Примерная схема психолого-педагогической характеристики «трудного подростка»
методическая разработка по психологии

Вольных Ирина Николаевна

Уважаемые коллеги, классные руководители!

Часто в Вашей работе возникает необходимость в составлении психолого-педагогической характеристики «трудного подростка». Как правило, подобная характеристика направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних, в правоохранительные органы, по запросу суда, органов опеки и т.п.

Данный документ несколько отличается от традиционной педагогической характеристики, так  как в нем  уделяется внимание не только особенностям учебной деятельности и поведения, но и личностным характеристикам подростка, причинам возникновения той или иной неблагоприятной ситуации в жизни ребенка. Хорошо составленная характеристика поможет объективно сопоставить все имеющиеся факты, даст возможность другим людям составить правильное представление об особенностях подростка, социальной ситуации, в которой он живет и воспитывается, положительных и отрицательных сторонах его личности. Сведения, содержащиеся в данном документе, должны дать информацию специалистам для принятия объективных, обоснованных решений, служить основанием для соответствующих рекомендаций в отношении «трудного подростка» на различных уровнях и избежать возможных ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernaya_shema_har-ki.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная схема

 психолого-педагогической характеристики «трудного подростка»

(составлена педагогом-психологом МБОУ СОШ № 1 с. Вольно-Надеждинское

 Надеждинского района Приморского края Вольных И.Н.)

Уважаемые коллеги, классные руководители!

Часто в Вашей работе возникает необходимость в составлении психолого-педагогической характеристики «трудного подростка». Как правило, подобная характеристика направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних, в правоохранительные органы, по запросу суда, органов опеки и т.п.

Данный документ несколько отличается от традиционной педагогической характеристики, так  как в нем  уделяется внимание не только особенностям учебной деятельности и поведения, но и личностным характеристикам подростка, причинам возникновения той или иной неблагоприятной ситуации в жизни ребенка. Хорошо составленная характеристика поможет объективно сопоставить все имеющиеся факты, даст возможность другим людям составить правильное представление об особенностях подростка, социальной ситуации, в которой он живет и воспитывается, положительных и отрицательных сторонах его личности. Сведения, содержащиеся в данном документе, должны дать информацию специалистам для принятия объективных, обоснованных решений, служить основанием для соответствующих рекомендаций в отношении «трудного подростка» на различных уровнях и избежать возможных ошибок.

  Данная схема поможет Вам в составлении этого документа.

  1. Общие сведения об учащемся:
  • с какого времени обучается в данном образовательном учреждении;
  • дублировал ли какой-либо класс и по какой причине, на основании каких документов;
  • обучался ли в специализированном образовательном учреждении или классе.
  1. Учебная деятельность:
  • успеваемость;
  • общее интеллектуальное развитие (кругозор, начитанность).
  • познавательные интересы и способности: к каким предметам испытывает

     интерес, какие уроки больше нравятся, быстро ли усваивает учебный

     материал, хорошо ли запоминает, по каким предметам испытывает

     трудности, как справляется с самостоятельными работами;

  • особенности работы на уроках: старается ли в учебной работе, может ли работать организованно;
  • выполняет ли домашние задания.
  1. Поведение:
  • общая характеристика поведения: дисциплина на уроках и во внеурочное время; характер общения с педагогами, другими специалистами школы;
  • выполнение школьного режима;
  • выполнение требований педагогов, классного руководителя, отметить наиболее типичные нарушения;
  • положительные поступки учащегося, как часто они совершаются, в чем выражаются;
  • отрицательные поступки, их проявления (эпизодически, систематически), их характер (грубость, драки, прогулы, опоздания, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований педагогов, их поручений и т.п.);
  • правонарушения: воровство, вымогательство у младших и слабых, их избиение,  жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), употребление ПАВ и т. п.;
  • отношение к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает, испытывает чувство вины и т.д.
  • как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования, обещает исправиться, но ничего не делает для этого;
  • состоит на учете в ИДН или на внутришкольном контроле.
  1. Участие в общественной жизни школы и класса:
  • низкая (высокая);
  • организаторские способности;
  • выступает в роли ведомого или занимает лидерскую позицию;
  • как выполняет общественные поручения.
  1. Отношения со сверстниками:
  •    имеет ли друзей, пользуется среди них авторитетом;
  •    общительный или предпочитает узкий круг ребят;
  •    с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния;
  •    ориентируется ли на мнение окружающих или преимущественно на собственное мнение;
  •    положение в классном коллективе, отношение к одноклассникам, имеет ли авторитет в классе;
  •    каким образом влияет на других детей;
  •    манера, стиль общения с окружающими:

- доминантный стиль (уверен в себе, стремиться навязать свое мнение,

  легко перебивает, но не дает перебить себя, с трудом признает свою

  неправоту, а может и совсем не признает);

- не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя

  неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

- эстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт,

  любопытен, открыт, полон внимания к окружающим либо только создает

  вид, а главной его целью является манипуляция другими людьми);

- интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению

  деятельность, в разговоре немногословен).

