РМО педагогов-психологов г.миллерово по теме: "Флэштренинг в образовательной среде"
учебно-методическое пособие по психологии

Татьяна Владимировна Ермилова

МБОУ Мальчевская СОШ

 

 

 

 

 

Мастер – класс для РМО педагогов – психологов

 

Миллеровского района и г.Миллерово

 

 

Тема: Применение методики флештренинга в работе педагога-психолога

       «Что такое подростковая  влюбленность и любовь?»

 

image

 

Педагог-психолог МБОУ Мальчевская СОШ:

 

                                  Ермилова Татьяна Владимировна

                                                              Дата проведения:  24.04.2019г

image

 

 

Тема: Применение методики флештренинга в работе педагога-психолога: 

            «Что такое подростковая  влюбленность и любовь?»

Цели:

- развитие высших чувств;

- формирование умения подростков лучше

  понимать себя и разбираться в своих чувствах;

-способствование формированию ценностных представлений о семье, любви, взаимоуважении, гармонии, а также любить и ценить жизнь;

- воспитание патриотизма, любви к родине;

     

Задачи:
- дать представление о любви, как об истинно ценном человеческом чувстве;
- развивать у учащихся ответственное отношение к чувствам других людей;

-развивать стрессоустойчивость посредством тренинговых упражнений;
- формировать способность правильного  и адекватного построения отношений между юношей и девушкой;

-сформировать умение ценить свою собственную жизнь, помогать другим людям, попавшую в сложную жизненную ситуацию

Участники: подростки 13-15 лет.


Продолжительность занятия: 45 мин

Структура занятия:

1. Начало работы – ритуал приветствия, знакомство, формулирование темы, основных целей, разминка.
2. Работа по теме – мини-лекция, разминка,  флештренинг.
3. Обобщение – дискуссия, флештренинг.
4. Завершение работы – обратная связь, рефлексия, заключительное слово психолога.

                     image  

 

                                        Ход занятия:

1. Начало работы.

Что такое флештренинг – вам знакомо это понятие?

Психолог:  Флештренинг – это направление в арт-терапии и один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, а также он является тренажёром, позволяющим безопасно решать любые психологические проблемы, он даёт возможность расслабиться, переосмыслить свой внутренний мир и расширить границы сознания.

Флештренинг – это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики, в данном случае тема любви и влюблённости, в течении 5-10 минут с последующим обсуждением в группе.

2. - Скажите мне, пожалуйста, какие ценности, по вашему мнению, являются главными для человеческого счастья. (Семья, любовь и т.д.)

- Я услышала множество важных для вас ценностей, но чаще вы произнесли слово “любовь”.

- Значит это важно для вас. Сегодня мы постараемся научиться распознавать настоящую любовь, отличать её от других чувств. Узнаем,  как можно посодействовать становлению и укреплению чувства любви.

Всех людей во все времена волновали вопросы  жизни и смерти, здоровья, культуры, моды, питания, дружбы, любви и многое другое…

А  подростки, тоже не исключение. Их проблемы, может быть и не такие серьезные и глобальные, но очень и очень важные. Они как и взрослые, тоже обеспокоены проблемами здоровья, учебы, дружбы  и любви. Многие из них имеют прекрасных родителей, которые являются  хорошим примером семейного счастья, любви и верности, а многие лишены этого, им сложно и трудно понять, что такое любовь и отличить её от других чувств. Вот тут и приходит на помощь педагог-психолог, который помогает подростку в вопросах любви.

Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня чему-то научились, отдохнули, ведь конец года, потому что впереди великий праздник Пасха, и надо творить добро, любить, прощать и  делать счастливыми других людей.

Давайте посмотрим видео с использованием флештренинга.

Флештреннинг – видео «Ветер и цветок»

3. Давайте обсудим сюжет этого видео.

                     (Идет обсуждение)

 Я думаю, что эта тема волнует людей любой страны,  любого возраста.  Это чувство присуще даже самым маленьким. Давайте посмотрим, как малыши говорят о том, что такое любовь?

                   Видео «Малыши о любви»

4. Как вы видите, у всех мнения разные, даже у малышей.  Давайте, разберемся, что же такое любовь, что такое влюбленность? Это разные понятия или одинаковые?

image

 Психолог:

 - Вот так и мы, современные люди, живем с вечной тоской по нашей второй половинке и куда бы мы ни шли: на дискотеку, в школу, в гости к друзьям – в сердце у нас звучит вопрос: “А вдруг сегодня, здесь я встречу Его или Её?”

