Профилактика конфликтов в социальной среде
статья по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Грачева Татьяна Павловна

При разрешении конфликтов необходимо  важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

 Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.

Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни.

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффиляции.

На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин. Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные и индивидуально-психологические особенности личности подростка. Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качества представляют собой следующие группы, которые обусловлены:

- природно-генотипическими свойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);

- характерологическими особенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);

- семейной ориентацией по отношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии).

Обычно конфликтная ситуация становится поводом для того, чтобы учителя обратили внимание на какие-то нарушения в межличностном взаимодействии в классном коллективе. На виду оказывается даже не сам конфликт, который очень часто выходит за пределы педагогического анализа, а способ реагирования на него, особенно если он носит не пассивный, а агрессивный характер. Между тем агрессивное реагирование всего лишь защитная реакция подростка на коммуникативно-сложную для него ситуацию, цель которой сберечь самооценку на принятом уровне.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека .

При разрешении конфликтов необходимо  важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но часто также мы используем прием - подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.

Как для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители, администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на такие виды: ученик - ученик; ученик - учитель; ученик - родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители - родители; родители – администратор; администратор – администратор .

Профилактика конфликтов – это их предупреждение.

Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи. В нашей школе работа  проводиться по четырем основным направлениям:

1) создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями, например – тренинг «Толерантности» - его можно проводить и с учителями и с родителями и с учащимися.

  1. оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».
  2. устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.
  3. блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов классных часов, методических объединений учителей: «Тренинг общения», «Все цвета, кроме черного» , «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д.

Профилактика большинства видов конфликтов в школе ведется одновременно по всем направлениям.

Несколько правил, которые мы используем в работе как с детьми, так и со взрослыми:

А. Уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение.

     Б. Следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.

      В. Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете.

Г. Спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.

Д. Не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала

     Ж. Научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).

Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение для их профилактики, так и для конструктивного разрешения.

Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:

1.Социометрия

2. Диагностика межличностных отношений Т.Лири

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации К.Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной)

Методика 1. «Социометрический метод»

Цель: выявить сплоченность группы, а также “лидеров” и “отверженных”.

Социометрия, проведенная в 10 классе выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Методика 2. «Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации»

Цель: Определение типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации.

Результаты этой методики выведены в таблице № 1.

Таблица 1

Ученики

Стили поведения

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1. Ю

2. Л

3. М

4. С

5. О

6. Д

7. Н

8. Д

9. О

10. Н

11. А

12. Н

13. Э

14. М

15. А

16. К

17. Э

18. М

19. Р

20. И

21. С

22. М

23. Н

24. Л

25. Н

26. Ж

Подводя итоги диагностики, мы выявили следующее:

Большинство ответов выявили такой способ поведения в конфликте, как соперничество – 10 учеников – т.е. эти ребята стремятся добиться своего, во что бы то ни стало, отстоять свою позицию, заставить окружающих принять свою точку зрения, мнение других их не интересует.

Методика 3. Диагностика типов межличностных отношений /методика Т. Лири/

Цель: диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.

Интерпретация результатов (таблица 2)

1. Властный – лидирующий

/0 - 8 баллов/ - уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. Терпим к критике, не переоценивает собственных возможностей;

/9 – 16 баллов/ - нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей;

2. Независимый – доминирующий 

/0 - 8 баллов/ - в межличностных отношениях - уверенный, независимый, соперничающий. Нет выраженного чувства превосходства над окружающими, не занимает обособленную позицию в группе;

/9 – 16 баллов/ - самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим;

3. Прямолинейный – агрессивный 

/0 – 8 баллов/ - искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Не присуще чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость;

/9 – 16 баллов/ - чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость;

4. Недоверчивый – скептический 

/0 – 8 баллов/ - реалистичность базы поступков и суждений, скептицизм и неконфомнорсть;

/9 – 16 баллов/ - обидчивость, недоверчивость, склонность к критицизму, недовольство окружающими, подозрительность;

