разработка к занятию "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
методическая разработка по психологии

Дамба Марина Васильевна

для 4 класса специальных коррекционных школ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Коррекционное занятие»

Тема: Конструирование из геометрических фигур по заданным моделям

Цель: Формировать навык  пространственного анализа и синтеза (2-4 детали)

Задачи:

 1. Образовательные: формировать умение создавать формы в соответствии  с  образцом, самостоятельно определять, форму, цвет, величину, количество необходимых деталей.

2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие на материале занятия; корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся через выполнение операций анализа и синтеза на основе конструирования по образцу и по модели;

3. Воспитательные: воспитание интереса к конструктивной деятельности, стремления получить эмоциональное удовлетворение от правильно выполненного задания.

Формируемые БУДы:

  1. Личностные учебные действия:
  • осознание себя как ученика
  •  уважение к другому в процессе обучения
  •  положительное отношение к окружающей действительности
  •  проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий
  1. Коммуникативные учебные действия:  
  • вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»
  •  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассником и учителем
  •  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
  •  доброжелательно относиться к окружающим
  1. Регулятивные учебные действия:
  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
  • активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной)
  1. Познавательные учебные действия:
  • делать анализ, синтез, сравнивать на стимульном материале
  •  целенаправленная деятельность, при которой соотношение образца и положения отдельных элементов, составляющих модель, происходит на основании практического примеривания отдельных деталей конструкции;

Оборудование: моноблок, программа с диском «Студии «ВиЭль»», стимульные материалы программы развития и коррекции конструктивной деятельности под редакцией Вялых Ольги Анатольевны (кандидат психологических наук, доцент кафедры основ коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, основное направление научных исследований дифференциальная диагностика нарушений развития у детей), индивидуальные наборы геометрических фигур (блоки Дьенеша)

Тип урока: комбинированный

Применяемые методы: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядно-иллюстративные (демонстрация, работа со стимульными материалами), практическая работа, применение ИКТ.

Ход занятия

  1. Организационный момент: психологический настрой  учащихся на работу, организация внимания:
  • На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
  • Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
  • Голова хорошо ... (думает).
  • На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

Тогда мы начинаем:

  • Сообщение темы занятия - демонстрируется набор конструктора.  Ребята, вы знаете, как называется эта игра? Играя в эту игру, дети занимаются конструированием, т.е. из  деталей собирают фигуры разных предметов. Сегодня на уроке мы будем конструировать предметы, но не из деталей конструктора, а из геометрических фигур. Для этого мы будем использовать этот компьютер, и эти раздаточные материалы.
  • Проверка готовности к занятию - вы любите играть в разные игры, если «да», то  давайте вспомним, что нельзя делать во время игры: не ссориться, не отбирать предметы у других, не советовать и не критиковать друзей, не мешать товарищам играть.
  • Разминка:
  • общая моторика -  Упражнения с массажным мячом (делать круговые движения, сидя на мяче, зажав двумя ногами мяч, попрыгать);
  • Мелкая моторика - Упражнения на развитие статической координации движений («Замок», соединить пальцы обеих рук в замок: от груди вперед, вверх, в сторону влево, в сторону вправо; Круговые движения кистей рук. Растирание рук).
  • Итог: Для чего выполняем разминку?
  1. Основная часть:
  • Подготовка учащихся к усвоению новых знаний: работа со цвето-звуковой  панелью: а) сейчас я включу панель, и мы вместе будем называть те цвета, которые зажигаются; б) а теперь будем по очереди называть эти цвета, кто начнет? А второй не будет мешать другу, не подсказывать и не делать замечаний;
  • Итог: что мы делали? Какие цвета называли?
  • Активизация  знаний: работа с геометрическими фигурами. У детей индивидуальные наборы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), двойной листок тетради, темные повязки на глаза
  • Возьмите круг. Почему вы думаете, что это круг? Положите его перед собой.
  • Возьмите треугольник. Почему это треугольник? Положите его слева от круга.
  • Возьмите квадрат. Почему вы думаете, что это квадрат? Положите его справа от круга.
  • Возьмите прямоугольник. Почему вы думаете, что это прямоугольник? Положите его после  квадрата.
  • А теперь закройте фигуры полоской бумаги и назовите их в том порядке, в каком выкладывали на парте. Проверка.
  • Что помог нам вспомнить порядок фигур? (глаза, то есть наши глаза запомнили)
  • Валера рассказывает, как расположить фигуры, проверяет остальных.
  • Внимательно послушайте, в каком порядке я буду называть фигуры, запомните и выложите у себя на парте. (Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.) Проверка.
  • На этот раз, что нам помог? (уши, то есть наши уши запомнили порядок)
  • Из фигур, которые лежат перед вами, выберите лишнюю фигуру.
  • Почему выбрали круг? (у круга нет углов, а у остальных фигур есть)
  • А теперь наденьте повязки на глаза, никто не подглядывает? Возьмите квадрат, треугольник, круг. Откройте глаза, при помощи чего вы нашли эти фигуры? (при помощи рук, осязание)
  1. Конструирование при помощи геометрических фигур:
  1. Составьте домик из фигур, которые лежат у вас на парте – для Эчис и Дианы.  Валера работает на моноблоке (самостоятельно), остальные со стимульными материалами.
  • Сколько фигур использовали?
  •  Какие фигуры использовали?
  • Какая фигура находится сверху, снизу?
  • Итог:  можно сказать, что мы конструировали домик из геометрических фигур? (да, мы составили домик из квадрата и треугольника)
  • Валера рассказывает, как он составил модель.
  • Эчис работает на моноблоке, а Валера со стимульными материалами.
  • Анализ образца у Эчис
  • Рассмотри картинку
  • Что изображено на картинке? (фонарик, елочка, конфета, домик)
  • Какие геометрические фигуры использованы? (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)
  • Какого цвета фигуры? (красный треугольник, синий прямоугольник, желтый квадрат, зеленый круг)
  • Диана собирает предметы блоками Дьенеша, затем рисует по трафарету геометрические формы, собирает пазл на ту же тему.
  • Вывод: составление плана. Расскажите, в каком порядке будем конструировать изображение  на образце? (сначала выбрать на стимульном материале цвета, разложить их как на образце, проверить, затем собрать их на моноблоке)

в) самостоятельное конструирование (все ученики сначала выполняют задание на стимульном материале, затем на компьютере)

г) проверка работ

Итог: 

  • Какую работу сейчас выполняли? (конструировали предметы из геометрических фигур)
  • В каком порядке выполняли работу? (внимательно смотрели, думали, как выложить из  фигур домик, фонарь…, составляли домик, фонарь …)

IV Итог урока:

  • Чему учились на занятии? (Учились конструировать, составлять  предметы из геометрических фигур)
  •  Что нужно сделать, чтобы работа получилась такая же, как на образце?
  • внимательно посмотреть;
  • думать, из каких цветов составлено изображение, выбрать из стимульного материала;
  • выполнить задание и сравнить с образцом;
  • Молодцы, сегодня мы хорошо поиграли, повторили фигуры и основные цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов

В статье освещается опыт использования  развивающих компьютерных программ  в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...

Занятие конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе

Тема.  Различение вкусовых качеств.Цель:учить детей определять вкусовые качества продуктов.Задачи:1. Закрепление представлений о цвете, форме предметов; учить группировать предметы по вкусовым ка...

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1.     Продолжат...

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...

Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Тема: Коррекция недостатков умственной деятельности. Занятие 1.

Цель  данного урока это обогощение словарного запаса, исправление недостатков моторики, формирование точности и целенаправленности движений и действий, формирование пространственно-временных орие...