Авторская программа, направленная на развитие нравственно-этической сферы детей 6-7 лет
рабочая программа по психологии

Пензина Евгения Викторовна

На базе МКДОУ д/с № 424 города Новосибирска в 2012-2013 годах была разработана и реализована программа, направленная на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственно-этической сферы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Занятия проводились 2 раза в неделю, включали в себя чтение и обсуждение сказок и историй, затрагивающих нравственную тематику, постановку сценок по сказкам, подвижные игры, а также различные творческие задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_1.docx72.18 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего

и подготовительного дошкольного возраста

«Встречи со звездочкой»

Занятие 1. Знакомство со звездочкой Лией

Цель: развить нравственно-этическую сферу детей.

Задачи: сплотить детский коллектив; развить коммуникативные навыки; сформировать эмпатию; развить воображение и мелкую моторику.

Часть 1. Вводная

Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! Сегодня я хотела бы рассказать вам сказку про одну звездочку. Ее звали Лия. Это была очень добрая звездочка, которая жила высоко-высоко в небе. Она очень любила смотреть с неба на жизнь Земли и наблюдать за тем, что на ней происходит.

Но больше же всего она любила детей и ее главной мечтой было, чтобы дети на Земле были счастливы. И вот однажды наша звездочка прилетела… куда бы вы думали? Прямо в наш детский сад! Давайте познакомимся со звездочкой и расскажем ей про наш детский сад!

Дети здороваются со звездочкой Лией, рассказывают о детском саде и о том, что им больше всего нравится в саду.

Педагог-психолог: И вот однажды со звездочкой Лией произошла история.

Часть 2. Основная

Сказка «В лесу»

Прочитайте сказку и задайте вопросы детям.

Как вы думаете, что чувствовала мама детей, почему она плакала?

Бывает ли так, что вы не слушаетесь и огорчаете маму и папу?

К чему может привести баловство?

Помогаете ли вы тем, кто попал в беду?

Далее предложите детям разыграть сценку по сказке.

Сказка «В лесу»

Однажды вечером звездочка пролетала над деревней, рядом с которой был лес. Она летела по небу и вдруг увидела на лесной полянке двух плачущих детей, которые сидели под кустом и дрожали от страха, а рядом лежали их корзинки с ягодами. Но детям было не до ягод: они испуганно жались друг к другу, ведь вокруг было так темно! Звездочка опустилась пониже и спросила:

– Что у вас случилось, милые дети? Уже очень поздно, а вы одни в лесу.

– Кто ты? – сквозь слезы удивленно спросили дети.

– Я волшебная звездочка Лия. Вы заблудились?

– Да, мы заблудились! Нам так страшно! Мы живем в деревне с мамой и папой.  Мы никогда не уходили далеко, а сегодня ушли далеко в лес, хотя мама говорила нам о том, чтобы мы гуляли только рядом с домом. А теперь мы не можем найти дорогу обратно! И зачем только мы не послушались!

И дети заплакали.

– Не плачьте, дети! – ответила звездочка. – Как выглядит ваш дом, где он стоит?

– Это большой синий дом, который стоит на большой горе на краю деревни!

Звездочка поднялась высоко над лесом, направила свой лучик на деревню и сразу увидела дом, о котором говорили дети. Почти во всей деревне уже не было света, и только в окошках этого дома горел свет, потому что мама детей не спала, а сидела и плакала. А папы не было дома, потому что он  вместе с несколькими другими жителями деревни пошел  в лес искать ребятишек.

И звездочка направила свой лучик на полянку и сказала:

– Я буду вам освещать дорогу до дома, а вы идите за мной и не сворачиваете!

И дети пообжали вслед за звездочкой. Она светила им, и им уже не было страшно, ведь теперь они знали, что звездочка поможет им найти дорогу. Так они бежали до самого дома. Они постучали в окошко, мама всплеснула руками, выбежала из дома и стала обнимать и целовать детей.

– Ах, вы мои дорогие! Как же я переживала, думала, что с вами что-то случилось!

– Мамочка, нам было так страшно! Мы больше никогда не будем уходить далеко от дома!

Потом мама позвонила папе и сказала, что дети нашлись.

– Но как же вам удалось найти дорогу домой? – спросила мама.

– Это добрая звездочка Лия нам помогла! – ответили ребята.

Мама подняла голову и увидела звездочку, которая сияла в небе прямо над самым домом.

– Спасибо тебе, милая звездочка! Наша семья никогда не забудет того, что ты для нас сделала! – сказала мама.

А звездочка засияла еще ярче. Ей стало радостно от того, что все закончилось благополучно.

– Я очень рада, что смогла помочь вам! И я бы хотела, чтобы ребята кое-что пообещали мне – чтобы они пообещали слушаться маму с папой и не огорчать их. Ведь вы самое дорогое для своих родителей!

– Да, мы обещаем! – ответили ребята. – Спасибо тебе, Лия!

Звездочка ласково коснулась всех своим теплым лучиком и попрощалась со всеми. Она поднималась все выше, а мама и дети еще долго махали ей рукой.

Подвижная игра «День – ночь»

Выбирается мама-звездочка и звездочки-дети. По сигналу мамы «День!» звездочки прячутся (приседают на корточки). Как только мама-звездочка говорит «Ночь наступает, звезды сверкают!» дети – звездочки разбегаются по комнате и встают в позу «звезды» – светят (2 – 3 раза).

Игра «Искорка доброты»

Дети встают в круг и по кругу и, легонько пожимая руки, передают друг другу искорку доброты.

Аппликация «Семья звездочек»

Предложите детям сделать аппликацию – звездочек маму и папу, братьев и сестер для звездочки Лии.


Занятие 2. Забота о животных

Цель: развить нравственно-этическую сферу детей.

Задачи: сплотить детский коллектив; развить коммуникативные навыки; сформировать эмпатию и заботливое отношение к живым существам; сформировать ответственность; развить мелкую моторику.

Часть 1. Вводная

Поприветствуйте детей и предложите им разминку.

Разминка «Веселый мяч»

По вашей команде дети быстро-быстро передают друг другу мяч.

Часть 2. Основная

Сказка «Котенок Барсик»

Прочитайте сказку. Предложите детям разыграть сценку: встречу Лены и котенка. Дошкольники должны передать эмоциональное состояние героев. Если дети не хотят изображать сценку, используйте изображения героев сказки, вырезанные из бумаги. Прикрепите их к доске магнитами и предложите воспроизвести их эмоциональное состояние в движениях. Далее обсудите сказку.

Как себя чувствуют животные, когда их все время тормошат и не дают отдохнуть?

Как чувствуют себя животные, когда о них не заботятся?

Надо ли сдерживать свои обещания?

