Главные вкладки

    Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».
    план-конспект на тему

    Проект

    по формированию основ здорового образа жизни

    у детей с нарушениями слуха.

    «Основные понятия о здоровом образе жизни».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Cмоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательный центр комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Южный»

    Проект

    по формированию основ здорового образа жизни

    у детей с нарушениями слуха.

    «Основные понятия о здоровом образе жизни».

                                                                                 Автор - составитель:

                                                            воспитатель

    Яковлева Елена Анатольевна

     

    2015-2016 уч.год

    Содержание проекта

    1. Паспорт проекта;
    2. Пояснительная записка
    3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, гипотеза, ожидаемый результат, продукт проекта.
    4. Этапы реализации проекта: организационный, подготовительный, практический, аналитический,  заключительный.
    5. Список использованной литературы.
    6. Приложения

    Паспорт проекта

    Тема: «Основные понятия о здоровом образе жизни».

     Автор: Яковлева Елена Анатольевна

    База исследования: СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» Смоленская область г. Рославль.

    Участники проекта: воспитанники  школы-интерната, учащиеся 9 класса, воспитатель методист, школа.

    Сроки реализации проекта: сентябрь 2015г - февраль 2016г.

    Условия реализации проекта

    -Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;

    -Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

    -Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;

    -Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

    -Реализация различных форм систематической работы с родителями.

    Методы и приемы работы: Словесные, наглядные, практические

                           

                         

                       

    Пояснительная записка

    Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте»,  «Конвенция о правах ребенка».

    Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

    Успешное формирование основ ЗОЖ у школьников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

    Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития школьного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления  здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

    Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в образовательном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

    1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
    2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

    В укреплении  и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому  человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка школьного возраста предусматривает:

    • Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
    • Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
    • Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
    • Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

    Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

    Обоснование проекта

      Каждый из нас  хочет  видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

    Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. Проанализировав статистические данные мы пришли к выводу, что именно в школьном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

    Цель проекта:

    -воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства,

    -создание учебно-информационного пособия по здоровому образу жизни.

    Задачи: 

    - привлечение к проектной деятельности, воспитанников с нарушением слуха,

     -повышение информационности по вопросам сохранения собственного здоровья,

    - развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

    -формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремление к  сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

    -повышать педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

    Сущность проекта: 

    Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).

    Актуальность:

     Перед школой в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

    Практическая значимость: 

    Валеологические знания и умения, соблюдение режима дня,закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, дыхательные упражнения, г и т.д. – к ежедневным занятиям по физической культуре ; подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.

    Принципы реализации проекта

    1. Доступность учет возрастных особенностей детей

               - адаптированность материала к возрасту;

    2. Систематичность и последовательность

     – постепенная подача материала от простого к сложному

    - частое повторение усвоенных правил и норм;

    3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

    Гипотеза:

    Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы по формированию привычки к здоровому образу жизни.

    Ожидаемый результат:

    • Снижение уровня заболеваемости.
    • Повышение уровня физической подготовленности.
    • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
    • Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

    Продукт проекта:

    • Опрос и анкетирование учащихся «Вредные привычки», тест «ЗО Ж.»,
    • Занятие «Основные понятия о здоровом образе жизни», презентация «Основные понятия о здоровом образе жизни»
    • Оборудование: компьютер, фотокамера, интернет-ресурсы, проектор для просмотра слайдов.

    Этапы реализации проекта:

    1.Организационный этап.

    Обсуждение цели,  выдвижение предложений, распределение заданий.

    2.Подготовительный этап.

    Сбор информации (анкетирование детей, беседы), посещение полезных сайтов в Интернете, библиотеки, поиск информации в книгах;

    3.Практический этап.

    Обсуждение предстоящей работы, выпуск стенгазеты «Влияние вредных привычек на здоровье человека», создание презентации.

    4.Аналитический этап.

    Анализ деятельности, обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

    Перспектива развития проекта.

    Представление работы в образовательных сетях.

    5.Заключительный этап.

    Проанализировать выполнение работы и дать её самооценку, представить продукт творческого проекта  на воспитательном мероприятии  перед учащимися школы.

    Реализация проекта.

    На организационном этапе проекта мы все вместе с детьми провели анкетирование и тестирование. Выяснилось, что многие учащиеся имеют вредные привычки и не совсем владеют основными понятиями о здоровом образе жизни.

    Поставили  задачи:

    -повысить информированность у подростков по вопросам сохранения собственного здоровья, сформировать у учащихся правильные установки по ЗОЖ.

    - развить свои творческие способности и коммуникативные навыки через проектную деятельность.

    На аналитическом этапе  мы обсудили результаты нашего проекта. В ходе реализации улучшились взаимоотношения учащихся в классе, повысилась мотивация учащихся к ЗОЖ и воспитание здоровьсберегающего мировоззрения. Произошел  некоторый прорыв в развитии творческих способностей и коммуникативных навыков ребенка с нарушением слуха.

    Результативность

    Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в школе прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности школьников, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили  найти способы укрепления и сохранения здоровья.          

    Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.

    Полученный опыт позволил  избежать несчастных случаев.

    Список использованной  литературы:

    1. Программа развития «Человек», автор А.И.Иванова; Москва 2005г.
    2. Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006г.
    3. Здоровый образ жизни  «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.
    4. Пособие для педагогов  «Формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников», Москва 2010.
    5.  «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.
    6.  Программа «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, Сфера, 2004;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников

    Проект направлен на воспитание и развитие обучающихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков...

    Формирование основ здорового образа жизни у учащихся через проектную деятельность

    Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, поск...

    Программа по формированию основ здорового образа жизни "Путь к здоровью"

    Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Он...

    Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»

    Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...

    Физическое воспитание дошкольной группы детей с нарушеним слуха-ведущее средство пропаганды здорового образа жизни

    Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Ка...

    Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

    Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...

    Доклад на тему "Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся младших классов - это комплексная программа фоормирования знаний, установок, личных ориентир и норм поведения, обеспечивающих сох...