Коррекционно-развивающие занятие с элементами тренинга «Повышение мотивации к достижению успеха у детей подросткового возраста»
материал по психологии

Ольга Анатольевна Быкова

Цель: формирование положительной мотивации, умения адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, а так же нормали­зация взаимоотношений в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.А. Быкова

Кяхтинский филиал

 ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж

 Министерства здравоохранения Республики Бурятия»

г. Кяхта

Коррекционно-развивающие занятие с элементами тренинга «Повышение мотивации к достижению успеха у детей подросткового возраста»

    Мотивация к достижению успеха в подростковом возрасте зависит от многих факторов таких как социальное окружение, социальный статус, от самой личности подростка. И от того, как правильно будет проходить воспитательный процесс в семье, зависит адаптация подростка в социуме.

Мотивация как психическое явление трактуется: как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, определяющих поведение как совокупность мотивов определяющих ее направленность как процесс психической регуляции конкретной деятельности.

Цель: формирование положительной мотивации, умения адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, а так же нормализация взаимоотношений в общении.

Задачи:

1. Самоисследование, осознание того что существует проблема.

  1. Определение ответственности за сложившуюся ситуацию.
  2. Уметь определять свою цель, в зависимости от потребности.
  3. Ставить перед собой задачи для достижения цели.
  4. Визуализировать желаемое будущее.

Методы работы.

  1. Визуализация – мысленное представление образов, в этом случае предпочитаемых подростком, с целью конкретизации своих целей и задач.
  2. Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, ycтранить эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем.
  3. Тематическая ориентация. Занятие посвящается обсуждению вопросов и проблем, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может не планироваться заранее, группа сама находит проблемы и обсуждает.
  4. Для активизации участников в групповой дискуссии можно использовать процедуры типа: высказывание по кругу, метод эстафеты каждый передает слово тому, кому считает нужным, высказывание за определенный промежуток времени (например, каждому на высказывание дается 10-15 секунд) и т. д.
  5. Игра - активатор – тренировка способа эффективного взаимодействия.
  6. Информирование (инструктирование) – раскрытие в доступной форме психологических понятий через анализ материала, возникшего «здесь и теперь».

Основная сфера воздействия – эмоционально-волевая.

Обхват участников группы.

В данную тренинговую группу могут входить юноши и девушки в возрасте 14 -17 лет. Количественный состав группы – от 7 до 12 человек.

Ожидаемый результат: определение детьми подросткового возраста своих целей и задач и визуализация их формирование умений анализировать себя и других, формирование навыков конструктивного общения.

Метод эффективности работы группы: сопоставление целей и задач с полученным результатом.

Задания:

  1. Знакомство. Ожидания от тренинга.

Цель: положительный настрой на тренинг и на себя.

Упражнение 1. «Я хотел бы понять, разобраться в себе…», «От тренинга я ожидаю…»

Упражнение 2. «Похвали себя, похвалив соседа»

Подумай, как бы ты хотел, чтоб тебя похвалили? А теперь похвали своего соседа, так как похвалил бы себя.

  1. Определение своего состояния, своих чувств (уход от внешней ориентации и суеты к внутренней гармонии).

Упражнение: «Я – в гневе», «Я – сейчас» и «Я – спокоен». Зарисуй свое состояние на бланках, которые перед тобой. Участники тренинга должны определить, какой рисунок, к какому состоянию участника относится. Опиши свое состояние на каждом из бланков.

  1. Информационный блок. Факторы, влияющие на выбор жизненного пути.

Что такое цель? Чем раньше определится человек с целью, тем раньше он ее достигнет. Мотивация и жизненные установки.

Упражнение: «Визуализация своего будущего».