- Но как узнать, угадать родственную душу, свое второе “Я”? Свою любовь?

- В ряду человеческих свойств и проявлений, любовь является самой великой и самой притягательной тайной. Думается, что загадка этого волшебного чувства ещё много и много лет будет волновать людей разного возраста, национальности, социального положения.

- Конечно, в любви может быть много сложного, до конца не познанного.

- Может быть даже любовь, как Вселенная, никогда не будет познана до конца. И, тем не менее, накоплен огромный опыт, помогающий распознать настоящую любовь…

- Как вы понимаете это чувство? Существует это чувство на Земле? Всем ли дано испытать чувство любви? (ответы учащихся).

5. Родители, учителя, взрослые иногда не понимают и не принимают детскую влюбленность. Ребенок не знает, что ему делать с тем чувством, которое внезапно нагрянуло на него. И вот тут на помощь должны прийти педагоги- психологи.

 - Сейчас вам ребята расскажут о пяти таких ловушках, которые могут подстерегать подростков  

(слайд с названиями “Ловушек влюбленности”)

- Вы внимательно смотрите видеоматериал и на информационном листе соотносите эпизоды с названием ловушки.

- Потом я вам дам несколько минут, чтобы вы обсудили результаты в группах. Затем заслушаем ваши ответы.

image

 

 

 

 

 

«Ловушки влюбленности»

Ситуация № 1 -  «Ловушка неполноценности» 

Я девушка общительная, доброжелательная, весёлая. В моей жизни произошло несколько случаев, когда я встречалась с парнями и думала, что люблю… Меня привлекали только те парни, у которых что-то не получалось в жизни: плохо учились, или были замкнутыми, или выделялись конфликтными взаимоотношениями. Я была уверена, что они без меня пропадут. Но когда у нас получалось справиться с их трудностями, мне они были не интересны. И тогда я поняла, что я их не любила, а просто жалела…

Ситуация № 2 - «Ловушка жалости»                                                     

Я был очень популярным среди девушек, в меня многие влюблялись. Но как-то у нас в классе появилась девушка, которая не обращала на меня никакого внимания. Я стал думать только о ней: не спал, не ел… И тогда я решил, что  пришла настоящая любовь… Я пытался завоевать её внимание любыми способами, и это произошло. Но когда я стал с ней встречаться, она перестала быть интересной…

Ситуация № 3 «Ловушка удачи»

Однажды я встречалась с парнем. Мы с ним ходили в кино, театр, слушали классическую музыку. Нам  было так хорошо вместе, и я думала, что люблю его. Но со временем у нас стали изменяться интересы: он стал ходить на дискотеку, уделять много времени спорту… я потеряла желание общаться с ним. Поняла, что это была просто влюблённость.

Ситуация № 4-«Ловушка уязвленного самолюбия»

С 14 лет я стал встречаться с девушками. Но каждая из них, через некоторое время, бросала меня и предпочитала других парней. Как-то я познакомился с девушкой, с которой отношения складывались плавно, и я уверенно чувствовал себя с ней. Тогда  я подумал, что это настоящая любовь. Но когда меня выбрали премьер-министром школы, и моя репутация резко пошла вверх (появилось много девушек, желающих со мной дружить)… мое отношение к моей девушке сразу же изменилось. Я бросил её.

Ситуация № 5 -  «Ловушка общности интересов»

С самого раннего детства я была недовольна своей внешностью: то мне казалось, что уши торчат, то нос мне не нравился, то ноги слишком худые… Я думала, что никогда не буду достойна любви, но всё равно ждала и надеялась. И когда мне исполнилось 14 лет, со мной произошла такая история: мне предложил дружбу старшеклассник, мы стали встречаться… Я стала такой счастливой и решила, что люблю его. Но со временем оказалось, что это было всего лишь моей благодарностью, влюблённостью за то, что он обратил на меня внимание.

6. Каждому человеку знакомо чувство щемящей тоски и страданий, радости и переживаний, которое настигло его в период становления взрослой жизни и первой любви.

А давайте обратимся к классике.. Наш мир знает немало примеров настоящей любви из музыки, поэзии, литературы, живописи.

Слайды:

Это –

Ромео и Джульетта,

Тристан и Изольда

Парис и Елена

 Наполеон и Жозефина

Скарлетт О'Хара и Ретт Батлер 

Мария и Пьер Кюри

 Королева Виктория и принц Альберт

Пушкин и Наталья Гончарова

Мастер и Маргарита

            (показ слайдов)

 7. Думаю. Что эта тема интересна и важна всем.

