Рекомендации родителям по адаптации учащихся в 5 классе
консультация по психологии (5 класс)

Симонова Лада Викторовна

Рекомендации родителям «Первый раз –в пятый класс»

1.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

2.Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.

3.Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

4.Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

5.Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

6.Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки и т. д.

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_5_klass.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в пятый класс. Важный период школьной жизни -переход из начальной в среднюю школу. Переход в среднюю школу -это иногда в прямом смысле "новые стены". Происходит  "смена  статуса":  в  начальной  школе  четвероклассники  были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких.  Расширяется  круг  изучаемых  предметов,  объем  и  сложность материала, который нужно усваивать: то, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий. Родители, неудовлетворенные учебой  и  поведением  ребенка  в  начальной  школе,  возлагают  большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. Родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». При  переходе  из  начальной  школы  в  среднее  звено,  учащиеся преодолевают сложный психологический барьер; им приходиться привыкать и к предметной системе обучения, и к занятиям в разных кабинетах, и к новым учителям, и к требованиям каждого из них. В этот период у учащихся, как  правило,  наблюдается  повышенная  нервная  возбудимость,  быстрая утомляемость,  рассеянное  внимание  и,  как  следствие,  снижение успеваемости. Совпадение изменений. Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует  от  учащихся  большей  самостоятельности.  Однако, не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый  класс  ребенок  пришел  со  сформированной  способностью самостоятельно работать и на уроке, и дома. Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками. Многолетние наблюдения педагогов  и  школьных  психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто  внешние  изменения  совпадают  по  времени  с  началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается  на  качестве  успеваемости  (например,  отличник  в  начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

Привычка к контролю. В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать  конфликтные  ситуации  с  другими  учителями  (например, ребенок  забыл  физкультурную  форму,  не  принес  альбом).  Учитель начальных  классов  находится  в  тесном  контакте  с  родителями.  Он внимательно  следит  за  тем,  чтобы  вся  необходимая  информация  была записана в дневник и доведена до их сведения. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями.  Опоздать  на  урок,  забыть  какую-нибудь  учебную принадлежность, не сделать задание —все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе. С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Получается,  что  учащиеся,  которые  еще  вчера  были  под  постоянным контролем  со  стороны  учителя  и  родителей,  теперь  должны  совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают  и  забывают,  не  могут  сосредоточиться  на  учебе.  Другие  дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны  самостоятельно  организовать  собственную  школьную  жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости. На первом месте -форма С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе. Он продолжает приходить в то же время , ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки. Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто —и  в  разных  кабинетах.  В  расписании  появились  названия  незнакомых предметов (биология, география, история). И самое главное —каждый предмет ведет новый учитель. Каждый  учитель  по-своему  реагирует  на  происходящее  в  классе  и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает  за  малейшее  отвлечение.  Ребенку  необходимо  время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями. Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками —взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь  также  вынуждены  привыкать  к  тому,  что  их  новые  подопечные нуждаются  в  дополнительном  контроле,  напоминаниях.  Они  могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности. Начать с начала. Как  и  любой  кризис,  переход  в  среднюю  школу  имеет  и  свои положительные  стороны.  Новая  учебная  ситуация  позволяет  преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы. Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя  всегда  шанс  для  ребенка  построить  свои  взаимоотношения  с предметом по-новому. Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником. Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился  интерес  к  тому  или  иному  предмету,  который  не  только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации. Именно  возможность  для  ребенка  начать  учебную  жизнь  сначала  и является ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.

 Причины неуспеваемости. Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста

.1.Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

2.Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

3. Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста —психолога.

4. Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

5. Отсутствие интереса. Очень частое явление —ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях. Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках. Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние. Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать. Собственный огород или даже цветы на подоконнике —хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

Рекомендации родителям «Первый раз –в пятый класс»

1.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

2.Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.

3.Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

4.Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

5.Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

6.Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки и т. д.

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по адаптации в 5 классе.

Рекомендации для родителей по адаптации в 5 классе....

Рекомендации родителям по адаптации детей 2-3 лет

рекомендации родителям детей 2-3 лет...

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

Уважаемые родители ! Для вашего ребенка это очень важный этап в жизни. И очень много зависит от вас, как вы сумете организовать деятельность ребенка дома.Как его поддержать в трудной ситуации?...

Консультация "Советы родителям по адаптации учащихся 5 класса"

Данные консультации и советы помогут родителям учащихся 5 класса в адаптационный период. Пятиклассники уже не младшие школьники, а младшие подростки.Это сложный возраст. Подросток встречается с множес...

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса...

Рекомендации родителям в период адаптации учащихся пятых классов

Ваш ребенок учится в пятом классе. Какие-то трудные моменты в егоучебной деятельности не всегда заметны педагогам и классномуруководителю.Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает с...

Рекомендации родителям по адаптации учащихся 5 класса

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисципл...