Психология семейного воспитания детей с ОВЗ
статья по психологии

Клыпина Юлия Александровна

Психология семейного воспитания детей с ОВЗ

Для любого ребенка важное место в жизни занимает семья, особенно, если он имеет ограниченные возможности здоровья. Благодаря семье дети усваивают нормы и законы человеческого общества, за счет чего ускоряется и даже в некоторой степени упрощается процесс социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_semeynogo_vospitraniya_detey_s_ovz.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Клыпина Юлия Александровна

ФГПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»

г. Улан-Удэ, Российская Федерация 

Психология семейного воспитания детей с ОВЗ

Для любого ребенка важное место в жизни занимает семья, особенно, если он имеет ограниченные возможности здоровья. Благодаря семье дети усваивают нормы и законы человеческого общества, за счет чего ускоряется и даже в некоторой степени упрощается процесс социализации. Данный социальный институт общепризнан главным фактором развития и становления личности ребенка, поэтому важно, в какой семье он воспитывается.

Семья с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это семья, имеющая особый статус, в которой на первом месте стоит не только воспитание ребенка, но и решение его проблем, среди которых закрытость от общества, общая эмоциональная обстановка в семье. Наличие в семье ребенка с ОВЗ не редко является причиной низкой заработной платы родителей и, следовательно, низкого качества жизни в связи с недостатком времени для карьерного роста, отсутствия времени на отдых и на социальную активность.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. №181, «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, последствием травм или дефектами, и приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». При этом следует пояснение: «ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». Нарушение может отражаться на способности осуществлять ту или иную деятельность. По времени появления оно может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным. [3]

В ходе любой деятельности у ребенка развивается интеллект. Некоторые родители, боясь, что ребенок не справится с заданием, ни к чему его не привлекают и тем самым не развивают самостоятельность, что приводит к вялости и пассивности. Так как у детей с отклонениями в развитии тяжело формируются тонкие ручные навыки, которые необходимы при самообслуживании, для того, чтобы их развивать требуются специальные занятия, поэтапно. На первом этапе ребенка необходимо обучить умению произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, соразмерять двигательные усилия в соответствии с размером, весом и формой предметов.

Для того чтобы ребенок научился самостоятельно есть, он должен уметь подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и тоже подносить его ко рту, брать ложку, самостоятельно есть (вначале ему предлагается густая пища), затем он должен научиться держать кружку и пить из нее. Ребенку с отклонениями, чтобы овладеть всеми этими навыками, следует предоставлять как можно больше самостоятельности.

Для создания благоприятных условий воспитания и обучения общим правилам поведения ребенка с ОВЗ необходимо, прежде всего, знать особенности его заболевания и развития. Необходимо, чтобы ребенок принимал себя таким, какой он есть, чтобы у него правильно развивалось отношение к себе и к своей болезни. Именно родители должны дать понять ребенку его принадлежность и показать, что болезнь – это лишь одна из сторон его личности, но у него так же есть качества и достоинства, которые необходимо развивать и не зацикливаться на проблемах и болезнях. Дабы не вызвать одиночества у ребенка, ни в коем случае, нельзя его стыдиться. Ребенок, получивший хорошее воспитание, построит свою жизнь, получая новые впечатления и положительные переживания, станет полноценной личностью. Важно привить ребенку двигательные и социальные навыки, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

Часто семья с таким ребенком получает негативную реакцию со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом. Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВ, воспитывающихся в детских интернатах. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время наметилась положительная тенденция установления контактов родителями таких детей друг с другом. [1]

Такие семьи сталкиваются еще с одной существенной проблемой – это необходимость ранней, этапной, длительной, комплексной медико-социальная реабилитация детей с ОВ с учетом индивидуального подхода. Она предполагает медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы. Тогда как в нашей стране в связи с изменением социально-экономической обстановки медико-социальная помощь резко ухудшилась. Проблема в этом случае также заключается в несвоевременности лечения, диагностики и оказания социальной помощи. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2-3 году жизни; только у 9,3% семей из 243 диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).

Таким образом, главным источником благоприятного формирования личности ребенка с ОВ является его социальное окружение, которое должно оказывать положительное воздействие на индивида, путем включения его в жизнь общества, благодаря которой мы должны добиться полноценного равноправия между людьми, не заостряя внимание на нарушении здоровья. И кроме этого психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку оказывает значительное влияние на адаптацию ребенка с ОВЗ в рамках современного общества. Только совместными усилиями педагогов, врачей и родителей, воспитывающих ребенка и содействия социума к оказанию всех видов поддержки таким семьям, возможно достичь того качества жизни, которое поможет им чувствовать себя полноценной частью нашего общества. [4].

Список использованной литературы

  1.  Лёвина Т.В. Семейное воспитание ребенка с отклонениями в развитии  [Электронный ресурс] /  Т.В. Лёвина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/03/26/semeynoe-vospitanie-i-obrazovanie-detey-s-ovz
  2. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - Москва, 2008.
  3. Отечественный журнал социальной работы. - Москва, 2004. - №3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов и родителей "Семейное воспитание детей с нарушениями речи"

В данной презентации рассмотрены все аспекты нарушений речи у детей, предложены формы взаимодействия с родителями, даны рекомендации для педагогов, и родителей, имеющих детей с различной речевой патол...

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.

В статье уделяется внимание вопросу о роли семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья,  о принципах семейного воспитания, о сотрудничестве детей и родителей. Затрагивается во...

Методическая разработка "Начальное техническое творчество как метод семейного воспитания детей"

В  данной методической разработке показывается, как организовать интересный и развивающий досуг, организовать предметную деятельность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы учит...

Родительское собрание «О семейном воспитании детей» (7 класс)

Формирование  отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей, раскрытие основных проблем семейного воспитания, показать отношения между детьми и родителями....

Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...