 Приступим к тренингу, связанному с нашей темой.

                                   ТРЕНИНГ:

Упражнение 1. .

Разминка:  «Я – Татьяна, дома меня называют…» (в руках сердечко)

imageimageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РМО педагогов-психологов 24.04.2019г                            Час психолога МБОУ Мальчевская

                                                                                                         СОШ – 9-б класс

Упражнение 1. «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивной Я-концепции и восприятия мира, формирование навыков самопознания и эмоциональной регуляции.

Материалы и оборудование: игровой элемент «калоши счастья», обычные резиновые калоши, желательно большого размера с весёлым дизайном.

Инструкция: У Андерсена есть такая сказка с названием «Калоши счастья». В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши становился самым счастливым, т.к. калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Участникам по очереди предлагается обуть эти калоши и сказать, в чём его мнению, заключается счастье.

Вопросы: 1. В чём заключается счастье?

                 2. Ваше заветное желание?

                 3. Ваши пожелания коллегам?

Ожидаемый результат: Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Как правило, в жизни каждого человека бывают ситуации, когда не видишь выхода, трудно справиться с возникшими обстоятельствами. Я вам предлагаю выполнить несколько упражнений с ситуациями, где негативное содержание следует превратить в позитивное.

Психолог предлагает выйти участникам,  одеть калоши и получить карточку с ситуациями.

Карточки с ситуациями:

  1. Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

(Ответ: Я сделаю соответствующие выводы, в следующий раз выполню свою работу лучше……..)

  1. Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

(ответ: Есть возможность освоить новые методы работы с большой группой, это хорошая возможность освоить новые методы работы, так веселей………)

  1. На работе задержали зарплату.

(ответ: Можно сэкономить на чём то, можно теперь сесть на диету…..)

  1. По дороге на работу вы сломали каблук,

(ответ: Хороший повод купить новые сапоги или туфли…..)

  1. Вы внезапно заболели.

(ответ: Хороший повод отдохнуть и выспаться, заняться наконец то своим здоровьем и красотой…..)

  1. Вас бросил муж:

(ответ: Теперь не нужно тратить время на стирку, уборку и готовку, больше времени на хобби…..)

  1. Вы попали под сокращение:

(ответ: Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности….)

  1. Перенесли сроки прохождения аттестации на более ранние:

(ответ: Это конечно ужасно, но зато потом 5 лет можно работать уверенно и спокойно, зарплату раньше начислят по категории….) и т.д.

Игра 2 «Поговорим рисунками»

Инструкция перед началом игры: Задача каждого из вас попытаться нарисовать на бумаге нечто на тему «Моя работа – это……», вы начинаете рисунок в течение 5 секунд и далее передаёте соседу слева, получаете другой лист и продолжаете чужой рисунок и т.д., пока ваша первоначальная работа не вернётся к вам. Подумайте, какую идею вы хотели донести, и чтобы она была услышана вашими коллегами. Желательно, чтобы рисунки получились не только красочными, но и оригинальными, понятными и непохожими. Вопросы психолога после выполнения задания: Удовлетворены ли вы результатом, вас поняли, оцените свой вклад в другие рисунки по 5 бальной системе…..и т.д.

 

 

 

 

Упражнение 3. «Идеальная девушка (юноша)»  (ромашки,  ватман в виде сердца, фломастеры, карандаши, скотч) .

Существует легенда о том, что когда-то на Земле жили прекрасные телом, умные и талантливые люди. Каждое существо соединяло в себе сразу два пола. И возгордились они, возомнили себя выше бога. И тогда разгневался на них бог и послал на Землю молнию, которая разрезала каждого человека на две части: мужчину и женщину. Потом все половинки перемешались. И с тех пор каждая из них бродит по Земле и ищет свою вторую половинку. Если половинки находят друг друга, то они обретают истинное счастье – любовь.

imageimage

 

 

 

 

 

 

                                                         Учащиеся 9-б класса

image

 

 

 

 

 

 

 

                                       РМО педагогов-психологов

 

 

Цель: Развитие коммуникативных навыков посредством невербального общения.

Участники разбиваются на 2-3 пары, выбирая любимый цвет или какой-либо предмет, и получают задание пообщаться и определить что у них общего. Далее каждой паре даётся в одну руку карандаш, психолог просит сделать несколько упражнений с ним, а затем одним карандашом вместе написать на ромашке качество идеального мужчины и идеальной женщины, затем ответы зачитываются.

