Эти сказочные истории
статья по психологии


Предварительный просмотр:

                                       Эти сказочные истории...

    Сказка - неотъемлемая часть детства. Что мы помним из нашего детства? Мамины теплые руки, мамин ласковый голос, и, конечно же, волшебные сказки при свете ночника... Ну а если у кого- то было по другому, сказкотерапия поможет  вспомнить давно забытые щемящие чувства, а кому-то, возможно, восполнить недостающее...

    Сказки обладают удивительной глубиной  мудростью, они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а так же стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению, учат творчески мыслить, активно общаться, побеждать страхи, верить в добро,  приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное - сказка, живущая внутри каждого человека, способна раскрыть и развивать его сокровища души.

    Все тайны мира живут в подсознании человека. Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.

    Много в нашем психологическом театре детей одаренных. Им не просто приходится в социуме и они нуждаются в помощи.

    Наш театр - это  терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться и активироваться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта, а главное в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны...

Ну и какое детство и сказка без куклы? Мягкой, доброй, уютной, теплой...

Сначала куклы были специально разработаны для наших детей и изготовлены руками педагогов и родителей. Этот момент особенно важен, так как кукла, изготовленная руками любящих взрослых обладает особой привлекательностью для ребёнка и оказывает значительный терапевтический эффект.

    Сейчас в театральной мастерской "Волшебная шкатулка" ребята учатся делась куклы под руководством опытных наставников. Это и куклы марионетки на ниточках, и куклы-перчатки. На занятиях внеурочной деятельности ребята учатся изготовлять головы кукол из папье-маше, обучаются вязанию и шитью, чтобы сделать кукле туловище, учатся рисовать лица, передавая характер героя. Так рождаются куклы для спектаклей.

   Уже с 4 класса ребята учатся писать сценарии для постановок. Мы проводим фестиваль "Звездочки на земле", давая возможность творчески одаренным детям проявить себя. А на кружках "Психологический театр", "Веселые фантазеры", "Волшебная кисточка", "Юные волшебники", "Планета Чудес"-обучаем  наделять обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируем  воображение, и дети действительно начинают совершать обычные действия необычным способом, а это значит,  начинают творить, становясь самыми настоящими Волшебниками.

   В нашем психологическом театре много "особых" детей.  Дети с психофизическим и умственным недоразвитием личности отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником стала Кукла.

И здесь на помощь приходит сказка, ведь язык сказки на глубинном уровне доступен каждому ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Ум его становится гибким, эластичным, он начитает видеть ситуацию объемно, видит варианты развития событий, понимает, что  он не одинок в этом мире.

РЕБЕНКУ СЛОЖНО ОБЪЯСНИТЬ СЛОВАМИ, ЧТО ЕГО БЕСПОКОИТ, ЕМУ НУЖЕН ДРУГОЙ ЯЗЫК. На помощь ребенку приходит кукла – игрушка, которая становится связующим звеном между ним, его проблемой и взрослым. Разыгрывая жизненные ситуации, вживаясь в образ персонажей, ребенок незаметно для себя работает со своими трудностями, преодолевает их, постепенно превращая недостатки в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым.

    Именно взаимодействие детей творчески одаренных и детей с особенностями развития делают наш психологический театр особенным. В мире нашего театра можно обрести "почву под ногами", почувствовать себя нужным, востребованным, расправить крылья навстречу чудесам и новым открытиям. А самое важное открытие - познать самого себя.

Вот и родилось в нашем  психологическом театре направление - куклотерапия.

Немного истории. Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский "Театр Петрушки" под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г.И. Турнера.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.. Он основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.) и базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». 
Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия: 
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• воспитательную – психокоррекция, проявление личности в игровых моделях жизненных 
ситуаций;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), 
развитие речи, моторики;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Умелое использование куклотерапии позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.

Прежде, чем пригласить ребенка в наш театр, он может пройти индивидуальную психокоррекцию.

