Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей"
статья по психологии

Веденеева Екатерина Александровна

 

Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей"

 

 

Сказки любят все: и дети, и взрослые. И в настоящее время, в связи с нарастающей популярностью данного жанра, в арт-терапии появилось новое психотерапевтическое течение: сказкотерапия.

Сказкотерапия – это «лечение сказками», это метод, направленный на развитие творческих способностей и воображения, направленный на расширение сознания и осознание человеком себя как личности, направленный на осознание человеком своих желаний, эмоций и чувств посредством сказки.

Сказкотерапия, можно сказать, является одним из самых безопасных терапевтических методов.

Если ребёнку вовремя рассказать определённую сказку, то по своему воздействию она окажет такой же эффект, как психологическая консультация у психолога взрослого человека.

Сказка содержит в себе большое количество установленных обществом нравственных ценностей: добро всегда побеждает зло, поощряется честность и прочее.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью и формировании у них положительных эмоций. При прослушивании сказки ребёнок невольно начинает отображать на своём лице эмоции и чувства, которые он испытывает в этот момент. Этому способствует эмоциональный фон, который психолог создаёт своим голосом при чтении сказки, смена голосов главных персонажей сказки, эмоциональное отражение чувств и переживаний персонажей сказки на лице психолога.

Сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых нарушений развития, она способствует подготовке ребёнка к жизни.

В сказкотерапии используется большое количество жанров как старых, так и довольно новых: притчи, легенды, мифы, сказки, басни, детективы, фэнтэзи и многое другое.

И.В. Вачков отмечал, что главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Эффективность применённых психотерапевтических приёмов в сказкотерапии определяются точностью, качеством подобранной метафоры.

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребёнка.

Развитие личности ребёнка в программе сказкотерапии развивается последующим направлениям:

1.Активность: потребность в выражении эмоционального состояния через действия, активизация речи, проявление положительных эмоций.

2.Самостоятельность: обоснование своего мнения, поиск способов самовыражения в речи и движении.

3.Творчество: словесное фантазирование, составление сюжетных картин.

4. Эмоциональность: понимание эмоций других людей, способность адекватно выражать свои собственные эмоции и чувства.

5. Произвольность: переживание эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях, оценка собственных и чужих поступков.

6. Связная речь: продолжение фраз взрослого, словесные рассуждения, творческие импровизации.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева разработала структуру коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия:

1. Ритуал "входа" в сказку. На этом этапе происходит настройка на совместную работу, проводится любое "сплачивающее" упражнение.

2. Повторение. На этом этапе дети вспоминают прошлый опыт, прошлое занятие.

3. Расширение. На этом этапе необходимо расширить представления ребенка о чем-либо, проводится рассказ или показ сказки.

4. Закрепление. На этом этапе происходит приобретение нового опыта; игры; проводятся символические путешествия.

5. Интеграция. На этом этапе проводится способ связывания нового опыта с реальной жизнью.

6. Резюмирование. На этом этапе проводится обобщение приобретенного опыта, связывание его с уже имеющимся.

7. Ритуал "выхода" из сказки. На этом этапе необходимо закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде, нужно определить эмоциональное отношение ребёнка.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что сказочные сценарии, их обыгрывание, их изображение и обсуждение незаменимы для развития эмоциональной сферы ребёнка с умственной отсталостью, игровой деятельности, для формирования функционально-ролевых отношений среди детей с нарушенным интеллектом. Ребенку с умственной отсталостью довольно трудно построить "сценарий", выделить и распределить роли, а сказка помогает ему в решении этих проблем. Межличностные отношения в сказке также даны в готовом виде, но ребенок, имеющий нарушения в умственном развитии, изменяет их, примеряя готовые роли на себя и изменяя их, что способствует развитию адекватного отношения такого ребёнка к окружающим.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки
      Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.

    2. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова.

    3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.П.-М.: Пе- дагогика, 1962 год.

    4. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.

    5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. Из-во «Речь», 2007 г.

    6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.

    7. Дети с временными задержками развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С.- М: Педагогика.

    8. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 73г.

    9. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого ребёнка. 2- изд.,перераб. и доп.-М.:Просвещение,1979 г.

    10. Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. -В кн.: Проблема личности.

    11. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.-изд-во 1961 г.