Упражнение 4. «Я люблю всех моих друзей, а особенно тех у кого…»

Цель: Развитие позитивного самопознания, умение понимать и любить ближнего.

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все сидят в кругу. Психолог стоит в центре: «Я люблю всех моих друзей, а особенно тех у кого…» и называет какой-то общий признак (например, черты характера). Все, кого назвали, должны пересесть на новое место. В это время водящий занимает свободный стул. Кто остался, становится водящим.

Работа в круге: Часто ли Вы в жизни выражаете своим близким чувства любви и уважения? Важно уметь высказывать свои чувства любви, уважения.

 

Упражнение 5 «Телефон горячей линии»

Цель: Умение профессионально работать в группе с проблемными ситуациями, быть компетентным и способным решать любые проблемы подростков.

Участники разбиваются на 3-4 группы ,

 а психолог обращается к коллегам с

imageпросьбой о помощи, которую просят

 подростки в своих анонимных письмах,

 эти ребята  попали  в трудную

жизненную ситуацию. Задача психологов,

находящихся в командах оказать

 квалифицированную помощь и помочь

подростку.

 

 

 

Упражнение 6 «Стиральная  машина»

Цель: Умение справиться с

эмоциональным напряжением, переключиться и доставить радость другим.

Приглашаются 3 пары участников. Становятся друг против друга.  Одна пара разделяется, из них 1 участник стоит во главе коридора,  а второй с другой стороны. Коридор – это моечная машина. Убирает все негативные эмоции, помогает человеку справиться с депрессией. «Моечная машина» гладит, убирает, смывает все плохое и говорит приятные слова этому человеку. А на выходе из «моечной машины» – «сушилка», которая обнимает прошедшего мойку и хвалит его и говорит, как она его любит!

Упражнение 7 «Камень и перо»

Цель: Способность выявить , проанализировать свои проблемы и найти выход из сложной ситуации.

Психолог: «В нашем общении с юношами и девушками много трудного и непонятного, но, конечно же, есть моменты, когда нам легко и радостно на сердце. (Демонстрируются символы в руках.) Я предлагаю вам взять по очереди эти символы в руки и рассказать, когда же вам бывает тяжело в общении, а когда легко и приятно. Все участники по очереди выполняют задание.

 

 

 

 

imageimage

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Упражнение 8 «Королевская корона»

Цель: Формирование умения говорить приятные комплименты, способствующие сплочению коллектива и настрой на позитив.

Психолог просит участников расположиться в круг и по – очереди присесть в центр круга на «трон», одевает на него мантию, корону и просит остальных произнести приятные слова или комплименты, начиная со слов: «Татьяна – мне нравится в тебе………(называет качества).

image

image

 

 

 

 

 

 

 

 

imageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 9 «Сердечки»

Цель:  Снятие эмоционального напряжения, умение распознавать высшее чувство, любить и быть любимыми.

imageУчастники, сидящие по командам, получают задание написать на заранее заготовленных цветных, бумажных сердечках, что такое, по их мнению Любовь - это…………….( В конце тренинга эти сердечки вывешиваются на доске или ватмане). Подводится итог, зачитываются оригинальные высказывания о любви, а психолог даёт совет участникам любить и быть любимыми

image

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 10 «Волшебный клубок»

Цель: Позитивный настрой всех участников, способность дарить доброе и прекрасное всем людям.

Участники сидят в группах , психолог предлагает одному из них взять клубок цветной пряжи, протянуть ниточку любому из коллег, при этом послать ему своё доброе пожелание в устной форме, и так далее по кругу.

image

V. Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что первая влюбленность у подростков играет огромную роль в формировании самооценки и закладывает будущий фундамент серьезных отношений. Если родители правильно реагировали на первого избранника или избранницу, то ребенок в дальнейшем найдет себе достойного партнера и будет счастлив в браке. Даже идеальное воспитание не сможет оградить подростка от разочарований, поэтому только любовь, поддержка и взаимное доверие поможет сформировать адекватную самооценку и справиться с трудностями первых чувств.

 

 

 

Итог занятия.

- От всей души благодарю вас за то, что вы открыли свои души и сердца, поделились опытом, доставили удовольствие своим общением.

- Чувства оценить очень сложно, кто-то может о них говорить вслух, кто-то нет. Но я увидела открытость, заинтересованность. Даже те, кто что-то не высказал вслух, сделал выводы и открытие для себя. Но я хочу оценить ваше умение рассуждать и мыслить. 

