Программа психолого-педагогического сопровождения
рабочая программа по психологии

Программа раскрывает цель, задачи, направления работы педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждено

Директор школы _________И.Л. Саленкова

Приказ  № ___ от «____» августа 2019 года

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Реализует педагог-психолог Богомолов А.С.

2019/2020 учебный год

Пояснительная записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально–психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, а также психологическая работа с другими участниками образовательных отношений: педагогами и родителями.

В ходе психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательных отношений  решаются следующие задачи:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
  • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении
  • оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности педагогов,  администрации школы и родителей

Основными направлениями деятельности школьного психолога являются:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

  • изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
  • формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
  • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований;
  • проведение психодиагностической работы с педагогами и родителями (по запросу)

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень;
  • выступления на родительских собраниях

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, обучающиеся, родители. Данное направление работы предполагает несколько встреч с обратившимся человеком. Как правило, также проводится психодиагностика, развивающие занятия с целью разрешить возникшую проблему.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей к психологической культуре.

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУДобеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.                                                                        Особое внимание при реализации плана психолого-педагогического сопровождения уделяется первоклассникам. Начало школьной жизни – важный этап в жизни ребёнка. От успешности или неуспешности детей в этот период во многом зависит их дальнейшая школьная судьба. В рамках адаптационного периода проводится психолого-педагогическая диагностика как адаптированности первоклассников, так и сформированности универсальных учебных действий школьников. По запросам родителей и педагогов проводятся как групповые, так и индивидуальные консультации. В течение года педагог-психолог проводит подгрупповые развивающие занятия с учениками младших классов по программе «Хочу быть успешным». Подгруппы формируются по результатам диагностики сформированности универсальных учебных действий, а также мониторинга адаптированности детей.                                                                                                 В пятом классе в связи с переходом в среднюю школу дети вынуждены адаптироваться к изменяющимся условиям: новым преподавателям и предметам. В десятом классе в связи с профильным обучением изменяется качественный состав класса: появляются новые ученики, меняется социальное окружение. В связи с этим проводятся мероприятия по адаптации детей пятых и десятых классов к меняющимся условиям.                В рамках психолого-педагогического сопровождения проводится систематическая работа по первичной профессиональной ориентации. Курс предпрофильной подготовки направлен на самодиагностику индивидуальных свойств личности, информирование о современном состоянии на рынке труда и разнообразии профессиональных путей. В конце курса предполагается, что дети станут более осознанно подходить к вопросу выбора профиля обучения или поступления в средние специальные учебные заведения. Данная работа проводится с учениками 7, 8, 9 классов.                                                                Психолого-педагогическое сопровождение предполагает также внимание к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. Педагоги принимают усилия по успешной интеграции данных детей в современное общество, в частности, класс. Совместное обучение детей с ОВЗ в массовой школе способствует их социализации в многообразном мире. Разработанные индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения позволяют решать данную задачу.                                                                В течение года         педагоги принимают участие в семинарах-практикумах, круглых столах, посвящённых психолого-педагогической диагностике УУД, преемственности начальной школы и среднего звена. Педагог-психолог посещает  открытые уроки,  анализирует  психологическую подсистему учебного процесса.                                        Дети, испытывающие трудности в обучении, имеющие какие-либо особенности по результатам психолого-педагогической диагностики направляются в психолого-медико-педагогические комиссии для обследования и определения дальнейшей образовательной траектории.        Учителя и педагог-психолог в течение года анализируют успеваемость детей, изучая классные журналы. Также педагоги наблюдают за организацией отдыха детей на переменах.                                                        Ниже в форме таблицы описаны основные мероприятия психолого-педагогического сопровождения детей с момента поступления в школу до её окончания.

План реализации психолого-педагогического сопровождения

Класс

Содержание

Срок

Начальная школа

1

1.Определить отношение к учению и уровеньадаптированности.Методика «Урок в моем классе»

2. Определить мотивы учения. А.Л. Венгер «Мотивационная готовность»

3. Выявитьумение ориентироваться  на плоскости листа (влево, вправо, вверх, вниз); проверить умение  пересчитывать клеточки). Методика«Цветные дорожки»

4. Выявить уровень развития произвольного внимания, зрительно-моторной координации. Тест Бендера (в интерпретации Ясюковой)

5. Выявить  уровеньсформированности  действий по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации). Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

6. Выявить  умение  классифицировать  наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельному и найденному основанию. Методика «Раскрась фигуры»

7. Выявить уровень сформированности  операций анализа, синтеза, установления аналогий, обобщения. Тест Э.Ф. Замбацявичене.

8. Мероприятия по достижению успешной адаптированности детей к школе: наблюдения, беседы, консультации родителей и педагогов, проведение родительских собраний, проведение психолого-педагогических методик в рамках мониторинга УУД.

