Выступление на МО "Приемы организации рефлексии на уроке"
учебно-методический материал по психологии

Строкова Татьяна Васильевна

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, предлагает по-новому решать вопрос организации деятельности обучения на уроке, осуществлять процесс оценивания и рефлексии. Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся. Дать представление о классификации рефлексии и познакомить с конкретными вариантами проведения рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_organizatsii_refleksii_na_uroke.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКЕ.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Особенно актуальной является рефлексия для дистанционных форм обучения, когда ученик и учитель разделены пространством. В этом случае в рефлексии ученик представляет механизм самопознания своей деятельности, который поможет не только ему, но и дистанционному педагогу наблюдать за ходом обучения. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

1. РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:

 «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки зеленого цвета, если нет, красного.

 3. «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

4. Эмоционально-художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

2. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался...";

"Я похвалил бы себя...";

"Особенно мне понравилось...";

"После урока мне захотелось...";

"Я мечтаю о ...";

"Сегодня мне удалось...";

"Я сумел...";

"Было интересно...";

"Было трудно...";

"Я понял, что...";

"Теперь я могу...";

"Я почувствовал, что...";

"Я научился...";

"Меня удивило..." и т.п.

"Каким было общение на уроке?

-занимательным;

-познавательным;

-интересным;

-игровым;

-необычным;

-скучным;

-радостным;

-дружелюбным.

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ:

1. На уроке я работал….

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я…

5. Мое настроение…

6. Материал урока мне было…

7. Домашнее задание мне кажется…

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

2.Рефлексия "Благодарю...". В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется  сказать  спасибо  за  сотрудничество  и  пояснить,  в  чем  именно  это  сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является  завершающим.  При  этом  он  выбирает  тех,  кому  досталось  наименьшее  количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

3.Рефлексия "Плюс – минус – интересно". Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу  «П» –«плюс»  записывается  все,  что  понравилось  на  уроке,  информация  и  формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу  «М» – «минус» записывается все, что не понравилось  на  уроке,  показалось  скучным, осталось  непонятным,  или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

4. Рефлексия "Синквейн". В  конце  урока  обучающимся  предлагается  написать  синквейн  на  основе  изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка  – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

 5. Оценочная лесенка. Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бысебя при выполнении заданий

6. «Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак

7. На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

8. «Слон». Ученикам дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов. Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза -внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова  – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие  – неуверенность

9. «Пятерочка». Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – та позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

10. «10 баллов». Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

 „Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

11. «Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял

12. «Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

3. РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1. «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой  – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.

2. «Волшебный мешочек». Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

3. «Поляна». На доске  – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком -бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

 4. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

5. «Дерево». Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "организация рефлексии на уроках математики"

В данной презентации представлены основные способы и приемы организации рефлексии на уроках, такие как рефлексия деятельности, рефлексия настроения и содержания учебного материала. Данные приемы...

Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках

Один из важных моментов урока - это организация рефлексии. Какими методами это можно сделать - об этом идет речь в этой статье....

Организация рефлексии на уроках математики.

—Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности- её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты....

Организация рефлексии на уроках математики!.pdf

Организация рефлексии на уроках математики!.pdf...

Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования

Сегодня  рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке....

Способы организации рефлексии на уроках английского языка

Даются примеры организации рефлексивной деятельности...