Групповое занятие для детей подросткового возраста по теме: "Другие люди"
методическая разработка по психологии

Каменских Регина

Занятие приурочено ко Всемирному дню информации об аутизме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_autizmu.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей подросткового возраста по теме:

«Другие люди»

Цель: развитие способности понимать и принимать особенности другого человека.

Задачи:

- систематизировать представление об аутизме;

- осознание собственной модели поведения во взаимодействии с людьми с особенностями в развитии, в поведении;

- получение опыта особенного, стрессового состояния, через непривычные сенсорные ощущения;

 - развитие толерантности, эмпатии.

Организационная часть

Приветствие

Знакомство

Вводная часть

Упражнение «Составь определение»

Цели: создание рабочей атмосферы, введение в тему

Ведущий предлагает каждому участнику группы дать определение слову  стол, и записать его. Участники по очереди зачитывают свои формулировки.

Психолог акцентирует внимание детей на том, что нет ни одного одинакового определения, потому что мы все разные и всегда можно найти отличия у людей, даже у близнецов.

Основная часть

Просмотр мультфильма: «Аутизм – болезнь или гениальность?». (ссылка на фильм: https://yandex.ru/efir?stream_id=vpCZS62kAK3s)

Вопросы для обсуждения фильма:

        - Расскажите о своих чувствах, которые испытывали во время просмотра?

        - Какой эпизод из фильма вы запомнился больше всего?

        - Что удивило вас в этом фильме?

        - Был ли у вас опыт общения с людьми  с подобными чертами?

        - Что вы чувствуете, когда встречаете особенных детей, и вообще людей?

        Упражнение «Перестановки»

        Цель. Стимуляция осознание личных позиционных предпочтений в отношениях.

Вид. Перестановка.

Материалы. Не требуются.

Инструкция.

«Разделитесь на пары. Встаньте один перед другим на расстоянии длины ступни. Сосредоточьтесь на своих ощущениях, состоянии...

Теперь партнер, стоящий за спиной, кладет руки на плечи впереди стоящему. Постойте так, почувствуйте себя в этой позиции.

Теперь партнер, стоящий впереди, делает большой шаг вперед. Партнер, стоящий сзади, убирает руки и остается на месте...

После этого партнер, стоящий впереди, поворачивается лицом к своему партнеру...

А теперь он же делает шаг навстречу своему партнеру, и вы смотрите в глаза друг другу...

Встаньте рядом, лицом в круг...

Теперь тот партнер, который был позади, встает перед своим партнером, а партнер, стоящий за спиной, кладет руки на плечи впередистоящему...

После этого партнер, стоящий впереди, делает большой шаг вперед, а партнер, который был сзади, убирает руки и остается на месте...

Теперь партнер, стоящий впереди, поворачивается лицом к своему партнеру...

А теперь он же делает шаг навстречу своему партнеру, и вы смотрите в глаза друг другу...

Теперь встаньте рядом, лицом в круг.

Теперь можно всем сесть на свои места».

Обсуждение

Участники группы делятся впечатлениям, рассказывая, в какой позиции было особенно комфортно, а в какой особенно некомфортно? Что вы в это время чувствовали? Ведущий обращает внимание на то, что дети с аутизмом чаще всего не терпят прикосновений, и скорее всего болезненно воспримут вторжение в их личное пространство!

Сенсорная игра

Цель: помощь в понимании участниками группы, как неожиданные события могут вызывать сильный дискомфорт, который люди с аутизмом испытывают каждый день.

Психолог предлагает участникам выбрать несколько съедобных предметов с разной текстурой и положите их в коробку. Это может быть что угодно от растворимого кофе до желе. Попросите одного добровольца сесть перед классом с завязанными глазами. Пусть ученик пощупает или попробует на вкус каждый из предметов. Чем более неожиданным будет предмет, тем большее удивление почувствует игрок. Что-то вроде растворимого сухого кофе может быть очень неприятно, и это помогает проиллюстрировать, как неожиданные события могут вызвать стресс.

Можно предложить детям съесть или выпить что-то, что похоже на то, к чему они привыкли, но на самом деле является чем-то другим. Например, печенье  сэндвич» с горчицей вместо сладкой прослойки, или стакан лимонада или воды с бесцветной вкусовой добавкой, например, анисом. Неожиданный вкус может шокировать больше, чем кажется.

        В игру желательно добавить другие тактильные и звуковые ощущения – ущипнуть неожиданно или внезапно хлопнуть за спиной.

        Обсуждение упражнения

        Участники группы рассказывают о своих впечатлениях, ощущениях, чувствах.

Правила общения с человеком с выраженными аутистическими чертами:

1) Проговаривать любое действие, касающееся особого ребенка того, как ты что-то сделаешь.  Давать ему возможность отказаться.

т.е. не взять за руку, а сказать: «Я сейчас возьму тебя за руку. Можно?» Не кинуть мячик, а сказать: «Я сейчас кину мячик, а ты его лови, а потом кидай обратно. Хочешь? Хочешь, мы так покидаем мячик несколько раз?»

2) Четко объяснять правила игры и не менять их в процессе. Таким детям легче играть в игры с четкими правилами, и в разы сложнее играть в игры, где правила меняются по ходу.

3) Такие дети часто более спокойно чувствуют себя в повторяющейся обстановке: сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и тем же образом. Тут просто не мешай. Можно запомнить, какое место выбрал этот ребенок, и стараться не занимать его, пока он не сел.

4) Такие дети часто болезненно воспринимают вторжение в личное пространство, поэтому важно соблюдать дистанцию.

5) Помнить, что этим детям приходится прикладывать больше усилий для общения, значит и уставать от общения они могут намного быстрее и поэтому с ними необходимо выдерживать паузу.

Итоговая часть

Рефлексия

Получение обратной связи.

Ребята делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет. Что удивило? Что стало самым полезным на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Программа профилактики вредных привычек детей подросткового возраста.

Программа профилактики вредных привычек детей подросткового возраста.Постановка проблемы Переходный возраст – это период конфликтных отношений подростков со взрослыми. Это естественно, потому что подр...

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психологические особенности творческой деятельности подростков. занятия декоративно- прикладной деятельностью в эстетическом воспитании подростков....

Возрастные особенности детей подросткового возраста

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ра...

Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. Беслана

Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. БесланаОтрочество – это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основны...

МОЙ МИР И МИР ЛЮДЕЙ: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА)

Данное занятие раскрывает возможности сенсорной комнаты в коррекции нежелательных поведенческих проявлений подростков группы риска...

МОЙ МИР И МИР ЛЮДЕЙ: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА)

Данное занятие раскрывает возможности сенсорной комнаты в коррекции нежелательных поведенческих проявлений подростков группы риска...

Коррекционно-развивающие занятие с элементами тренинга «Повышение мотивации к достижению успеха у детей подросткового возраста»

Цель: формирование положительной мотивации, умения адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, а так же нормали­зация взаимоотношений в общении....