Методическая разработка на тему : "Психокоррекция "
рабочая программа по психологии (7 класс)

Коррекционно-развивающая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7b_psihokorrektsiya_._olih.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

RUSGERB

        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга

Московский пр., дом. 203, лит. А                                                                                          Тел.: 417 32 10

                       

Обсуждена и согласована  

Заместитель директора по УР                                    

О.А. Авдонина

___________________      

 « 25» августа 2020 г.  

                                                                                           

Принята педагогическим советом

школы  № 613

Протокол  №  1   от

« 31» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы № 613

О.Н. Рябова

____________________

Приказ № 72

« 01» сентября 2020 г.                              

                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Психокоррекция»

7-«Б»  КЛАССА

2 варианта обучения,

(адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Составлена педагогом-психологом: Олих Ангелиной Геннадиевной

Учебный год: 2020-2021

Санкт – Петербург

Пояснительная записка

 Рабочая программа по курсу «Психокоррекции» для 7- «Б» класса является адаптированной, составлена для учащихся с умственной отсталостью на основе программы курса коррекционных занятий «Сохранение и укрепление психологического здоровья подростков» для учащихся  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Баряевой Л.Б. 

Нормативные документы

Учебный план разработан в соответствии с требованиями:

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 -  Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

- Приказа от 08-05-2019 № 233 О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345; 

-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15);

- Распоряжением Комитета по образованию от 16-04-2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;

- Инструктивно -методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-28-4174/20-0-0 от 20-05-2020 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2020-2021 учебный год»;

- Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения ГБОУ школа № 613 Московского района Санкт – Петербурга.

- В переходный период до введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учитывая психофизические особенности обучающихся с ОВЗ, использование федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», возможно в части, не противоречащей действующему законодательству.

Цель программы дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

 Задачи:

-развивать познавательную активность обучающего;

-формировать умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развивать память, мышление, речь;

-формировать общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

-формировать адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств

-формировать навыки общения, правильного поведения;

Основные направления коррекционной работы:

1. Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы;

2.Помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

3. Повышать социальный статус ребёнка в коллективе, семье;

4. Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевой регуляции поведения;

Количество учебных часов

Согласно учебному плану в 7- «Б» классе планирование составлено из расчета 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов в год.

1 четверть – 16 часов

          2 четверть – 16 часов

3 четверть – 20 часов

4 четверть – 16 часов          

           

Из них: контрольные (диагностика) занятия - 8 часов, коррекционные занятия – 60 часов.

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

Виды контроля

Начало года

Конец года

За год

7-«Б» класс

Диагностика уровня развития

4

4

8

Общая характеристика учебного предмета

Психокоррекция в 7 классе – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия, упражнения.)

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы и т.д.. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).

Планируемые результаты освоения курса «Развитие психических и сенсорных процессов».

Программа обеспечивает достижение учащимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты:

-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

-знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

-ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Предметные результаты:

К концу7 класса учащиеся должны:

- группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам;

-определять понятия чувства и возможности;

- вербализировать ощущения;

- определять противоположные качества и свойства предметов;

-определять настроение людей по поступкам;

-распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике;

-определять положительные и отрицательные стороны личности;

-использовать упражнения по саморегуляции;

-находить положительные стороны личности в окружающих.

Учет особенностей обучающихся

В 7-«Б»классе обучаются 6 детей. Большинство детей в классе усидчивы, понимают инструкции без дополнительных подсказок. У одного из учащихся наблюдается полевое поведение, вспышки агрессии. Один учащийся алгоритмичен, трудно идет на контакт.

Формы организации познавательной деятельности.

Основной формой организации процесса обучения является занятие. Ведущей формой работы учителя с учащимся на уроке индивидуальная работа.

Целенаправленное психологическое коррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психологический коррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1.Диагностический (диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ОВЗ).

2.Коррекционный.

3.Диагностический (блок оценки эффективности коррекционных воздействий,направлен на анализ изменений познавательных процессов,психических состояний,личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий).

4.Прогностический (блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических,психических и социально-психологических функций подростков).

Разделы учебной программы. Виды и формы контроля.

№ п/п

Разделы учебной программы

Кол-во часов

Виды и формы контроля.

1

2

3

4

5

Введение.

Коррекция когнитивных процессов «Я познаю мир».

Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения «Познавая себя и других».

Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений «Среди людей».

Обобщающий урок.

