Обобщение опыта работы педагога-психолога
по психологии по теме

Прохорова Юлия Александровна

Обобщение опыта работы педагога-психолога по работе в районном кабинете диагностики и консультирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

психолого-педагогической службы

Гороховецкого района Владимирской области

Цель психологического обеспечения образования – повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики. Психологическая практика предполагает оказание качественной многопрофильной психолого-педагогической помощи обучающимся; оказание качественной консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам обучения, воспитания и развития.

         Основной целью развития системы психологического обеспечения  образования является максимальное раскрытие и эффективное использование в практике образования потенциала всех составляющих этой системы.

Эффективность деятельности психологической службы является одним из ключевых направлений развития образования в целом и напрямую зависит от созданных условий.

В целях оценки эффективности созданных условий для организации деятельности психологической службы образования сотрудниками ВИПКРО и членами Совета службы практической психологии в системе образования области разработаны критерии эффективности условий для организации  психологической службы образования.

Проведя анализ условий для организации деятельности психологической службы в Гороховецком районе в соответствии с данными критериями, были получены следующие результаты:

Для совершенствования системы управления психологической службой образования:

  • В октябре 2012 года на базе МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка» был создан «Кабинет диагностики и консультирования».

Работа кабинета осуществлялась по следующим направлениям:

  • Консультативная деятельность
  • Просветительская деятельность
  • Профилактическая деятельность
  • Диагностическая деятельность
  • Организационно-методическая работа

В работе кабинета принимали участие педагоги-психологи школ и детских садов района

По  согласованию с методистом МКУ ИМОЦ Лоскутовой Натальей Юрьевной и педагогами-психологами школ и детских садов была определена следующая структура работы кабинета:

Работа с младшим школьным возрастом (7-10 лет) – педагог-психолог МБОУ СОШ №1 Чеснова Ольга Николаевна

Работа со средним школьный возрастом (11-15 лет) педагог-психолог МБОУ СОШ №3 – Шаталова Елена Викторовна

Работа со старшим школьным возрастом (16-18 лет) – педагог-психолог МБОУ Денисовской СОШ – Кузина Наталья Стефановна

Работа с дошкольниками – педагог-психолог МДОУ №5 – Прокофьева Ольга Алексеевна

Для эффективной работы кабинета были заключены договора о сотрудничестве с МУЗ ЦРБ, отделом полиции, Гороховецким социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Семья», МБОУ СОШ и ДОУ района.

Работа кабинета осуществлялась по заявкам от организаций  и заявлениям родителей.

  • Собрана нормативно-правовая база, регламентирующая работу педагога-психолога

Для развития и укрепления материально-технического и информационно-методического обеспечения деятельности психологической службы:

  • Опираясь на опыт работы подобных кабинетов других регионах, была разработана локальная документация кабинета:
  • заявление от родителей на предоставление психологических услуг ребенку
  • заявление от родителей на предоставление психологических услуг родителю
  • заявка от организации  (ОУ) на предоставление психологических услуг
  • договора с родителями на предоставление психологических услуг
  • договора о сотрудничестве с ОУ
  • договора о сотрудничестве с ЦРБ, ОВД, Центром «Семья»
  • журналы регистрации заявок и заявлений
  • На базе «Кабинета  диагностики и консультирования» создан банк методической литературы педагога-психолога
  • В соответствии с методическими рекомендациями Департамента образования Администрации Владимирской области по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных учреждениях Владимирской области, была собрана и оформлена база диагностических методик.
  • Была определен и систематизирован единый диагностический минимум для школ. Это сделано для удобства обработки полученной в результате диагностирования информации и для удобства работы педагогов-психологов
  • В течении учебного года, в соответствии с планом МКУ ИМОЦ, проведено 4 семинара-практикума для педагогов-психологов. Цель семинаров: содействие профессиональному росту психологов за счет овладения новыми методиками, средствами и методами работы, повышение профессиональной мотивации. Темы семинаров: «Организация работы МБДОУ по медико-психолого-педагогическому и социальному сопровождению воспитанников», «Система психологического мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования», «О преемственности в работе по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников МБДОУ и учащихся школ района», «Об итогах адаптации учащихся 1х, 5х классов».

Проведя количественный и качественный мониторинг педагогов-психологов образовательных учреждений района, выявили кадровый потенциал психологических служб:

  • 7 образовательных учреждений района обеспечены педагогами-психологами (МБОУ СОШ №1, МБОУ СОШ№3, МБОУ Денисовская СОШ, МБОУ Денисовская СОШ, МДОУ №5,8, МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка»)
  • Все имеют высшее образование по специальности «педагог-психолог»

1 квалификационную категорию имеют 2 человека

2 квалификационную категорию имеют 3 человека

Без категории – 1 человек (стаж работы по данной специальности – 1 год).

