"Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"
презентация к уроку по психологии

Григорьева Ольга Олеговна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey_ovz.pptx399.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ Презентацию подготовила : педагог-психолог МБОУ «Андреевская СОШ» Григорьева О.О.

Слайд 2

2 Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!

Слайд 3

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит всё больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьёзными проблемами (ЗПР, аутизм, ДЦП, умственная отсталость). Они нуждаются в специализированной помощи, особом режиме. Работа психолога по сопровождению носит многослойный, многоуровневый характер. Её содержание определяется с учётом специфики и степени трудностей у ребёнка.

Слайд 4

Психологическое сопровождение процесса обучения включает: диагностику уровня развития детей; индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми психологическое консультирова - ние педагогов, родителей, обучающихся психологическое просвещение педагогов, родителей, обучающихся психопрофилактика

Слайд 5

Цель психолого-педагогического сопровождения : создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

Слайд 6

Дети с ОВЗ -это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 7

В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра

Слайд 8

Особенности детей с ЗПР: низкая работоспособность; низкий уровень школьной мотивации; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; замедленное восприятие; отставание в речевом развитии; низкий уровень словесно-логического мышления; нарушение процессов памяти и др.

Слайд 9

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок (например, лиц с нарушениями зрения – слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха – глухих, слабослышащих и т.д.).

Слайд 10

Цель; задачи программы коррекционных курсов; систему комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся; основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское); описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР; планируемые результаты освоения программы коррекционной работы; механизмы реализации программы. Программа коррекционной работы должна содержать:

Слайд 11

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ - неотъемлемая часть ФГОС общего образования Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО ОВЗ Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие дети 2.1, 2.2, 2.3 Слепые дети 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3 Дети с речевыми нарушениями 5,1, 5.2 Дети с двигательными нарушениями 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 Дети с задержкой психического развития 7.1, 7.2 Дети с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 Дети с умственной отсталостью 1, 2 (ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)

Слайд 12

Этапы психолого-педагогического сопровождения Подготовительный этап – обеспечение нормативно-правовых, экономических, материально-технических, научно-методических, социально-психологических и иных условий, необходимых для организации процесса психолого-педагогического сопровождения. На данном этапе происходит подбор диагностического инструментария, осуществляется выработка плана и срока проведения первичной диагностики, а также осуществляется знакомство родителей (законных представителей) с целями, задачами, содержанием и механизмами психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде; психолого-педагогическая диагностика – данный этап психолого-педагогического сопровождения включает в себя предварительную диагностику обучающихся, в том числе – с легкой степенью умственной отсталости, которая будет служить основной для педагогической диагностики. В ходе психологической диагностики выявляются особенности психического развития обучающегося, выявляются нарушения индивидуально-личностного развития, определяются ведущие нарушения и, напротив – сильные стороны развития ребенка с помощью применения таких методов, как: тестирование, беседа. аналитический этап – данный этап сопровождения включает в себя анализ полученной информации и дифференцирование выявленных проблем. На основе анализа происходит определение необходимого рода и вида психолого-педагогического сопровождения, составляется индивидуальное заключение и рекомендации для субъектов образовательного процесса; коррекционный этап – в ходе данного этапа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, осуществляется коррекционная работа в соответствии с выявленными проблемами при использовании специальных методик, направленных на коррекцию и развитие выявленных недостатков индивидуально-личностного развития, обучающегося младшего школьного возраста; завершающий этап – на данном этапе, по мере необходимости осуществляется консультирование субъектов образовательного процесса (дети, родители, педагоги), проводится повторная диагностика.

Слайд 13

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы: 1) помощь в разрешении трудностей в обучении, 2) профессиональной подготовке и ориентации, 3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями); 4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.

Слайд 14

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Слайд 15

Педагог-психолог выявляет особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций ребёнка с ОВЗ; проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Слайд 16

Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Слайд 17

Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с детьми с ОВЗ: Индивидуальный подход к каждому ученику. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

Слайд 18

Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта

Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Статья "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"

Статья на тему "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"...

Родительское собрание "Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями"

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав чело...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"

Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....