Человек среди людей. Общение как восприятие людьми друг друга.
методическая разработка по технологии (11 класс) по теме

Евланова Ольга Николаевна

Счастье или несчастье человека во многом определяется характером общения с людьми, его наличием или отсутствием. Данный урок позволит учащимся в будущем выбрать правильный стиль общения, нужную тактику поведения с определёнными людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Человек среди людей. Общение как восприятие людьми друг друга.

Цель:  дать учащимся общее представление о межличностных  отношениях и их значении в профессиональной деятельности.

Задачи:

1.Изучить  новые понятия

2. Развить коммуникативные умения и навыки.

3.Формировать навыки культуры общения

План урока:

  1. Организационная часть
  2. Объяснение нового материала
  3.  Выполнение практической работы
  4. Анализ урока. Сообщение оценок

Оснащение урока: 

Для учащихся: тетрадь, ручка

Для учителя: методики «Потребность в общении»,  «Диагностика межличностных  отношений» (ДМО) (« Комплексная методика»).

  1. Ход урока

Вступительное слово учителя

-Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы  с вами познакомимся с такими понятиями, как общение,  межличностные отношения и как избежать конфликтных ситуаций в общении.

-Итак, что называют общением?

Ответ: разговор между людьми

-Общение- это многоплановый  процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Различают общение вербальное (с помощью речи - письменной и устной) и невербальное (с помощью жестов и мимики). Невербальная  коммуникация образует знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации (слова).Специалисты считают, что более 50%  информации несут жесты и мимика, они всегда особенны и определенны, отражают состояние и отношение людей, «выдают» истинное о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест, мимика в известной мере есть наглядное выявление  мысли. Это проявление своеобразного языка чувств. Например,  жесты закрытости ( позы: нога на ногу,  скрещенные руки, посадка на стул, где спинка является как бы «щитом», и т.д.). Ребята, скажите  пожалуйста, часто ли в общении вы используете  мимику и жесты?

Ответ: да

- Какие жесты вы применяете?

(ребята демонстрируют)

-Человек общается всегда. Это общение может быть как в группе, так и индивидуальное. Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определённого признака. Группы классифицируются: а) малые и большие; б) реальные и условные; в) формальные и неформальные; г) развитые и низкоразвитые. Межличностное общение осуществляется  на трёх различных уровнях: низкая ступень- общение на уровне совместного пребывания. Здесь нет общего предмета деятельности,  общающихся объединяет только одинаковые цели ( например, пассажиры в автобусе, зрители на стадионе);Групповое общение - когда кристаллизуется общая цель деятельности и вырабатываются  групповые нормы поведения, способствующие её достижению. Здесь формируются стереотипы общения и развивается предубеждение к их нарушению. Здесь нет стремления группы к новой информации, не согласующейся с позициями и нормами группы; высшая ступень - здесь учитываются, принимаются  во внимание личностные особенности каждого, с его особой позицией и оригинальными взглядами. Ребята, как вы думаете, что значит культурно общаться?

-Ответ: дети рассуждают

- Итак, мы с вами пришли к выводу, что культура общения включает в себя три элемента: умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию; адекватно эмоционально откликаться на их поведение или состояние; и выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали, в то же время  наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям. Ребята, в процессе общения между людьми могут возникнуть  различные конфликтные ситуации. Чаще всего их вызывают  предметно-деловые  разногласия   и расхождение  личностно- прагматических интересов. Если преобладают  предметно- деловые  противоречия, возникший конфликт, как правило, не ведет к разрыву межличностных отношений и не сопровождается нагнетанием эмоциональной напряженности и враждебности. Противоречия в сфере личностно- прагматических  интересов легко переходят в неприязнь и вражду, может возникнуть  ситуация конкуренции.

-Ребята, назовите  пожалуйста ошибки общения, которые могут создать конфликтные ситуации

Ответ: недостаточно точная предварительная негативная информация, которая порождает определённое отношение к партнёру.

Ответ: несоответствие созданному идеалу, представлению о чём-то.