    12. Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1958 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazkoterapiya_i_uo.docx8.97 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей

Сказки любят все: и дети, и взрослые. И в настоящее время, в связи с нарастающей популярностью данного жанра, в арт-терапии появилось новое психотерапевтическое течение: сказкотерапия.

Сказкотерапия – это «лечение сказками», это метод, направленный на развитие творческих способностей и воображения, направленный на расширение сознания и осознание человеком себя как личности, направленный на осознание человеком своих желаний, эмоций и чувств посредством сказки.

Сказкотерапия, можно сказать, является одним из самых безопасных терапевтических методов.

Если ребёнку вовремя рассказать определённую сказку, то по своему воздействию она окажет такой же эффект, как психологическая консультация у психолога взрослого человека.

Сказка содержит в себе большое количество установленных обществом нравственных ценностей: добро всегда побеждает зло, поощряется честность и прочее.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью и формировании у них положительных эмоций. При прослушивании сказки ребёнок невольно начинает отображать на своём лице эмоции и чувства, которые он испытывает в этот момент. Этому способствует эмоциональный фон, который психолог создаёт своим голосом при чтении сказки, смена голосов главных персонажей сказки, эмоциональное отражение чувств и переживаний персонажей сказки на лице психолога.

Сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых нарушений развития, она способствует подготовке ребёнка к жизни.

В сказкотерапии используется большое количество жанров как старых, так и довольно новых: притчи, легенды, мифы, сказки, басни, детективы, фэнтэзи и многое другое.

И.В. Вачков отмечал, что главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Эффективность применённых психотерапевтических приёмов в сказкотерапии определяются точностью, качеством подобранной метафоры.

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребёнка.

Развитие личности ребёнка в программе сказкотерапии развивается последующим направлениям:

1.Активность: потребность в выражении эмоционального состояния через действия, активизация речи, проявление положительных эмоций.

2.Самостоятельность: обоснование своего мнения, поиск способов самовыражения в речи и движении.

3.Творчество: словесное фантазирование, составление сюжетных картин.

4. Эмоциональность: понимание эмоций других людей, способность адекватно выражать свои собственные эмоции и чувства.

5. Произвольность: переживание эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях, оценка собственных и чужих поступков.

6. Связная речь: продолжение фраз взрослого, словесные рассуждения, творческие импровизации.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева разработала структуру коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия:

1. Ритуал "входа" в сказку. На этом этапе происходит настройка на совместную работу, проводится любое "сплачивающее" упражнение.

2. Повторение. На этом этапе дети вспоминают прошлый опыт, прошлое занятие.

3. Расширение. На этом этапе необходимо расширить представления ребенка о чем-либо, проводится рассказ или показ сказки.

4. Закрепление. На этом этапе происходит приобретение нового опыта; игры; проводятся символические путешествия.

5. Интеграция. На этом этапе проводится способ связывания нового опыта с реальной жизнью.

6. Резюмирование. На этом этапе проводится обобщение приобретенного опыта, связывание его с уже имеющимся.

7. Ритуал "выхода" из сказки. На этом этапе необходимо закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде, нужно определить эмоциональное отношение ребёнка.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что сказочные сценарии, их обыгрывание, их изображение и обсуждение незаменимы для развития эмоциональной сферы ребёнка с умственной отсталостью, игровой деятельности, для формирования функционально-ролевых отношений среди детей с нарушенным интеллектом. Ребенку с умственной отсталостью довольно трудно построить "сценарий", выделить и распределить роли, а сказка помогает ему в решении этих проблем. Межличностные отношения в сказке также даны в готовом виде, но ребенок, имеющий нарушения в умственном развитии, изменяет их, примеряя готовые роли на себя и изменяя их, что способствует развитию адекватного отношения такого ребёнка к окружающим.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки
    Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
  2. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова.
  3.  Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.П.-М.: Пе- дагогика, 1962 год.
  4. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. Из-во «Речь», 2007 г.
  6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
  7. Дети с временными задержками развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С.- М: Педагогика.
  8. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 73г.
  9. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого ребёнка. 2- изд.,перераб. и доп.-М.:Просвещение,1979 г.
  10. Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. -В кн.: Проблема личности.
  11. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.-изд-во 1961 г.
  12. Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1958 г.