - нарушение сенсорной координации.

 Цвет. Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функции в мире растений, животных и человека. В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. "Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость - белым, спокойствие голубым, восстание - красным". (Л.С. Выготский) Использование рисующим определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированная эмоциональная потребность. Для определения этой потребности может быть использованы методы применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.

Способы конструирования. Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче. Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное.  В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче. Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т.п. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения - и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности. Поэтому оно всегда несколько похоже на что-то существующее. Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных,  это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Для определения уровня "художественного" способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях. Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала - к готовой форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Сложность конструкции. Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.

 Содержание рисунка. Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные. Это отношение к своему "я", представление о своем положении в мире. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.

Внешний вид животного. Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми - это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное "выше Останкинской башни". Присвоение животному больших размеров может являться "простым и незамаскированным исполнением желания быть большим". Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило это встречается лишь в случае истинного невроза.

 Детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза.

 Глаза. Глаза - символ человеческого страха. Это значение особенно подчеркивается прорисовкой радужки.

Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения для женщин; для мужчин - женственные черты характера, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Уши. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимой для окружающих. Необычно большое количество глаз, ушей - разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы - сигнализуруют об остром чувстве тревоги.

Рот. Приоткрытый рот с прорисовкой губ - большая речевая активность в сочетании с чувственностью. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный - легкость возникновения страхов, опасений недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, обычно защитная. Для детей и подростков зачерчение рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности.

Покровы, рога являются символом защиты и агрессии.

Опорная часть фигуры. Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и форма. Основательность - обдуманность, рациональность при принятии решений, опора на существенную, значимую информацию, существенные положения. Следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точное, тщательное или слабое, небрежное, не соединено совсем. Это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части это - свительство стабильности и конформизма в суждениях и установках. Соответственно, обратное (разнообразие в форме и расположении несущих частей тела) свидетельствует о самостоятельности и непостоянстве.

 Части над фигурой. Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели энергии, охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, стремление руководить, доминировать над окружающими. Украшающие части, возвышающиеся над уровнем фигуры, свидетельствуют о демонстративности, склонности к обращению на себя внимания, манерности.

Перья. Наличие перьев выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности.

 Грива, шерсть, подобие прически. Грива, шерсть, волосяной покров интерпретируются как чувственность, подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Хвост. Хвосты выражают отношение рисующего к собственным действиям и результатам своей деятельности. Оценка их обозначена направлением хвоста. Движение вверх, (хвост трубой или морковкой) - уверенность в своих действиях и их результатах. Движение вниз (поджатый хвост) - недовольство собой, подавленность, сожаление о содеянном. Если хвост направлен вправо, то чувство вызвано недовольством по поводу своих действий. Если хвост направлен влево, то испытывается неудовлетворенность в связи со своими мыслями, пропущенным моментом, собственной нерешительностью.

Характер линий. Слабые, паутинообразные линии связываются с слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом Важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.

Название несуществующего животного. Название животного используется для определения типа мышления. Названия, составленные из нескольких названий или частей названий других животных, говорят о рациональном, научном подходе. Название по звучанию, состоящее из нескольких слогов или звуков, которые сами по себе смысла не имеют, характеризуют художественный тип мышления. Кроме того название несуществующего животного может говорить о способе представления себя другим людям перед процессом взаимодействия: Псевдонаучные - с латинскими окончаниями это - демонстрация своей образованности и значительности своего интеллектуального уровня. Названия с повторяющимся слогом - инфантильность. Название с ироническим звучанием - ироническое отношение к людям и ситуации тестирования. Название, не имеющее никакой связи с рисунком - несерьезность, поверхностность. Все описанные в руководстве признаки и их характеристики могут быть сведены в единую таблицу.

Методика "Два дома"

 Цель: определить круг значимого общения ребенка.

Исследование проводится строго индивидуально.

 Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: "А теперь давай выстоим для тебя прекрасный, красный, красивый дом". (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). "А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!" Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

 Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом - черный, но никак его не характеризует. "Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить". Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом. Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: "Что же, этот дом так и будет стоять пустой?" После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: "Ой, а бабушку мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!" Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном.

Результаты этой методики интерпретируются "впрямую", без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. В ситуации развода родителей важно куда ребенок поселит родителей.

Тест - игра "Почта"

Позволяет выявить эмоциональное отношение ребёнка к членам своей семьи, а также уверенность - неуверенность в родительской любви.

Ход игры: Ребенку предлагается роль "почтальона", разносящего письма адресатам - членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить свое эмоционально оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него ни умственного напряжения, ни обязательного участия речи, т.к. он получает готовое содержание посланий.

Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: "Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в "Почту". Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? (Ребенок отвечает) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам". При этом перед мальчиками ставится игрушка - машина, "груженая" почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: "Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других членов твоей семьи". Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи детей и взрослых. Отобранные фигурки легко устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой - свой почтовый ящик. "В нашей игре пожелал еще участвовать Незнакомец, - сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигуру Незнакомца. - В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких". Чтобы предупредить механическое раскладывание писем "по очереди" в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения "адреса" (короткой фразы на конверте): Подумай: к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо". Чтобы у ребенка не возникало сомнений, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным "адресом". Располагается такая фраза-"адрес" на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.

Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее, ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка. В игре используется 20 писем, из них 10 - с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи: Этого человека я люблю.  Этого человека я не люблю. Об этом человеке я скучаю.  Об этом человеке я не скучаю.  С этим человеком я люблю играть, читать.  Иногда я боюсь этого человека. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.  На этого человека я часто сержусь  Этому человеку мне нравится помогать дома.  К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью

 Другие 10 содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлении):  Этот человек меня не любит. Этот человек всегда веселый. Этот человек на меня злится и сердится.  Этот человек меня всегда жалеет.  Этот человек часто наказывает меня и ругает.  Этот человек часто играет со мной.  Этот человек никогда не играет со мной. Этот человек самый добрый, хороший.  Этот человек всегда все запрещает мне.

 При обработке данных учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и с отрицательной направленностью. Особое значение придается письмам следующего содержания: "Этого человека я люблю". "Этого человека я не люблю". "Этот человек меня любит" "Этот человек не любит меня", так как письма обладают наибольшей степенью, информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка.

 Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщения с положительной эмоциональной окраской ("Этот человек меня любит", "Этого человека я люблю"), а также другие письма положительной направленности, типа: "Этот человек самый добрый, хороший", веселый", "часто со мной играет" и т.п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.

Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: "Этого человека я люблю", "Этот человек меня любит", "Этот человек самый добрый", - такой факт говорит об эмоционально не выраженном отношении к данному лицу (индифферентное).

На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: "К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью"; "Этот человек никогда не играет со мной" и др.

 О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: "Этого человека я не люблю", "Этот человек не любит меня", "Этот человек часто наказывает меня и ругает" и т.д.

Адресованность одному и тому же лицу писем, как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи. Кто то из детей может адресовать послания "я… люблю",". меня любит" эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объема любви и привязанности из числа близких людей.

На основе полученных результатов можно выстраивать программу помощи ребенку.

Целью  программы может стать  улучшение эмоционального, физического и психического состояния ребенка, находящихся в переживании ситуации развода, за счет снятия психического напряжения, а также выявления творческого потенциала для самовыражения и снятия стрессового состояния.

Наиболее подходящие методами для детей являются: сказкотерапия,  арттерапия и песочная терапия.

Таким образом, основная проблема развода для ребенка — сепарация с эмоционально значимым родителем, страх потерять его любовь и заботу, чувство потери безопасности.

Существуют  определенные особенности реакций детей на развод родителей, они зависят от возраста и пола ребенка. Самыми уязвимыми оказываются дети предподросткового и младшего подросткового возраста. Наименьшую толерантность к ситуации развода обнаруживают мальчики предподросткового возраста. Девочки того же возраста адаптируются значительно быстрее. Однако чем старше дети, тем более совершенными стратегиями совладания с трудной ситуацией они владеют.

Реакция ребенка на развод может быть усугублена под влиянием определённых причин: предшествующие разводу ссоры, эмоциональное состояние родителя с которым остаётся ребенок, манипуляции со стороны родителей  чувствами и поведением ребенка, стиль общения между родителями и ребенком,

Психотерапия детей в ситуации развода ведется по двум направлениям: работа с родителями и непосредственная работа с ребёнком. Основными задачами являются: стабилизация  эмоционального, физического и психического состояния ребенка и  формирования новой системы отношений между родителями и ребенком.

   Нужно всегда помнить, что ребенок очень многому учится в своей семье. В том числе и умению преодолевать критические ситуации. Развод – это «не крест на благополучии ребенка».  От того, как семья сумеет пережить ситуацию развода, что потеряет и обретет от этого, зависит и то, как в своей собственной взрослой жизни дети будут бороться с житейскими сложностями.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развод родителей: как объяснить ребенку.

Как понять ребёнка в этой ситуации? Как его поддержать? Как облегчить для него развод родителей?...

Развод родителей для детей

Разводы  случаются в наше время довольно часто. По статистике, каждый седьмой ребенок сегодня воспитывается в неполной семье. В процессе расставания партнерам не всегда удается оставаться хладнок...

Дети и развод родителей

Памятка о том,как родителям вести себя со своим ребенком в период развода. Основные положения тактики поведения....

Если в семье развод…(психологическая помощь детям пережившим развод родителей)»

Если в семье развод…(психологическая помощь детям пережившим развод родителей)»   Развод родителей – это явно выраженная или скрытая травма для ребенка. Если думать о том, как снизить в...

Создание ситуации успеха как фактор повышения личностного роста через призму развития системы профилактики асоциальных девиации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Созданию ситуации успеха всегда уделялось много внимания в разные времена. Отношение к обучению изменилось. Сейчас, часто можно услышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Консультация для родителей "Психологическая помощь детям при разводе родителей"

Памятка для разводящихся родителей.Психологическая помощь детям при развод родителей...