1

19

29

18

1

Диагностический контроль.

Индивидуальный опрос.

Текущий контроль.

Индивидуальный опрос

Итоговый контроль


Календарно – тематическое планирование

коррекционно- развивающих занятий по курсу

«Психокоррекция»

7- «Б» класс (II вариант обучения) на 2020-2021 учебный год

1 четверть

п/п год

п/п

четв

Тема урока

Дата по плану

Дата фактическая

1

1

Диагностика. Методика «Рисунок человека»

01.09.2020

2

2

Коррекция развития внимания и его свойства: «Переплетенные линии».

04.09. 2020

3

3

Развитие произвольности психических процессов. Игра «Что изменилось?».

08.09. 2020

4

4

Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками».

11.09. 2020

5

5

Развитие зрительного внимания «Подбери пару».

15.09. 2020

6

6

Коррекция и развитие мышления.Упражнение «Найди лишнее слово».

18.09. 2020

7

7

Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова».

22.09. 2020

8

8

Развитие гибкости мышления «Анаграммы».

25.09. 2020

9

9

Развитие абстрактного мышления «Пословицы».

29.09. 2020

10

10

Развитие уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего».

02.10. 2020

11

11

Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова».

06.10. 2020

12

12

«Какое слово повторяется».Коррекция и развитие памяти. Игра

09.10. 2020

13

13

«Запомни и нарисуй». Развитие зрительной памяти. Игра

13.10. 2020

14

14

Игра «Пиктограмма». Развитие зрительной памяти.

16.10. 2020

15

15

Игра «Запрещенное движение». Развитие слуховой памяти.

20.10. 2020

16

16

«Что изменилось?». Развитие зрительной памяти с использованием картинок

23.10. 2020

2 четверть

п/п год

п/п

четв

Тема урока

Дата по плану

Дата фактическая

17

1

Развитие воображения «Дорисуй картинку».

03.11. 2020

18

2

Развитие воображения «Соедини точки».

06.11. 2020

19

3

Упражнение «Профиль». Формирование и развитие способностей к самопознанию.

10.11. 2020

20

4

«10 ответов на вопрос кто я?». Формирование и развитие способностей к самопознанию.

13.11. 2020

21

5

Упражнения «Комплимент». Формирование понятий чувства.

17.11. 2020

22

6

Упражнения «Мой автопортрет». Формирование понятий чувства

20.11. 2020

23

7

Упражнения «Смена настроения». Формирование понятий чувства.

24.11. 2020

24

8

Упражнения «Мой мир». Формирование понятий чувства.

27.11. 2020

25

9

«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии

01.12. 2020

26

   10

Работа с таблицей «Чувства и эмоции».

04.12. 2020

27

11

«Корзина дружеских качеств».Развитие навыков эмпатии.

08.12. 2020

28

12

Упражнение «Кривляка». Развитие навыков эмпатии.

11.12. 2020

29

13

Развитие самоанализа «Я и Ты.Чем мы похожи».Работа с таблицей «Что общего и чем мы отличаемся».

15.12. 2020

30

14

«Отгадай эмоцию»- упражнение. Развитие навыков самоанализа.

18.12. 2020

31

15

Развитие навыков самоанализа. Упражнение: «Зеркало».

22.12. 2020

32

16

Развитие навыков самоанализа. Упражнение: «Иностранец и переводчик».

25.12. 2020

3 четверть

п/п год

п/п

четв

Тема урока

Дата по плану

Дата фактическая

33

1

«Кто твой настоящий друг». Упражнение «Приятные слова».

12.01. 2021

34

2

Обсуждение положительных и отрицательных качеств героев рассказа «Друзья».

15.01. 2021

35

3

Сочинение-объявление «Ищу друга».

19.01. 2021

36

4

«Я учусь владеть собой». Обучение навыкам саморегуляции.

22.01. 2021

37

5

Упражнение на релаксацию «Пластилин».Обучение навыка саморегуляции.

26.01. 2021

38

6

«Скульптура уверенного человека». Упражнение на релаксацию .Обучение навыка саморегуляции.

29.01. 2021

39

7

«Запретное движение». Упражнение, направленное на осознание телесных ощущений

 

02.02. 2021

40

8

«Жарко-холодно». Упражнение, направленное на осознание телесных ощущений

05.02. 2021

41

9

«Гладкий-шершавый». Упражнение на тактильные ощущения

09.02. 2021

42

10

«Мягкий-твёрдый».Упражнение на тактильные ощущения

12.02. 2021

43

11

«Сад моей мечты». Упражнение,направленное на осознание телесных ощущений

16. 02. 2021

44

12

Упражнение «Репортер». Поведение и культура.Учимся вежливо говорить.

