Методическая разработка "Занятие с элементами тренинга "Познай себя изнутри"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Раскопина Екатерина Игоревна

Цели занятия: получить информацию об индивидуальных особенностях обучающихся; способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности; развивать дальнейшее саморасткрытие и самопознание.

Задачи: содействовать развитию дальнейшего самораскрытия, саморазвития и самопознания; уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы о себе и других; развивать умения осуществлять самоанализ.

Форма проведения: внеурочное занятие с элементами тренинга.

Оборудование: листы бумаги с контурами драконов, чистые листы бумаги, ручки, карандаши, компьютер, проектор, музыка.

Участвики: 6-8 обучающихся  возрасте 12-15 лет.

Продолжительность-40 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznay_sebya_i_okruzhayushchih.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Занятие с элементами тренинга

«Познай себя изнутри»

Выполнила:

Педагог-психолог

Раскопина Е.И.

Санкт-Петербург , 2020 год

СОДЕРЖАНИЕ  

Введение …………………………………………………………

3

1

Основная часть…………………………………………...

4

 1.1.

Цели……………………………………………..

4

1.2.

Задачи……………………………………………

4

1.3.

Форма проведения занятия…………………….

4

1.4.

Оборудование, техническое обеспечение ……

4

1.5.

Участники ………………………………………

4

1.6.

Продолжительность занятия …………………..

4

2

Ход занятия ……………………………………………..

5

3

Заключение  …………….………………………………..

9

Список литература ………………………………………………

10

Приложения………………………………………………………

12

ВВЕДЕНИЕ

       Жизнь меняется, а соответственно меняются условия проживания человека. Человек тоже меняется со временем в новых  условиях проживания. Для того чтобы быть успешным, шагать в ногу со временем, необходимо менять себя. Нужно уметь себя контролировать, уметь владеть своими мыслями, эмоциями, чувствами. Владеть собой – это значит знать себя, знать, как можешь проступить в той или иной ситуации, знать, как ты отреагируешь на изменения, происходящих в условиях проживания.

       Всем нам хорошо известно, какова эффективность поучений и словесных убеждений. Изменить человека, его личностные ценности и мировоззрение, пробудить творческие потенциалы и потребности, только словами трудно. Необходимы занятия – тренинги или с элементами тренинга, которые помогают человеку начать действовать – саморазвиваться.

         На занятии с элементами тренинга «Познай себя изнутри» ученики попробуют,  как  бы заглянуть внутрь себя,  самораскрыться, проанализировать себя, получить информацию об индивидуальных особенностях друг друга. В результате занятия воспитанники сделают выводы о себе. Задумаются, стоит ли меняться им, в каком направлении себя развивать, какие качества необходимы для достижения своей жизненной цели.

 

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.

Цели:

  1. Получить информацию об индивидуальных особенностях обучающихся;
  2. Способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности;
  3. Развивать дельнейшее самораскрытие, самопознание.

1.2.

Задачи:

Воспитательные:

Содействовать развитию дальнейшего самопознания, самораскрытия, саморазвития.

Образовательные:

Уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы о себе и о других.

Развивающие:

Развивать умения осуществлять самоанализ.

1.3.

Форма проведения занятия:

Внеурочное мероприятие  - занятие с элементами тренинга.

1.4.

Оборудование, техническое обеспечение:

  1. Листы бумаги с контурами дракона, чистые листы бумаги, ручки, карандаши, компьютер, проекционная техника, принтер, редактор презентаций (PowerPoint), текстовый редактор (Word). Музыка из песни В. Шаинского «Улыбка».

1.5.

Участники:

Обучающиеся, в количестве 6-8 человек. Возраст от 12-15 лет.

1.6.

Продолжительность занятия:

40 минут.

2.ХОД ЗАНЯТИЯ

           Педагог: Здравствуйте. Дорогие друзья! Наша задача познать себя изнутри, т.е. заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое Я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний: эмоций, ощущений, мыслей; оценку своего внешнего облика.

               Приветствие. «Улыбка».  Цель: принятие улыбки как приема привлечения внимания обучающихся  и создания положительного эмоционального настроя  на занятие ребятами. Играет музыка из песни В. Шаинского «Улыбка». Дети сидят в кругу.

Педагог. Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего друга открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажите несколько добрых, позитивных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?   Звучат ответы детей.

Упражнение «Кто Я?». Цель: личностная установка на самоанализ.
Педагог:  Каждый человек по-своему индивидуален, в чем-то уникален. Человек думает о себе, что он единственный такой и неповторимый. А так же ли думают другие люди?

Детям предлагается разделить лист бумаги на 3 графы по вертикали. В 1-й графе ответить на вопрос «Кто Я?». Быстро нужно написать 10 слов-эпитетов. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы знакомые, в 3-й графе –на этот вопрос отвечает другой воспитанник из группы. Для этого необходимо все подписанные листочки перемешать, ребята не глядя берут листочек и пишут ответ на вопрос в 3-й графе о хозяине листочка. Затем, каждый свой листочек забирает. Читают. Анализируют свои слова-эпитеты, 3-ю графу. Отвечают на вопрос: Из чего складываются представления других о человеке.

Педагог показывает слайд - притча о «Вороне и павлине».