  • В текущем учебном году курсы повышения квалификации в ВИПКРО по курсу «Повышение квалификации специалистов служб сопровождения замещающих семей» прошла педагог-психолог МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка» Прохорова Ю.А..

В данный момент я прохожу обучение на дистанционных курсах повышения квалификации для специалистов, осуществляющих работу по обучению кандидатов и сопровождения замещающих семей по темам:

  • Психолого-педагогические технологии работы специалистов служб сопровождения замещающих семей
  • Использование психолого-педагогических методов при решении семейных конфликтов, связанных с воспитанием детей

Курсы организованы Московским центром развития социальных проектов совместно с Департаментом социальной политики в сфере защиты прав детей Министерства образовании и науки РФ и Московским государственным областным университетом.

Одновременно оснОвой для оценки деятельности психологической службы является выполнение работы по основным направлениям,  разработанным в соответствии с целями и потребностями образовательных учреждений, а также запросами руководства образовательного учреждения.

Психологической службой ежегодно осуществляется анализ своей деятельности за учебный год по основным направлениям:

Диагностическая деятельность:

В соответствии с планами работы педагогов-психологов, по запросам администрации и педагогов, проводилось психодиагностическое обследование обучающихся на предмет:

  • готовности первоклассников к обучению, школьной зрелости;
  • психологической готовности младших школьников при переходе на среднюю ступень обучения;
  • социально-психологической адаптации;
  • развития психических познавательных процессов памяти, мышления, внимания;
  • изучения личностных особенностей, развития эмоционально-волевой, познавательной сферы, самооценки;
  • школьной мотивации, комфортности, удовлетворенности учебным процессом и школьной жизнью;
  • состояния тревожности и агрессивности у подростков.

На основании первичного психодиагностического исследования были получены следующие результаты: обучающиеся готовы к школьному обучению (39% высокий, 47% средний уровень) и имеют достаточно хороший уровень школьной мотивации (34% высокий, 47% средний). В процессе обучения хорошо адаптируются в школьной среде (34% высокий, 46% средний уровень), имеют допустимый уровень тревожности (35% средний, 44% низкий) и удовлетворены школьной жизнью (54% высокий, 37% средний уровень). Положительные выводы можно сделать и по результатам обследования психических познавательных процессов памяти (19% высокий, 59% средний), внимания (35% высокий, 41% средний уровень) и мышления (42% высокий, 33% средний уровень). С качественными и количественными данными диагностических обследований педагоги-психологи знакомили классных руководителей, подростков и их родителей.

Консультативная деятельность:

В 2012-2013 учебном году психологи района оказывали индивидуальную и групповую консультативную помощь обучающимся, педагогам и родителям обучающихся. Наиболее распространенные психологические проблемы: готовность дошкольников и первоклассников к школьному обучению; обучающихся 4-х классов к переходу на II ступень обучения; удовлетворенность учебным процессом и школьной жизнью; конструктивное взаимоотношение с одноклассниками, педагогами и родителями; выявления профессиональных склонностей, выбор профессиональной сферы и профиля обучения старшеклассниками.

Учителя обращались за психологической помощью по вопросам: школьной адаптации, развития психических познавательных процессов и личностного развития ребенка; обучения и воспитания детей со сниженным самоконтролем и гиперактивностью; учебной неуспеваемости школьников; возрастных особенностей детей; поведения вновь прибывших учащихся на уроках и переменах; выявления одаренных детей; снижения стрессового состояния в критических ситуациях; снятия психического напряжения.

Актуальными темами для родителей были: агрессивность ребенка по отношению к родителям, учителям и одноклассникам; конфликты со сверстниками; детские страхи; дефицит эмоционального общения ребенка и родителей; причины девиантного поведения подростков; коммуникативные проблемы; семейное воспитание, сохранение психического здоровья.

Просветительская и профилактическая деятельность:

С целью сохранения и укрепления психического здоровья детей и педагогов, предупреждения дисгармонично развития личности, возникновения психических и психосоматических заболеваний, педагоги-психологи осуществляют профилактическую деятельность. Методы профилактики включают помощь людям в кризисных ситуациях, обследование с целью выявления «группы риска», информационное просвещение, предупреждение дезадаптивных проявлений.

Педагоги-психологи в течение учебного года проводят обучающие занятия, классные часы, выступают на педагогических советах и родительских собраниях. Посещают уроки с целью психологического анализа, оформляют наглядную информацию в «Уголке школьного психолога», выпускают буклеты, памятки и проч.. Школьные психологи принимают активное участие в профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ, формировании мотивации на здоровый образ жизни. Ведется работа по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, адаптации первоклассников и обучающихся 5-го класса в среднем звене, оказывается помощь в выборе профиля, профессиональной сферы деятельности, ведется работа с «трудными детьми».