Ведь Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
С помощью разных кукол мы одновременно решаем несколько задач: налаживаем контакт с ребенком, повышаем общий эмоциональный фон, улучшаем настроение, у ребенка появляется желание ближе «познакомиться» с куклой, произвести впечатление на нее, а значит и правильно выполнить предлагаемые задания, отвечать на вопросы педагога, тем самым развивая речь, пополняя активный словарь, развивая артикуляционный аппарат. С этой целью используются куклы – говорушки. С помощью кукол – говорушек педагог вместе с детьми разыгрывают сказку в ролях, что позволяет решить разные важные коррекционные задачи, например: достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции, возможность свободно общаться, развить произносительную сторону речи, мелкую моторику, сформировать эмоционально-волевые качества ребенка, возможность вступать в диалоги с другими детьми. помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат.
Главным принципом достижения эффективности при использовании метода куклотерапии является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость этих детей.
Таким образом, целенаправленное, систематическое использование куклотерапии на непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, и индивидуально позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы - костюмы.

Куклы - марионетки. Работа с куклой - марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким - то причинам не может или не позволяет себе проявлять.
Теневые - куклы. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей "куклой - страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа "Я".
Перчаточные куклы. Могут применяться в развитии речи детей встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее - это же не он говорит, а его герой.
Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет психологу или педагогу незаметно исправить недостатки речи. Например, он может обратится к кукле: "Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно" и ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.
Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.

Итак, все куклы в сборе. Не хватает сценария.
   
 Ну что же...    В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Не было среди них ни одной звездочки, точь-в -точь похожей на другую. Они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого светились удивительным волшебным светом... Но однажды...

   А что же было дальше?

   Давайте придумаем вместе... Быть может, это и будет началом нашей новой удивительной сказки...

Педагог - психолог МОУ СОШ №2 г. Фрязино Московской области Корчагина Наталия Сергеевна.

Педагог – психолог МОУ СОШ № 2 г. Фрязино Московской области

Якутина Наталья Алексеевна.



Предварительный просмотр:

Интегративная образовательная кинесиология – помощь в организации образовательного процесса.

Все чаще и чаще можно слышать от педагогов, особенно проработавших в школе немало лет : « Что за дети пошли, раньше по сорок человек сидели в классе, слышно было, как муха пролетает, а сейчас… На уроках шумят, крутятся, вертятся, учиться не хотят!...»

Все чаще встречаются дети, не способные совершить элементарные действия – поймать мяч, дотянуться правой рукой до левого уха и т.п. Нередко можно увидеть, как ребенок левой рукой подносит мобильник к правому уху или наоборот, правой к левому.

 Извечный вопрос классика « Что делать?»

Причин, лежащих в основе этого явления много. Одна из них – гиперактивность, синдром дефицита внимания - диагноз, с которым все большее число детей приходит в первый класс, недосформированность психических процессов, психоэмоциональная незрелость, психологическая неготовность к школе, нарушения эмоционально-волевой сферы, поведенческие нарушения и т.д. К этому прибавляется нестабильность в обществе, заставляющая родителей большую часть времени проводить на работе.  А если у взрослых, не хватает времени развивать у детей активный интерес к творческому восприятию людей, природы, событий – большинство из них может предпочесть простой и грубый утилитаризм массового искусства. Предпочесть убогую волну массовой информации, потоком льющийся из низкопробных изданий для детей,  компьютерные программы, построенные по стандартам разрушения целостности и естественности, гармонии и таланта, оказывающие разрушающее и деградирующее влияние на детскую психику.

Пока рука выводит «мама мыла раму», в голове бегают нинзи, человек паук, и многие другие «герои» виртуального мира.

         Наши дети созревают психически гораздо быстрее, чем созревали мы. Мгновенный доступ к морю информации делает их интеллектуально развитыми не по годам. Но что происходит с эмоциональным развитием, когда коэффициент замещающего опыта по отношению к реальному возрастает? Способствует ли такая  замещаемость эмоциональному созреванию? Или это делает ребенка просто «замороженным»?

« Отойди, мне некогда. Вырастешь,  узнаешь. Займись чем-нибудь…»

Вот и занимается большинство детей «чем – нибудь» у компьютера, уходя в виртуальную реальность, во двор, где услужливо распахивают объятья «ловцы человеческих душ»… При этом на подсознательном уровне ребенок часто в семье получает невербальные послания – « ты не нужен», «ты мешаешь»…

До учебы ли? А те, кому до учебы, часто должны соответствовать ожиданиям родителям («у меня особенный ребенок»), ожиданиям учителей, социума…

А где взять силы и умения для всего этого долженствования… «На помощь» приходит психосоматика ( то голова болит перед школой, то живот, а то и посерьезней что-нибудь).

         Вот и находятся наши дети в устойчивом стрессовом состоянии, пытаясь понять, как же жить ( а для кого-то - выжить) в этом таком удивительном мире…

Так что же делать?

