Памятка волонтёрам при общении с пожилыми людьми и маломобильными гражданами
консультация по психологии

Иванова Татьяна Николаевна

Психология общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx240.77 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка волонтера
при общении с пожилыми людьми
и маломобильными гражданами

Волонтеры – (от англ. volunteer- доброволец) – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда.

Волонтер при взаимодействии с пожилыми гражданами должен помнить следующие ПРАВИЛА:
• Войдя в дом, обязательно нужно поздороваться, при этом важно снять верхнюю одежду и обувь. Это показывает ваше уважительное отношение к пожилому человеку.
• Умейте слушать и слышать. Вести беседу следует не спеша, отключившись от других дел и забот, внимательно, не перебивая, выслушивать собеседника.
• Выясните проблемы, просьбы, пожелания. Запишите, чтобы ничего не забыть, так как больше всего пожилых людей обижает невнимание к ним.
• Если вас неожиданно просят сходить в магазин за покупкой, по возможности исполните просьбу в этот же день.
• Беседу лучше проводить сидя друг против друга в спокойных, непринужденных позах, так собеседники могут наладить прямой зрительный контакт, имеющий важное значение для понимания и проникновения в переживания другого человека.
• Для установления межличностного контакта имеют значение поза и жесты. Если волонтер пристроился на краешке стула, это будет напоминанием, что он спешит.
• Слушая собеседника, никогда не делайте следующего:
• Не притворяйтесь слушающим.
• Не перебивайте.
• Не делайте поспешных выводов.
• Не задавайте одновременно слишком много вопросов.
• Не давайте непрошенных советов.
• Не забудьте вовремя поздравить с праздником.

Обязанности волонтера:
• выявлять и по возможности решать проблемы пожилых людей;
• оказывать морально-психологическую поддержку;
• оказывать посильную помощь разного характера по мере необходимости;
• соблюдать правила техники безопасности.

Вы можете оказать следующие услуги:
• организовать досуг, помочь в реализации творческих способностей;
• подарить общение и внимание;
• доставить продуктов питания, промышленные товаров первой необходимости;
• помочь в уборке жилого помещения;
• осуществить мелкий ремонт надворных построек;
• очистить дорожки от снега, убрать мусор с прилегающей к дому территории;
• вскопать приусадебный участок;
• прополоть и полить растения;
• помочь собрать овощи и фрукты;
• прочесть книгу, журналы и газеты, написать письмо;
• поздравить на дому с праздниками и юбилеями;
• оказать помощь в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.


Общие правила этикета
При общении с людьми с инвалидностью 

- Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
- Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
- Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно. Постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало.
- Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или передвигаться по ковру с длинным ворсом.

При общении с людьми, испытывающими
трудности при передвижении

- Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
- Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
- Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
- Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Психология общения:

  • не допускайте дискомфорта и отвлекающих факторов при разговоре;
  • общайтесь, глядя человеку прямо в глаза, взяв его за руку;
  • говорите с комфортной для пожилых людей громкостью и выразительностью;
  • если вас не понимают, поменяйте тон, громкость, повторите сказанное;
  • общайтесь короткими, точными, логическими фразами;
  • подтверждайте разговор жестикуляцией;
  • уважайте человека, будьте терпеливы, не торопитесь;
  • будьте позитивно настроены и улыбчивы.

Запомните! Никогда не говорите людям преклонного возраста об их положении. И знайте, люди в почтенном возрасте более всего нуждаются в заботе, доброте и уважении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ

Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...

УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ

Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...

УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ

Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...

Человек среди людей. Общение как восприятие людьми друг друга.

Счастье или несчастье человека во многом определяется характером общения с людьми, его наличием или отсутствием. Данный урок позволит учащимся в будущем выбрать правильный стиль общения, нужную тактик...

Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома.

Занятие направлено на формирование основ правильного поведения детей в критических ситуациях, закрепляет навык общения с незнакомыми людьми....