Агрессивность в дошкольном возрасте
консультация

Пензина Евгения Викторовна

В статье даны наиболее вероятные причины агрессивного поведения, даны рекомендации родителям по взаимодействию с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnost.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Следует разделять понятия агрессии и агрессивности.


Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Детская агрессия часто является способом реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется и именно так, как хочется. Например, ребенку хочется посмотреть мультики, а его отправляют спать, или не покупают игрушку, или не дают поиграть с какой-то вещью.
Она может быть неосознаваемой и сознательной.

Ребенок начинает понимать, что ведет себя агрессивно, когда у него активно развивается самосознание и он уже может отличить «можно» от «нельзя», «хорошо» от «плохо», когда он уже научился решать конфликт неагрессивным способом. До этого момента он не осознает, что поступает плохо, так как не усвоил приемлемые правила поведения. Для данного периода (лет до трех) дети часто используют силовой способ достижения желаемого – отобрать, толкнуть, ударить, так как еще не умеют договариваться.

На четвертом – пятом году жизни ребенок уже усваивает простейшие понятия о том, что хорошо, а что плохо и начинает понимать, что бить, драться, кусаться – это плохо. Он обучается оценивать ситуацию по возможным последствиям – заметят ли взрослые, будет ли наказание за такое поведение. И находит обходной путь – если нельзя стукнуть, укусить, ущипнуть, то можно обозвать, а еще безопаснее – сплетничать, подначивать, настраивать одного против другого. Начиная лет с пяти,  такой способ выражения агрессии нередко проявляется среди дошкольников, а затем школьников.
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Формирование агрессии связано со следующими причинами:

  1. Стиль воспитания в семье. Например, чрезмерный контроль и опека, чрезмерность запретов, в том числе и на проявление двигательной активности. Стремление родителей контролировать каждый шаг ребенка может провоцировать у него протестные реакции и вспышки агрессии.

  Эмоциональное отвержение, когда родители по тем или иным причинам не принимают ребенка. Это может наблюдаться в тех случаях, когда родители не хотели появления ребенка, либо его пол не совпал с желаемым (хотели мальчика, родилась девочка, или наоборот), либо с личностными особенностями ребенка или родителей. Например, родители ожидали, что ребенок будет бойким, уверенным в себе лидером. А ребенок растет застенчивым и чувствительным. И вовсе не стремится к лидирующим позициям в детском коллективе. Родители начинают раздражаться на поведение  ребенка, они не могут принять тот факт, что застенчивость и чувствительность являются его природными особенностями, стараются «перевоспитать» его. И порою даже ранимый и робкий ребенок может отреагировать протестом и всплеском агрессии на такое  давление со стороны родителей.

Следует отметить, что  отвержение в ряде случаев вовсе не ознчает, что родители не обеспечивают его всем необходимым или проявляют по отношению к нему явную жестокость. Напротив, они могут  покупать ему одежду, игрушки, порой и самые дорогие. Но в отношениях с ребенком нет эмоционального тепла и поддержки,  забота носит скорее формальный характер.  При этом родители могут постоянно сравнивать ребенка с другими детьми не в его пользу. Например:  «Маша такая воспитанная девочка, а я за тебя все время краснею».  «Посмотри, как Петя красиво пишет буквы и цифры, а у тебя только грязь в тетради»; «У всех дети как дети, а вот  ты… »). Могут делать акцент на  неудачах и проступках, не отмечая тех ситуаций, в которых ребенок действительно  хорошо себя вел или был успешен. В таких случаях ребенок редко удостаивается похвалы родителей. Родители не уважают ребенка и отвергают его.

Основной способ исправления – осознание родителями негативных чувств к своему ребенку и изменение  отношения к нему. Только принятие ребенка родителями может изменить ситуацию  в лучшую сторону. Без выполнения этого условия усилия педагогов и психологов либо совсем не приведут к результату, либо этот результат будет нестойким и непродолжительным.

Попустительство. Если родитель, видя, что ребенок проявляет агрессию, ничего не объясняет ему, не пресекает проявления агресии, ребенок и дальше будет вести себя подобным образом. Например, ребенок отбирает игрушку у другого малыша, или топчет бабочку на глазах у родителей, а мама или папа молчат. В данном случае  получается, родители никак не выражают своего отношения к поступку, не пресекают агрессивные действия, не объясняют, как договариваться с другими детьми или относиться к живым существам. И тем самым дают молчаливое согласие на такое поведение  в будущем – ребенок продолжит  отрывать у насекомых крылья, отбирать игрушки, драться с детьми и т. п.

