Человек среди людей. Общение как восприятие людьми друг друга.
методическая разработка по технологии (11 класс) по теме
Счастье или несчастье человека во многом определяется характером общения с людьми, его наличием или отсутствием. Данный урок позволит учащимся в будущем выбрать правильный стиль общения, нужную тактику поведения с определёнными людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек среди людей. Общение как восприятие людьми друг друга.
Цель: дать учащимся общее представление о межличностных отношениях и их значении в профессиональной деятельности.
Задачи:
1.Изучить новые понятия
2. Развить коммуникативные умения и навыки.
3.Формировать навыки культуры общения
План урока:
- Организационная часть
- Объяснение нового материала
- Выполнение практической работы
- Анализ урока. Сообщение оценок
Оснащение урока:
Для учащихся: тетрадь, ручка
Для учителя: методики «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) (« Комплексная методика»).
- Ход урока
Вступительное слово учителя
-Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с такими понятиями, как общение, межличностные отношения и как избежать конфликтных ситуаций в общении.
-Итак, что называют общением?
Ответ: разговор между людьми
-Общение- это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Различают общение вербальное (с помощью речи - письменной и устной) и невербальное (с помощью жестов и мимики). Невербальная коммуникация образует знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации (слова).Специалисты считают, что более 50% информации несут жесты и мимика, они всегда особенны и определенны, отражают состояние и отношение людей, «выдают» истинное о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест, мимика в известной мере есть наглядное выявление мысли. Это проявление своеобразного языка чувств. Например, жесты закрытости ( позы: нога на ногу, скрещенные руки, посадка на стул, где спинка является как бы «щитом», и т.д.). Ребята, скажите пожалуйста, часто ли в общении вы используете мимику и жесты?
Ответ: да
- Какие жесты вы применяете?
(ребята демонстрируют)
-Человек общается всегда. Это общение может быть как в группе, так и индивидуальное. Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определённого признака. Группы классифицируются: а) малые и большие; б) реальные и условные; в) формальные и неформальные; г) развитые и низкоразвитые. Межличностное общение осуществляется на трёх различных уровнях: низкая ступень- общение на уровне совместного пребывания. Здесь нет общего предмета деятельности, общающихся объединяет только одинаковые цели ( например, пассажиры в автобусе, зрители на стадионе);Групповое общение - когда кристаллизуется общая цель деятельности и вырабатываются групповые нормы поведения, способствующие её достижению. Здесь формируются стереотипы общения и развивается предубеждение к их нарушению. Здесь нет стремления группы к новой информации, не согласующейся с позициями и нормами группы; высшая ступень - здесь учитываются, принимаются во внимание личностные особенности каждого, с его особой позицией и оригинальными взглядами. Ребята, как вы думаете, что значит культурно общаться?
-Ответ: дети рассуждают
- Итак, мы с вами пришли к выводу, что культура общения включает в себя три элемента: умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию; адекватно эмоционально откликаться на их поведение или состояние; и выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям. Ребята, в процессе общения между людьми могут возникнуть различные конфликтные ситуации. Чаще всего их вызывают предметно-деловые разногласия и расхождение личностно- прагматических интересов. Если преобладают предметно- деловые противоречия, возникший конфликт, как правило, не ведет к разрыву межличностных отношений и не сопровождается нагнетанием эмоциональной напряженности и враждебности. Противоречия в сфере личностно- прагматических интересов легко переходят в неприязнь и вражду, может возникнуть ситуация конкуренции.
-Ребята, назовите пожалуйста ошибки общения, которые могут создать конфликтные ситуации
Ответ: недостаточно точная предварительная негативная информация, которая порождает определённое отношение к партнёру.
Ответ: несоответствие созданному идеалу, представлению о чём-то.
-А ещё существуют такие ошибки как старание скрыть неуверенность в своих достоинствах, сознательная демонстрация отрицательных качеств и установки, созданные в детстве. Скажите пожалуйста, как бы вы повели себя в конфликтной ситуации?
Ответ: дети рассуждают
- Давайте вместе с вами запишем несколько правил предупреждения конфликтов: уклоняйтесь от споров; никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это быстро и решительно; заставьте собеседника ответить вам «да»; пусть большую часть времени говорит ваш собеседник; пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему; начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника; сначала говорите о своих ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника. А теперь ребята мы с вами с помощью игры попробуем раскрыть возможности различных тактик поведения в конфликтных ситуациях.
И первое наше упражнение называется «Диалог». Правила игры представлены вам наглядно.
(Слайд 1, 2, 3, 4).
Они будут находиться у вас постоянно перед глазами.
(те ребята, которые не принимают участия в игре, должны будут проанализировать диалог).
- Ребята, учит это упражнение выходить из конфликтных ситуаций достойно?
Ответ: да
- А теперь, давайте вместе с вами, выполним упражнение, которое называется «Тройка». Условия игры перед вашими глазами.
(Слайд 5).
( те ребята, которые не участвуют, анализируют данное упражнение)
- Ребята, а что нам даёт это упражнение?
Ответ: учит правильно подбирать вопросы, для того, чтобы получить необходимую информацию.
- А теперь, давайте вместе прочитаем условия игры «Комплименты».
(Слайд 6)
(ребята выполняют условия игры).
- Скажите, чему учит нас это упражнение?
Ответ: дети рассуждают.
-Ребята, а как вы считаете, важна ли роль общения в профессиональной деятельности?
Ответ: Да.
-а в каких сферах деятельности человек должен уметь общаться?
Ответ: При работе с людьми.
- какие профессии предъявляют повышенные требования к деловому общению?
Ответ: управляющие должности, работники юриспруденции и т.д.
- Назовите профессии, требующие от человека умения решать конфликтные ситуации
Ответ: психолог, адвокат…
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали, как избежать конфликтные ситуации и как правильно подобрать слова в общении с людьми. Я надеюсь, что в будущем это вам пригодиться и в профессиональной деятельности и в различных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по обществознанию для 7 класса по теме "Человек среди людей", учебник Л.Н. Боголюбова и др.
Публикуемый материал содержит тестовые задания разных уровней сложности (А, В, С) к каждому параграфу и к уроку обобщения по теме "Человек среди людей", учебник для 7 класса Л.Н. Бог...
Тесты по теме "Человек среди людей". Обществознание 7 класс
Предлагаемые тесты можно использовать на уроках при изучении обществознания по учебнику Л.Н.Боголюбова. Способствуют системной подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Классный час "Человек среди людей"
Ознакомить учащихся с «культурой мира» и раскрыть его составляющие....
ТЕМА: «Человек среди людей» (сквернословие)
Цель: приобщать учащихся 6 класса к наиболее актуальным проблемам жизни человека, помочь взрослению подростков, их социализации.Главный акцент: решение воспитательных задач.Эпиграфы: «Не то, что входи...
Воспитательная программа "Человек среди людей", для классных руководителей 5-9 классов.
Школа – это большой и сложный организм. Обучение и воспитание в ней должны освещаться высокой целью. Такой целью, мерой всех вещей является человек, личность. Значит, из всех показателей оценки школы ...
Классный час на тему «Человек среди людей» или «Я и Другие».
Цель (для учителя): формировать толерантные отношения друг к другу, к окружающим людям, социокультурные навыки.Задачи: 1.Помочь детям понять значимость отношений между людьми;2. Учить самостоятельно р...
Классный час на тему «Человек среди людей» или «Я и Другие» (презентация)
Цель (для учителя): формировать толерантные отношения друг к другу, к окружающим людям, социокультурные навыки.Задачи: 1.Помочь детям понять значимость отношений между людьми;2. Учить самостоятельно р...