Статья "Родительские амбиции в жизни собственных детей"
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В статье рассматривается проблема детско-родительских отношений. В наше время нередки случаи, когда рофессиональная или творческая нереализованность родителей мешает гармоничному развитию ребенка. В материале приводятся примеры из практической жизни и рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_ambitsii.docx729.99 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские амбиции и нереализованные мечты

в жизни собственных детей

Мы все хотим, чтобы наши дети достигли определенных высот в жизни, получили образование, осуществили задуманное. Но иногда подобные желания доходят до абсурда. Родители, которые не реализовали себя, как им хотелось бы, пытаются воплотить свои амбиции и неосуществившееся мечты в жизни собственных детей. Хорошо, если подобные действия соответствуют характеру и интересам самого ребенка, а если нет... В зависимости от характера дети начинают «бунтовать» и сопротивляться разными способами. C:\Users\КС\Desktop\Картинки стр\46c8db78b54230b356a97aadf3eaf477.png

В одном случае, ребенок «борется», но не против родителей, а за самого себя. Его не устраивает подобное положение вещей, и он начинает капризничать, плакать, если он дошкольник. А если подросток, то способы несколько другие: прямые отказы, ругательства, грубость и дерзость в общении с родителями.C:\Users\КС\Desktop\Картинки стр\245006_5affdd74e079f5affdd74e07d6.jpeg

В другом случае ребенок попросту начинает болеть. Например, девочку записали в секцию, в которую она изначально не хотела. Мама желает, чтобы ее ребенок достиг высоких результатов в той области, которая ей была интересна, но по каким-то причинам она не реализовала себя в ней. Ребенок сходит раз на занятие, сходит два, а на третий у него начнутся боли в животе, тошнота и другие защитные реакции организма. Напрямую ребенок сказать не может, да даже если и скажет, его никто не послушает, ведь родители «лучше знают».C:\Users\КС\Desktop\Картинки стр\WLD.jpg

Чтение в раннем возрасте, изучение английского, математики, быстрого счета, соревнования, конкурсы необходимы в большей степени не для детей, а собственно для реализации родительских амбиций. Иногда возникает впечатление, что родители соревнуются между собой: «У Петровых сын читает в два года», «Наш Коленька уже изучает английский». C:\Users\КС\Desktop\Картинки стр\maxresdefault.jpg

Существует стереотип - «мы делаем для наших детей все необходимое, «костьми ложимся» ради них, в ответ они должны соответствовать нашим ожиданиям и быть благодарными». И когда этого не происходит, назревает конфликт «отцов и детей». Дети недовольны тем, что родители на них «давят», предъявляют завышенные требования, заставляют заниматься нелюбимым занятием. Родители возмущены тем, что дети вместо того, чтобы благодарить их за все блага (о некоторых дети и не просили и даже не имели в этом потребности), смеют сопротивляться и обвинять их.C:\Users\КС\Desktop\Картинки стр\photo_158890.jpg

Пример из жизни. Молодая девушка, единственный ребенок в семье. Отец с высокими притязаниями и нереализованными амбициями с детства внушал дочери, что она должна добиться в своей жизни сверхдолжностей и сверхуспехов. У девочки не было такой потребности. Конечно, она хотела получить образование и профессию по душе, но о какой-то особой карьерной лестнице не думала и не хотела этого. C:\Users\КС\Desktop\Картинки стр\super.ua-1531824149.jpg

Но, как примерной дочери, ей хотелось угодить любимому отцу. Она выполняла все его требования, достигала высоких результатов в учебе, принося в жертву свои нервы и желание быть собой. Но ведь взамен она получала одобрение и похвалу отца, и, следовательно, все у нее было «хорошо». Но однажды, когда девушке стало совсем невмоготу, просто на просто запас сил был исчерпан на то, чтобы жить чужой жизнью, она тихо взбунтовалась и не выполнила очередное папино требование. C:\Users\КС\Desktop\Картинки стр\d60211686cc84290c0449.jpg

На что папа сильно обиделся на свою дочь и не разговаривал с ней после этого долгое время. В итоге у девушки выросло огромное мнимое чувство вины, с которым она перешла и во взрослую жизнь. В ней она пытается от него избавиться тем, что выполняет требования уже других людей, подпитывая тем самым, «какая она хорошая, все делая правильно», забывая про один вопрос «А чего хочет она?». D:\Мои документы\ВСЕ мероприятия СЮТ\Методичка\Картинки\Ученики\подростки\епкпн65г.jpg

Это печальная история в наше время получила огромное распространение. Корень всего этого – несамодостаточность и нелюбовь родителей к самим себе. И, когда нам самим не удалось осуществить мечты и реализовать амбиции, мы начинаем воплощать их через своих детей. Чтобы ощутить, таким образом, полноту жизни.

Что же делать и как быть?

C:\Users\КС\Desktop\Картинки стр\i.jfif

Прежде надо остановиться и посмотреть на себя и свою жизнь под другим углом зрения. Не с высоты мировых стандартов, а с высоты собственного интереса, интереса своего ребенка и задать себе вопрос «Счастлив ли я, если...?», «Счастлив ли будет мой ребенок, если...?».

Бывает, что у детей в дальнейшем проявиться интерес к деятельности, к которой их привели родители, и уже во взрослой жизни они будут благодарить своих мам и пап. Например, известны случаи, когда дети без желания ходили в музыкальную школу, но уже, будучи взрослыми, были рады приобретенным умениям и навыкам. Но надо помнить о том, чтобы в некоторых случаях можно перегнуть палку.C:\Users\КС\Desktop\Картинки стр\maxresdefault (1).jpg

Нужно смотреть на ребенка не как на свое продолжение, а как на суверенную, отдельную личность. Личность со своим характером, со своими интересами, увлечениями, со своими мечтами. Родители должны направлять своего ребенка, помогать ему, но не настаивать на том, что он должен воплощать родительские невыполненные планы и проигрывать жизненный сценарий, написанный за него его родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование установок здорового образа жизни у детей начальной школы

Совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической культуры личности учащегося....

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».

Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...

Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попеч...

Неделя психологии в 5 классе 22.11.23 г. "Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей".

Тренинговое занятие "Ценность каждого".Цель: формирование у обучающихся чувства ценности жизни любого человека.В ходе занятия проводится разговор о том, что такое добро и делается это в виде...