Что будет, если мы будем забывать об обещаниях?

Вы когда-нибудь забывали сделать что-то важное?

Сказка «Котенок Барсик»

Девочке Лене очень хотелось иметь дома котенка, и она уже давно просила об этом маму. Но мама не соглашалась, потому что считала, что с котенком в квартире будет много забот, и сколько Лена не просила, ей не никак не удавалось уговорить маму. У многих подружек Лены уже были домашние животные – у Кати щенок Рекс, у Тани жили две кошки, у Вали жил веселый волнистый  попугай. Только вот у Лены никого и не было.

- Мамочка, ну пожалуйста, ну давай купим котеночка! – просила Лена маму. Мам, ну давай купим!

- Нет, Лена, я не могу этого сделать, ведь за котенком нужно ухаживать, а кто это будет делать? Я так устаю на работе, и папа много работает! Кто же им будет заниматься?

- Мамочка, я буду помогать ухаживать за ним, честное слово! -  сказала Лена.

Но мама не сдавалась. Она на самом деле очень  любила животных, просто опасалась, что в их маленькой квартирке будет еще теснее, да и забот с котенком будет достаточно, а работала она действительно много. Но в конце концов Лена уговорила ее.

- А ты точно обещаешь, что будешь помогать? – спросила мама.

- Обещаю, мамочка, правда, обещаю! – воскликнула Лена.

Кончилось тем, что мама купила котенка. Дома ему налили в блюдечко молока, и Лене было очень весело играть с ним. Она  брала его на руки,  играла с ним с веревочкой. Котенок подпрыгивал за веревочкой очень высоко, смешно поворачиваясь в воздухе. А вечером, когда к Лене пришли подружки, она сразу же стала им показывать котенка. Всем котенок очень понравился.  Назвали его Барсиком.

Но вот прошла неделя, другая, третья… Лена только играла с котенком, брала его на руки, даже если он спал, будила его, чтобы поиграть.

О своем обещании помогать маме и  заботиться о котенке, воспитывать его и кормить, Лена и не вспоминала. Бывало, заиграется в игрушки, а воду котенку не сменит. Или корм в кормушку не положит. И шерстка у котенка спуталась. Маме приходилось самой  все делать – и кормить котенка, и вычесывать его.

Однажды когда Лена захотела поиграть с котенком, она по привычке стала его тормошить, а котенок стал убегать от нее. Лена погналась за ним, котенок вскочил на подоконник (квартира была на первом этаже), выпрыгнул в открытое окошко и убежал.

Лена испугалась. Она села на стул и стала плакать. Она вдруг заскучала по котенку сильно-сильно, и ей так хотелось, чтобы он вернулся! Она поняла, как на самом деле ей дорог котенок, и если бы только он вернулся, она все бы стала делать – и кормить его, и ухаживать за ним, и никогда бы больше его не тормошила и не обижала  бы. И она решила пойти на улицу  искать котенка.

Она вышла на улицу и плача, стала звать Барсика. Но его нигде не было видно. Лена долго ходила по улицам, вокруг домов, спрашивала у прохожих, не видели ли они котенка. На улице уже стало темнеть, поднялся холодный ветер, и стал капать дождь. И тут Лену увидела звездочка Лия. Она подлетела к девочке и спросила:

- Что  у тебя случилось, девочка? Почему ты плачешь?

- Мой котенок Барсик  потерялся, и я нигде не могу его найти!

И Лена рассказала звездочке все, что произошло.

Лие очень захотелось помочь девочке, и она сказала:

-  Не плачь, Лена! Я знаю, что теперь ты будешь ухаживать за Барсиком. Давай попробуем вместе найти котенка!

 И они пошли по улице, а звездочка освещала дорогу и зорко всматривалась, нет ли где-нибудь Барсика.

А Барсик тем временем, походив по улицам, совсем загрустил. Дождь шел все сильнее и сильнее, и Барсик сел под деревом, съежившись от холода. Потом он встал и печально побрел по улице, ища дорогу назад. Вдруг он увидел маленькую звездочку, которая невысоко летела по воздуху.  А за звездочкой бежала Лена! Барсик радостно кинулся к девочке, а девочка – к Барсику. Лена обняла Барсика и сказала:

- Я так рада, Барсик, что наконец-то ты нашелся! Прости меня, что я про тебя забывала. Но теперь я всегда буду о тебе заботиться. Это звездочка Лия помогла мне найти тебя. Она очень добрая и всегда помогает тем, кому нужна помощь! Спасибо тебе, милая Лия!

И Лена, подхватив котенка на руки, побежала домой. А звездочка летела рядом с ними, до тех пор, пока они не добежали до дома.

Вечером Лена покормила котенка и вычесала его шерстку. Она будет делать это всегда, ведь теперь она знала, что домашним животным также, как и людям, нужны любовь и забота.

Перед тем, как лечь спать, Лена посмотрела на Барсика, который спал, свернувшись на кресле. Она подошла к окну и вдруг увидела на небе звездочку, свет которой был ярче, чем у всех остальных звезд. И она сразу поняла, что это Лия! Лена помахала звездочке рукой. А Лия в ответ засверкала еще ярче.

Подвижная игра «Не вижу – не слышу»

Предложите детям действовать по вашим командам. Когда вы говорите «не вижу», дети беззвучно бегают и резвятся. Когда вы произносите «не слышу», они кричат и шумят, но не сходят со своих мест.

Игра «Доброе животное»

Попросите детей встать в круг и взяться за руки.

Педагог-психолог: Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!

Дети прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей.

Педагог-психолог: А теперь подышим вместе!

Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, выдох – два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад.

Педагог-психолог: Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Аппликация «Домашние питомцы»

Детям предлагается выполнить аппликации тех животных, которые есть у них дома (или тех, которых хотелось бы иметь). Затем дети рассказывают, как они заботятся о своих домашних питомцах. Вместо аппликации можно также выполнить рисунок


Занятие 3. Жадность

В комнату влетает звездочка Лия, дети здороваются с ней.

Игра «Палочка-выручалочка»

Дети встают в круг. Возьмите в руки красивую палочку-выручалочку. Попросите детей вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна помощь. Если им сложно это сделать, можете им помочь, например: плохое настроение, болит зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку, не получается сделать какое-либо дело. После этого дети говорят: «Палочка-выручалочка, выручи нас!». Подойдите к ним, чтобы они по очереди рассказали вам о своей проблеме. Затем легко взмахните палочкой, и попросите детей по очереди придумать, как помочь в этой беде. Игра повторяется до тех пор, пока каждому ребенку не помогут решить ту или иную проблему.

Проблемные ситуации

Детям предлагается ответить на вопросы и обосновать свое мнение.