-А ещё существуют такие ошибки как старание скрыть  неуверенность в своих достоинствах, сознательная демонстрация отрицательных качеств и установки, созданные в детстве. Скажите пожалуйста, как бы вы повели себя в конфликтной ситуации?

Ответ: дети рассуждают

- Давайте вместе с вами запишем несколько правил  предупреждения конфликтов: уклоняйтесь от споров; никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это быстро и решительно; заставьте собеседника ответить вам «да»; пусть большую часть времени говорит ваш собеседник; пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему; начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника; сначала говорите о своих ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника. А теперь ребята мы с вами  с помощью игры попробуем раскрыть возможности различных тактик поведения в конфликтных ситуациях.

 И первое наше упражнение называется  «Диалог». Правила игры  представлены вам наглядно.

(Слайд 1, 2, 3, 4).  

Они будут находиться у вас постоянно перед глазами.

(те ребята, которые не принимают участия в игре, должны будут проанализировать диалог).

- Ребята, учит это упражнение выходить из конфликтных ситуаций достойно?

Ответ: да

- А теперь, давайте вместе с вами,  выполним  упражнение, которое называется «Тройка». Условия игры перед вашими глазами.

(Слайд 5).

( те ребята, которые не участвуют, анализируют  данное упражнение)

- Ребята, а что нам даёт это упражнение?

Ответ: учит правильно подбирать вопросы, для того, чтобы получить необходимую информацию.  

-  А теперь, давайте вместе прочитаем условия игры «Комплименты».

 (Слайд 6)

(ребята выполняют условия игры).

- Скажите, чему учит нас это упражнение?

Ответ: дети рассуждают.

-Ребята, а как вы считаете, важна ли роль общения в профессиональной деятельности?

Ответ: Да.

-а в каких сферах деятельности человек должен уметь общаться?

Ответ: При работе с людьми.

- какие профессии предъявляют повышенные требования к деловому общению?

Ответ: управляющие должности,  работники юриспруденции и т.д.

- Назовите профессии, требующие от человека умения решать  конфликтные ситуации

Ответ: психолог, адвокат…

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали,  как избежать конфликтные ситуации и как правильно подобрать слова в общении  с людьми. Я надеюсь, что в будущем это вам пригодиться  и в профессиональной деятельности и  в различных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по обществознанию для 7 класса по теме "Человек среди людей", учебник Л.Н. Боголюбова и др.

Публикуемый  материал содержит тестовые задания разных уровней сложности (А, В, С)  к каждому параграфу и к уроку обобщения по теме "Человек среди людей",  учебник для 7 класса Л.Н. Бог...

Тесты по теме "Человек среди людей". Обществознание 7 класс

Предлагаемые тесты можно использовать на уроках при изучении обществознания по учебнику Л.Н.Боголюбова. Способствуют системной подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Классный час "Человек среди людей"

Ознакомить учащихся с «культурой мира» и раскрыть его составляющие....

ТЕМА: «Человек среди людей» (сквернословие)

Цель: приобщать учащихся 6 класса к наиболее актуальным проблемам жизни человека, помочь взрослению подростков, их социализации.Главный акцент: решение воспитательных задач.Эпиграфы: «Не то, что входи...

Воспитательная программа "Человек среди людей", для классных руководителей 5-9 классов.

Школа – это большой и сложный организм. Обучение и воспитание в ней должны освещаться высокой целью. Такой целью, мерой всех вещей является человек, личность. Значит, из всех показателей оценки школы ...

Классный час на тему «Человек среди людей» или «Я и Другие».

Цель (для учителя): формировать толерантные отношения друг к другу, к окружающим людям, социокультурные навыки.Задачи: 1.Помочь детям понять значимость отношений между людьми;2. Учить самостоятельно р...

Классный час на тему «Человек среди людей» или «Я и Другие» (презентация)

Цель (для учителя): формировать толерантные отношения друг к другу, к окружающим людям, социокультурные навыки.Задачи: 1.Помочь детям понять значимость отношений между людьми;2. Учить самостоятельно р...