Психологический тренинг "Экзамен и здоровье"
план-конспект занятия по психологии (11 класс)
Психологический тренинг "Экзамен и здоровье" предназначен для учащихся 9, 11 классов.
Цель тренинга: поиск способов выхода из стрессовой ситуации и развитие умения видеть в ней не только негативные стороны, но и положительные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_trening_ekzamen_i_zdorove.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сушинская средняя общеобразовательная школа
Психологический тренинг для обучающихся 9, 11 классов.
«Экзамен и здоровье»
Педагог-психолог: Ондар З.А.
Психологический тренинг для обучающихся 9, 11 классов.
«Экзамен и здоровье»
Цель: поиск способов выхода из стрессовой ситуации и развитие умения видеть в ней не только негативные стороны, но и положительные.
Задачи:
- развить умение видеть положительное и отрицательное в стрессах
- освоить индивидуальные способы снятия нервно – мышечного напряжения
- развить чувство оптимизма.
Ритуал приветствия: здороваемся с разным настроением: грустно, печально, спокойно, весело.
1. Упражнение «Передача хлопков».
Психолог: Ребята, в качестве разминки сегодня мы будем передавать хлопки. Весь секрет в том, что сначала вы должны встретиться взглядом, а потом только хлопнуть в ладоши. Работаем по кругу. А теперь немного поменяем принцип работы. Первый участник встречается взглядом со вторым, хлопают одновременно в ладоши, подходят к третьему, дарят ему свои аплодисменты, самому последнему достаются аплодисменты всей группы.
Рефлексия упражнения: вам было приятно получать аплодисменты?
Высказывание участников.
Введение в тему: Тема сегодняшнего занятия «Экзамен и здоровье». Сегодня мы поговорим о том как ситуация экзамена влияет на наш организм, что с ним происходит, и как нужно себе помочь. Мы часто сами говорим и слышим слово «Стресс». Назовите мне, пожалуйста, что вы понимаете под этим словом. Высказывания участников.
- Плохие оценки
- Выгнали с урока
- Поругался с мамой, папой, подругой, другом
- Скандалы в семье, развод родителей
- Переход в другой класс, школу
- Переезд в другую страну, город
- Вымогают деньги
- Влюбленность без взаимности
- Отключили утром горячую воду
- Сильно ударился и не могу ходить
- Сел на жевательную резинку
- Упал при всем классе
- Погода меняется
Психолог: Для продолжения нашей работы мы разобьемся на 3 группы по принципу «Фруктового салата – яблоки, груши, мандарины» и определимся кто такие пессимисты, оптимисты, реалисты.
Выступление групп.
Пессимист – человек пессимистического склада. | Оптимист - человек оптимистического склада. | Реалист – человек, учитывающий в своей деятельности условия реальной действительности, практичный. |
Пессимизм – мрачное (исполненное печали, грусти, беспросветности) мироощущение, при котором человек не верит в свое будущее, во всем видит унылое и плохое. | Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек везде видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует добро и положительное начало. | Реальность - подлинные условия реальности |
Психолог: Ганс Селье, учёный, который ввел само понятие стресс, говорил о том, что стресс – это не только плохо, в нем есть и позитивные стороны. Следующий этап нашей работы – вы должны написать на плакате: «Восприятие стресса пессимистом». «Восприятие стресса оптимистом» «Восприятие стресса реалистом». Время работы 10 – 15 минут.
Выступление групп.
«Восприятие стресса пессимистом». | «Восприятие стресса оптимистом» | «Восприятие стресса реалистом». |
У человека: Ухудшается здоровье Человек расстраивается, Начинает больше конфликтовать, Может начаться депрессия Обижается Его ничего не радует | Человек начинает «двигаться», Активизируются внутренние силы организма Быстрее начинает думать и соображать Набирается жизненного опыта Учится принимать решения Закаливается морально и физически Воспитывается сила воли | Человек может настроить себя, что все в этом мире переменчиво, от стресса никуда не денешься. Люди набираются опыта именно в стрессовой ситуации. |
Большая часть учащихся перед экзаменом испытывает стресс, находясь в ситуации постоянного страха или тревоги. Что с ними при этом происходит?
Постоянный стресс ослабляет иммунитет, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная, ухудшается зрение.
Чтобы «распознать», снизить уровень напряжения, преодолеть стресс, а может уменьшить и свести на нет уже существующий, можно использовать релаксационные упражнения. Сегодня мы ознакомимся с некоторыми из них.
Упражнение “Я самый”
Цель: снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.
Группа встает в круг и каждый по очереди произносит: “Я самый…”, а группа повторяет «Он самый…». Например: «Я самый красивый, умный, креативный и т.д.», а все повторяют «Он самый красивый, умный, креативный и т.д.»,»
Рефлексия упражнения: вам было приятно слышать комплименты? У каждого человека улучшается настроение, когда его хвалят. Высказывание участников.