5. Покорный – застенчивый 

/0 – 8 баллов/ - скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности;

/9 – 16 баллов/ - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение;

6. Зависимый – послушный 

/0 - 8 баллов/ - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании;

/9 – 16 баллов/ - полная зависимость от мнения окружающих;

7. Сотрудничающий – конвенциальный 

/0 – 8 баллов/ - показатель свойственный людям, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям к окружающим;

/9 – 16 баллов/ - компромиссное поведение, несдержанность в излиянии своего дружелюбия;

8. Ответственный – великодушный 

/0 – 8 баллов/ - выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности;

/9 – 16 баллов/ - гиперсоциальные установки, альтруизм, мягкосердечность, сверхобязательность.

Таблица 2

Ученики

Типы отношений

Типы отношений

        

Властный лидирующий

Независимый доминирующий

Прямолинейный агрессивный

Недоверчивый скептический

Покорный застенчивый

Зависимый послушный

Сотрудничающий конвенциальный 

Ответственный великодушный 

1. Ю

4

4

5

9

8

9

6

8

2. Л

2

5

9

5

7

6

9

7

3. М

6

3

9

6

6

6

8

8

4. С

10

9

12

5

8

5

6

9

5. О

3

6

2

3

8

5

7

8

6. Д

7

9

3

7

9

12

6

8

7. Н

6

9

3

9

4

6

12

4

8. Д

1

5

3

6

5

7

3

6

9. О

4

7

9

5

5

13

7

5

10. Н

8

5

4

9

6

11

5

5

11. А

13

11

10

9

9

15

1

3

12. Н

16

12

12

9

8

5

7

9

13. Э

9

10

14

9

7

6

8

4

14. М

5

6

4

1

7

1

8

5

15. А

8

9

10

9

4

2

12

7

16. К

8

7

12

9

6

7

4

7

17. Э

12

9

5

9

9

7

6

6

18. М

11

7

3

1

6

5

8

6

19. Р

8

5

6

3

6

7

9

7

20. И

12

8

8

9

9

3

3

2

21. С

11

3

8

8

4

5

7

1

22. М

9

5

8

6

8

5

3

5

23. Н

9

9

3

2

4

8

3

6

24. Л

8

9

4

2

8

12

3

8

25. Н

3

5

4

9

9

9

14

8

26. Ж

2

4

5

9

8

16

12

6

Среднее количество баллов

8

11

5

9,6

4,5

10,7

4,6

9

6

9

5,3

12,5

10,9

9,5

5,8

9

Выводы: Проведя диагностическое исследование, мы выяснили, что в классе складывается напряженная эмоциональная обстановка, что приводит к частым конфликтам, которые дети предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом – они не хотят сотрудничать, а наоборот, каждый отстаивает свою точку зрения, опирается на свое мнение и видение ситуации. Дети нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности, демонстрирую чувство превосходства над теми, кто более слаб, многие несдержанны и импульсивны. Но в то же время, дети непосредственны, настойчивы в достижении своих целей, реально оценивают свои возможности.

Для того чтобы помочь преодолеть трудности во взаимоотношениях, наша работа была направлена в первую очередь на то, чтобы:

  • расширить представления подростков о собственном «Я»
  • формировать адекватную позитивную самооценку и самоуважение
  • развивать гибкость в межличностных отношениях
  • формировать адекватные поведенческие стратегии

Нами использовались следующие методы: ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств), игры-испытания, релаксационные упражнения, приемы сказотерапии,. 

1этап. Начальная стадия. На этом этапе акцент ставится на формирование доверия участников друг к другу, сплоченности групп. На данном этапе включаются упражнения, предлагающие групповую работу над общей задачей (прорисовывание своих чувств, для того чтобы повысить уровень понимания и вербализации своих чувств; игры-испытания, которые дают возможность испытать себя, помогают проявиться сильным сторонам своего характера и личности в целом, продемонстрировать свои возможности одноклассникам, в процессе преодоления препятствий группой у участников формируется такие ценности как чуткость, терпимость, умение прощать, слушать другого, принимать ответственность.

