Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».
план-конспект на тему

Проект

по формированию основ здорового образа жизни

у детей с нарушениями слуха.

«Основные понятия о здоровом образе жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cмоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательный центр комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Южный»

Проект

по формированию основ здорового образа жизни

у детей с нарушениями слуха.

«Основные понятия о здоровом образе жизни».

                                                                             Автор - составитель:

                                                        воспитатель

Яковлева Елена Анатольевна

 

2015-2016 уч.год

Содержание проекта

  1. Паспорт проекта;
  2. Пояснительная записка
  3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, гипотеза, ожидаемый результат, продукт проекта.
  4. Этапы реализации проекта: организационный, подготовительный, практический, аналитический,  заключительный.
  5. Список использованной литературы.
  6. Приложения

Паспорт проекта

Тема: «Основные понятия о здоровом образе жизни».

 Автор: Яковлева Елена Анатольевна

База исследования: СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» Смоленская область г. Рославль.

Участники проекта: воспитанники  школы-интерната, учащиеся 9 класса, воспитатель методист, школа.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015г - февраль 2016г.

Условия реализации проекта

-Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;

-Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

-Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;

-Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

-Реализация различных форм систематической работы с родителями.

Методы и приемы работы: Словесные, наглядные, практические

                       

                     

                   

Пояснительная записка

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте»,  «Конвенция о правах ребенка».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Успешное формирование основ ЗОЖ у школьников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития школьного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления  здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в образовательном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

  1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении  и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому  человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка школьного возраста предусматривает:

  • Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

Обоснование проекта

  Каждый из нас  хочет  видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. Проанализировав статистические данные мы пришли к выводу, что именно в школьном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Цель проекта:

-воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства,

-создание учебно-информационного пособия по здоровому образу жизни.

Задачи: 

- привлечение к проектной деятельности, воспитанников с нарушением слуха,

 -повышение информационности по вопросам сохранения собственного здоровья,

- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

-формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремление к  сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

-повышать педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

Сущность проекта: 

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).

Актуальность:

 Перед школой в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Практическая значимость: 

Валеологические знания и умения, соблюдение режима дня,закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, дыхательные упражнения, г и т.д. – к ежедневным занятиям по физической культуре ; подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.

Принципы реализации проекта

1. Доступность учет возрастных особенностей детей

           - адаптированность материала к возрасту;

2. Систематичность и последовательность

 – постепенная подача материала от простого к сложному

- частое повторение усвоенных правил и норм;

3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Гипотеза:

Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня физической подготовленности.
  • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
  • Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Продукт проекта:

  • Опрос и анкетирование учащихся «Вредные привычки», тест «ЗО Ж.»,
  • Занятие «Основные понятия о здоровом образе жизни», презентация «Основные понятия о здоровом образе жизни»
  • Оборудование: компьютер, фотокамера, интернет-ресурсы, проектор для просмотра слайдов.

Этапы реализации проекта:

1.Организационный этап.

Обсуждение цели,  выдвижение предложений, распределение заданий.

2.Подготовительный этап.

Сбор информации (анкетирование детей, беседы), посещение полезных сайтов в Интернете, библиотеки, поиск информации в книгах;

3.Практический этап.

Обсуждение предстоящей работы, выпуск стенгазеты «Влияние вредных привычек на здоровье человека», создание презентации.

4.Аналитический этап.

Анализ деятельности, обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

Перспектива развития проекта.

Представление работы в образовательных сетях.

5.Заключительный этап.

Проанализировать выполнение работы и дать её самооценку, представить продукт творческого проекта  на воспитательном мероприятии  перед учащимися школы.

Реализация проекта.

На организационном этапе проекта мы все вместе с детьми провели анкетирование и тестирование. Выяснилось, что многие учащиеся имеют вредные привычки и не совсем владеют основными понятиями о здоровом образе жизни.

Поставили  задачи:

-повысить информированность у подростков по вопросам сохранения собственного здоровья, сформировать у учащихся правильные установки по ЗОЖ.

- развить свои творческие способности и коммуникативные навыки через проектную деятельность.

На аналитическом этапе  мы обсудили результаты нашего проекта. В ходе реализации улучшились взаимоотношения учащихся в классе, повысилась мотивация учащихся к ЗОЖ и воспитание здоровьсберегающего мировоззрения. Произошел  некоторый прорыв в развитии творческих способностей и коммуникативных навыков ребенка с нарушением слуха.

Результативность

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в школе прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности школьников, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили  найти способы укрепления и сохранения здоровья.          

Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволил  избежать несчастных случаев.

Список использованной  литературы:

  1. Программа развития «Человек», автор А.И.Иванова; Москва 2005г.
  2. Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006г.
  3. Здоровый образ жизни  «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.
  4. Пособие для педагогов  «Формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников», Москва 2010.
  5.  «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.
  6.  Программа «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, Сфера, 2004;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию основ здорового образа жизни "Путь к здоровью"

Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Он...

Проект по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»

В данной статье представлена разработка проекта  по реализации задач  формирования основ здорового образа жизни  «Мы за здоровый образ жизни!»...

Физическое воспитание дошкольной группы детей с нарушеним слуха-ведущее средство пропаганды здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Ка...

Исследовательский проект "Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках ОБЖ"

Актуальность темы состоит в том, что исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостат...

Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...

Доклад на тему "Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся младших классов - это комплексная программа фоормирования знаний, установок, личных ориентир и норм поведения, обеспечивающих сох...

Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."

Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."...