Психолог: Многие люди испытывают значительное физическое и эмоциональное напряжение, пытаясь изменить события или управлять теми из них, которые находятся вне их контроля. Не всегда возможно контролировать ситуацию, вызывающую стресс. Поэтому необходимо сохранять эмоциональный контроль не над ситуацией, а над своей реакцией на нее. Умение регулировать свое психоэмоциональное состояние является способом обрести контроль над собственными эмоциональными и физиологическими реакциями вместо того, чтобы позволять другим людям влиять на этот процесс. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Чайки», которое хорошо помогает снять нервно – мышечное напряжение.
Упражнение «Чайки».
Цель: избавление от негативных эмоций, снятие нервно – мышечного напряжения.
Психолог: Это упражнение поможет вам снять напряжение и избавиться от негативных эмоций, переживаний, чувств. Сейчас я объясню технику выполнения данного упражнения. Сядьте удобно, руки свободно вдоль тела на коленях. Считаем от 1 до 10 меняя громкость: от шепота до громкого крика. После цифры 10 на максимально громкой динамике кричим «А» 3 раза, изображая крик чаек. Поднимаем уголки губ как можно выше и кричим пронзительным голосом».
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы;
расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Рефлексия упражнения: какие эмоции были у вас, когда вы выполняли это упражнение? Высказывание участников.
Упражнения «Доверительное падение»
Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.
Детям предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих товарищей. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.
Упражнение «Гусеница»
Цель: развитие сплоченности группы, снятие напряжения.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:
• подняться и сойти со стула;
• проползти под столами;
• обогнуть «широкое озеро»
• пробраться через «дремучий лес»;
• спрятаться от «диких животных».
На протяжение всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.
Упражнение «Тень»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.
Все участники разбиваются на пары. Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек — «путник», другой— его «тень». Путник идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень»: «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями.
Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, «проскакать» на одной ноге, остановиться и посмотреть из-под руки и т. д.
После игры — обсуждение.
Упражнение «Снежки»
Участники разбиваются на две команды. Каждый берет кусочки бумаг, комкают и бросают в друг друга бумажные «снежки».
Психолог: я показала вам упражнения, которые действует как скорая, антистрессовая помощь. А сейчас мы с вами продолжим работать в группах и вы в течении 5 минут должны будете предложить свои способы выхода из стресса.
Выступление участников, что делают сами дети, чтобы справиться со стрессом: слушают музыку, общаются, гуляют с друзьями, занимаются спортом ит.д.
Психолог: Мы познаем мир через 5 органов чувств. Перед вами лежат мандарины. Вы их видите? Работают глаза. Какой красивый оранжевый цвет. Возьмите в руки, чувствуете шероховатость – пошли тактильные ощущения, вдохните запах – запах цитрусовых очень благотворно влияет на нервную систему человека, теперь мысленно почистите и с удовольствием съешьте, это вы сделаете после тренинга. Попробуйте услышать, как падают мандарины с дерева. Сейчас мы будем жонглировать мандаринами. Сначала поработаем двумя руками - подбросьте один, поймайте его, теперь - правой – левой рукой, ловим двумя. Прекрасно, сейчас у вас работали два полушария. (Жонглирование проводится под музыку «Оранжевое солнце»)
Рефлексия: перед вами лежат листочки, на которых есть начало фразы «В своей жизни я буду использовать…», продолжите ее. Высказывание участников.
Ритуал прощания: сейчас мы хором произнесем слова «Как классно я прожил сегодняшний день!» - спокойно, радостно, с ликованием.
Пессимист – человек пессимистического склада. |
Пессимизм – мрачное (исполненное печали, грусти, беспросветности) мироощущение, при котором человек не верит в свое будущее, во всем видит унылое и плохое. |
Оптимист - человек оптимистического склада. |
Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек везде видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует добро и положительное начало. |
Реалист – человек, учитывающий в своей деятельности условия реальной действительности, практичный. |
Реальность - подлинные условия реальности |
«Восприятие стресса пессимистом» |
У человека: Ухудшается здоровье Человек расстраивается, Начинает больше конфликтовать, Может начаться депрессия Обижается Его ничего не радует |
«Восприятие стресса оптимистом» |
Человек начинает «двигаться», Активизируются внутренние силы организма Быстрее начинает думать и соображать Набирается жизненного опыта Учится принимать решения Закаливается морально и физически Воспитывается сила воли |
«Восприятие стресса реалистом» |
Человек может настроить себя, что все в этом мире переменчиво, от стресса никуда не денешься. Люди набираются опыта именно в стрессовой ситуации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое благополучие и здоровье учителя
Как избежать синдрома "профессионального" выгорания и сохранить работоспособность на долгие годы, вы узнаете в этой статье. А 2 мини-теста помогут провести самоанализ,не прибегая к помощи докторов....
Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
Статья про психологическое здоровье обучающихся...
Психологическое занятие тренинг: "Здоровье - это режим дня"
Рассматриваются вопросы:утомление-переутомление - признакиигровые ситуации для определения физического состояния (утомление-переутомление)вместе с группой выводится формула здровья и даётся определени...
Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры
Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных ...
Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры
Забота о здоровье подрастающего поколения....
Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»
ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и...
Психологическая программа формирования здорового образа жизни «Мое здоровье»
Цель программы: выработка у обучающихся, родителей, педагогов навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия употребления психоактивных веществ,...