Профилактика конфликтов в школьной среде
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Наталья Лаврова

Конфликты характерны для всех времен и народов, но явление это нежелательное, его следует разрешать, хотя именно конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения. Конфликты подростков обусловлены особенностью возраста, формированием морально этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требованием к его поведению, а так же ощущение себя взрослым и требование к старшим обращаться с собой, как с равным. При этом подростки «забывают», что взрослость – это  ответственность, и кроме прав, существуют обязанности. Профилактика конфликтов  заключается в организации такой  жизнедеятельности субьектов социального взаимодействия, которая минимизирует  возможность возникновения конфликтов и научит правильно их разрешать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_konflikty.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования,  

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 

Красносельского района Санкт-Петербурга 

 (ЦПМСС Красносельского района) 

 

Конспект занятия

Профилактика конфликтов

Автор материала:

Лаврова Наталья Николаевна

Педагог-психолог

2020

Актуальность

Конфликты характерны для всех времен и народов, но явление это нежелательное, его следует разрешать, хотя именно конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения. Конфликты подростков обусловлены особенностью возраста, формированием морально этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требованием к его поведению, а так же ощущение себя взрослым и требование к старшим обращаться с собой, как с равным. При этом подростки «забывают», что взрослость – это  ответственность, и кроме прав, существуют обязанности. Профилактика конфликтов  заключается в организации такой  жизнедеятельности субьектов социального взаимодействия, которая минимизирует  возможность возникновения конфликтов и научит правильно их разрешать.

Цель: профилактика адиктивного поведения.

Задачи:

  • Обучающая – формирование у учащихся представлений о конфликте и конструктивном взаимодействии.
  • Развивающая – развивать возможные стратегии поведения для предупреждея и эффективного разрешения конфликтов; развитие коммуникативных компетенций.
  • Воспитательная – формирование навыков конструктивного общения; формирование основ саморазвития и самовоспитания; уважение к иному мнению.

Контингент: учащиеся 8-х классов.

Время: 2 академических часа.

Тип урока: комбинированный. 

Формы работы учащихся: групповая работа. 

Оборудование: бланк с этической задачей, доска, мел.

Планируемые результаты:

  • Повышение уровня информированности о конфликте и конфликтной ситуации.
  • Знание о статегиях поведения для предупреждения и эффективного разрешения конфликта;
  • Умение вступать в диалог, конструктивно его вести, отстаивать свою точку зрения, уважать точку зрения другого человека.

 

 Ход занятия

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Организационный этап

Помощь учащимся в разделении на группы

Разделение на группы

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Представление цели и задач урока. Разъяснение актуальности проводимого занятия

Слушать педагога. При  необходимости задавать вопросы.

Актуализация знаний.

Объяснить, что является этической задачей; разъяснение правил и стратегии работы с ней. Зачитать этическую задачу.

Слушают педагога. Участвуют в обсуждении этической задачи в подгруппах. Формулируют собственное мнение, аргументируют его, формулируют ответы.

Усвоение новых знаний

Обсуждение этической задачи: педагог задает вопросы, мотивирует к обсуждению.

Разъяснение теоретических основ, касающихся конфликта и стратегий выхода из конфликтной ситуации.  Обсуждение ответственности действующих лиц этической задачи и человека в целом.

Предъявляют свои ответы, аргументируя их. Обсуждают возможное несоответствие мнения  с другими учащимися. Отвечают на вопросы педагога. Слушают теоретические основы заданной темы.

Рефлексия деятельности

Анализ работы учащихся во время занятия. Достижение поставленных целей.

Рассказывают , что нового узнали на занятии, что было актуально и важно для них. Выражение собственного мнения об уроке и его значимости в жизни человека.

 

Текст этической задачи. 

В одном седьмом классе учились   Олег, Руслан, Гена и Коля.  Как и все дети они любили пошутить, побаловаться, посмеяться…  Кроме того, они увлекались граффити и ходили заниматься этим в кружок.

И вот однажды с ними в школе произошла такая история. Олег и Руслан принесли в школу баллончик с краской и рассказали об этом Гене и Коле.  Они решили  раскрасить дверь школьного туалета. Коля наотрез отказался в этом участвовать и сказал им, что в школе это недопустимо! Гена в этой школе стал учиться недавно, и ему хотелось влиться в коллектив. Ему эта идея показалась привлекательной и интересной, но сам участвовать в этом он не хотел. Но Руслан уговорил Гену разрисовать дверь, сказав, что каждый из них что-нибудь нарисует.  И после уроков Олег, Руслан и Гена реализовали свой план. Дверь была раскрашена.

На следующий день в школе были «разборки». Выяснили, что дверь была разрисована мальчиками из этого класса. Видеокамера зафиксировала, что в туалет заходили трое - Олег, Руслан и Гена. При этом Гена держал в руках баллончик с краской. Олег молчал. А Руслан немедля все свалил на Гену, сказав,  что все это разрисовал только он один и идея была его.

Олег

Руслан

Гена

Коля

Оцените действия «героев» по 5-х бальной системе, где «…» 

«1» -крайне плохо

«2» -поступили плохо

«3» -поступили не плохо, не хорошо

«4» -поступили правильно, но есть замечания

«5» -поступили отлично, так и нужно поступать

При обсуждении этической задачи педагог должен обратить внимание учащихся на следующие вопросы:

  1. Расскажите,  почему именно такие баллы вы выставили участникам этой истории.
  2. Какие способы урегулирования конфликта вы видели.
  3. Что помогло определять, какой способ решения конфликта выбрал тот или иной участник?
  4. Как вы думаете, почему ребята использовали именно такой способ урегулирования конфликта.

Список литературы

  1. Воробьева К.А. Агрессия и насилие в подростковой среде. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 80 с.
  2. Григорьева М.Ю. «Я и другие Я». Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков. - М.: Школьная Пресса, 2011. – 80 с.
  3. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред.А.А. Реан. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
  5. Мартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
  6. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

Профилактика конфликтов в социальной среде

При разрешении конфликтов необходимо  важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТКонфликт – это открытое...

Психологические особенности конфликтов в школьной среде

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот ...

Программа по профилактике конфликтов в школьной среде»

Программа по формированию межличностных отношений в школьном коллективе, формировать нормы, традиции коллектива, толерантность, взаимопонимание, умение конструктивно разрешать конфликты....