Где герой поступил хуже:

1. Девочка ела на кухне пирожные. Она не знала, что 3 пирожных, которые лежали на столе, надо было оставить гостям,  и съела их.

2. Мальчик съел свое пирожное. Он знал, что второе пирожное  надо оставить братику, но подумал: а вот съем, братик и не узнает. Он взял пирожное и съел его.  

Затем психолог предлагает детям послушать сказку.

Часть 2. Основная

Прочитайте сказку и обсудите ее.

Сказка «Жадина»

Звездочка продолжала свои путешествия. Однажды с ней произошел такой случай. В одной семье жили два брата – Сережа да Владик. Все у них было, как и в любой семье: мальчики вместе гуляли, играли, бывало, ссорились, но потом мирились. Вадик был  хорошим мальчиком, но была у него в характере такая черта: он очень не любил делиться с другими детьми в саду и с братиком тем, что у него было.

Бывало, начнут они с Сережей играть, а Вадик все игрушки забирает себе. Или в садике, сядет Вадик где-нибудь в сторонке и играет, собирает что-нибудь из конструктора. Подбегает к нему Слава:

- Вадик, дай и мне поиграть с конструктором! Пожалуйста!

          -Уходи, сам хочу поиграть! Не дам!

Или попросит кто-нибудь у Вадика резинку, или карандаши, или пенал посмотреть,  - в ответ только одно можно было услышать:

- Не дам! Мое!

И так всегда. Но вот однажды…

Вернулся однажды Вадик с подготовительных занятий, пообедал, и только хотел взять игрушечного робота, как тот вдруг – р-раз! – и отпрыгнул от него.

«Вот это да!» - удивился Вадик. – «Что это случилось?»

Только хотел он взять фломастеры, а они от него запрыгнули на верхнюю полку и в руки никак не даются!

Побежал Вадик к Сереже, который играл в железную дорогу, только хотел ее у Сережки отобрать, - а она как от него отскочит! Да снова в руки к Сереже и попала!

- Да что это такое делается! – воскликнул Вадик.

- Я не знаю! – ответил Сережа.

И так дальше и пошло – к какой бы игрушке Вадик не решался подойти и взять, ни одна в руки не давалась. И фломастеры, и карандаши, и альбом, – все так и норовили убежать от Владика.

Утром в детском саду было то же самое. Хочет Вадик какой-нибудь игрушкой поиграть, а она от него убегает – или на свое место, или к тем детям в руки, которые хотели с ней поиграть, и с которыми Вадик не хотел делиться.

Так и просидел Вадик весь день один.

Пришел он домой, сел на диван и заплакал. И тут увидела его в окошко звездочка Лия, подлетела к нему:

- Здравствуй, мальчик! Что у тебя случилось?

-Все…все игрушки от меня убегают, в руки не даются! – сквозь слезы проговорил Вадик. – Другие могут ими играть, а я – нет! И альбом, и карандаши… тоже…

Звездочка сказала:

- Но может быть, они из-за чего-то тебе в руки не даются! Убираешь ли ты их за собой? Может быть, ты их ломаешь, портишь?

- Нет, я их никогда не ломаю и всегда навожу порядок! – сказал Вадик.

- Делишься ли ты  ими с другими ребятами?

- Ну… не всегда,- промолвил Вадик, стараясь не смотреть на звездочку.

- А как ты себя чувствуешь, когда у тебя нет игрушек? – спросила Лия.

-Грустно, и плакать хочется, - ответил Вадик.

- Но ведь и другим детям тоже грустно и обидно, когда у них забирают игрушки или не делятся!

 А почему бы не поиграть вместе, не придумать какую-нибудь интересную игру? Ведь это так весело! Наверное, и игрушки бы стали тогда вести себя по-другому. Им ведь хочется доставлять всем детям радость, а получается, что они видят только их огорчение.

 Вадик задумался – а ведь и правда, когда с тобой никто не играет и не делится, от этого становится очень-очень плохо! И тогда он сказал:

- Я больше не буду жадничать!

- Теперь твои игрушки больше не будут от тебя убегать! – ответила звездочка Лия.

… Дома Вадик взял с полки своего любимого робота, и тут к нему подбежал его маленький братик.

- Дай и мне поиграть твоим роботом!

Сережа взял робота и вдруг предложил:

- А давай вместе поиграем!

И стали мальчики играть  вместе. И оказалось, что звездочка Лия была права – играть вдвоем куда веселее, чем одному! А глядя на то, как счастлив был младший брат, Вадик и сам стал еще счастливее.

А когда Вадик лег вечером спать, перед сном он подумал, что и в садике будет с завтрашнего дня делиться со всеми. И с тех пор игрушки всегда были послушными и никогда больше не убегали.

Игры-сценки «Сторож» и «Печенье»

Дети разыгрывают небольшие сценки с последующим обсуждением поступков героев (по В. Осеевой).

СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы.

Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница.– У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

ПЕЧЕНЬЕ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками.

Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

– Дели по одному, – строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

– Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба...

Как вы думаете, что почувствовали мама и бабушка?

Трудно ли вам бывает с кем-нибудь поделиться?

Что получается, если вы с кем-то делитесь? Или наоборот?

Как должны были поступить мальчики из последней истории?

Как себя чувствовали бы герои истории, если бы с ними поделились?

Подвижная игра «Слушай хлопок!»

Дети должны внимательно слушать ваши сигналы. На один хлопок – все поворачиваются вокруг себя, на два хлопка – подпрыгивают, на три хлопка – замирают неподвижно.

Творческое задание «Рукавички»

Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дайте одну вырезанную из бумаги рукавичку, и детям предложите найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дайте только три карандаша разного цвета.


Занятие 4. Волшебные слова

Часть 1. Вводная

В группу влетает звездочка Лия и приветствует детей. Она предлагает поиграть в игру «Волшебные слова».

Игра «Волшебные слова»

Педагог-психолог: Ребята, послушайте стихотворение и  догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

Растает даже ледяная глыба,

От слова теплого (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (Добрый день)

Мальчик вежливый,

Говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас ругают за шалости,

Говорим: … (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании, На прощанье говорят: … ( До свидания)

Игра «Газета» (К. Фопель)

На пол положите газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газету сложите пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газету складывайте и уменьшайте до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив, таким образом, физическую дистанцию.)

Часть 2. Основная

Предложите детям послушать историю.

Сказка «Волшебное слово» (В. Осеева)

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убежишь?

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

– Что же, не берёт тебя брат?

– А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…

– А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

"Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!.."

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

– Какую тебе?

– Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

"Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

"Волшебник! Волшебник!" – повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

– Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.

– Пожалуйста, – повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

"Помогло! Опять помогло!"