Притча о «Вороне и павлине»:

Автор П. Этессами

В дворцовом парке на ветвях апельсинового дерева сидела ворона. По ухоженному газону гордо прохаживался павлин. Ворона каркнула: “Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она шагает с такой надменностью, как будто это сам султан, а ведь у неё ужасно безобразные ноги. А её перья, какой жуткий синий цвет! Такой цвет я бы ни за что не стала носить. А свой хвост она тащит за собой, как будто она лиса”. Ворона выжидающе замолчала. Павлин несколько мгновений вообще ничего не отвечал, потом заговорил с грустной улыбкой: “Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То плохое, что ты обо мне говоришь, основывается на неверном толковании. Ты говоришь, что я надменный, по той причине, что я держу голову прямо и при этом мое оперение топорщится. На самом деле я нисколько не надменен. Я знаю, что мои ноги в кожаных складках. Именно это мне доставляет столько горя, что я держу мою голову высоко, чтобы не видеть ноги. Ты это неправильно объясняешь как надменность. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?”.

Педагог проводит обсуждение притчы. Мы видим человека с наружи, но не видим, какой человек внутри. Учись ставить себя на место другого человека, что бы понять его чувства и мысли.

Упражнение   «Мой дракон».  Цель: развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание: определение своих достоинств и недостатков. Педагог:  Возьмите лист бумаги с рисунком дракона. Педагог предлагает представить, что недостатки, мешающие нам жить, - это голова дракона. Дети должны написать сови недостатки внутри контура головы дракона. Далее, листы переворачиваются, складываются пополам. На них необходимо  написать, какие человеческие достоинства – качества характера могут помочь преодолеть недостатки, например, лень, преодолевается трудолюбием, невнимательность – усидчивостью…

Педагог: Все люди хотят быть счастливыми, т.е. прожить счастливую жизнь. Чтобы преуспеть в этом, нужно преодолевать свои слабости – недостатки, наращивать достоинства.

Ребята рассказывают о своих сильных чертах, которые помогают им преодолевать слабости. И какие черты им необходимо развить для достижения своих жизненных целей.

Упражнение 5. «Девиз» Цель: отражение с помощью девиза жизненных установок. Задание: сформулировать свой девиз.

Педагог: В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе - ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими. Ребята проговаривают свои девизы.

Осуществляется рефлексия воспитанников,  входе которой каждому участнику занятия нужно проложить фразу: «Отвечая на вопросы, я понял(а), что…»; Мне понравилось на занятии то, что….

Домашнее задание «Какой Я». Педагог: На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них: Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи. Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему. Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю. Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность. Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить. Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать. Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В результате проведенного занятия с элементами тренинга, педагог выявляет индивидуальные особенности детей, составляет сводную таблицу данных, использует полученные результаты для создания психолого-педагогической характеристики группы и определения путей развития коллектива и обучающихся.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б.Т. Лихачев. – Самара, 1997.
  2. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса: в 8 т. / А.С. Макаренко. – М.,1983. – Т. 1.
  3. Меренков, А. Школа и родители: проблема взаимоотношений // Классный руководитель / А. Меренков. – 1997. –  № 5. – С. 30–32.
  4. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях / Вестник образования: сборник приказов и инструкций Министерства Образования России. – № 18. – 2001. – С. – 58-67.
  5. Настольная книга классного руководителя / сост. В.А. Березина, Л.И. Виноградова; под ред. В.А. Березиной. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. – 574.
  6. Нечаев, М.П. Практика управления воспитанием в школе: практическое пособие / под ред. Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2005. – 152 с.
  7.  Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе: учеб-методич. пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. – М.: «5 за знания», 2006. – 176 с.
  8. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. – М., 1978.
  9. Перегожина, В.Г., Когда психолог и педагог работают вместе // Педагогическое обозрение / В.Г. Перегожина, И.А. Ревина.  – 1999. – № 2.
  10. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М., 1982.
  11. Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – М.: АРКТИ, 2005. – 168 с.
  12. Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – М.: АРКТИ, 2005. – 168 с.
  13. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя / В.П. Созонов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.

3.ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. «Познай себя изнутри»  (распечатан лист с названием занятия);

2.Напечатаны на листе афоризмы:

«По внешности не судят только самые непроницательные люди»

                                                              Оскар Уайльд

«Встречают по одежке, а провожают по уму»

«Характер человека создает его судьбу».
                                                  Гераскинит

«Развивай свои сильные стороны, вместо того чтобы пытаться улучшить слабые».                                                                                   Бернар Вербер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование элементов ТРИЗ- педагогики в обучении школьников математике"

В методическом пособии описана методика использования методов технического творчества в преподавании математики, применения анаграмм для развития комбинаторных способностей, создания ментальных карт к...

Методическая разработка классного часа "Познай себя"

Основным воспитательным моментом первого года  обучения в средней школе становиться проблема адаптации к условиям средней школы,  познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих....

Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Познай себя»

Цель данного занятия - дать возможность обучающимся составить свой личностный портрет, выявить свои определенные качественные характеристики....

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

методическая разработка мероприятия «Познай самого себя». Характер

Методическая разработка мероприятия «Познай самого себя». Характер Цель данного мероприятия - формирование интереса у старших школьников к психологическим знаниям для личностного рост...