         Самой природой человек задуман как существо гармоничное. Вспомним рассказ о трех китах, держащих Землю на своих спинах, и если один из китов решит уплыть, то Земля рухнет. Так и человеческая гармония основана на трех началах: мышление (интеллект), эмоции (чувства), тело. В идеале между ними должны быть прочные связи и каждый элемент системы должен иметь равноценное значение в решении любой жизненной ситуации. Но, к сожалению, болезни, стрессы и недостаточное понимание важности взаимодействия этих трех начал приводят к сложностям разного рода. И наша личностная «земля» рушится. Видимо, не случайно в стрессовой ситуации говорят: « Земля из-под ног ушла».

         В первый год своей жизни человек развивается в основном через движение. Мало кто догадывается, что неуклюжие попытки ребенка встать, перевернуться, попробовать на вкус собственную ножку не только тренирует тело, но и закладывают основы мышления, формируют механизмы ориентации в пространстве, организуют все его ощущения от органов чувств в единую интегрированную схему, которая в дальнейшем будет обрастать более сложными связями. И все это станет фундаментом как для обучения, так и для дальнейшего поведения ребенка.

С каждым годом большинство наших детей  все дальше и дальше идут по пути разрыва интегрирующих связей между телом, мышлением, эмоциями. Причина этого в неоправданно большом количестве времени, которое они проводят перед телевизорами, компьютерами, заполняя его видеоиграми. Да и у многих взрослых активно двигающийся ребенок вызывает чувство раздражения и беспокойства. Его постоянно одергивают, усмиряют, « обездвиживают».

Таким образом, постепенно, уже самых ранних лет, происходит уход от заложенного природой механизма снятия напряжения через естественное движение, который является основой развития мышления, творческого подхода к жизни. Ведь информация, которую мы получаем через глаза, уши, нос, язык, кожу и мышцы, составляет важную часть наших знаний о мире. Тело выступает посредником учения, поскольку оно собирает все ощущения, передающие нам информацию. Именно раскрытие и освоение ребенком возможностей своего тела в возрасте от рождения до 4-5 лет приводят к формированию первичных сенсорных схем и нервных связей. В дальнейшем на этом базируется вся мыслительная деятельность.

Дети вынуждены соответствовать ограничивающим их активность требованиям окружающих взрослых и не только обездвиживают тело, но замирают в эмоциональной нерешительности с постоянной оглядкой на взрослого: «можно?» И при этом та же взрослые хотят видеть своих детей активными в социальной жизни и успешными в учебе.

Но детям очень сложно соответствовать этим требованиям взрослых, так как в силу вышесказанных причин они часто приходят в школу с недосформированными многими важными нейрофизиологическими механизмами и зачастую с негативным эмоциональным отношением к процессу учения.

В школе он сталкивается с социальным долженствованием. У него появляются социальная роль ученика и система требований к нему как к члену общества. Он должен учиться этого ожидают родители, учителя, государство. Он должен овладеть навыками самостоятельного структурирования деятельности, должна сформироваться произвольная саморегуляция.

Однако у «обездвиженного» ребенка мозг, не способный упорядочить сигналы внешнего мира, бунтует. В результате сама новая ситуация часто становится стрессовой, как и любая другая непривычной деятельности в жизни человека.

О влиянии стресса.

Что же происходит с детьми, когда они попадают в ситуацию, которая становится для них стрессовой?

  1. Мышление трактует ситуацию как неблагоприятную или угрожающую (сейчас меня унизят, опозорят перед всем классом, будут ругать родители, снова будет ситуация, с которой я не знаю, что делать).
  2. Включаются эмоции, которые сигналят: тревога, опасность, страх, паника, злость, стыд.
  3. В ответ на эти импульсы тело запускает древнейшую программу поведения в опасных ситуациях,  доставшуюся нам в наследство от прапращуров, а точнее от животных. Программа эта очень простая: в случае опасности мы или нападаем, или убегаем, или замираем. Вернее хотим это сделать, но…
  4. Как можно убежать из класса во время урока?  Нельзя. И тогда неизрасходованная энергия продолжает оставаться в теле в виде химических веществ ( адреналина, кортизола), выделенных организмом для успешного отражения опасности, и накапливается в определенных зонах тела, в мышцах.
    Эти «накопления» мы можем заметь по характерным признакам: плечи опущены, голова втянута в плечи, поясница скрючена, глаза бегают ( поза убегания). Бывает и другой набор внешних проявлений стресса: плечи и голова избыточно отведены назад, поясница прогнута, и для равновесия  появляется животик, зрение сфокусировано на одной точке ( поза нападении).
  5. Сигналы нервных импульсов из лобных долей, отвечающих за принятие решений, перемещаются в зону древнего мозга. Связи правого и левого полушарий размыкаются и начинает функционировать только ведущее полушарие.