19.02. 2021

45

13

Упражнение «Интервью со взрослым». Развитие навыков культурного поведения.

23.02. 2021

46

14

«Пойми меня»- упражнение. .Развитие навыков культурного поведения.

26.02. 2021

47

15

Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу».

02.03. 2021

48

16

«Письмо другу». Упражнение на развитие навыков письменного общения

05.03. 2021

49

  17

Моделирование ситуаций: «Я иду в гости».

09.03. 2021

50

18

«Я принимаю гостей». Моделирование ситуаций.

Освоение приемов активного общения «Я и другие».

12.03. 2021

51

19

«Что такое Я». Осознание самого себя через игру

16.03. 2021

52

20

Игра «Свет мой зеркальце, скажи!». Определение своего внутреннего мира.

19.03. 2021

4 четверть

п/п год

п/п

четв

Тема урока

Дата по плану

Дата фактическая

53

1

«Часовой». Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы

30.03. 2021

54

2

 «Кривляка». Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы

02.04. 2021

55

3

Упражнения на развитие мимических движений.

06.04. 2021

56

4

Упражнение на эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных профилей «Угадай и собери».

09.04. 2021

57

5

Упражнение «Абориген». Развитие коммуникативных навыков.

13.04. 2021

58

6

Упражнение «Путаница». Развитие коммуникативных навыков.

16.04. 2021

59

7

Игры на умение выражать интерес, внимание,

20.04. 2021

60

8

«Что там происходит?»  упражнение на сосредоточенность

23.04. 2021

61

9

Игра «Раздумье». Игра на умение выражать интерес, внимание, сосредоточенность.

27.04. 2021

62

10

Знакомство с принципами хорошего слушания. Игра: «10 признаков того, что вас внимательно слушают».

30.04. 2021

63

11

«Я говорю..»- упражнение на формирование умения высказывать.

04.05. 2021

64

12

Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение «Защита».

06.05. 2021

65

13

Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения «Все.  Некоторые, только я».

11.05. 2021

66

14

Представление о стилях общения. Разыгрывание беседы «С другом на торжественном приеме».

13.05.2021

67

15

Конфликты и способы их разрешения. Упражнение «Восковая палочка».

18.05.2021

68

16

Упражнение, направленное на отработку навыков неконфликтного поведения «Доброе слово», «Я тебя понимаю».

20.05.2021

Используемый  учебно-методический комплект:

1. Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Програма образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011

2. Л.Б. Баряева, А.П.Зарин. Ментодика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб, 2000

3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: Просвещение, 1988.

4.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей. М.: Владос, 1999.

5.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: бук – мастер, 1993.

6.Программы коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей – инвалидов дошкольного возраста (4-8 лет) для детских домов – интернатов для умственно

отсталых детей под редакцией Худенко Е.Д. М.:АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.

Лист корректировки рабочей программы по предмету/ занятию внеурочной деятельности

                                             ____________________________________________________________

Учитель:______________________________________________________________________________________________

Четверть

Кол-во часов по предмету

Выполнение

Компенсирующие мероприятия/ в случае отставания или лишних часов по предмету

Дата сверки

Подпись председателя МО/ зам. директора по УР

1

2

3

4

ИТОГО

Программа по предмету___________________________________________________ выполнена полностью за счёт объединения/добавления тем. Учитель:________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методическая разработка по теме: Разработка творческого конкурса «Буратиниада».

Предлагаемая методическая разработка  представлена в виде конспекта и презентации практического занятия, проведенного в форме педагогической  мастерской, которая  позволяет   ...

Методическая разработка по теме" "Алгоритмы написания методических разработок"

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование рабо...

Методическая разработка на тему "Создание Методической службы в МОУ "Гимназия" г. Сертолово"

       МОУ «Гимназия»  г. Сертолово было вновь создано  16.08.2004  (первоначально Сертоловская средняя общеобразовательная школа  №3). В новой школе соз...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по педагогике»

Методические рекомендации содержат информацию о технологии проведения курсового исследования и предназначаются для оказания помощи при выполнении курсовых работ по педагогике студентам педагогического...

1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке

1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена  для  введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка  в 5-11 кла...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...