9. Проведение подгрупповых коррекционно-развивающих занятий в рамках реализации программы «Хочу быть успешным»

Октябрь

Декабрь

Январь

Сентябрь-октябрь

Март

Май

Апрель-май

В течение года

В течение года

2

1.Определить уровень сформированности  учебно-познавательного  интереса школьников. Модифицированный вариант  изучения школьной мотивации Лускановой

2. Выявить сформированность у детей уровня  и особенностей  самооценки. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн

(модификация А.М. Прихожан, вариант для младшей школы)

3. Выявить количество условий, которые  может удержать  ребенок в процессе  деятельности при восприятии задания на слух. Методика «Бусы»

4. Выявить  уровень сформированности  действий по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Методика «Носочки»

5. Выявить уровень сформированности  операций анализа, синтеза, установления аналогий, обобщения на вербальном уровне. Методика Замбацявичене (на основе теста Амптхауэра)

6. Выявить уровень сформированности  операций анализа, синтеза, установления аналогий, обобщения на невербальном уровне. Тест потенциальных способностей  Дж. Равена

7. Проведение подгрупповых коррекционно-развивающих занятий в рамках реализации программы «Хочу быть успешным»

Октябрь

Ноябрь –декабрь

Январь

Февраль

Апрель

Май

В течение года

3

1. Выявить мотивационные  предпочтения школьников в учебной деятельности. Опросник мотивации Гинзбурга

2. Выявление уровня сформированности рефлексии на способ действия). Методика «Анаграммы» автор А.З. Зак

3. Выявить  уровень сформированности  действий по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Методика «Платочки»

4. Выявить уровень сформированности операции классификации и обобщения объектов по различным признакам. Методика «Запиши числа»

5. Выявить уровень обученности учащихся. Диагностика обученности (методика Э.Ф. Замбацявичене)

6. Проведение подгрупповых коррекционно-развивающих занятий в рамках реализации программы «Хочу быть успешным»

Декабрь

Февраль

Апрель

Май

Март

В течение года

4

1.Определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой)

2. Выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности. Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

3. Оценить уровень  переключения и распределения внимания ребенка. Методика «Проставь значки»

4. Выявить  уровень сформированности  действий по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Методика «Ковёр»

5. Выявить способность  детей ориентироваться  одновременно на два требования. Методика «Запиши как можно больше чисел»

6. Выявить уровень обучаемости (уровень развития внимания, невербальной логики). Тест Дж. Равена

7. Выявить уровень обученности. Тест Амптхауэра

8. Проведение подгрупповых коррекционно-развивающих занятий в рамках реализации программы «Хочу быть успешным»

Март– апрель

Январь

Декабрь

Февраль

Май

Февраль

Март-апрель

В течение года

Основная школа

5

1. Выявление уровня самооценки личности, влияющей на взаимоотношения личности с окружающими людьми, его критичность, на оценку возможностей и результаты деятельности. Методика Дембо-Рубинштейн

2. Определение  степени выраженности характерологических черт обучающихся. Методика Кеттелла  (ИМАТОН, интерпретация Л.А. Ясюковой)

3. Определение степени умения пользоваться основными усвоенными мыслительными  операциями и применять необходимый способ действия в определенных учебных заданиях. Тест самостоятельности  мышления №2 (по Л.А. Ясюковой)

4. Измерение   потребности  в достижении цели, успеха. Методика Ю.М.Орлова

5. Определение понимания значимости учения каждым обучающимся, которое обязательно преломляется через уровень его притязаний, его самоконтроль и самооценку учебной работы. Методика Гинзбурга «Изучения мотивации обучения школьников» (при переходе из начальных классовв средние)

6. Мероприятия в рамках адаптационного периода: наблюдения, диагностика, консультации

Октябрь

Октябрь

Сентябрь-октябрь

Март

Апрель

В течение года

6

1. Обследование особенностей формирования  характера, выявление потенциальной группы риска. Методика первичной диагностики  детей группы риска   (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук

2. Определение уровня враждебности  и взаимосвязи  развития враждебности и степени увлеченности  детей компьютерными играми. Методика «Шкалы мстительности и обидчивости»
(Е.П. Ильин, П.А.Ковалев); и анкета  «Изучение степени увлеченности детей  компьютерными играми»)

3. Выявление нравственной позиции обучающегося. Методика Л.Н. Колмогорцевой

3. Выявление  уровня логического мышления. Тест Липпмана

4. Измерение  степени интеграции классного коллектива, его сплоченности и определение мнения каждого члена коллектива о сплоченности. Методика  «Определение индекса групповой сплоченности А.В. Сишора»

5. Определение  уровня интернальности и экстернальности подростка -  внутренней  позиции, которая  обусловливает определенную структуру  отношений  к  действительности, к окружающим и самому себе,   зависимость    того,  как подросток оценивает соотношение своей воли, внутренние убеждения и внешние обстоятельстваприменительно к разрешению различных ситуаций.Методика «Локус контроля для подростков»

