«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
материал на тему

Седегова Вера Васильевна

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.

Существует разные виды педагогических конфликтов:

конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности; конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы; конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.

В основе школьных конфликтов лежит человеческий фактор выстраивания человеческих отношений разных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы).

педагог-психолог В.В.Седегова

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.

Существует разные виды педагогических конфликтов:

конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности; конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы; конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.

В основе школьных конфликтов лежит человеческий фактор выстраивания человеческих отношений разных возрастов – учеников, учителей и администрации. Но есть и еще одна группа людей, заинтересованных во всем, что происходит в школе. Это родители. Все учителя знают, что самые неприятные конфликты связаны именно с родителями и только потому, что о проблемах, возникающих в школе, родители узнают только со слов ребенка.

Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей (предметников и классных руководителей) и родителей, и успех возможен лишь при отлаженной системе успешной работы со всеми выше перечисленными категориями людей. Исходя из практического опыта данная система работы педагога-психолога в школе выглядит следующим образом:

Система работы по профилактике конфликтных ситуаций

Родители

Учащиеся

Педагоги

Круглые столы, проблемные семинары, дискуссии, обмен мнениями, деловые игры, лектории, практикумы.

Классные часы, внеклассные мероприятия.

Проблемные семинары, семинары методической направленности, практикумы.

Но не многие дети могут хорошо усвоить учебный материал, кроме того не все учащиеся ответственно относятся к выполнению домашнего задания и в результате периодически получают неудовлетворительные оценки. Но самооценка учащихся и их родителей завышена, родители считают, что их детей недооценивают и относятся к ним предвзято, в следствие чего с выставленной двойкой не соглашаются, обвиняя во всем учителя и не предъявляя никаких требовании к ребенку, идут на конфликт с учителем-предметником.

Идеализация детей родителями расхолаживает учеников и, чувствуя такую поддержку со стороны родителей, дети осознанно идут на конфликт с учителем, вводя в заблуждение при этом родителей и тем самым втягивая их в конфликт. Поэтому участниками конфликта становятся одновременно и классный руководитель, и родители, и учитель, и ученик.

Приведу пример:  

Ученик Н. прибыл в пятый класс в начале учебного года.

Поведение Н. очень демонстративное. На уроках может себе позволить встать ударить одноклассника. На замечания учителя не реагирует.

Классный руководитель очень возмущен поведением нового ученика. Остальные пятиклассники жалуются своим родителям  на то, что ученик Н. им мешает на уроках. На перемене позволяет вербальную и физическую агрессию в отношении не только мальчиков, но и девочек.

Родители ученика Н. обвиняют школу в сегодняшней ситуации, сложившейся вокруг ученика Н.

Родители одноклассников требуют от администрации "убрать" ученика Н. из класса.

  Как конструктивно решить такую проблему?

Возможен некий алгоритм деятельности всех участников при возникновении конфликта.

Этапы сопровождения субъектов конфликта                 

и формы участия в них.

                      Этап сопровождения Формы участия

        1 этап                                  Постановка проблемы

             2 этап                                   Уточнение проблемы                  

               3этап                            Решение проблемы

Активное участие в процессе сопровождения

               

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ                                

ПСИХОЛОГ      

ПСИХОЛОГ                              

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ                

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УВР

     

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК

ПСИХОЛОГ

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УВР

ПЕДАГОГ-ПРЕДМЕТНИК

РОДИТЕЛИ или ЛИЦА, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИЕ                      

                                                                   

Организационная поддержка процесса сопровождения

ЗАМДИРЕКТОРА ПО УВР

ШКОЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

ШКОЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

ШКОЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Выполнение конкретных частных задач сопровождения (информационных, диспетчерских и пр.)

ПЕДАГОГИ-ПРЕДМЕТНИКИ  

РОДИТЕЛИ

СПЕЦИАЛИСТЫ ШКОЛЫ

ШКОЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

СПЕЦИАЛИСТЫ ШКОЛЫ

 

 ШКОЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

 СПЕЦИАЛИСТЫ ШКОЛЫ

Алгоритм работы с запросом. Основные этапы.

1 этап   Постановка проблемы

1 вариант                    Ученик - Психолог                                

2 вариант                    Учитель -  Психолог                                   

3 вариант                   Родитель - Психолог                                

2 этап        Уточнение проблемы

1 вариант      Ученик -Психолог -Учитель - Родитель

2 вариант     Ученик  -  Психолог -  Учитель - Родитель

3 вариант         Ученик   -  Родитель  -   Психолог    

3 этап             Решение проблемы  на уровне класса

Ученик   -   Психолог  -   Учитель   -  Кл. руководитель    -   Родитель - соц. педагог    

4 этап    Решение проблемы  на уровне  администрации школы

Ученик    -  Психолог   -   Учитель -  Кл. руководитель.                           Родитель   - Зам. директора по УВР  -    Школьная администрация

5 этап      Решение проблемы  на уровне  внешних инстанций

Школа

Выход на внешние инстанции

1 шаг. (сбор информации)

Консультация родителей по проблеме ребенка. Обследование учащегося Н. с целью определения эмоционального состояния ребенка, выявление эмоционально-личностных особенностей Н.

Повторная консультация родителей с  целью определения стратегии поведения родителей с ребенком. Консультация классного руководителя с целью организации среды в период адаптации ученика Н. и раскрытие положительных ресурсов обучающегося Н.

2 шаг.

Предложены индивидуальные занятия с учащимся Н. по программе коррекции регуляторного компонента деятельности.

3 шаг.

Разработаны тематические классные часы по сплочению детского коллектива.

Беседы социального педагога с родителями по вопросам воспитания и с ребенком по вопросам поведения в школьном социуме.

4 шаг.

Рассмотрение проблемы на  ШППк в присутствии родителей обучающегося Н.
Обсуждаемые вопросы:

  1. Выявление характера и причин  проблем в обучении и поведении учащегося 5 Ж класса ......... (07.06.2001 года рождения).
  2. Принятие коллективного решения по вопросу траектории обучения учащегося 5 ж класса ......... (07.06.2001 года рождения).

Решение ППк ГБОУ школы №471 Выборгского района Санкт-Петербурга:

     Психолого-педагогический консилиум ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга рекомендует законным представителям  учащегося 5Ж класса ........обратиться к узким специалистам по проблемам поведения и социальной дезадаптации, с целью определения оптимального вида обучения ребенка для сохранения психологического здоровья ребёнка до 01.03.2014 года.

 В случае бездействия законных представителей  .......... учащегося 5 Ж класса ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга психолого-педагогический консилиум школы оставляет за собой право обратиться в органы опеки Санкт-Петербурга для решения сложной, конфликтной ситуации между всеми участниками образовательного процесса.

Результат: Ребенок Н переведен на надомное обучение по медицинским показаниям на год . Организовано психологическое сопровождение (занятия с психологом по коррекции регуляторного компонента деятельности), отслеживание динамики в развитии эмоционально волевой сферы обучающегося. На сегодняшний день учащийся Н. обучается в классе, пока конфликтных ситуаций не возникало.

Только слаженность деятельности  всех участников образовательного процесса  может не допустить возникновение конфликтной ситуации в школьном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы педагога-психолога

Обобщение опыта работы педагога-психолога по работе в районном кабинете диагностики и консультирования...

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и  способствующего их дальн...

«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено ...

Описание опыта работы педагога - психолога Шишкиной Ольги Вячеславовны

Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки, но благодаря комплексному психолого – педагогическому подходу (занятия с педагогом психологом учащихся, родителей и учителей развивающие занятия с эл...