Методическая разработка для педагогов-психологов школы
методическая разработка по психологии

Алтухова Наталья Ивановна

Жизнь современного человека характеризуется большим количеством инновационных процессов и нестабильностью. Наиболее опасными для внутреннего мира и взрослого и ребёнка является одновременная представленность в бытии большого количества проблем  и незащищённости человека в определённых жизненных ситуациях (которая проходит через всю историю человечества). Именно высокий уровень жизни, появление всё больших возможностей у людей ослабляет их способность встречать жизненные трудности, приводит к тяжёлым эмоциональным последствиям жизненных событий, повлиять на которые невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_prof_sr.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для

педагога-психолога школы

 «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательной организации»

   1.Жизнь современного человека характеризуется большим количеством инновационных процессов и нестабильностью. Наиболее опасными для внутреннего мира и взрослого и ребёнка является одновременная представленность в бытии большого количества проблем  и незащищённости человека в определённых жизненных ситуациях (которая проходит через всю историю человечества). Именно высокий уровень жизни, появление всё больших возможностей у людей ослабляет их способность встречать жизненные трудности, приводит к тяжёлым эмоциональным последствиям жизненных событий, повлиять на которые невозможно.

   Наиболее остро трудные ситуации переживают дети, внутренний мир которых в младшем школьном возрасте становится уже достаточно сложным и закрытым. Взрослые (и родители, и педагоги) редко учитывают особенности личных детских переживаний и реакций, которые имеют следующую специфику:

    -дети реагируют на трудные жизненные ситуации не так, как ожидают взрослые;

   -дети не имеют в своём опыте внутренних механизмов, позволяющих справиться со стрессом;

   -эти механизмы должны быть сформированы с помощью взрослых;

   -реакции детей на трудные жизненные ситуации могут иметь место через много лет и быть практически незаметными для окружающих;

   -изменения поведения детей могут иметь реактивный характер на пережитое горе или длительный стресс, но нельзя дать чёткого определения, какое переживание каким проявлением соответствует.

   Кроме того необходимо учитывать, что дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, попадают в группу риска и становятся доступными и открытыми воздействию лиц асоциального типа, распространителей наркотиков, сектантов и т.п.

Цель занятий с детьми по данному направлению:

-психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в тяжёлых жизненных ситуациях;

 -превентивная работа с детьми по развитию качеств и стратегий поведения, позволяющих выйти из трудной жизненной ситуации с минимальными потерями.

   Задачи:

1) Ознакомить учащихся с зонами риска, характерными для их возраста;

2) Обучить конструктивным способам взаимодействия со взрослыми в трудных жизненных ситуациях;

3)Сформировать личностно конструктивные модели поведения в сложных жизненных ситуациях.

 2. Методы выявления: 

 Педагог-психолог использует:   Цветовой тест М. Люшера, Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич,  Методику «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева, Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е.,  Опросник Басса-Дарки, 16-ти  факторный личностный опросник Кеттелла.

 3. Информационное обеспечение:

Методические материалы: «Методические рекомендации по организации профилактики суицида в образовательных учреждениях», подготовленные специалистами областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции; О.Ведерникова «Биопсихосоциодуховная модель суицида»; «Экстремальные переживания подростков без экстремальных факторов» - методическое пособие по превенции суицидов среди детей и подростков.

Для профилактической работы педагогом-психологом адаптирована  программа «Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям» А.Ф.Березина, Н.Н.Березиной., «Линия жизни»

     4. Информационное обеспечение профилактической работы: 

информация о работе служб экстренной психологической помощи и детского телефона доверия размещена на стенде в «Уголке психолога», на стенде Уполномоченного по правам ребенка,  размещена на сайте школы. Перед каникулами, выходными и праздничными днями проводятся инструктажи и минутки напоминания как действовать в трудных жизненных ситуациях, повторяются номера телефонов экстренной психологической помощи.

     5. Основные мероприятия по профилактике суицида: 

Педагогические советы, семинары, профилактические беседы, психологическое просвещение педагогов «Предупреждение суицид риска», «Факторы развития суицид риска».Тренинги  направленные на формирование Жизненных ценностей » для 1-11 классов, ежегодные акции «Скажи жизни «ДА!», «Акции» Мы за жизнь, мы за ЗОЖ»!

      6. Компетентность специалистов в области профилактики: 

Педагог-психолог  - участник семинаров  по проблеме профилактики суицидов, с педагогами школы педагог-психолог ежегодно проводит семинары по данной проблеме, консультации «Как вести беседу с ребенком, размышляющем о суициде», педагоги имеют памятки о том как вести работу с подростками, друзья которых совершили суицид.

      7.  Работа с родителями и зоной ближайшего окружения детей и подростков: Классные родительские собрания по данной теме, консультации педагога-психолога «Как помочь ребенку справиться с эмоциями», «Родительская поддержка», памятки и буклеты для родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей – в течение года, в форме тренингов, общешкольных собраний, лекториев, родительских всеобучей.

       8.Рабора с педагогами:  В целях предупреждения суицидального риска среди учащихся находящихся в трудной жизненной ситуации проводятся мероприятия, повышающие психологическую культуру педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Особенности профориентационной деятельности педагога-психолога в школе-интернате IV вида.

В статье рассмотрена актуальность проблемы профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением зрения, а также обоснованы особенности психологической работы по данному вопросу (проанализир...

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...