(версия А.К. Осницкого и Ю.С. Жуковского)

Ноябрь-декабрь

Январь

Март-апрель

Март

Февраль –март

Март-апрель

7

1. Выявление уровней, особенностей  самооценки  и уровней притязаний  подростка. Методика Дембо-Рубинштейн

2. Обследование личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром, выявление  эмоциональных, коммуникативных, свойств, а также свойств саморегуляции. Методика Т. Лири

3. Изучение уровня развития волевых качеств. Методика Е.Н.Прошицкой «Развитие волевых  качеств»

4. Выявление уровня  развития невербального мышления. Тест Дж. Равена

5. Выявление тина мышления как индивидуального способа преобразования информации. Тест Г.В. Резапкиной

6. Проведение занятий в рамках курса предпрофильной подготовки (модуль 1: тренинговая программа «Узнай свою индивидуальность в глазах окружающих»)

Январь

Февраль

Февраль

Февраль-март

Апрель

В течение года

8

1. Выявление уровня самооценки личности старшего подростка. Методика Г.Н.Казанцевой

2. Определение степени коммуникативной толерантности при взаимодействии с людьми.

Модифицированная методика  В.В.Бойко

3. Определение степени направленности на приобретение знаний. Методика  Е.П.Ильина и  Н.А Курдюковой

4. Определение степени и особенностей волевой организации личности. Методика А.А. Хохлова «Волевая организация личности»

5. Выявление одаренных обучающихся. Тесты нестандартности мышления для старшеклассников (по Л.А. Ясюковой)

6. Исследование  общего уровня интеллектуальных способностей, а также  преобладающего типа интеллектуальных действий, который  может быть эффективно использован  в решении будущих профессиональных задач. Методика ТИС Л.Н. Кабардовой  (тест интеллектуальных способностей)

7. Проведение занятий в рамках курса предпрофильной подготовки (модуль 2: «Многогранный мир профессий: вчера, сегодня, завтра»)

Декабрь

Март

Февраль

Январь

Январь

Февраль

9

1. Выявление  чрезмерной межличностной зависимости, нормативной  здоровой зависимости и деструктивного  отделения.Тест межличностной зависимости Р. Бронштейна

2. Определение  профессиональной направленности  обучающихся – выявление  склонности обучающегося  к основным сферам деятельности (профессиональные предпочтения), выявление тенденции «рост – снижение» самооценки  в процессе подготовки к профессиональной деятельности, определение  основных жизненных ценностей и пр.Комплексная  методика СИО (самооценка индивидуальных особенностей) Л.Н. Кабардовой

3. Выявление уровня обученности  на этапе окончания основной средней школы. Методика ШТУР  7-9 класс

4. Изучение  структуры,  уровня развития и отдельных факторов  волевой организации личности. Методика А.А. Хохлова «Волевая организация личности»

5. Определение  готовности к ГИА: выявление психологических причин и отсутствия  учебных навыков, препятствующих  эффективной презентации  приобретенных знаний на экзамене.Тест  А.В.Фокиной и М.В Фокиной

6. Оценка уровня общительности и коммуникативности. Тест В.Ф. Ряховского

7. Проведение занятий в рамках курса предпрофильной подготовки (модуль 3: «Мои индивидуально-психологические особенности и разнообразие профессиональных занятий: секреты достижения гармонии»)

Сентябрь-октябрь

Октябрь – ноябрь

Ноябрь

Октябрь

Февраль

Февраль

В течение года

Средняя школа

10

1. В рамках адаптационного периода: а) изучение психологического самочувствия каждого обучающегося в связи с переформированием классных коллективов.Проективная  методика изучения самооценки «Дерево» (по Л.П. Пономаренко); б) выявление  эмоциональной напряженности в связи с обучением во вновь сформированном коллективе.

2. Прогнозирование успешности в обучении через определение мотивации обучения и личностных качеств, препятствующих реализации обучаемости.Методика Ч.Д.Спилберг- А.Д.Андреевой

3. Изучение  состояния психологического климата в классном коллективе. Методика «Социо- и    референтометрия»

4. Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.Тест коммуникативных умений Л.Михельсона

5. Изучение особенностей мыслительной деятельности и оригинальности мышления. Тест оригинальности мышления Л.А. Ясюковой

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

11

1. Выявление эмоционального благополучия – неблагополучия, наличия или отсутствия  серьезных эмоциональных проблем. «Шкала субъективного благополучия (М.В.Соколова)

2. Определение силы познавательной потребности. Методика В.С. Юркевича

3. Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированностиосновных коммуникативных умений. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона

+ познавательные УУД

Ноябрь

Май

Декабрь

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность, способствовать создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.

Конкурсный материал. Я работала над  реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....

Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.

Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению"

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению", разработанная Хохловой Светланой Васильевной, педагогом психологом ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII ви...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....