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Что может произойти, если человек забывает волшебные слова?

Что чувствуют люди, когда с ними говорят невежливо?

Всегда ли вы помните про волшебные слова?

Как можно избежать ссоры, используя волшебные слова?

Игра «Вежливо – невежливо»

Педагог-психолог: Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, отвечайте: «вежливо или невежливо». Если поступок невежливый, остаетесь на месте, если вежливый, хлопаете в ладоши. Толкнуть и не извиниться? Говорить: «Спасибо» за подарок? Обозвать обидным словом соседа? Поздороваться при встрече? Бегать по коридорам, сбивая всех с ног? Помогать родителям?

Творческое задание детям. Рисунок «Волшебные слова»

Педагог-психолог: Нарисуйте случаи в вашей жизни, в которых вам помогли или могут помочь  волшебные слова.


Занятие 5 «Вредность»

Цель: развить нравственно-этические качества детей

Задачи: сплотить коллектив; развить уважительное и доброжелательное отношение к родителям и к другим людям, развить эмпатию.

Звездочка Лия прилетает и приветствует детей.

Игра «Встаньте те, кто…»

любит мороженое;

манную кашу;

любит путешествовать;

любит красный цвет;

любит помогать родителям и т. д. В конце игры психолог подчеркивает, как много общего у детей в группе. Затем проводится краткая беседа:

Что такое вредность? Какого человека мы можем назвать вредным?

Бывает ли, что вам тоже хочется вредничать?

Что бывает, если вы ведете себя, как вредные дети?

Как себя чувствуют родители, когда вы не слушаетесь их?

Сказка про девочку Иру

Жила одна семья:  мама, папа и девочка Ира. Ходила Ира в детский сад, играла с другими детьми, было у нее много друзей.  А еще у Иры было двое дедушек и двое бабушек, и она часто ездила к ним в гости. Все было бы хорошо, но была у Иры одна привычка:  очень она любила вредничать.  Бывало, идут они с мамой гулять на улицу осенью или  весной, а погода на улице сырая, ветреная. Мама говорит ей надеть теплую кофту и шарф, а Ира не хочет:

- Не хочу я одевать эту противную кофту! Она колючая! И шарф тоже не одену!

Предложит ей мама другую теплую кофту, а Ира опять за свое – вредничает и вредничает.

Идут они с папой по улице, а впереди лужа глубокая. Ира так и стремится в эту лужу наступить – папа ее одергивает:

– Ира, не ходи в лужу! Ты сегодня резиновые сапоги не одела!

– Нет, хочу по луже пройтись, и все!

Идут Ира и бабушка  по улице, впереди – киоск с мороженым. Вот Ира и начинает просить:

– Бабушка, купи мне мороженое!

– Ира, но ведь у тебя недавно болело горлышко! Тебе пока нельзя мороженое, ты можешь опять заболеть! – говорит бабушка.

– А я хочу!

– Нет, сейчас мы мороженое покупать не будем. Давай я лучше куплю тебе шоколадку!

– Нет, я хочу мороженое, мороженое!

В детском саду воспитательница говорит детям собирать игрушки. Все собирают, помогают друг другу, а Ира села за стол и начала рисовать.

Подходит к ней Саша и говорит:

– А ты почему нам не помогаешь? Татьяна Юрьевна сказала всем убрать за собой. Мы сейчас ужинать будем!

– А я не хочу, не буду!

Так  и продолжается, пока воспитательница еще раз не скажет, да порой и не один раз. Одним словом, всем  нелегко приходилось с Ирой – и маме с папой, и дедушкам и бабушкам, и воспитателям. Но Ира об этом даже не думала, она не думала, что уставшим после работы маме с папой бывает очень тяжело с ней справиться - чтобы она убрала игрушки или выключила перед сном телевизор. Ведь после работы маме надо было еще приготовить ужин, а папа садился за компьютер и выполнял дополнительную работу, которую брал на дом. И что бабушкино здоровье уже не такое крепкое. И что воспитателям тоже трудно и грустно, когда дети их не слушаются.  Нет, не думала об этом Ира, думала она только о себе – делать все так, как ей захочется. И вот однажды она особенно сильно раскапризничалась в магазине, и вдруг раздался такой шум, как будто кто-то громко хлопнул в ладоши. Ира испуганно зажмурилась, а когда открыла глаза, то увидела, что магазин, папа, мама – все исчезло.

Оказалась Ира на какой-то незнакомой детской площадке, где в беспорядке лежали разные игрушки. Их было очень много, и все они были разные – и куклы, и мягкие пушистые звери, и роботы, и игрушечная разноцветная посуда. Подошла Ира, взяла белого большого зайца, хотела с ним поиграть. Но тут откуда ни возьмись, выбежал маленький рыжеволосый мальчишка и стал отбирать у Иры игрушку:

– Отдай! Это мой заяц!

– Нет, мой! Я его первая увидела! – Ира стала с изо всех сил тянуть зайца к себе, а мальчик – к  себе. Тянули-тянули они зайца, и вдруг Ира увидела, как из-за деревьев вышла женщина с растрепанными волосами.

– Что у вас происходит? Вы, наверное, зайца не поделили? – спросила женщина

– Да, – ответила Ира – А кто вы и как вас зовут?

– Зовут меня, Ира, Вредность, и попала ты в страну Вредности, где собрались все самые непослушные, вредные и жадные дети.  Они не хотели слушаться  своих мам и пап, своих воспитателей, вот и попали сюда. Здесь они могут делать все, что им захочется, никаких правил для них не существует. Никто им ничего не запрещает.

– Правда? Все-все можно делать?

– Ну конечно! – ответила Вредность.

Ира подумала: «Вот здорово! Что хочу теперь, то и буду делать!»

И она побежала по площадке, на ходу подбирая разные игрушки и кидая их, где придется.

До вечера играла она на этой площадке, и за это время успела и платье себе порвать, и обувь промочить. Потом побежала она на веранду, а на веранде было много-много конфет, пирожных, шоколада. Ира взяла столько пирожных и конфет, сколько могла унести, и все их съела.

Наигралась Ира вдоволь, и вдруг скучно ей стало: надоело, дети кругом вредные, игрушками не делятся, да и соскучилась она по папе с мамой. А потом она вдруг почувствовала, что живот у нее начал болеть – видно, переела она конфет, пожадничала. И горло – ноги ведь промочила. И страшно стало – а вдруг никогда ей отсюда не выбраться? Села она на скамеечку и стала плакать:

– Домой хочу, к маме с папой! Не хочу больше здесь оставаться! И зачем только я своих родителей не слушалась – вот ведь к чему это привело! Но теперь обещаю исправиться!

И тут Ира увидела звездочку Лию, которая летела прямо к ней. Лия опустилась рядом на скамейку и взволнованно сказала:

– Здравствуй, Ира! Я прилетела в эту страну, чтобы помочь тебе и другим детям вернуться обратно. Я волшебная звездочка, и могу это сделать. Ведь ваши мамы и папы что-то запрещают вам не потому, что вас не любят, а потому, что очень беспокоятся о вас. Теперь ты видишь, что происходит, если съесть  много сладкого или промочить ноги.  

И тут Лия посветила своим лучиком, и в нем Ира увидела и своих папу и маму, и дедушек с бабушками – все они очень переживали и плакали, потому что не знали, куда исчезла Ира. И Ире стало их очень-очень жалко, и она поняла, как сильно она их любит, и как сильно они любят ее. И она пообещала Лие, что обязательно исправиться и выполнит свое обещание.

Лия сверкнула лучиком, и тут – Раз! – Ира тут же оказалась в своей комнате, а все  - и родители, и бабушки и дедушки – кинулись обнимать и целовать ее. Звездочка Лия тоже очень радовалась, и все стали благодарить ее за помощь.

Детям предлагается придумать конец сказки – например, какой стала девочка Ира после возвращения домой. Как изменилось ее отношение к другим людям? Как она стала вести себя? Что почувствовали ее близкие люди и воспитатели, когда увидели, что она стала другой?

Подвижная игра «Будь внимателен»

Цель: развить активное внимание

Дети шагают по кругу. Произнесите какое-нибудь слово. Дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» – прыгать, на слове «лошадки» – ударять «копытом» об пол, «раки» – пятиться, «птицы» – бегать, раскинув руки в стороны, «аист» – стоять на одной ноге.

Сценки-драматизации

Предложите детям разыграть сценки в магазине – первая сценка, где Ира не слушалась маму, кричала и капризничала. Несколько детей могут взять на себя роль других покупателей в магазине, и смотреть на происходящее как бы их глазами. Вторая сценка – как Ира стала себя вести после того, как исправилась.

Творческое задание «Солнышко дружбы»

Положите на стол большой ватман, в середине которого нарисован круг. Дети обводят от центра круга свои ладошки – получаются «лучики» и раскрашивают их разными цветами.

Ритуал прощания


Занятие 6 «Спасение птенца»

Цель: развить нравственно-этические качества.

Задачи: сформировать эмпатию, развить бережное отношение к природе, живым существам, сплотить группы.

Приветствие детей. Игра «Как живете, дети?»

Цель: создать позитивный эмоциональный настрой.

Педагог-психолог: «Как живете, дети?» – Вот так!

Дети отвечают жестами: показывают большой палец.

Как плывете? – Вот так!

Руки перед грудью, руки из центра в стороны.

А бежите? – Вот так!

Бег на месте.

Вдаль глядите? – Вот так!

Руки прикладывают «козырьком» к глазам.

Ждете обед? – Вот так!

Руки подпирают щеку.

Машете вслед? - Вот так!

Машут рукой.

Утром спите? – Вот так!

Руки подкладывают под щеку.

А шалите? – Вот так!

Надувают щеки и хлопают по ним руками.

Расскажите детям историю.

Однажды дети пошли вместе с учителем пошли на экскурсию в лес. Погода стояла хорошая, выпал снежок, и все деревья были белыми от снега. Дети с учителем погуляли по лесу, потом лепили снеговика на лесной поляне, затем стали соревноваться, кто дальше кинет снежок. И вдруг Аня увидела, что в снегу, в сугробе, виднеется что-то темное.

– Смотрите, ребята, я что-то нашла! Что же это может быть? – воскликнула Аня.

Дети с учительницей подбежали к сугробу, посмотрели на снег и увидели, что это маленький птенец. Видно было, что он совсем недавно научился летать. Когда дети с воспитательницей подошли поближе, они увидели, что одно крылышко у птенчика подбито.

– Ой, а что это у него? – спросил мальчик Слава.

– Видно, кто-то камнем кинул, и крылышко подбил, – сказала Лидия Владимировна. – Тихо, ребята, не пугайте его. Давайте его согреем и отнесем в школу.

Все ребятишки столпились рядом. Они пытались покормить птенца крошками и  отогреть в ладошках, но ничего не получалось – он так долго лежал в холоде, что терял последние силы. Дети стояли рядом и чуть не плакали – всем было его так жалко, ведь он был таким маленьким и беспомощным! Детям очень сильно хотелось, чтобы птенчик выжил.

В это время неподалеку пролетала волшебная звездочка Лия. Она летела над лесом и вдруг увидела группу ребят вместе с учительницей, стоящих около поляны. Она опустилась пониже и увидела, какие грустные лица у детей. «Должно быть, что-то случилось, » – подумала Лия и подлетела поближе. Она поздоровалась со всеми и спросила, что произошло.

– Мы ходили на экскурсию в лес и нашли раненого птенца, – сказала учительница.

– Мы хотим спасти его, но ничего не получается, – сказала Оля.

– Не волнуйтесь, милые дети, - ответила Лия, – птенчик долго лежал в снегу и ослаб, спасти его может только волшебство. Но я ведь волшебная звездочка. Пусть кто-нибудь возьмет птенчика в ладошки и подойдет ко мне.

Мальчик Володя осторожно взял птенца. Дети расступились, и Володя протянул ей птенчика. Лия вдруг ярко засияла, словно наполнилась волшебным светом. Ее теплые лучики направились к птенчику и словно укутали его. Птенчик открыл глазки и стал оживать. Лия посветила на его подбитое крылышко, и оно на глазах выпрямилось и стало здоровым.

– Смотрите, он глазки открыл! – воскликнули дети. (Последний фрагмент можно разыграть в группе как сценку, используя игрушечного птенца).

– Тихо, ребятишки, пусть он немного посидит, сил наберется, - ответила учительница. – Но где же он жил? – спросил Сережа. – Ведь он один пока не сможет, ему нужны мама и папа.

Звездочка Лия сказала:

– Я сейчас поднимусь над лесом и постараюсь найти его семью.

Она поднялась, пролетела над деревьями и вскоре увидела небольшую стайку птиц, которые беспокойно чирикали. Это была стая, где жил птенчик.  Да, ведь и животные, и птицы тоже очень переживают, когда с их детьми что-то случается. Его мама и папа долго искали его, но не могли найти – какой-то мальчик вчера выстрелил в него из рогатки, и птенчик упал на снег. Лия подлетела к ним и сказала:

– Летите за мной, я нашла вашего сына!

Птицы радостно встрепенулись и полетели по небу за Лией. Они прилетели к тому месту, где дети нашли птенца. Мама и папа-птицы радостно кинулись к птенчику, а он к – ним. И детям, и учительнице тоже сразу стало веселее – ведь все закончилось хорошо.