   Человек в стрессе будто одет в телесный панцирь, чтобы хоть что-то защитить, т.е. мышцы хронически напряжены и как бы пытаются удержать человека в этой позе, так как только она является для него устойчивой при стрессе. А поскольку человек – система взаимосвязанная, то в результате напряжения сигналы от мозга к важным органам тела и обратно через зажатые мышечные зоны начинают проходить с трудом, так же блокируются или неадекватно воспринимают свои и чужие эмоции. Человек начинает  намного быстрее уставать при выполнении даже простых заданий. При этом еще страдают наиболее ослабленные органы, и человек начинает болеть. Как давно уже доказано учеными, исследовавшими работу мозга, когда человек сильно эмоционально включается в ситуацию, первое, что страдает – мыслительная и творческая активность.

  Что  же делать? Мир науки подошел вплотную к изучению мира сознания. Одна за другой открываются все новые и новые тайны природы, человека, космоса. Картина мира становится цветной, пульсирующей и динамичной.

Нам посчастливилось познакомиться с очень интересным методом, пройти обучение и начать внедрение его в образовательную среду нашего учреждения.

 Существуют простые и эффективные методы, с помощью которых можно справиться с ситуацией. Один из таких методов – Образовательная кинесиология.  Образовательная, потому что упражнения, гармонизирующие и примиряющие нашу психику и тело, можно встроить в образовательный процесс. 

Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека.

На основании полученных выводов возникла новая система - Образовательная Кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

На теоретической базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа Нейрогимнастики - "Гимнастика мозга". Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга.

Упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности.

Цели кинезиологических занятий:

- Развитие межполушарной специализации.

- Развитие межполушарного взаимодействия.

-  Развитие комиссур (межполушарных связей).

-  Синхронизация работы полушарий.

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие способностей.

-  Развитие памяти, внимания.

- Развитие речи.

- Развитие мышления.

- Устранение дислексии и дисграфии.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений.

Наши правое и левое полушарие, представляющие  разные характеристики работы нашего головного мозга, как два прекрасных музыканта виртуоза  ведут борьбу за внимание нашего сознания. Каждый по-своему прекрасен.

Напомним их характеристики.

Левое.                                                                                 Правое.

1.Логическое – аналитическое.          1. Интуитивная оценка.

2.Планирование и структуирование. 2. Поток  и спонтанные реакции.

3.Последовательность мысли.            3.Одновременные мысли.

4.Работа с числами, формулами,        4.Запоминание лиц, картин, поз, голосов

таблицами.

5.Ориентированно на речь.                 5.Ориентировано на ощущения, пережи-

 6.Понимание смысла музыкаль-         вания.

ных произведений.                                  6.Различение мелодий, темпа и ритма

7.Понимание смысла речевых сигналов  7.Воспиятие тембра голоса, интонац.                                                          

8.Центры разговорной и письменной  8.Центры рисования и манипуляции

9.Тесты множественного выбора         9.Проективные закрытые вопросы

10.Видение различия                            10.Видение сходства

11.Планирование будущего,               11.Ориентировка в настоящем,

Хорошее ощущение времени                 отсутствие ощущения времени

12.Отношение-«сделай так, чтобы      12.Отношение –«пусть это случится».

 это произошло»

13.Контроль ощущений                       13Отсутствие контроля над

                                                                           Ощущениями

14.Предпочитает иерархическую         14.Предпочитает равноправное участие  

Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений,  она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

В гимнастику мозга входят четыре вида упражнений –перекрестные движения (межполушарное взаимодействие), энергетизирующие (повышающие энергетику организма), растягивающие( снимающие напряжение в теле), углубляющие позитивное отношение к себе и миру. Благодаря этим упражнениям, которые дети делают с огромным удовольствием, что немаловажно, нормализуются такие сложные и нужные  функции головного мозга, как:

- движение глаз по горизонтали без процессов торможения в участке мозга, отвечающим за восприятие;

- активное слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь;

- сосредоточенное чтение, требующее восприятия и переработки языковой информации;

- эмоциональное выразительное чтение и интерпретация;

- письмо, курсивное письмо, рисование в левом, правом, нижнем и верхнем  зрительных полях;

- способность интегрировать опыт, хранящийся в задних отделах мозга, в язык;

- способность одновременно вызвать образы зрительной памяти и строить слуховые образы;

- способность работать с многомерными многонаправленными системами.