Упражнения достаточно сложны и развивают навык планирования, как собственной деятельности, так и работы команды. Разнообразие игр-испытаний позволяет каждому участнику найти свое место в группе и проявить себя.

2 этап. Конфликт, доминирование, сопротивление. На данном этапе характерны противоречия между членами группы и лидером, начинается борьба за возможность контролировать процесс, который происходит в группе. На этом этапе важно сделать свои чувства предметом анализа. Участники говорят о своей злости, своих страхах. Сложность заключается в том, что, несмотря на активную демонстрацию в обществе одноклассников демонстративного поведения, подростки чрезвычайно озабочены мнением, которое о них складывается у окружающих. На этом этапе идет активная работа участников со своими чувствами. Используются методы арт-терапии (проективный рисунок). Проговаривание своих чувств в различных ситуациях представляет сложность для подростков. Проецирование же своих эмоциональных состояний на бумагу помогает участникам более открыто говорить о чувствах.

3 этап. Развитие сплоченности. Здесь группа преобразовывается в единое целое. Участники делятся своими секретами, появляется больше свободы для самораскрытия. Именно на этом этапе становится возможным формирование новых установок. Существует ряд признаков, по которым психолог может заметить о переходе группы на другую стадию. Появляется меньше демонстративности и больше искренности в поведении детей. На завершающем круге группа часто задерживается и не хочет расходиться. Становятся заметны периоды молчания, не как сопротивления группы, а как совместного переживания. Часто участники остаются и продолжают обсуждать какую-то тему. На этом этапе в большей степени используется когнитивный подход.

По завершению занятий мы провели повторную диагностику, полученные результаты сравнили:

1. Социометрия

В результате статусные категории каждого ребенка распределились следующим образом:

Таблица 3

Социометрические группы

Количество детей в данной группе до проведения работы

Количество детей после проведения занятий

Лидеры

2 (число выборов 17,16)

7 (число выборов 14 – 12)

Предпочитаемые

4 (число выборов 11 – 9)

16(число выборов 11 -9)

Пренебрегаемые

5 (число выборов 8 -7)

3 (число выборов 8 – 6)

Отверженные

4 (число выборов 17,16)

-

Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что эмоциональный климат группы для многих учеников стал более благоприятным, теплым, чем до начала наших занятий.

2. «Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации»

Таблица 4

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

До

10

6

3

4

3

После

6

8

7

2

3

Таким образом, проведя диагностическое исследование, мы определили те проблемы, на которые нужно обратить внимание при подборе упражнений и построении работы по предупреждению и устранению межличностных конфликтов в классе. Наблюдая за учащимися в процессе проведения занятий, было отрадно видеть, как дети раскрываются на глазах, как учатся понимать, слушать и слышать не только себя, но и тех, кто вокруг них. Как искренне рассказывают о своих переживаниях, как ответственно относятся к выполнению командных заданий. Подростки сами проговорили проблемы, которые мешают им общаться, принимать окружающих такими, какие они есть, видеть недостатки, но не стараться их высмеять, а помочь преодолеть трудности, стеснения, комплексы.

Повторная диагностика подтвердила, что своевременная, тщательно спланированная работа по предупреждению и устранению конфликтов имеет большое значение.

Особое значение хотелось бы придать существованию в нашей школе Совету профилактики, т.к именно он занимает значимое звено в профилактике конфликтов.  В него входят представители администрации- завуч по воспитательной работе,  социальный педагог, педагог-психолог.

Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

  Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

   Цель работы социально - психологической службы:

   Содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

    Задачи:

·         создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

·         выявить индивидуальные качества личности ребенка;

·         оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

   Направления в работе службы:

Практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.

Психо-социальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических, правовых, морально- нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребенка.

Психодиагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении.

Развивающая и коррекционная работа предусматривает активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

Консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

Социально - педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:

- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.

   Специалисты социально - психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

 

   Функции службы:

Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта

Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

Анализирует состояние социально - психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.

Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.

Организует социально - психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.

Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.

Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

   Принципы работы службы:

доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;

своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях;

индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;

комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;

эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;

преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;

многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;

интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;

оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;

репрезентативность - представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;

адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

   Методы и формы:

изучение документации;

беседа;

наблюдение;

эксперимент;

тестирование;

анкетирование;

анализ;

консультирование;

индивидуальная работа;

групповая работа;

диагностика.

   Планируемый результат:

Повысить социально - психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

Смотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.

Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.

Поэтому в нашей работе мы использовали такие принципы организации процесса профилактики, как персонификация профилактической работы; мотивация; обоснованный социальный выбор; позитивная самореализация ребенка в детской группе, адекватная самооценка; рефлексивная позиция; интеграция действий различных институтов воспитания в данном процессе; сочетание общей профилактики девиантного поведения школьников с профилактикой конкретных видов возможных девиантных отклонений; опосредованного воздействия профилактических мероприятий.

Психологическая поддержка детей с девиантным поведением была направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, повышение адекватной самореализации за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.

Оказывая помощь, в разрешении затруднительного для подростка вопроса, мы использовали различные способы: тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их - залог успешности воздействия. Среди ведущих методов психопрофилактической работы использовали: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

Что имело свою результативность. О результативности проведенной работы свидетельствуют диаграммы. Их анализ показывает, что подростки научились:

1. Идентификации проблемы конфликта.

2. Анализу ситуации, оценке и определению приоритетов.

3. Мыслительной атаке.

4. Идентификации критических факторов успеха.

5. Выбору и выделению целей, составлению плана действий и др.

Все перечисленные умения обязательны для решения проблемы преодоления конфликтов.

Интересна взаимооценка участников конфликта в ситуации противостояния и после его преодоления. Картина резко изменилась от отрицательной оценки личностных качеств бывшего противника к объективно-положительной.

Отношение подростка к конфликтам

Категория опрашиваемых

Положительная оценка

Отрицательная оценка

Оставлено без ответа

1. Положительного поведения

17%        

80%

        3%

2.Трудновоспитуемые

85%        

15%

3.Правонарушители

88%        

2%

10%

Динамика конфликтов между учащимися в школе

Годы

Количество конфликтов

Всего        

Девочки        

Мальчики

2015-2016

78

18

60

2016-2017

41        

11        

30

2017-2018

11        

2        

9

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

по профилактике конфликтов

  • Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учите школьников защищать свои законные интересы без конфликтов.
  • Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом, вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
  • Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции, учите этому школьников. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции. Донесите до детей, что негативные эмоции:

- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

- ухудшают качество мышления;

- снижают объективность оценки окружающих;

- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

  • Никогда не выясняйте отношения с детьми, родителями школьников, коллегами в присутствие учеников.
  • Не стремитесь радикально, быстро, лобовыми методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьников – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
  • Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогами и школьниками.
  • Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
  • Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
  • Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить и уважать гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.
  • По-своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
  • Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено, профессионально пригоден.
  • Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родного края, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно.
  • Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Учите этому школьников. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
  • Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...

«Особенности взаимоотношений среди суворовцев. Профилактика конфликтов»

Цель работы: Методическая разработка «Особенности взаимоотношений среди суворовцев. Профилактика конфликтов» подготовлена педагогом-организатором 7 учебного курса МсСВУ Халевиным Андреем Ю...

Программа психолого-педагогического сопровождения профилактики конфликтов среди подростков «Служба примирения»

В данной программе представлен опыт психологической работы по профилактике и урегулированию конфликтов среди подростков через технологию посредничества. Медиаторами являются учащиеся, прошедшие курсы ...

Профилактика конфликтов в школьной среде

Конфликты характерны для всех времен и народов, но явление это нежелательное, его следует разрешать, хотя именно конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения. Конфликты подростков обусловлены о...

Программа по профилактике конфликтов в школьной среде»

Программа по формированию межличностных отношений в школьном коллективе, формировать нормы, традиции коллектива, толерантность, взаимопонимание, умение конструктивно разрешать конфликты....