Лия сказала детям:

– Смотрите, ребята, какую радость вы доставили птицам! Вы спасли птенчика, и я рада, что в вас есть доброта, – постарайтесь всегда сохранять ее в своем сердце, берегите природу, животных и птиц, которые вас окружают. Ведь мир вокруг такой красивый, и ваша доброта поможет сохранить его таким.

Дети оглянулись вокруг. И птичья стая, и лес – все было действительно прекрасно. Снег блестел на солнце, ели стояли заснеженные, словно в сказке, птички, летавшие в небе, тоже были очень красивыми. Дети и учительница улыбнулись.

– Ну, ребята, нам пора возвращаться назад, – сказала она. – Давайте скажем спасибо звездочке Лие, что помогла нам!

Дети хором сказали:

– Спасибо, Лия!

И птички тоже поблагодарили звездочку на своем птичьем языке. Лия улыбнулась всем и стала подниматься по небу вверх, а дети помахали ей рукой и пошли обратно в школу.

Как мы можем помогать птицам в природе? (например, делать кормушки для птиц);

Что люди могут сделать, чтобы сохранить природу красивой?

Какую пользу могут приносить животные и птицы для людей?

Игра-драматизация

С детьми разыграйте сценку по сказке, где каждому ребенку достается какая-нибудь роль.

Игра «Спасение птенца»

Педагог-психолог: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам!

Упражнение «На мостике»

Предложите детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на пол начертите или положите полоску 30–40 см – «мостик» – (ее можно сделать из листов бумаги). По условию, по мостику с двух сторон должны одновременно идти два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок, потому что когда он остался один, мостик перевернулся. Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют». Приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика – аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Творческое задание

Предложите детям сделать поделки – раскрасить птиц из картона с бумажными крыльями (заготовки делаются заранее и раздаются детям).

Ритуал прощания: «Пирамида любви»

Педагог-психолог: Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы! А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому что, мы любим и любимы сами.


Занятие 7 «Происшествие в лесу»

Цель: развить нравственно-этические качества.

Задачи: сформировать эмпатию, развить бережное отношение к природе, живым существам; сплотить группы.

В комнату влетает звездочка Лия и приветствует детей. Затем психолог предлагает детям послушать сказку, которая называется «Происшествие в лесу».

Сказка «Происшествие в лесу»

Однажды ребята гуляли по поляне недалеко от дома. Вокруг было много красивых цветов, порхали бабочки, листва деревьев весело шелестела от ветра. Эту полянку любили все люди, потому что она была очень красивой, как в сказке. Сюда часто приходили  гулять и дети, и взрослые. Вдруг Жене пришла в голову одна идея, и он предложил детям:

 - Давайте построим из веток убежище, а рядом костер разожжем!

И мальчики вместе с девочками стали ломать ветви с деревьев. Никита больше всех любил эту полянку,  знал, что так делать нельзя. Деревья живые, да и костер без взрослых разжигать в лесу опасно, и хотел было уже сказать об этом друзьям и отговорить их  делать это, но вдруг почувствовал, что внутри у него появляется страх – вдруг с ним перестанут из-за этого играть? Да и смеяться, наверное, будут ребята, скажут, что струсил. И он стал делать то же, что и все ребята: ломать ветки, а девочки натащили сухих листьев и палочек.

Вдруг Степа сказал:

- А как мы костер разожжем? Спичек то нет!

-Да разожжем, я спички незаметно из дома взял! Вот будет весело! – засмеялся Паша.

И вот убежище из веток было построено.  Кто-то нашел неподалеку сухое полено и кинул в кучу сухими ветками. Паша быстро поднес спички, и костер загорелся.

Дети стали весело бегать и прыгать возле костра. Даша и Маша стали подбрасывать в него сухие веточки. И вот костер стал разгораться все ярче и ярче, все выше и выше становились языки пламени, все сильнее шел дым. Костер поднялся так высоко, что был уже  выше детей, а дым стал таким густым, что ничего не стало видно.  Огонь незаметно подполз и перешел на остаток ствола сухого дерева, который стоял поблизости.

Дети испугались. Что же делать? Ни у кого не было с собой воды, чтобы потушить огонь. Чтобы добежать до дома и позвать кого-нибудь из взрослых, нужно было несколько минут. Но этих минут бы хватило, чтобы лес стал гореть.  Дети побежали по тропинке, ведущей к дому.

И вот звездочка Лия, пролетая по небу над лесом, увидела, что случилось. Она поняла, что если она не поможет, случится несчастье. И звездочка стала громко звать своих подруг – маленьких тучек:

-Скорее, тучки, летите сюда! Помогите затушить огонь, а то лес загорится! Помогите спасти его!

Тучки стали собираться вместе в большую дождевую тучу, которая стала очень темной – в ней было много воды. На землю хлынул проливной дождь, струи его были очень толстыми и тяжелыми.  Он лил и лил, особенно на то место, где был огонь, пока полностью не затушил его.

А теперь давайте подумаем, что увидели ребята на поляне, когда огонь потух? Что они почувствовали?

Подлетела звездочка к грустным ребятам. Стояли они и плакали – от страха и от того, что натворили, ведь полянка теперь уже не была такой красивой, всюду виднелись следы от огня.  Подлетела к ним звездочка Лия. Что же делать?  

Предложите детям придумать, что было дальше.

Как вы думаете, правильно ли поступили ребята?

Всегда ли надо поступать, как все?

Были ли у вас ситуации, когда вы делали что-то нехорошее только потому, что все так поступали?

Что могло бы произойти  с лесом, если бы тучки не пришли на помощь?

Как вы думаете, будут ли потом ребята совершать такие поступки?

Как вы думаете, что увидели ребята на поляне, когда пришли туда на следующий день? Что они почувствовали?

Подвижная игра «Тучки и солнышко»

Дети расходятся по комнате, они «тучки». Изобразите солнце и встаньте посередине комнаты. По команде «Солнце спряталось, дождик начался!» – отбегите и присядьте. Тучки начинают весело бегать по комнате, брызгая понарошку водой. Игра повторяется 2–3 раза.

Творческое задание «Поможем полянке»

Детям в парах предложите сделать из бумаги цветы и наклеить их на сделанную из картона зеленую полянку, чтобы она снова стала красивой.

Ритуал прощания: «Эстафета дружбы»

Дети сидят в кругу. Передайте по кругу дружбу с помощью рукопожатия, при этом при передаче от участника к участнику дружба становится все больше и больше.


Занятие 8 «Любовь мамы»

Задачи: сплотить детский коллектив; сформировать эмпатию; развить воображение, мелкую моторику.