Например, чтение книги – это фокусировка зрения на близкое расстояние, которого нет в природе. В естественных условиях глаз постоянно фокусируется то близко, то далеко и за счет этого меньше утомляется и больше отдыхает. В учебной деятельности мы переучиваем глаз, заставляя его сканировать информацию с одной плоскости – из книги или с доски. Результатом длительного чтения без отдыха, пристального взгляда, недостаточно частого моргания  (моргание способствует увлажнению глаз и ослаблению фокусировки)становится ранняя близорукость. « Застывание» взгляда также не способствует лучшему усвоению материала, так как «зажатые» глаза приводят к зажимам в теле, а зажимы в теле – к ухудшению проводимости сигналов от головного мозга к другим органам и обратно. Поэтому следует делать перерывы в занятиях примерно каждые 10 минут, чтобы восстановить естественное трехмерное зрение, когда человек видит то ближе, то дальше, то по сторонам (периферию). А для этого нужно вернуться в естественное трехмерное пространство, т.е. подвигаться. Необязательно всем телом, иногда достаточно только глазами, но определенным образом. Упражнения Образовательной кинесиологии дают возможность вернуть глазам подвижность и снять возникшие зажимы.

Сначала с этими упражнениями мы познакомили наших педагогов. А так же сделали индивидуальную подборку упражнений для желающих  с помощью методики « мышечный тест», чтобы они могли гармонизировать свой организм с утра, вместо зарядки, например. Рассказали о том, что упражнения из методики «Интегративная образовательная кинесиология», направлены на коррекцию стрессового состояния. В процессе занятий разбирали врожденные особенности каждого человека, связанные с доминирующим полушарием, что  помогает  понять причины различных способов усвоения информации, нестандартного поведения в стрессовой ситуации. Подобрали упражнения, которыми они могут воспользоваться,  чтобы снять усталость, поднять настроение, настроиться на позитивное восприятие мира, обрести уверенность перед выступлением. Так же педагоги получили знания и навыки о законах существования своего  собственного тела и неразрывной связи тела, мозга, эмоций. Они на собственном опыте  ощутили взаимосвязь между движениями и эмоциями, движением и отношением к ситуации, движением и количеством запоминаемого материала.

Мы объяснили суть и возможность использовать упражнения во время учебного процесса, как непосредственно в начале учебного дня, так и вместо физкультминутки, перед контрольными работами, проверочными работами, сочинениями и т.д.

Упражнения для помощи в образовательном процессе мы разучивали одновременно  с детьми и с классным руководителем. Дети с огромным интересом отнеслись к этому нововведению. Ведь они сразу интуитивно почувствовали, что это то, что надо! Именно это ненавязчиво, весело и, главное совершенно «безнаказанно» помогает снять напряжение, подвигаться во время урока и произносить какие-то звуки: поухать, как сова, помяукать, как мартовский кот, потрубить, как слон! Полный восторг! А после этого можно продолжать учиться, думать, как- то все легче происходит, и вроде к концу урока и не устал! Волшебство какое-то!

На самом деле под этой легкостью и волшебством лежит многолетний труд нейропсихологов и нейрофизиологов.

 Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

Сейчас уделяется большое внимание созданию инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование, с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Именно поэтому мы включили эти упражнения для работы с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Эти дети нуждаются в особом психологическом  сопровождении, разработке специальных адаптационных программ.

Сейчас мы находимся в процессе внедрения образовательной кинесиологии в процесс обучения. Не все педагоги включились с энтузиазмом. Кто-то только присматривается, кто-то наблюдает со стороны… Но те, кто открыт новому, не боится экспериментировать, уже получили первые результаты.

Дети меньше устают на уроках, активны, хорошая переключаемость внимания, умственная деятельность стала более продуктивной, активизируется познавательная деятельность, расширяется диапазон эмоционального реагирования.  А если перед переменой сделать упражнения, снимающие напряжение в икрах, меньше хаотично и бесцельно бегают, а находят конструктивные занятия для себя, участвуют в коллективных играх.

