«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)
материал (психология, 5 класс) на тему

Копнина Татьяна Ивановна

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено и т.д. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства. Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что они повзрослели и быстро втягиваются в школьный процесс, другие, наоборот, испытывают боязнь и не как не могут адаптироваться к новым условиям образовательной среды. Поэтому многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к  новому социальному окружению, но и к прежнему, которое представлено набором новых социальных ролей. Таким образом, серьезность данной проблемы подтолкнули меня начать работу в данном направлении и в настоящее время, формирование социальной адаптации пятиклассников является одной из основных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adres_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Адрес передового педагогического опыта.

  1. Общие сведения.
  1. Копнина Татьяна Ивановна.
  2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№7», адрес: 629830 ЯНАО г. Губкинский мкр.14 дом 32,  e-mail: S7-secretar@uo-gub.ru 
  3. Должность: педагог- психолог.
  4. Стаж работы: 17 лет, I квалификационная категория.
  5. Уровень обобщения опыта: городской.
  1. Сущностные характеристики опыта.
  1. Наименование опыта: «Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников».  
  2. Условия возникновения и становления опыта.

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено и т.д. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства. Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что они повзрослели и быстро втягиваются в школьный процесс, другие, наоборот, испытывают боязнь и не как не могут адаптироваться к новым условиям образовательной среды. Поэтому многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к  новому социальному окружению, но и к прежнему, которое представлено набором новых социальных ролей. Таким образом, серьезность данной проблемы подтолкнули меня начать работу в данном направлении и в настоящее время, формирование социальной адаптации пятиклассников является одной из основных.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность опыта заключается в том, что под социальной адаптацией  школьников   к образовательной среде  понимается многосторонний активный процесс его вхождения в новую социальную ситуацию развития: смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений, новые  требования образовательной среды, формирование способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью как социально значимой. Поэтому эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой является определяющей в дальнейшем личностном и социальном развитии.

Перспективность опыта.

Процесс социальной адаптации и развитие адаптивных возможностей личности в формировании здоровой, зрелой, целостной, конкурентоспособной к самореализации в социуме сводится не только к успешной адаптации пятиклассников, а формируется поэтапно, в течение обучения в среднем звене:

1 год – 5 класс

Успешная адаптация  к школьной жизни в период перехода учащихся в среднее звено обучения; эмоциональная устойчивость детей; создание условий для формирования классного коллектива, профилактика девиантного поведения.

2 год – 6 класс

Устойчивые положительные результаты обучения; воспитание силы воли, организованности, умения управлять собой.

3 год – 7 класс

Проявление интеллектуальных способностей; ответственности за совершаемые поступки; проявление самостоятельной и творческой активности.

4 год – 8 класс

Овладение методами самовоспитания, самоконтроля; готовность к самоопределению в социуме; овладение способностью оценивать собственные действия, умением анализировать процесс своей  мыслительной деятельности.

  1. Теоретическая база:

В процессе работы над опытом я руководствовалась правовой базой:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция  о правах ребёнка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Устав школы;
  • Программа «Здоровье».

Анализ используемой литературы:

Проблеме адаптации школьников к новым условиям посвящено много публикаций.

        Материалы книги В.С. Волкова «Психология подростка» позволили мне детально изучить особенности психического развития детей в подростковом возрасте.

        Изучив материал книги В.А. Крутецкого «Психология обучения и воспитания школьников» позволили мне выделить основные положения возрастной психологии и учитывать их при разработке мероприятий по адаптации школьников.

        Авторы книги «Психическое  здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» А.Д. Андреева, Т.В. Вохмятина, А.А. Воронова и др. определяют место и роль психического здоровья в общем развитии личности детей, обсуждают условия его обеспечения и сохранения на всех возрастных этапах – дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском.

        Материалы книги И.В. Дубровиной «Рабочая книга школьного психолога» позволяют мне скорректировать и организовать психолого- педагогическую работу по сопровождению пятиклассников, согласно Положения о школьном психологической службе и нормативных документов, прописанных в ней.

        Автор Смирнова М.А. в своей книге «Деятельность образовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся» знакомит читателей с опытом работы в данном направлении. Данный материал позволил мне проанализировать опыт создания адаптивных образовательных систем в Москве, Самаре, Челябинске и разработать систему социализации обучающихся в конкретной школе  (МБОУ «СОШ№7»).

  1. Новизна опыта.

Создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего становлению развития личности, раскрытию нравственного потенциала учащихся чрез разнообразные формы работы: диагностическая, развивающая и просветительская. Такие формы работы позволяет применять активные методы педагогического взаимодействия:

- акции, классные часы, интеллектуальные игры;

- конкурсы рисунков, коллажей;

- тренинговые упражнения, дискуссии;

- ролевые и деловые игры;

- моделирование и разыгрывание проблемных ситуаций;

- проектная и исследовательская деятельность.

При этом любая проблема обсуждается с опорой на жизненный опыт самого учащегося, сравнивается с жизненным опытом окружающих и точкой зрения науки. 