Приветствие детей.

Звездочка Лия влетает в группу и здоровается с детьми.  

Упражнение «За что меня любит мама»

Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Обычно дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, вытирают пыль, любят маленькую сестренку... В конце игры сделайте обобщение, что мамы любят детей не за какие-либо заслуги, а просто потому, что они их дети и такие, как есть.

Предложите детям послушать историю, которая произошла с девочкой Верой.

История «Любовь мамы»

Однажды девочка Вера была с мамой в магазине в отделе игрушек. На витрине она увидела кукол, которые стояли в ряд в красивых коробках. И одна кукла понравилась Вере больше всех – она была в длинном красном платье, волосы у нее были длинными и белоснежными. Вере очень сильно захотелось иметь такую куклу, но у мамы в тот день не было с собой денег. Когда они пришли домой, Вера подумала: «А вдруг мама не купит мне эту куклу? Надо что-нибудь придумать, чтобы мама исполнила мое желание». И вот что Вера придумала.

У мамы было красивое колечко, которое подарила ей ее подруга на день рождения. Мама всегда одевала его по праздникам. Вера знала, что колечко лежит в маминой тумбочке в маленькой шкатулке. И вот, когда мама ушла в магазин, Вера потихоньку достала колечко и спрятала его в своей комнате.

Когда мама вернулась из магазина, она начала готовить ужин и поначалу ничего не заметила. На следующий день Вера пошла в садик, и весь день провела очень весело. Когда она вернулась домой вечером вместе с мамой, мама стала наводить порядок на своем столе и, открыв ящик тумбочки, обнаружила, что колечка нет. Оно было ей очень дорого. Мама подумала, что, может быть, выложила его где-нибудь в другом месте и стала искать, но никак не могла найти. Она искала очень долго и так расстроилась, что чуть не плакала – это кольцо она бережно хранила уже десять лет. Ее подруга подарила ей его перед тем, как уехать в другой город, и это кольцо всегда напоминало маме об их  дружбе. И вот теперь оно куда-то пропало.

Вера играла в это время в своей комнате и мечтала о том моменте, когда мама наконец-то купит  ей долгожданную куклу. Вера уже придумала, во что она будет играть с куклой, и какие наряды попросит сшить для куклы бабушку. А как удивятся подружки, когда увидят, что самая дорогая, красивая и нарядная кукла  теперь принадлежит Вере! Она побежала в кухню, и тут увидела расстроенную маму.

- Что случилось, мам? – спросила Вера.

- Я потеряла свое любимое колечко, - вздохнув, сказала мама. – Наверное, забыла его на столе, оно на пол упало. Может быть, его теперь и не найти…

Вера радостно подумала: «Ну, вот теперь-то мама точно купит мне куклу» и сказала:

-Давай я помогу тебе его найти. А если я найду твое колечко, ты купишь мне куклу, которую мы тогда видели в магазине?

- Конечно, доченька, - ответила мама и посмотрела на Веру. В глазах у мамы Вера увидела такую сильную любовь, что у нее перехватило дыхание. – Я куплю тебе эту куклу, даже если ты и не найдешь мое колечко, ведь я тебя так сильно люблю! Ты самое дорогое, что у меня есть.

Вера еще раз посмотрела на маму, в ее глаза и почувствовала, что ей уже совсем не радостно и уже совсем не хочется куклу. Больше всего она теперь хотела, чтобы мама перестала грустить и расстраиваться и снова стала веселой. Она готова была за это отдать всех-всех своих кукол. И еще ей стало непереносимо смотреть в мамины глаза, и она опустила голову.

Звездочка Лия предлагает детям ответить на вопросы:

Как вы думаете, что почувствовала Вера?

Что она ответила маме?

Что сказала мама, когда Вера призналась в своем поступке?

Что мама могла почувствовать?

Продолжение сказки

Вере стало так стыдно, что она заплакала. Ведь мама так сильно ее любит! Вера  выбежала из кухни, достала мамино кольцо и тут же принесла маме. Она решила все рассказать ей.

- Прости, меня, мамочка, - сквозь слезы проговорила Вера. – Это я спрятала твое колечко, потому что думала, что ты не купишь мне куклу! Пожалуйста, прости меня! Я больше никогда не буду тебя расстраивать!

Конечно же, мама  простила Веру. Через минуту Вера с мамой сидели на диване, обнявшись. И Вера больше никогда не совершала поступков, которые могли бы расстроить маму.

Игра с мячом «Радость для мамы».

Дети становятся в круг. Кидайте детям мяч и предлагайте придумать, как они могут порадовать своих мам.

Игра «Паровозик дружбы»

Дети выстраиваются друг за другом, придерживая друг друга за пояс. При этом первый ребенок – это машинист, который управляет паровозиком, направляет его, огибая препятствия, задавая темп. Дети – «вагончики» стараются синхронно двигаться, не разрывая цепь. Игра продолжается до тех пор, пока в роли паровозика не побывают все дети.

Творческое задание

Раздайте детям листы с геометрическими фигурами, предложите нарисовать, как можно заботиться о своих мамах и придумать, чем могут быть на рисунке эти фигуры (например, круг может быть тарелкой, солнышком, часами, квадрат – компьютером, телевизором, картиной, окном и т. д).

Ритуал прощания


Занятие 9 «Мамино платье»

В группу влетает звездочка и приветствует детей.

Игра «Меняющаяся комната»

Предложите детям пройтись по комнате и представить, что они передвигаются:

– по комнате, заполненной жевательной резинкой;

– что вся комната наполнилась лимонадом, и они весело скачут, как пузырьки в фанте;

– что вдруг пошел дождик, комната стала темной и серой, им стало грустно-грустно (дети идут по комнате, опустив голову вниз, лица грустные, плечи опущены);

Но вдруг… снова засияло солнышко, дождик закончился, детям снова стало весело (дети улыбаются, поднимают головы вверх, весело скачут по лужам после дождя).

Предложите детям послушать сказку про мамино платье.

Сказка про мамино платье

Однажды дети сидели и рисовали. Петя нарисовал красивый домик из желтого кирпича, а Наташа рисовала озеро и лес с большими белыми лебедями. Рисовали они красками, и вот Наташа хотела набрать кисточкой зеленой краски, неловко потянулась и случайно опрокинула банку с водой прямо на Петин рисунок.

- Вот, посмотри, что ты наделала! – закричал Петя. – Ты мне весь рисунок испортила!

-Ой, прости, я же не хотела! -  сказала Наташа.

- Не буду больше с тобой играть! – рассердился Петя.

Петя был, в общем-то, неплохим мальчиком. Только он не умел прощать других детей, даже если получалось, что они ненарочно что-то делали. А за всем этим наблюдала злая волшебница, которая всегда прыгала от радости, наблюдая за Петей, как он дуется и не желает никого прощать. И еще ей нравилось, когда дети ссорились друг с другом.  Вот и в этот раз она также радовалась. И захотелось ей сделать что-нибудь такое, чтобы поссорить Петю не только с другими детьми, но и с мамой. Сидела волшебница и думала: «Что бы мне такого сделать? Вот веселье то будет, если мама его наругает как следует! »

И вот что случилось. Петя, когда папы с мамой не было дома, решил попробовать погладить мамино платье. Он сотни раз видел, как мама дома гладит белье. Ему казалось, что это совсем несложно - просто водить утюгом туда-сюда. Мама так быстро и ловко умела это делать, а белье после этого становилось таким гладким и красивым! Родители не разрешали ему брать утюг.

Петя оглянулся. На гладильной доске лежало любимое мамино праздничное платье, которое она хотела вечером погладить и надеть. Платье было таким легким и тонким, что казалось воздушным, как облако.

Петя взял утюг, включил его в розетку, разложил платье на доске, нагрел его как следует и положил на платье. И тут случилось ужасное. От платья пошел дым, Петя испугался, приподнял утюг… Посередине платья была огромная дыра.

Петя выключил утюг, поставил его на место и заплакал. Что теперь делать? Он решил не признаваться ни в чем маме, аккуратно сложил платье и положил его на доску так, как оно лежало. Вечером пришла мама, развернула платье, увидела дыру и…

Как вы думаете, что Петя сделал неправильно? Что получается, когда без разрешения берешь вещи или пользуешься предметами, которыми не умеешь пользоваться?

Что почувствовала мама, когда увидела испорченное платье?

Как вы думаете, что сказала мама? Что ответил Петя?

Как вы думаете, простила ли мама Петю? Важно ли прощать? Стал ли Петя прощать других после этого случая?

Продолжение сказки

– Ах! – всплеснула руками мама. – Я же столько раз говорила тебе не брать утюг!

– Прости, мамочка, я не хотел, так вышло! Я больше так не буду! Прости, пожалуйста!  – заплакал Петя.

Но мама очень сильно рассердилась. Она уже была готова наказать Петю, но тут в окно заглянула звездочка Лия. Ей стало жалко и Петю, и маму. И она посветила своим лучиком на мамино платье, и на месте дыры образовалась красивая заплатка, так что платье стало еще лучше. Мама с Петей поблагодарили звездочку Лию за помощь, и Петя с тех пор всегда прощал других детей, потому что понял, как важно прощать, особенно если человек просит прощения.

Сценка по сказке

Дети разыгрывают сценку по сказке под вашим руководством.

Подвижная игра «Времена года»

Дети бегут легким бегом по комнате, изображая ручеек.

Педагог-психолог: Наступает осень, ручеек постепенно замерзает, (дети бегут медленнее и медленнее), потом становится совсем холодно, вода превращается в лед (дети замирают на месте, ручеек замерз). Вот зима кончается, выглядывает солнышко, наступает весна, ручеек оттаивает (дети вновь начинают двигаться, сначала идут, потом начинают бежать быстрее и быстрее – наступает лето, ручеек снова растаял).

Игра повторяется 2–3 раза.

Игра «Запомни свою позу»

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. По вашему сигналу (звон в бубен), все дети разбегаются, когда звон прекратится, они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

Творческое задание «Чиним мамино платье»

Детям раздайте бумажные шаблоны платья из тонкой бумаги, на каждом шаблоне нарисованы дырки (разные по форме). Также детям выдайте красивые вырезанные заплатки разной формы, и они должны подобрать каждый к своему шаблону нужную заплатку. Заплатки наклеиваются на платье, после чего дети могут раскрасить шаблоны так, как им захочется. Также можно сделать маленькие сердечки из цветной бумаги, раздать их детям, чтобы они могли поделиться друг с другом и наклеить их на шаблоны. В процессе выполнения задания педагог проводит наблюдение за взаимодействием детей, по мере необходимости помогая им.

Ритуал прощания. Игра «Цветок тянется к солнышку».

Дети встают в круг, садятся на корточки, изображая семена цветов. Но вот выглядывает солнышко, семечки превращаются в цветы, и начинают расти (постепенно встают, выпрямляются, тянутся к солнышку). Игра повторяется 23 раза.


Занятие 10. Дружба

Цель: развить нравственно-этическую сферу детей

Задачи: сплотить детский коллектив; развить коммуникативные навыки, речь; сформировать эмпатию, развить воображение, мелкую моторику.

Приветствие детей. Игра «Как живете, дети?»

Передайте детям по кругу мячик и предложите по очереди назвать, каким должен быть настоящий друг (честным, добрым, верным, щедрым, храбрым, мудрым).

Упражнение «Щепка на реке»

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Скажите: «По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке». Участники игры – «берега» – помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнение продолжается до тех пор, пока в роли щепки не побывают все дети.

Игра «Волшебный стул»

Один из ребят садится на волшебный стул. Поясните детям, что сидящий на этом стуле человек может услышать о себе только какие-нибудь хорошие слова, комплементы. Дети по очереди говорят комплементы. Например, Маша – добрая, красивая, веселая;  Миша – честный, умный, щедрый и т. д.  На волшебном стуле должны побывать все ребята. После проведения игр предложите детям послушать сказку про трех бабочек.

«Три бабочки» (немецкая сказка)

Жили-были три бабочки – белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет.

Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят: — Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.

Лилия им в ответ:

– Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут.

Тут белая бабочка ей и говорит: – Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

И полетели дальше.

А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят:

– Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.

Тюльпан им в ответ: – Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут.

Тут красная бабочка ему и говорит: – Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

И полетели дальше.

Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят: Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ: – Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.

Тут желтая бабочка ей и говорит: – Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь.

Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба – в любой беде опора.

Почему бабочки не оставляли друг друга в беде?

Что бы случилось, если бы они разлетелись по разным цветам?

Сохранили ли они свою дружбу?

Можете ли вы назвать вашу группу дружной?

Что помогает вам стать еще более дружными?

Творческое задание «Домик Дружбы»

На большом листе дети рисуют дом, где в каждом окошечке каждый рисует свой портрет, и раскрашивают его яркими цветами дружбы.

Ритуал прощания. Игра «Пирамида любви»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие нравственно-этических норм у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8-9 кл.)"

Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за свои поступки, которые имеют значение для окружающих людей, а та...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (индивидуальная форма)"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (индивидуальная форма)"...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (групповая форма)"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (групповая форма)"...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие компетенций познавательной сферы

Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...

Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...

Программа Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста 4-7 лет

Программа Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста 4-7 лет...