Коррекционная и развивающая деятельность:

Психологи́ческая корре́кция направлена на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологическая развивающая работа направлена на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Все педагоги-психологи района активно участвуют в работе школьных психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк), в тесном взаимодействии с другими его членами  решают задачи, связанные со своевременным выявлением детей с проблемами в развитии, организацией психолого-медико-социального сопровождения их образования, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. В течение года проводят индивидуальные коррекционные занятия с детьми, состоящими на учете ВШК.

В течение учебного года специалисты организовали и провели различные групповые коррекционно-развивающие занятия с педагогами, обучающимися и их родителями. Были организованы занятия со старшеклассниками (9, 11 классы) по подготовке к сдачи государственных экзаменов, снижению уровня тревожности, развитию навыков самоорганизации и самоконтроля, повышению уверенности в себе, отработке стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕГЭ.

С младшими школьниками и детьми подготовительной группы проведены занятия на коррекцию и развитие психических познавательных процессов памяти, мышления, внимания. С детьми «группы риска» реализованы коррекционные мероприятия по формированию межличностных отношений, личной дисциплины, снижению конфликтности.

Результаты вторичной диагностики после проведенных психокоррекционных мероприятий показывают положительную или стабильную динамику по предметам обследования во всех образовательных учреждениях, проводивших повторную диагностику.

В процессе изучения деятельности педагогов-психологов района выявлены следующие проблемы: 

  • В работе большинства специалистов доминирует диагностическое направление (у 60% психологов), минимально осуществляется психопрофилактическая и профориентационная деятельность (у 50% специалистов).
  • Годовой план работы не полностью выполняется;
  • Психологами ведется минимальная работа по самообразованию;
  • Не все формы учета деятельности ведутся в соответствии с рекомендациями Департамента образования Администрации Владимирской области по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных учреждениях Владимирской области;
  • Для совершенствования методической деятельности и педагогического процесса необходимо введение в учебный план образовательных учреждений района часа психологии, проводить больше практических занятий и тренингов с педагогами.
  • Нарушаются сроков сдачи отчетности (не своевременно сдаются результаты и анализы диагностик, что затрудняет написание общего анализа по району)

Среди причин, препятствующих выполнению плана работы, педагоги указывают: внеплановые задания и срочные заявки администрации; учебные сессии; продолжительную углубленную индивидуальную работу с детьми на учете ВШК; выполнение функций не соответствующих должностным обязанностям.

  • В подавляющем большинстве образовательных учреждений кабинеты не имеют орг. техники, оснащены старой мебелью, в целом не соответствуют методическим рекомендациям к оснащению и оформлению кабинета психолога.

На следующий учебный год педагоги-психологи общеобразовательных учреждениях планируют включить в работу:

  • выявление детей с признаками одаренности;
  • сопровождение обучающихся в условиях реализации новых ФГОС;
  • сохранение психического здоровья педагогов;
  • создание условий для формирования позитивного отношения к обучению, повышение школьной мотивации детей;
  • проведение мероприятий по снижению уровня тревожности и агрессивности;
  • формирование нравственной культуры подростков.  

В план работы «Кабинеты диагностики и консультирования» планируется включить:

  • Создание службы примирения в школах. (создается на основании Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». На базе кабинета будет создана «Школа медиаторов», в программе которой будут занятия, связанные с разбором и разрешением конфликтных ситуаций.
  • Работа с замещающими семьями: «Школа замещающих родителей», даже если пока нет кандидатов в замещающие родители (написание программы и календарно-тематического плана), встречи с родителями на интересующие темы (по согласованию и при содействии отдела опеки).
  • Создание единого районного телефона доверия (???)
  • Создание в социальной сети «Вконтакте» странички психологической помощи Кабинета диагностики и консультирования. (???)

         Ежегодное проведение мероприятий по оценке эффективности созданных условий для организации деятельности психологической службы и анализа по основным направлениям деятельности педагогов-психологов позволит дать качественную оценку работе педагогов-психологов и определить  перспективы развития районной психологической службы.

Педагог-психолог

МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка»                                                 Ю.А.Прохорова            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и  способствующего их дальн...

«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено ...

Описание опыта работы педагога - психолога Шишкиной Ольги Вячеславовны

Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки, но благодаря комплексному психолого – педагогическому подходу (занятия с педагогом психологом учащихся, родителей и учителей развивающие занятия с эл...

«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...