  1. Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для благоприятных возможностей развития личности ребенка, способствующих формированию социального интеллекта, посредством:

-  самореализации и самовыражения личности каждого обучающегося;

-обеспечение освоения ведущих видов деятельности, учитывающих индивидуальные, характерологические и психофизиологические особенности подростков;

- формирования позитивной ситуации развития в становлении личности: адаптации, индивидуализации, интеграции;

 - обеспечения преемственности обучающихся при переходе от одной ступени развития к другой, выраженного в видимом изменении социальной позиции, характере связей с обществом.

7.   Технология опыта.

Данный опыт реализуется через организацию образовательной среды, посредством формирования здоровой, целостной, социализированной личности, способной к самореализации и развития адаптивных возможностей пятиклассников.

Этапы реализации опыта.

  1. Адаптационный этап. 
  2. Развивающий этап. 
  3. Преемственный этап. 

п/п

Мероприятия

Цель проведения

  1. Адаптационный

1.1

Элективный курс «Я в мире, мир во мне». 

формирование здоровой, зрелой, целостной, социализированной личности, конкурентоспособной и способной к самореализации в социуме.

1.2

Тематический классный час «Кто я? Какой я?» 

создание условий для формирования представлений об индивидуальных особенностях каждого человека и представлений о себе.

1.3

Тематический день «День толерантности»

создать атмосферу общности и взаимопонимания у представителей разных этносов, представленных в образовательном учреждении.

1.4

Коллективное творческое дело «Книга радости»

развивать художественно- эстетические вкусы детей; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека

1.5

Большая психологическая игра «Планета нашего класса»

создание условий для дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе

1.6

Родительский лекторий «О поощрении и наказании в семье»

- обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье;

- сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье

  1. Развивающий

2.1

Психологический урок «Что такое способности и как они развиваются»

показать учащимся, что развитие видов способностей: инициативы, творчества, самостоятельность – это одно из главных требований жизни в современном обществе.

2.2

Викторина «Колесо фортуны»

развивать мышление, воображение, внимание  и интерес к сказкам.

2.3

Психологическая игра «Калейдоскоп»

создание образа красивых, разнообразных и не повторяющихся узоров, которые можно наблюдать в калейдоскопе

2.4

Акция «Следопыт»

обучение детей навыкам коллективной самоорганизации, развитие коммуникативных умений и психологическая поддержка отдельных членов коллектива

2.5

Фотовыставка «Мир моих увлечений»

расширить кругозор детей об увлечениях своих одноклассников, посредством формирования положительной мотивации к саморазвитию.

  1. Преемственный (начальная школа – среднее звено)

3.1

Тематическая «Неделя добра»

организация преемственности между начальным и средним звеном

3.2

Служба спасения домашнего задания

оказание помощи учащимся начального звена в подготовке домашнего задания

3.3

Фоторепортаж «Перемена в школе»

расширить кругозор детей об увлечениях учащихся начальной школы и среднего звена

3.4

Большая психологическая игра «Путешествуй с нами» 

формирование коммуникативных навыков и познавательной активности учащихся начального и среднего звена (участвуют команды 3-х, 4-х и 5-х классов)

3.5.

Внеклассное мероприятие «Шоу детективов» 

формировать познавательную компетенцию воспитанников начального и среднего звена (4-5 класс)

3.6

Родительский лекторий: «Подростки и родители. Конфликт поколений»

создание условий для осмысления методов воспитания  и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения

8.  Результативность опыта.

Результативность опыта отслеживалась посредством проведения психодиагностического мониторинга. В процессе работы мною были использованы следующие диагностические методики: детский личностный опросник Кэтелла;  методика изучения уровня воспитанности (Н.Н. Капустиной); методика Филлипс (изучение школьной тревожности); методика «Социометрия» (Дж. Морено).

Эффективность работы психолога в реализации данного опыта, позволяет:

  1. Заложить основы формирования потребностей к успешной самореализации личности (результаты опросника Кэтелла позволили определить, что у 85% обучающихся наиболее выражены коммуникативные потребности).
  2. Сформировать адаптивный тип взаимоотношения с внешней средой (снижение уровня тревожности с50% до25%).
  3. Сформировать устойчивые поведенческие навыки и способность к выполнению норм и требований школьной жизни (повышение уровня воспитанности с 42% до 55%).
  4. Сформировать положительные тенденции в освоении норм поведения социальной жизни в группе (повышение уровня социализации с 62% до 73%).

9.  Адресная направленность.

Опыт работы по данной теме может использоваться педагогами – психологами в детских садах, общеобразовательных школах и профессиональных училищах.

10. Трудоемкость опыта.

Трудоемкость опыта заключается в изготовлении дополнительного дидактического материала, наглядных пособий, презентаций, исследовательских проектов.

11. Материальные продукты опыта.

Обобщая и распространяя собственный педагогический опыт, провожу занятия и внеклассные мероприятия с обучающимися школы. Опытом работы делюсь с коллегами, как на уровне школы, города, так и на уровне округа и России. Выступаю на педсоветах, семинарах, МО и ГМО, имею сертификаты и дипломы всероссийского уровня за публикации своего педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы педагога-психолога

Обобщение опыта работы педагога-психолога по работе в районном кабинете диагностики и консультирования...

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...

Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...

Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков

материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...