Надеемся, что видя положительные успехи коллег, включатся в процесс освоения этой уникальной методики и остальные педагоги. Ведь это наша общая задача- помочь детям стать успешнее, помочь раскрыть тот изначально заложенный при рождении потенциал, снять блоки и программы, тормозящие процесс обучения, развития и самосовершенствования. Ведь растапливая стрессовый ком, мы имеем возможность разглядеть под ним ребенка и протянуть ему руку помощи и показать, что способности и возможности человека безграничны.

 Может это и будет ответом на вопрос « Что делать?» Время покажет…

Педагог - психолог МОУ СОШ №2 г. Фрязино Московской области Корчагина Наталия Сергеевна.

Педагог – психолог МОУ СОШ № 2 г. Фрязино Московской области

Якутина Наталья Алексеевна.



Предварительный просмотр:

Метод, который помогает не разучиться удивляться…

Работа школьного психолога – это всегда творческий процесс. Он подвижен, гибок. Как в конструкторе трансформере подбираются, перебираются, переставляются всевозможные инструменты, которыми ты владеешь.
Это и сказкотерапия, и песочная терапия, и кукольный театр, и творческая визуализация, интуитивное рисование, в общем огромный спектр самых разнообразных методов. Комбинации всегда очень разнообразные, многоуровневые. Но так уж устроен психолог, что ему всегда хочется познать что-то новое, внести новую краску в знакомый и отработанный процесс. Такой новой краской и настоящей находкой  стал для меня метод метафорических ассоциативных карт. И это оказалось поистине нечто фантастическим, волшебным, это позволило качественно улучшить результаты работы. Еще они называются « О- карты», интерактивные, ассоциативные, проективные. Немного теории.

Проективный метод ( от лат.projectio – выбрасывание вперед) – один из методов исследования своего  сознания, предпочтения, мотивации, черт характера. Проективный метод характеризуется созданием экстремальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Проективные методики направлены на  измерение свойств характера и особенностей интеллекта.

  Проективные методики – это группа методик психологического исследования индивидуальности, основным механизмом которого является символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Смысл заключается в следующем: предлагаемый к изучению материал исследуется и интерпретируется ребенком: разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, дети чаще, чем взрослые, видят на них образы различных сказочных существ. При этом происходит интеллектуальное одушевление, наделение предметов и явлений природы признаками живых существ. Вот это и называется проекцией – символический перенос содержания внутреннего мира на  внешний мир. Содержание этих детских интерпретаций очень много говорит о внутреннем психологическом мире ребенка. В своих рисунках, фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками, ребенок как бы проигрывает те впечатления, которые он получает от той социальной среды, в которой он развивается. Если какие – то сильные впечатления не проиграны ребенком или не отработаны, то они не могут быть прочувствованы и осознаны в мягкой игровой форме, и могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта, обусловливающего определенные искажения психического развития на долгие годы. На сегодняшний день существует две разновидности детских проективных методов психологического исследования:

  1. анализ созданных ребенком изобразительных работ ( рисунки, скульптуры, вылепленные из глины, пластилина или  сделанные из других материалов;
  2. анализ ассоциаций при восприятии образов внешнего мира(например, известные всем специалистам детский вариант ТАТ, детский вариант теста Люшера,  детский вариант чернильных пятен Роршаха), либо ассоциаций, возникающих при прочтении сказок, рассматривании тематических рисунков, фильмов, мультфильмов.

Итак, вернемся к проективным метафорическим картам. Они стали одним из любимых нами инструментов, позволяющих  в очень сжатые сроки получить необходимый объем информации для качественной работы. Это удобный метод как  для групповой  так и для индивидуальной работы, который можно использовать со взрослыми и детьми. Автором этого метода является немецкий психотерапевт Моритц Эгетмейер – издатель и соавтор метафорических ассоциативных карт.

Диапазон применения проективных карт очень широк: личностный рост, посттравматический синдром,  последствия насилия, проблема детско – родительских отношений, способы решения конфликтов, зависимости, целеполагания, смысла жизни – вот далеко не полный перечень областей, где эффективное использование проективных карт в качестве метафоры для обращения к воображению, фантазии и потоку ассоциаций.