Основной способ исправления – изменение стиля взаимодействия, четкая реакция родителя на агрессивные действия ребенка, объяснение, как надо вести себя в определенных ситуациях. Пресекать действия, которые могут принести вред другим и давать ребенку возможность выразить гнев в приемлемой форме – через игру, рисунок, комканье бумаги, обсуждение чувств. Развивать сопереживание к людям и другим живым существам.

Разобщенность в стилях воспитания в семье, когда родители не могут договориться друг с другом, как воспитывать ребенка, также в ряде случаев может вызвать вспышки агрессии у детей. Всплески агрессии могут спровоцировать и другие сложные ситуации  – развод, смерть члена семьи, и т. п.

Основной способ исправления – договоренность между родителями о едином стиле в воспитании, разработка единой системы требований и поощрений в семье.

Наличие в семье братьев и сестер – в данном случае вспышки агрессии чаще всего обусловлены ревностью, страхом, что мама или папа перестанут любить или будут любить меньше, чем брата или сестру.

Основной способ исправления – стараться уделять равное внимание детям, хотя порою это очень сложно. Не сравнивать детей между собой, находить время (хотя бы пять минут в день!), когда вы будете принадлежать каждому ребенку в отдельности. Если младший ребенок еще маленький, детей  можно поставить в позицию старших, показать, что без их помощи маме или папе никак не справиться. Поощрять и хвалить – «Какая же ты умница, я бы без тебя не справилась», «Ты мне сегодня очень помог с братиком». Почаще обнимайте и говорите ребенку, как сильно вы его любите. Если ревность проявляется очень бурно и вспышки протеста и агрессии случаются часто, целесообразно обратиться за помощью к психологу, который поможет ребенку отреагировать накопившееся напряжение и даст конкретные рекомендации по взаимодействию в каждом конкретном случае.

  1. Повсеместная демонстрация сцен насилия. Если в  ребенок регулярно сталкивается в семье с проявлениями словесной или физической агресии, вряд ли он сам будет реагировать по-другому. Он постепенно начинает отражать и копировать эту модель поведения в отношениях с другими детьми и взрослыми. Агрессивное поведение может также наблюдаться при неумении общаться.

Основной способ исправления – изменение моделей поведения у родителей, демонстрация ребенку неагрессивных форм поведения;

  1. Одобрение родителями агрессивного поведения у ребенка. Например, когда родители поощряют ребенка к демонстрации силы, призывают давать сдачи, при этом,  не давая никаких других вариантов поведения;

Основной способ исправления – обсуждать альтернативные способы поведения и учить им;

  1. Нестабильная социально-экономическая обстановка ведет к невротизации родителей, возникновению у них повышенной тревожности, раздражительности. Это также негативно сказывается на детях;
  2. Проявления агрессии иногда могут служить способом привлечения внимания к себе ;
  3. Индивидуальные особенности человека  - импульсивность, сниженная способность управлять своим поведением, гиперактивность, определенные черты характера. Темперамент также может оказывать влияние.

Основной способ исправления зависит от конкретных личностных черт ребенка. Использовать определенный стиль взаимодействия с детьми в зависимости от личностных черт. Обучать управлять поведением, используя различные приемы и игры.Они представлены в разделе «Как играть с агрессивными детьми». Однако помните, что чем младше ребенок, тем труднее ему владеть собой в силу возрастных особенностей. Поэтому в данном случае коррекция потребует времени и терпения

  1. Социально-культурный статус семьи.

Таким образом, можно с большой долей вероятности предполагать, что решающее значение в формировании агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Закрепление агрессивных форм поведения может перерасти в дальнейшем в черту характера.

Отсюда вытекает необходимость своевременно определять причины агрессии и при необходимости проводить психологическую и педагогическую коррекцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения

Программа занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

Причинами детской агрессии могут выступать: негативное отношение со стороны матери или отца, в следствие которого ребенок испытывает недостаток внимания; поощрение агрессии, выражающееся в излишней те...

Конспект группового занятия по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.

Конспект группового занятия по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте....