Психологический тренинг "Экзамен и здоровье"
план-конспект занятия по психологии (11 класс)

Ондар Зоя Анатольевна

Психологический тренинг "Экзамен и здоровье"  предназначен для учащихся 9, 11 классов.

Цель тренинга: поиск способов выхода из стрессовой ситуации и развитие умения видеть в ней не только негативные стороны, но и положительные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_trening_ekzamen_i_zdorove.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сушинская средняя общеобразовательная школа

Психологический тренинг для обучающихся 9, 11 классов.

«Экзамен и здоровье»

Педагог-психолог: Ондар З.А.

Психологический тренинг для обучающихся 9, 11 классов.

«Экзамен и здоровье»

Цель: поиск способов выхода из стрессовой ситуации и развитие умения видеть в ней не только негативные стороны, но и положительные.

Задачи:

- развить умение видеть положительное и отрицательное в стрессах

- освоить индивидуальные способы снятия нервно – мышечного напряжения

- развить чувство оптимизма.

Ритуал приветствия: здороваемся с разным настроением: грустно, печально, спокойно, весело.

1. Упражнение «Передача хлопков».

Психолог: Ребята, в качестве разминки сегодня мы будем передавать хлопки. Весь секрет в том, что сначала вы должны встретиться взглядом, а потом только хлопнуть в ладоши. Работаем по кругу.  А теперь немного поменяем принцип работы. Первый участник встречается взглядом со вторым, хлопают одновременно в ладоши, подходят  к третьему, дарят ему свои аплодисменты,  самому последнему достаются аплодисменты всей группы.

Рефлексия упражнения: вам было приятно получать аплодисменты?

Высказывание участников.

 Введение в тему: Тема сегодняшнего занятия «Экзамен и здоровье». Сегодня мы поговорим о том как ситуация экзамена влияет на наш организм, что с ним происходит, и как нужно себе помочь.  Мы часто сами говорим и слышим слово «Стресс». Назовите мне, пожалуйста, что вы понимаете под этим словом. Высказывания участников.

  • Плохие оценки
  • Выгнали с урока
  • Поругался с мамой, папой, подругой, другом
  • Скандалы в семье, развод родителей
  • Переход в другой класс, школу
  • Переезд в другую страну, город
  • Вымогают деньги
  • Влюбленность без взаимности
  • Отключили утром горячую воду
  • Сильно ударился и не могу ходить
  • Сел на жевательную резинку
  • Упал при всем классе
  • Погода меняется

Психолог: Для продолжения нашей работы мы  разобьемся на 3 группы по принципу «Фруктового салата – яблоки, груши, мандарины» и определимся кто такие пессимисты, оптимисты, реалисты.

Выступление групп.

Пессимист – человек пессимистического склада.

Оптимист - человек оптимистического склада.

Реалист – человек, учитывающий в своей деятельности условия реальной действительности, практичный.

Пессимизм – мрачное (исполненное печали, грусти, беспросветности) мироощущение, при котором человек не верит в свое будущее, во всем видит унылое и плохое.

Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек везде видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует добро и положительное начало.

Реальность  - подлинные условия реальности 

Психолог: Ганс Селье, учёный, который ввел само понятие стресс, говорил о том, что стресс – это не только плохо, в нем есть и позитивные стороны. Следующий этап нашей работы – вы должны написать  на плакате: «Восприятие стресса пессимистом». «Восприятие стресса оптимистом» «Восприятие стресса реалистом». Время работы 10 – 15 минут.

Выступление групп.

«Восприятие стресса пессимистом».

«Восприятие стресса оптимистом»

«Восприятие стресса реалистом».

У человека:

Ухудшается здоровье

Человек расстраивается,

Начинает больше конфликтовать,

Может начаться депрессия

Обижается

Его ничего не радует

Человек начинает «двигаться»,

Активизируются внутренние силы организма

Быстрее начинает думать и соображать

Набирается жизненного опыта

Учится принимать решения

Закаливается морально и физически

Воспитывается сила воли

Человек может настроить себя, что все в этом мире переменчиво, от стресса никуда не денешься.

Люди набираются опыта именно в стрессовой ситуации.

Большая часть учащихся перед экзаменом  испытывает стресс, находясь  в ситуации постоянного страха  или тревоги. Что с ними при этом происходит?

Постоянный стресс ослабляет иммунитет, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается. Наряду  с долговременной  памятью страдает и кратковременная, ухудшается зрение.

Чтобы «распознать», снизить уровень напряжения,  преодолеть стресс, а может  уменьшить и свести на нет уже существующий, можно использовать релаксационные упражнения. Сегодня мы ознакомимся с некоторыми из них.

Упражнение “Я самый”

Цель: снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.

Группа встает в круг и каждый по очереди произносит: “Я самый…”, а группа повторяет «Он самый…». Например:  «Я самый красивый, умный, креативный и т.д.», а все повторяют «Он самый красивый, умный, креативный и т.д.»,»

Рефлексия упражнения: вам было приятно слышать комплименты? У каждого человека улучшается настроение, когда его хвалят. Высказывание участников.