Работа с картами имеет целый ряд преимуществ. Прежде всего, они работают не на рациональном, а на образном уровне. Ребенок оперирует образами, рациональное мышление, умение обозначать чувство словом возникает на более позднем уровне. Таким образом, карты позволяют обратиться к примитивным, невербальным переживаниям, прикоснуться к нашим «детским ранам». Сила и волшебство карт состоит в том, что они встречаются с душевными переживаниями в обход рационального мышления, которое помогает нам отфильтровать то, отчего мы предпочитаем дистанцироваться

В этом году мы проводили межшкольный тренинг по подготовке к сдаче ГИА.  Проективные карты стали и здесь незаменимыми помощниками. Например, учащийся отвечал на вопрос, что для него экзамены. Сознание услужливо предлагало красивые шаблонные ответы, но  стоило вытащить карту, задав тот же самый вопрос, как проявлялось истинное отношение к этому событию. И тут уже вылезали тревоги, волнения, страхи. А когда они себя обнаружили, отсоединились от человека, с ними можно было уже работать, трансформируя в позитивную энергию ресурса.

Карты помогают  наладить коммуникацию между детьми ( если в классе, например, создались конфликтные группы), создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу. Например, доставая по одной карте, можно сочинять коллективный рассказ, где каждый следующий участник продолжает линию сюжета предыдущего. Здесь развивается и воображение и фантазирование и гибкость мышления, и креативность, умение работать в команде. А еще можно угадывать, что увидел твой друг на карточке с абстракционным изображением, когда сказал: «Это такое место, где…» Надо запомнить все, что сказали участники игры, а потом включить внимание, память, абстрактно-образное мышление.

Чем же еще карты так замечательны для работы психолога? Дело в  том, что они дают возможность работать сразу с двумя полушариями мозга: левым, отвечающим за абстрактное мышление, и правым, отвечающим за образное мышление.

Этот метод помогает нам расширить свои горизонты, не разучиться удивляться и раздвинуть любые рамки, какими бы жесткими они не были. Карты как будто приглашают нас в путешествие, потом ведут за собой, предлагая порой самые невообразимые и труднодоступные для обычной логики ходы. Кстати, этот метод помогает вывести человека из состояния «суженного сознания». Здесь мы применяем этот метод для детей, попавших в сложные жизненные ситуации, подвергнувшихся насилию со стороны родителей или сверстников. В этот момент ребенку сложно выразить свои мысли и чувства, на помощь приходят ассоциативные карты, где с ребенком можно поговорить  на языке образов. Очень часто дети, которые с трудом идут на контакт, начинают общаться именно через карты. Ведь рассказывать надо не о себе, а о герое, изображенном на картинке. И выводя этого героя из тупика жизненных событий, мы помогаем и ребенку увидеть выход из сложившейся ситуации. В индивидуальной работе с трудными подростками так же трудно переоценить помощь метафорических ассоциативных карт.  

Метафора помогает осознать многообразие окружающего мира и ценность каждого индивидуального человека. Она обогащает восприятие и помогает расширить поле видения, а значит быть более осознанным, целостным, устойчивым, тотально проживающим свою жизнь. Этот метод мы используем и в тренинге для старшеклассников «Город мастеров».

Карты помогают очень быстро  изменить состояние, переключиться, легко переходить от ментальной сферы к эмоциональной и физической, а значит достигать большей осознанности. И что не менее важно, они помогают подружиться со своей интуицией, а следовательно « подпитать» и ««оживить» свой потенциал. Ведь мудрость спутница интуиции. На семинарах с родителями и педагогами мы предлагаем вытянуть карту с вопросом: « Что тебе хочет сказать твоя внутренняя мудрость?» «Какой внутренний ресурс у тебя есть, о котором ты еще не знаешь?»

Каждый человек всегда сам лучше всего знает ответы на свои вопросы, только не всегда имеет  к ним доступ. ОН-карты, уважая уникальность и неповторимость, «инаковость» или « другость» каждого, помогает сделать это очевидным.