Перед Вами «Колесо Жизни», которое отражает основные сферы жизни человека.Эта методика особенно будет полезна тем, кто стремится что-то изменить в существующей ситуации и жить гармоничной жизньюОценка проводится по 10-балльной шкале: оценка 1 — полная неудовлетворенность ситуацией в определенной сфере; оценка 10 — абсолютная удовлетворенность. Конечно, оценка будет субъективной — ориентируйтесь на свои ощущения Здоровье и спорт. Здоровье является одним из основных ресурсов для счастливой жизни. Оценивая этот сектор, учитывайте свой образ жизни, степень физических нагрузок, заботу о здоровье.Друзья и окружение. Здесь вы даете оценку уровню вашего общения с окружающими вас людьми — родственниками, друзьями, коллегами. Хватает ли вам общения? Насколько оно позитивно? Отношения и семья. Оцените, насколько вы счастливы в семье, насколько удовлетворены отношениями между членами семьи. Да, непросто оценить уровень счастья, но постарайтесь сделать это для создания колеса жизни. Образование. Удовлетворенность своим обучением и дальнейшей перспективой развития. Творчество и духовность. Имеете время и возможность заниматься любимым хобби — отметьте это на колесе жизни. Личностный рост. Личностный рост — это приобретение новых навыков, постановка новых целей и их достижение. Личностный рост — это развитие своей личности в целом, преодоление своих недостатков и умножение своих достоинств. Подумайте, уделяете ли вы внимание этой сфере своей жизни. Яркость жизни. Это те события и эмоции, которые наполняют вашу жизнь. Путешествия, активный отдых, возможность узнать или увидеть что-то новое — все то, что дает ощущение наполненной счастливой жизни. Теперь соедините последовательно все оценки и заштрихуйте каждый сектор. Та фигура, которую вы получили — ваше колесо жизни. Насколько далеко вы на нем сможете уехать? Колесо жизни наглядно показывает, насколько взаимосвязаны все сферы нашей жизни, и как важно всестороннее гармоничное развитие.

Теперь перенесемся на 5 лет вперед – представьте себя, каким вы хотели бы бытьв каждой из этих сфер? Как вы хотели бы себя чувствовать в тех областях вашей жизни которые получили наименьшую оценку. Напишите в каждой из жизненных сфер те чувства, которые вы хотели бы испытывать. Например: Как бы ты хотел себя чувствовать на учебе (работе)? Напиши это чувство, ощущение, опиши свои эмоции. А теперь спроси у своего будущего «Я» – что ты можешь сделать, и делать это ежедневно, чтобы так

себя чувствовать. Ответы – это и есть цели которые ты можешь себе поставить и записать в каждой сфере.

По сути, вы переворачиваете привычную вам процедуру достижения целей. Обычно мы составляем списки задач, перечень того, что нужно успеть сделать до определенного промежутка времени. Этими устремлениями движет присущее нам желание чувствовать себя определенным образом.

А что если сначала выяснить, какие чувства мы желаем испытывать внутри себя, и уже потом составлять списки задач, целей и желаний?

6. Разминка: Принцесса, Самурай кто кого побеждает

Цель: Правильно проведенное упражнение очень сильно взбодрит и развеселит участников. Инструкция. Давайте объеденимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру «Принцесса и самурай». Эта игра похожа на детскую игру «Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Хорошо. Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу. Как показывать фигуры?

Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит «банзай». Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим «банзай»! На счет три-четыре!

Дракон. Как дракона покажем? Он больший и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим — р-р-рррр.

Принцесса. Попробуем: девочка-припевочка, руками держим платье, ногами и поет «ля-ля-ля».

Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.

Игра будет играться до трех побед.

Игра закончилась похлопайте друг другу!

Рефлексия. Давайте с Вами создадим дерево нашего тренинга – как мы с Вами росли на тренинге так и дерево наше выросло. На зеленых листиках напишите, чем Вам запомнится этот тренинг? На красных - напишите, что Вы получили от тренинга?

И помните, что прямо сейчас – это самое лучшее время в Вашей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию  предлагается  методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...

Планы коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга коммуникативной компетентности для подростков

Общение - ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. При этом многие подростки не владеют элементарными навыками продуктивного общения. Особенно это заметно при общении одноклассников разного п...

Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»

Материал содержит  игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей....

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мы все такие разные»

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста "Мы все такие разные".Цель: развитие у детей интереса к самопознанию, осознанию того, что каждый человек особенный, уникал...

Конспект и анализ психологического занятия с элементами тренинга с использованием ресурсов сенсорной комнаты для детей с ОВЗ «Наш клад»

Психологическое занятие с элементами тренинга с использованием ресурсов сенсорной комнаты для учащихся с ОВЗ...