Желаю вам настоящей любви и бесконечного счастья!!!

image

          Рекомендации и    советы педагога- психолога родителям:

 

 Для подростка жизненно необходимо, чтобы им восхищались и завидовали сверстники. Обычно он выбирает наиболее привлекательного представителя противоположного пола. Нередко отношения заводятся ради ощущения взрослости. Какие бы причины этому ни предшествовали, родителям необходимо следовать правилам:

 

1.  Важно познакомиться с предметом обожания своего ребенка. Однако, каким бы не показался вам избранник во время первой встречи, преждевременных выводов делать не стоит. Возможно, избранник имеет множество положительных качеств, но при встрече с вами чувствует какую-то неловкость, стеснение.

 

2. Не нужно критиковать и не высказывать претензии. Если постоянно говорить, что дети не могут быть парой, то отношения между детьми и родителями может резко ухудшится. Дружеский разговор поможет понять, что вызвало симпатию в избраннике.

 

3.  Откровенный разговор не должен превращаться в нравоучения. Упреки и нотации снизят самооценку подростка. Лучший способ— искренне его хвалить, указывать на достоинства.

 

4. Надо дать возможность самому совершить ошибку. Негативный опыт — это тоже опыт, который необходим для дальнейшего успешного преодоления трудностей.

 

5. Категорически нельзя пытаться поссорить влюбленных. Взрослые могут не одобрять выбор ребенка, но уважать его обязаны. Если лезть в отношения подростков, то, при любой неудаче, виновными окажутся именно родители. Даже если прошло много лет, выросший ребенок будет это припоминать.

 

6.  Обязательно разговаривать о методах контрацепции. На сегодняшний день подростки взрослеют быстрее. Отсутствие необходимых знаний и гормональные скачки могут сделать свое дело. Чтобы не опоздать, лучше заранее подготовиться к серьезному разговору.

 

7. Если взрослые категорически против избранника или избранницы, надо попробовать объяснить ребенку, что первая любовь редко бывает вечной, поэтому стоит обратить внимание и на других сверстников.

 

8.  Нужно постараться стать своему чаду другом. Только добрый совет поможет справиться с неудачными первыми попытками отношений и избежать необдуманных поступков. 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Ситуация №1:

Помогите пожалуйста! Мне 16 лет,  я влюбилась, а парень, который мне нравится не обращает на меня никакого внимания, хотя пишет мне в соц. Сетях и ставит лайки. Мне плохо, я не сплю, не ем, не хочу учиться, родителям сказать об этом боюсь, моя жизнь не имеет смысла…….

Советы психолога:  ______________________________________________

____________________________________________________________

Ситуация №2:

Пожалуйста помогите! Мне 16 лет. Дело в том, что мне нравится девушка, но я стесняюсь к ней подойти, она красивая, отлично учится, у неё куча поклонников, а я троечник, надо мною смеются ребята в классе, поэтому я не хочу идти в школу, что мне делать?..............................

Советы психолога:  ____________________________________________

____________________________________________________________

Ситуация №3:

Я классный руководитель 9 «а» класса,  у меня в классе есть  ученица, которая уже второй год пытается отличается  отрицательными поступками,  делает все плохое, что только можно представить: плохо учится, дружит с юношами из плохой компании, курит, пьёт энергетические напитки, родителей не слушает, 1 раз в месяц поражает нас новым цветом волос, красный фиолетовый, зелёный,  как мне поступить в данной ситуации, какие права у меня есть?...................................

Советы психолога:  _____________________________________________

______________________________________________________________

 

Ситуация №4:

Помогите, пожалуйста! Я родительница девушки, которая совершенно отбилась от рук, целыми днями сидит в соц.сетях, общается с каким-то парнем, который оказывает на неё негативное влияние, моя дочь стала плохо учиться, слушает странную музыку, бросила своих реальных друзей, грубит родителям, а недавно заявила, что собирается на летних каникулах  уехать к нему жить в другой город. Что делать, как не потерять дочь?

Советы психолога:  _______________________________________________

_______________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено ...

План работы педагога-психолога по профилактике суицида среди обучающихся 2014-2015 уч.год

План работы является дополнительным. По распоряжению управления образования муниципального района необходимо было дополнить перспективный годовой план данным направлением работы....

Приказ об итогах проведения Х городской научно практической конференции педагогов психологов и социальных педагогов образовательных учреждений

В данном Приказе освещается итоги проведения конференции  по теме "Лучшие практики и опыт взаимодействия педагогов психологов и социальных педагогов  в реализации помощи детям,  испытыв...

Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе

Документация, регламентирующая и обеспечивающая  деятельность  педагога-психолога в системе  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе...

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....