Психолог: Многие люди испытывают значительное физическое и эмоциональное напряжение, пытаясь изменить события или управлять теми из них, которые находятся вне их контроля. Не всегда возможно контролировать ситуацию, вызывающую стресс. Поэтому необходимо сохранять эмоциональный контроль не над ситуацией, а над своей реакцией на нее. Умение регулировать свое психоэмоциональное состояние является способом обрести контроль над собственными эмоциональными и физиологическими реакциями вместо того, чтобы позволять другим людям влиять на этот процесс. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Чайки», которое хорошо помогает снять нервно – мышечное напряжение.

Упражнение «Чайки».

Цель: избавление от негативных эмоций, снятие нервно – мышечного напряжения.

Психолог: Это упражнение поможет вам снять напряжение и избавиться от негативных эмоций, переживаний, чувств. Сейчас я объясню технику выполнения данного упражнения. Сядьте удобно, руки свободно вдоль тела на коленях. Считаем от 1 до 10 меняя громкость: от шепота до громкого крика. После цифры 10 на максимально громкой динамике кричим «А» 3 раза, изображая крик чаек. Поднимаем уголки губ как можно выше и кричим пронзительным голосом».

Упражнение  «Звуковая гимнастика»

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы;

расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

Рефлексия упражнения: какие эмоции были у вас, когда вы выполняли это упражнение? Высказывание участников.

Упражнения  «Доверительное падение»

Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.

Детям предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих товарищей. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.

Упражнение  «Гусеница»

Цель: развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

• подняться и сойти со стула;

• проползти под столами;

• обогнуть «широкое озеро»

• пробраться через «дремучий лес»;

• спрятаться от «диких животных».

На протяжение всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.

Упражнение  «Тень»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.

Все участники разбиваются на пары. Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек  — «путник», другой— его «тень». Путник  идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень»: «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями.

Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, «проскакать» на одной ноге, остановиться и посмотреть из-под руки и т. д.

После игры — обсуждение.

Упражнение «Снежки»

Участники разбиваются на две команды. Каждый берет кусочки бумаг, комкают и бросают в друг друга бумажные «снежки».

Психолог: я показала вам  упражнения, которые действует как скорая, антистрессовая помощь. А сейчас мы с вами продолжим работать в группах и вы в течении 5 минут должны будете предложить свои способы выхода из стресса.

Выступление участников, что делают сами дети, чтобы справиться со стрессом: слушают музыку, общаются, гуляют с друзьями, занимаются спортом ит.д.

Психолог: Мы познаем мир через 5 органов чувств. Перед вами лежат мандарины. Вы их видите? Работают глаза. Какой красивый оранжевый цвет.  Возьмите в руки, чувствуете шероховатость – пошли тактильные ощущения, вдохните запах – запах цитрусовых очень благотворно влияет на нервную систему человека,  теперь мысленно почистите и с удовольствием съешьте, это вы сделаете после тренинга. Попробуйте услышать,  как падают мандарины с дерева. Сейчас мы будем жонглировать мандаринами.  Сначала поработаем двумя руками - подбросьте один, поймайте его, теперь -   правой – левой рукой, ловим двумя. Прекрасно, сейчас у вас работали два полушария. (Жонглирование проводится под музыку «Оранжевое солнце»)

Рефлексия: перед вами лежат листочки, на которых есть начало фразы «В своей жизни я буду использовать…», продолжите ее. Высказывание участников.

Ритуал прощания: сейчас мы хором произнесем слова «Как классно я прожил сегодняшний день!» - спокойно, радостно,  с ликованием.

Пессимист – человек пессимистического склада.

Пессимизм – мрачное (исполненное печали, грусти, беспросветности) мироощущение, при котором человек не верит в свое будущее, во всем видит унылое и плохое.

Оптимист - человек оптимистического склада.

Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек везде видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует добро и положительное начало.

Реалист – человек, учитывающий в своей деятельности условия реальной действительности, практичный.

Реальность  - подлинные условия реальности 

«Восприятие стресса пессимистом»

У человека:

Ухудшается здоровье

Человек расстраивается,

Начинает больше конфликтовать,

Может начаться депрессия

Обижается

Его ничего не радует

«Восприятие стресса оптимистом»

Человек начинает «двигаться»,

Активизируются внутренние силы организма

Быстрее начинает думать и соображать

Набирается жизненного опыта

Учится принимать решения

Закаливается морально и физически

Воспитывается сила воли

«Восприятие стресса реалистом»

Человек может настроить себя, что все в этом мире переменчиво, от стресса никуда не денешься.

Люди набираются опыта именно в стрессовой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое благополучие и здоровье учителя

Как избежать синдрома "профессионального" выгорания и сохранить работоспособность на долгие годы, вы узнаете в этой статье. А 2 мини-теста помогут провести самоанализ,не прибегая к помощи докторов....

Психологическое занятие тренинг: "Здоровье - это режим дня"

Рассматриваются вопросы:утомление-переутомление - признакиигровые ситуации для определения физического состояния (утомление-переутомление)вместе с группой выводится формула здровья и даётся определени...

Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры

Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных ...

Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»

ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и...

Психологическая программа формирования здорового образа жизни «Мое здоровье»

Цель программы: выработка у обучающихся, родителей, педагогов навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия употребления психоактивных веществ,...