Консультация родителей "Факторы психического развития подростка"
статья по психологии

Свентицкая Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются физиологические, психологические изменения, характерные для подросткового возраста, формирование новой социальной позиции в процессе вступления во взрослую жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы психического развития подростка.

Педагог-психолог

Свентицкая Т.А.

Подростковый возраст находится в центре внимания специалистов, т. к. он отличается бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Подростковый возраст традиционно рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношений подростка к взрослым.

Основная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Физическое развитие подростков характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями, развитием мозга и нервной системы. Это, конечно, перегрузка для организма; к этому добавляется еще и половое созревание, что ведет к половому влечению.

В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением. Это период, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками, другими словами идет процесс социализации подростков.

В психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредствованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими.

В культурно-духовном контексте подростковый возраст рассматривал Э. Шпрангер. Особенности развития в подростковом возрасте объяснялись, исходя из внутренних закономерностей развития индивида, включенного в мир культуры и истории. Содержание подросткового возраста составляет врастание человека в культуру, в дух данной эпохи.

Описано три типа врастания подростка во взрослую жизнь, в культуру. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, переживается подростком как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Второй тип - плавный, медленный постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, при котором подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Психология развития /Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2001.С. 49/

Культурно-антропологические исследования М. Мид выявили определяющее значение культурных факторов в развитии подростков.

Подростковый возраст (отрочество) - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия "Я", обретения новой социальной позиции. Но не следует забывать, что это также и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительно тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других и т.д. Все эти прекрасные и мучительные переживания "уже не ребенка, но еще невзрослого" не раз были описаны в мировой литературе.

Современный подросток в полной мере испытывает на себе последствия бурного развития НТР и связанные с ней социальные противоречия - демографические, социально-экономические и психологические. Подросток стал средоточием внимания исследователей и специалистов разных профессий: медиков, психологов, юристов. И этот интерес не случаен, он порожден особой ситуацией, особым эталоном развития нашего общества. Сегодняшний подросток - завтрашний полноправный гражданин своей страны, и это вынуждает пристально и внимательно, без ложных предубеждений и иллюзий вглядываться, изучать, понимать современного подростка.

Вступление подростка в жизнь - не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические, психологические и социальные стороны которого имеют свои побуждающие силы, ритм и темп развития. В связи с высоким, но несинхронным темпом физического и психического развития подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще недостаточной социальной зрелости не всегда возможно. Поэтому рост потребностей в подростковом возрасте наблюдается чаще и выражен значительно сильнее, чем в младших возрастах, и преодолеть его из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии очень трудно. Центральным и специфическим приобретением в развитии личности подростка является возникновение у него представления о себе уже не как о ребенке. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Это чувство взрослости как специфическое приобретение самосознания - стержневая особенность личности, ее структурный центр. Оно выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. /Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999.С. 405-406/

В этот сложный период у современного подростка становится предметом сознания и переживания такая мощная биологическая потребность, как половое влечение, в связи, с чем возникает масса напряженных переживаний, меняется вся эмоциональная сфера. На новый уровень поднимаются интеллектуальные возможности, расширяется кругозор, появляются новые интересы, планы на будущее. Это стимулирует развитие познавательной деятельности. Возникает необходимость в расширении сферы жизненных контактов, в сопоставлении себя со сверстниками, в более тесном общении с ними. Мнение ровесников нередко оказывается для подростка более значимым, чем мнение родителей или педагогов. При объективно наступающем взрослении социальная ситуация подростка, как правило, не меняется, он остается обучающимся и находится на иждивении родителей. Поэтому многие его притязания приводят к неразрешимым трудностям, конфликтам или противоречиям с реальной действительностью, в чем и кроется психосоциальная причина девиантного поведения в подростковом возрасте. Для понимания его особенностей должны быть изучены внутренние и внешние движущие силы, и противоречия, выделены характерные психологические и социальные приобретения, раскрывающие природу всего подросткового возраста. На раннем этапе (11-14 лет) таким центральным психосоциальным приобретением является тот новый уровень самосознания, который обеспечивает подростку возможность самовыражения и самоутверждения, а на завершающем этапе (15-16 лет) - возможность самоопределения, связанного с необходимостью решать проблему своего будущего с учетом реальных возможностей и внешних обстоятельств. Стремление к самоопределению у подростка обусловлено необходимостью установления своего места в обществе, определения своего назначения в жизни. Направленность этих стремлений и потребностей способна привести к кризису, рассматриваемому возрастной психологией в рамках нормы, а в ряде случаев и к формам поведения, носящий девиантный характер.

Своеобразный педагогический вакуум в подростковой среде создает благоприятную почву для многих эксцессов поведения подростков. В подростковой среде чаще всего совершаются правонарушения, происходит своего рода обмен знаниями и умениями негативного характера. В настоящее время в связи с чрезмерной занятостью родителей и близких, недостатком с их стороны внимания избыток свободного времени у части подростков, и неумение его рационально использовать становятся криминогенным фактором, существенно влияющим на их поведение. Именно в этой среде быстро растет феномен учащихся с двойной моралью ("двойники", "ребята-маски"), к которым в школе нет претензий, так как они перед учителями лучшие общественники и организаторы, примерно выполняющие все требования, а во дворе, в неформальной среде, в своем кругу они проявляют свое истинное, нередко противоположное лицо. Откуда возникает подобная мораль? С этих позиций микросоциум по месту проживания стал благодатной почвой, взращивающей нигилизм, алкоголизм и наркоманию среди подростков и молодежи. Влияние средств массовой информации, увлечение подростков компьютерными играми, многочасовые «зависания» в социальных сетях обернулось тягой к низкопробной музыке, бездуховности, безвкусице, возникновению асоциальных стихийных групп с чуждыми идейно-нравственными установками.

Характерные для этой микросреды противоречивость, динамичность, определенная стихийность, наличие неожиданных, непредсказуемых ситуаций по-разному влияют на современных подростков и молодежь: одних делают самостоятельнее, инициативнее, сознательнее, воспитывают способность к самоконтролю, саморегулированию, на других воздействуют отрицательно, способствуя лишь завышению уровня претензий на взрослость, независимость. "В эпоху этой неосознанности происходит очень многое и очень важное. Желание быть лучше других, широко распространен "обратный" ход: быть "лучше" других в плохом. Грубить взрослому, причем непременно в присутствии товарищей. Часто один на один подросток ведет себя совершенно иначе". /Лиханов А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. - М., 1990.С. 31/

Подростковый возраст интересен еще и с точки зрения особенностей проявления субъективной позиции в социальной деятельности подростка в силу его возрастных особенностей, к которым психологи и педагоги относят выделение и сопоставление своего "я" с другими людьми, осознание себя личностью. "Все, что делает или не делает человек, в очень большой степени обусловлено его концепцией самого себя. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о самом себе". Соловейчик С. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. - М., 1997.С. 287

Подростковый кризис - пик переходного периода от детства к взрослости. Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет) большей продолжительностью.

В отечественной психологии фиксируются как совпадающие, так и различающиеся точки зрения на природу кризиса отрочества, на закономерности и механизмы развития в этом возрасте. Л.С. Выготский первым указал на возникновение самосознания как на центральное новообразование подросткового периода. Л.И. Божович также полагала, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от других людей, присущими качествами. Это порождает у них стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Блокирование (депривация) указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

С формированием чувства взрослости как образования сознания связывают критические проявления в этот период жизни. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Осознание себя человеком, уже перешагнувшим границы детства, определяет переориентацию подростка с одних норм и ценностей на другие - с детских на взрослые. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной зрелости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого.

На основе анализа психологических исследований и в соответствии с нашими представлениями о кризисе развития можно наметить следующую объяснительную схему кризиса отрочества. Сущность кризиса развития составляет противоречие внутри индивида, внутри его представления о себе, в его самосознании. Формирование нового уровня самосознания основано на возникновении и развитии теоретического мышления в процессе учебной деятельности. Теоретическое мышление позволяет подростку овладеть новым содержанием, формирует новый тип познавательных интересов, приводит к возникновению внутренней рефлексии; обращенность на внутренние основания своих действий и поступков - создает предпосылку для изменения отношений подростка с окружающей действительностью.

Познавательное развитие подростка характеризуется становлением формального интеллекта /Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.С. 302/. Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти. Подросток способен формулировать, проверять и оценивать гипотезы. На границе подросткового возраста происходит изменение отношения реального и возможного в сознании. Происходит переориентация школьников с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей. Новые интеллектуальные возможности постижения мира резко раздвигают границы внутренней жизни подростка: его мир наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Эти гипотезы далеко выходят за пределы наличных взаимоотношений и непосредственно наблюдаемых свойств людей и становятся основой экспериментального опробования собственных возможностей.

Вместе с тем в стадии кризиса растет независимость ребенка в своих знаниях и умениях; вплоть до постоянного, назойливого утверждения "Я знаю!". При этом подростки часто проявляют некритичность к подлинному объему своего знания и умения. Накопленный опыт, знания, обученность приводят к своеобразному "Я сам!" ("Я уже знаю, умею"), к субъективной готовности на все в жизни. Отсюда - настаивание на своей независимости, требование свободы. Подростки отвергают свою принадлежность к детству и утверждают свою взрослость.

Внутри совместной учебной деятельности у подростков формируются способности и потребности познать себя. Открытие собственного Я, поиск своего места в системе человеческих отношений, ощущение себя автором и творцом собственной биографии - основное событие, открывающее кризис отрочества.

"Я - сознание" представляет собой аффективно заряженный и значимый для подростка предмет. Конфликтность подросткового Я состоит в том, что это, с одной стороны, энергетически мощная, рвущаяся к самовыражению реальность, а с другой - по образному выражению Л.Н. Толстого - "пустыня отрочества" - бытие, еще не определенное личными выборами и поступками. Полнота бытия и его незаполненность собственными событиями представлены отроку одновременно. /Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М., 2004.С. 339/.

У подростков отсутствует ощущение подлинной, полноценной взрослости. Открытие своего внутреннего мира, осознание себя, своего Я уже произошло, но они еще не знают, что из себя представляет это Я. Подросток не может еще осмыслить себя, понять себя, свое место и предназначение в мире. Отсюда - утверждение себя, проверка своих физических и социальных возможностей, поиск себя. Этот поиск принимает зачастую раздраженно-капризные формы, вносит конфликты в отношения подростков и взрослых. Эмоционально-психологическая дистанция между подростками и родителями увеличивается: подростки демонстрируют потребность в обособлении, автономии от взрослых. Но обособление от родителей не означает отказ от ценностей и норм их жизнедеятельности, эмоциональный разрыв с ними. Стремление к независимости означает потребность иметь собственные суждения, самостоятельно определять свое поведение.

Существуют два основных пути протекания подросткового кризиса:

Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: "я уже не ребенок".

Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: "я ребенок и хочу оставаться им".

Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и зашиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Поэтому повышенно-либеральное, "разрешающее" отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргументированный запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

К отдельным проявлениям подросткового кризиса современные психологи относят следующие. /Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М., 2002/

Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Иногда проявляется более мягко, иногда - в форме разрушительной активности. Субъективные переживания - угнетенное состояние, тоска, подавленность часто скрываются и проявляются только в интимной жизни - дневниках, с близкими друзьями и т.д.

Интеллектуализация как средство психологической защиты состоит в погружении в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметов непосредственного интереса часто отражают личное, глубоко затаенное чувство беспокойства. Необходимо отметить, что непродуктивность воображения в сочетании со сверхценными идеями - возможный признак вялотекущей шизофрении. С другой стороны, интеллектуализация несет в себе, безусловно, положительный момент - подросток научается абстрактно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и т.д.

Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих (родителей, учителей и т.д.) и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью, - еще одно проявление подросткового кризиса. Подросток, который без конца щупает свои мускулы, или девушка, которая часами красится и т.д., как правило, искренне воображают, что произведут не просто значимое, а неизгладимое впечатление на других. Подчас это становится истинной трагедией подросткового возраста, поскольку, когда молодые люди собираются вместе, внимание каждого из них гораздо больше сосредоточено на самом себе, чем на тех, кто рядом.

Подростковая депрессия, которая бывает двух видов:

1) безразличие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некоторый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченному человеку - части самого себя. Это состояние продолжается недолго и легко поддается коррекции.

2) результат полосы жизненных поражений (старался решить поставленные проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). В то же время адаптивные механизмы взрослого человека еще отсутствуют. Прогноз тяжелый. Так, значительное число суицидальных попыток в юности происходит не после длительного поиска альтернативных решений сложной проблемы, а вследствие эмоционального порыва. Часто «последней каплей» становится потеря ощущения значимости связи с родителями или с другом.

Опробование различных социальных ролей проявляется в различных сферах. Это, например, пубертатная эротика как школа любви без связанных с ответственностью последствий в будущем. Подросток еще не понимает соотношения между любовью, сексуальностью и ответственностью за последствия половой любви - и это нормально. В юноше сочетается повышенное сексуальное напряжение со стремлением к идеалу. Однако необходимая для взросления игра, к несчастью, может слишком рано потерять свой игровой характер - и тогда происходят половые болезни, ранние беременности, самоубийства из-за несчастной любви и т.д.

Проблемы восприятия своего физического образа. Известно, для мужчин биологически оправданно активное поведение и, соответственно, для них важна активная функция тела. Если активная деятельность мужчины успешна, у него развивается позитивное самоощущение. Для женщины - все наоборот. Поэтому позитивное самовосприятие складывается у юношей в той мере, в какой их тело выражает индивидуальную эффективность; в то же время женщина своей физической внешностью должна символизировать стремление к подчинению и безопасности, душевность и тепло. Таковы социальные ожидания. Низкая оценка своего физического Я может стать причиной нарушений в поведении (по механизму гиперкомпенсации), плохой успеваемости и т.д., Как правило, эти явления имеют место только у мальчиков. Для девочек, как показывают современные исследования, колоссальную роль, отчасти на подсознательном уровне, играет наступление менструаций, которое делает ее полноценной женщиной в собственном восприятии.

Различные проявления кризиса идентичности. Проблема нашего времени - практически неисчерпаемый набор возможных идентификаций. Любой культурно заданный стандарт доступен каждому. Поэтому нередко случается, что молодой человек, достигший возраста, в котором выбор идентичности становится необходимым, реально оказывается к этому неспособен. В таких ситуациях индивидуум часто прибегает к "психосоциальному мораторию" - продлению переходного периода от юности к взрослости: он пассивно ожидает момента, когда ему представится возможность найти себя, или "берет социальный тайм-аут" (уходит в коммуны, религиозные группы и т.д. как временное пристанище для молодых людей, ищущих свой образ жизни). Возможен также вариант, когда он вовсе минует кризис идентичности, безоговорочно принимая ценности своей семьи и их социально-ролевые ожидания.

Большое значение приобретают межличностные отношения в период подросткового возраста. Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное влияние на развитие подростка. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Известно, что в основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди ровесников.

Стихийно складывающиеся нормы, непосредственно отражающиеся в поведении подростков, доставляют много проблем взрослым. Именно в период отрочества наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, "пик" которого приходится на 13-14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников.

Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. Часто подростки бывают не только равнодушны, но и жестоки к тем, кто им не нравится, они "очень жестоки по отношению к тем, кто отличается, выбивается из их среды. Они еще не знают, кто они есть на самом деле, и чувствуют опасность со стороны тех, кто не хочет приспосабливаться. И поскольку они еще не обрели той уверенности, что приходит с осознанием своего "Я", они стремятся сбиться в стадо. Подростки-нонконформисты могут заслужить некое смешанное с недоброжелательством уважение, но они же обычно становятся мишенью для насмешек". Группа создает особое чувство - "чувство мы". Деление на "мы" - сверстники, члены одной группы, и "они" - взрослые или ровесники, но члены другой группы - имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.