  1. Устойчивые черты личности:
  • ярко выраженные положительные и отрицательные качества характера;
  • эмоциональная уравновешенность (неуравновешенность, повышенная эмоциональная возбудимость);
  • волевые черты (целеустремленность, настойчивость, ответственность, умение регулировать свое поведение);
  • самооценка:

- адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные

  качества, личные возможности и достижения);

- завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои

  достижения);

- заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные

               качества и личные достижения, зависим от мнения окружающих,

               признанных лидеров, не уверен в себе, безинициативный, инертный).

  1. Характеристика семьи, характер взаимоотношений в семье:
  • психологическая атмосфера семьи (благоприятная, неблагоприятная, крайне неблагоприятная);
  • данные о родителях (образование, профессия, место работы);
  • статус семьи: полная(неполная), многодетная, обеспеченная(малообеспеченная), благополучная(неблагополучная, асоциальная);
  • педагогическая компетентность родителей (владеют или не владеют культурой воспитания; присутствует ли единство требований; осуществляется ли контроль за учебной деятельностью ребенка, его поведением, занятостью в свободное время; осведомлены ли родители об интересах и поведении ребенка вне школы; как организован режим труда и отдыха ребенка, какие у ребенка есть обязанности в семье; как родители и другие члены семьи относятся к ребенку, применяют ли физические наказания, проявляют ли к нему жестокость, нетерпимость, раздражительность; являются ли родители примером для ребенка и т. п.);
  • стиль воспитания в семье:

- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства

  собственного достоинства ребенка);

- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка,

  ограждение от забот, трудностей, усилий);

- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка,

  пассивность, признание полной автономности ребенка);

- сотрудничество (взаимное уважение, совместное переживание радостей и

  неудач, коллективный труд, творчество и отдых).

  1. Выводы.

Содержание выводов  зависит от того, в какую инстанцию направляется документ. Можно указать, наблюдается ли положительная динамика после мер педагогического воздействия и психологической работы с данным ребенком и его семьей; если нет, то какие меры ответственности для родителей, на Ваш взгляд, предпочтительны. Возможно, в помощи каких организаций и специалистов, на Ваш взгляд, нуждается ребенок или его семья. Может это будут обращения, рекомендации, пожелания для специалистов, которые будут работать с этим ребенком и его семьей в дальнейшем (узких специалистов системы здравоохранения, работников реабилитационного центра, органов опеки, правоохранительных органов и др.)

P. S. Форма характеристики представлена в приложении 1 (на следующей странице)

                                                                                                      Приложение 1

Психолого-педагогическая характеристика

________________________________,

                                                                                                          (Фамилия, имя, отчество ребенка)

                                                      учащегося _______________________

________________________________,

                                                                                                                             (класс, название школы и ее месторасположение)

                                                     ________________________________(дата рождения),

                                                              проживающего по адресу: ________

________________________________ .

                                                                 

                                                                                                   

Текст характеристики

 

Дата:_________                                                 Подписи:

                                      Классный руководитель _______(Фамилия, инициалы);

                                      Педагог-психолог_____________(Фамилия, инициалы);

                                      Директор школы _____________ (Фамилия, инициалы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

В рекомендациях помещён примерный перечень диагностических методик необходимых педагогу-психологу для проведения диагностики подростков с девиантным поведением...

Примерный план написания характеристики трудного подростка

написать характеристику иногда сложно без конкретной последовательности......

Примерный план написания характеристики учащихся

Классному руководителю всегда пригодится данный план...

Примерный шаблон для характеристики учащегося

Примерный шаблон для  составления характеристики учащегося. Для использования в работе классного руководителя....

характеристика на трудного подростка

ПРИМЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА ТРУДНОГО ПОДРОСТКА В КДН...