Расположение карт  в пространстве дает человеку возможность увидеть «пространство  отношений». Здесь карты приходят на помощь в семейном консультировании и в работе с детско-родительскими отношениями

Образы вызывают  у нас ассоциации подчас неожиданные и позволяют нам выразить чувства, которые, как нам казалось, невозможно выразить  в словах. У каждого из нас существуют отдельные внутренние « комнаты», все мы исполняем множество ролей. В каждой такой «комнате» накапливается свой опыт, свои эмоции, ценности и умозаключения. Карта (образ) помогает человеку рассмотреть их. Она помогает человеку перенестись в царство воображения, по-новому взглянуть на свои ощущения и переживания, таким образом углубляет процесс рефлексии. Когда человек смотрит на карту, возникают внутренние образы, и это, в свою очередь, приводит к иному видению внешнего образа. Работа с картами – это непрерывные переход от внешнего к внутреннему и обратно, от конкретного образа к метафоре и от нее к новому образу – возникновение и обогащение ассоциаций увлекает нас, как поток, и снимает защитные механизмы. Настороженность и внутренний контроль ослабевают и на поверхность поднимаются внутренние паттерны и подавленные компоненты, которые мы давно и успешно загнали в темный угол подсознания.

Карты – это триггер, позволяющий человеку встретиться с самим собой.

Проективность или фантазирование наш прекрасный помощник на пути « к себе». Не просто соединиться со своей спонтанностью и аутентичностью, чтобы в потоке сознания можно было « вынести из себя»  и тогда рассмотреть то, чем на самом деле я сейчас живу, к чему бессознательно стремлюсь или от чего хочу убежать. И именно метафора позволяет более легко и безболезненно «приблизиться к себе».

Карты предполагают смелость, спонтанность, образность мышления и  «фантазирование, в котором рождается истина». « Я могу это сделать» - это погружение, которое получается в процессе работы с картами и помогает целостно усвоить новый опыт и встроить его в свою реальную жизнь.

В течение двух лет мы прошли обучение у нескольких мастеров, владеющих этим уникальным методом, и выработала свою систему их использования, которая легко и гармонично вписалась в мою работу психолога.

Наши   любимые колоды : «Персона» -это портреты людей и их взаимодействий, хорошо подходят для индивидуальной работы, семейного консультирования и работы с детско - родительскими отношениями . Конечно, универсальная колода «ОХ», ее можно использовать и для самостоятельной работы, для исследования своего подсознания и связей со своей душой. Это колода «ТанДу», она  идеальна для работы на тему отношений. «Эко» -хороши для развития воображения, для творческой игры и даже для мозгового штурма. «Коуп» (преодоление) – колода специально создана для исцеления душевных травм и для проживания кризисных состояний. Они образно расскажут от травме (не создавая при этом опасности  ретравматизации), подскажут выход из ситуации, помогут приобрести необходимые навыки для ее преодоления. «Хабитат» - самая экологичная колода, отображающая удивительно прекрасный мир нашей планеты, а так же иллюстрируют взаимодействие человека с природой. И конечно же, «Морена» - о жизни племени Шингу в тропических бразильских джунглях. Сюжет карт погружает нас в мир живой природы, далекой  от достижений цивилизаций. Их хорошо использовать как источник ресурсных состояний. Ну и многие другие колоды, в нашей коллекции их уже за 20. Так же, экспериментируя с работой с МАК,  мы создали четыре свои колоды. «Дерево», как символ человека, «Дорога», как жизненный путь, «Река», как течение жизни и «Лестницы», как путь восхождения.

     Мы очень рекомендуем вам познакомиться с этими удивительными помощниками и приобрести новый инструмент в копилку уже имеющихся у вас методов.

Педагог-психолог МОУ СОШ №2 г.Фрязино Корчагина Наталия Сергеевна

Педагог – психолог МОУ СОШ №2 Якутина Наталья Алексеевна

Город Фрязино, Московская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочная грамматика английского языка в историях и картинках для начальных классов

Цель работы– повысить усвоение грамматического материала посредством подключения зрительного (рисунки) и слухового (сказочные сюжеты) каналов восприятия ребенка. Создание положительной мотивации...

Творческий проект "Сказочные истории из национального шелка - лоскутная техника"

Республиканский фестиваль учителей технологии «Радуга цветов»...

Сказочная история "Космический десант из Роботов"

Приглашаем вас на Сказочную историю «Космический десант», созданную талантливыми гимназистами (Илсур, Софья, Герман). (Городской семинар « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОЗДАНИЯ СОБЫТИЙ...

Эти сказочные истории

Работа с детьми с ОВЗ и творчески одаренными детьми в школьном кукольном психологическом театре...

Сказочные рифмы по истории

В данной презентации использованы готовые рифмы, найденные на просторах интернета!Данный метод использую на своих дополнительных занятиях по истории при подготовке к экзаменам....