Взаимодействие школы и семьи в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
опыты и эксперименты по психологии

tarasyan01

Материал рекомендован для практического использования педагогами в сфере образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие школы и семьи в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды».

                                                                                   В.А. Сухомлинский.

Мы недостаточно хорошо понимаем, насколько серьезная это вещь - воспитание. Нам кажется, что воспитание - это формирование у ребенка хороших манер, обучение его правилам поведения в обществе, его образование. Но на самом деле - это то, как мы учим нашего ребенка относиться к самому себе. Если он живет в среде, которая постоянно оценивает его как неумного, некрасивого, бездарного, агрессивного, плаксу – то,  именно таким он и становится.

Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Себастьян Брант сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».

Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на взаимоотношения в ней. Дети вносят в семью дух согласия и здорового сплочения. Чем лучше семья воспитывает своих детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что укрепляет их воспитательный потенциал.

Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребёнка в школе. В эти годы ребёнок очень тесно связан с семьёй, он не приобрёл способности к самоуправлению своими чувствами, своим поведением и даже находясь в школе, очень нуждается  в семье.

На этапе адаптации ребёнка к школе, родителям необходимо как можно больше принимать участия в классных мероприятиях, чтобы дети видели, что родителям важно, что происходит с их детьми в школе. Помогать детям в освоении нового, узнавать у ребёнка, что пройдено в школе, хвалить за самые маленькие достижения, не сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Научить правильно, относиться к неудачам, объяснять, что без ошибок и трудностей в жизни не обойтись. Дети не должны угождать родителям и быть успешными во всём. У «неуспешного» ребёнка, как следствие формируется тревожность, страх и в итого неуверенность в себе.

Педагогический союз учителя и родителей - могучая воспитательная сила.  «Без семьи мы - я имею в виду школу - были бы бессильны». (В.А. Сухомлинский).

      Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

      Сделать родителей активными участниками педагогического процесса - одна из главных задач школы.  А задача учителя - помочь родителям осознать свою воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс.

     Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.  Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

    Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать.

   Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога  В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень любит, и он тоже кого-то любит. Такое отношение создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

Семья, её уклад и традиции, для многих молодых людей перестали быть ценностью. Значительная часть родителей не стремится к получению знаний, умений в воспитании своих детей, часто перекладывая на государство прямые свои обязанности.

Семья должна помогать, школе готовить образованных и инициативных граждан, формировать у них принципиальность и убежденность.

Одной из причин конфликтов семейного воспитания между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности в учёбе, в общении со сверстниками и т.д.

Кроме этого, многие современные пороки общества (алкоголь, наркомания, преступность, психические расстройства и т.д.) являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильнейшей мотивационной ограниченностью в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания.

         Многие родители хотят научиться, лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, которые они смогут использовать на доступном им уровне. Необходимо познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно, строить взаимодействие.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все участники образовательного процесса только выиграют от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, будут активно сотрудничать со школой. Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого-педагогического просвещения.

Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, помогать и поддерживать его.

В гимназии каждый год уделяется особое внимание профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. С учащимися  и  их семьями регулярно  проводится  профилактическая работа, цель которой:

•         выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и  содержанию или отрицательно влияют на их поведение,  жестоко обращаются с ними;

•        обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

•        осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения;

•        педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов;

•        ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволит своевременно принять меры для решения пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися.

•        профилактика и коррекция социального неблагополучия семей;

•        оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии,  поведении или проблемы в обучении;

•        выявление несовершеннолетних систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

В рамках реализации мероприятия  «Государственная поддержка некомерческих организаций в целях оказания психолого-педагогической методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей», национального проекта «Образование» проводились индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания, образования. В связи с этим были пройдены курсы  повышения квалификации в ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации». Большое количество обращений  родителей было связано с готовностью ребёнка в школу, адаптацией, трудностями во взаимоотношениях с одноклассниками.

Правовое воспитание - широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей), необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях, за «круглым столом»  по программе Просвещения родителей по вопросам детской психологии и педагогике на всех этапах образования проводятся индивидуальные и групповые консультации. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам выстраивания позитивных детско-родительских отношений, поддержание авторитета родителей и уважение интересов и потребностей детей, создание эмоционального комфорта в семье;

Разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды. Даётся понятие об административной, гражданско - правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей. Несётся  ответственность за свои действия.

К такой работе мы  привлекаем сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

Борьба с прогулами занятий -  является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика.  Такого подростка очень легко вовлечь в преступную деятельность.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала.  Анкетирования  показали, что современные дети испытывают:

-        потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

-        потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья.

Ученица 9 «Г» класса Мозгот Софья стала призёром конкурса Республики Адыгея детских и молодёжных социальных проектов антинаркотической направленности «Здоровая планета начинается с меня» и была награждена Дипломом II степени. В своей работе при исследовании и выявлении факторов влияющих на ЗОЖ детей и подростков выяснилось, что  нужно просто жить в счастливой семье!

Манера поведения ребенка, и выбор друзей, взаимоотношения с близкими людьми, традиции семейного воспитания в семье – всё из детства, всё из семьи. Ребенок подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества через модель семьи.

Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый родитель должен научить своего ребёнка преодолевать проблемы, с которыми он встретится в своей жизни достойно и честно. Союзником у родителей   в решении возникших проблем может быть педагог с едиными требованиями к ребёнку.

Воспитывая своего ребёнка, родители должны научить его с раннего возраста понимать значение слова «нет». Безответственность в воспитании детей часто оборачивается трагедиями, которые можно было бы избежать, помня о родительской ответственности.

Мы рекомендуем родителям, прежде всего, поддерживать контакт с классными руководителями и всегда принимать правильные решения.

Наш совет родителям прост и доступен: «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности».

Список литературы

1.        Вассерман Л.И. Горьковская И.А. Маликова Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие. Спб.: Речь 2004.-256 с

2.        Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.

3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика, Москва 1993 г.

4. Болсуновская Н.В. Школа-реальность и мифы, Москва 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Характер взаимодействия социального педагога с учреждениями системы профилактики...

Взаимодействие с субъектами единого профилактического пространства с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в семьях с отклоняющейся адаптацией

Аннотация: В статье описываются особенности работы казенного учреждения «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня» с семьями с отклоняющейся адаптацией во взаимодействии с д...

«Школа и органы профилактики» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 120-ФЗ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОрган профилактики Вопрос, с которым обращаемся Прокуратура - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;К...

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...