Но при этом, подростки достаточно сильно различаются по степени своей "включенности" в группу. Одни основное внимание уделяют внешнему виду и одежде: быть одетым, как все, выглядеть, как все, для подростка едва ли не более важно, чем, условно говоря, думать и делать, как все. Причем если раньше такой одеждой могла быть и форма какой-нибудь общественной организации, то у современных подростков все большее значение приобретает обладание какой-либо неформальной, но общей для всех одеждой (все носят ботинки определенного типа, или головные платки, или джинсы определенного фасона). Для других - это увлечения, мода, разделяемые группой. Третьи - растворяются в группе полностью, без нее их, как бы, не существует. Исследования свидетельствуют, что влияние группы на подростка тем больше, чем неблагополучнее (в самом широком смысле) его взаимоотношения с родителями, семейная ситуация, чем более узок и беден мир его увлечений, чем более он неуверен в себе. /Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М., 2001.С. 134-135/ Поэтому наибольшее влияние группировок на своих членов наблюдается у подростков - деликвентов, т.е. подростков, проявляющих склонность к мелким правонарушениям, провинностям, проступкам, не носящим еще криминального характера.

Случаи физической или моральной агрессии, направленной на подростка, бывают связаны со стремлением группы подростков утвердить свою власть через усиление "чувства мы", для чего необходимым оказывается кто-то, находящийся рядом и персонифицирующий черты "другого", - "изгой", "козел отпущения".

С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бывает связано также принимающее достаточно уродливые, а временами и опасные формы стремление любой ценой утвердить свое лидирующее положение.

Утверждению себя в глазах сверстников может служить и подростковая ложь, в частности, приукрашивание своей жизни, рассказы о "выдающихся" братьях, необыкновенно сильных друзьях - содержание в данном случае интересно лишь постольку, поскольку оно отражает бытующие в той или иной группе ценности. Суть данного явления в том, что подросток, стремясь добиться внимания сверстников, повысить свой социальный статус, приписывает ближайшему окружению вымышленные доблести, необыкновенные, выдающиеся черты. По его представлению это создаст вокруг него некий ореол исключительности. Такое поведение встречается у инфантильных подростков, характеризующихся низкой самооценкой. /Алферов А.Д. Психология развития школьника. – М. 2001/

Столкновение норм, принятых в группе сверстников, и требований взрослых нередко также служит причиной подростковой лжи. Ценность группы сверстников, по утверждению Е.И. Рогова, заставляет подростка вести себя так, как ждут от него сверстники, но, не желая огорчать взрослых или боясь наказания, подросток обманывает взрослых.

Таким образом, в соответствии с современными исследованиями подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в течение которого показательны негативные проявления: дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым; и множество положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д.

Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Литература

1.        Алферов А.Д. Психология развития школьника. - М, 2001

2.        Амбалова С.А. Современный подросток и факторы его психического развития  // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;

3.        Божович Л.И. Этапы формировании личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4

4.        Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб., 2004

5.        Кон И.С. Дружба. - М., 1980

6.        Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980

7.        Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 2004

8.        Лиханов А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. - М., 1990

9.        Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М., 2004

10.        Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999

11.        Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М., 2001

12.        Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2001

13.        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. - М., 2000

14.        . Снайдер Д. Курс выживания для подростков. - М., 1995

15.        Соловейчик С. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. - М., 1997

16.        Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989

17.        Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология. - М., 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая консультация для родителей: "Развитие психических процессов детей в домашних условиях".

В консультации предложены разные игры, задания, упражнения для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия.), которые можно предложить ребенку в домашних условиях.  Так...

Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

Консультация для родителей «Что такое задержка психического развития»

ЗПР - задержка психического развития. Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении темпов развития ребёнка....

Консультация для родителей: "Что такое задержка психического развития (ЗПР) ?"

В консультации дано описание понятия "задержка психического развития" и краткая характеристика детей с данным диагнозом....

Консультация для родителей " Развитие психических процессов через кинезиологические упражнения"

Материал консультации поможет родителям вырастить своих малышей сообразительными, внимательными, обладающими хорошей памятью и логикой. Для этого им нужно научиться выполнять сместе с детьми кинезиоло...

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

Развитие мышления у подростков с задержкой психического развития посредством выделения существенных признаков предмета

Развитие мышления у подростков с задержкой психического развития посредством выделения существенных признаков предмета...