Коррекционно-развивающая деятельность
консультация по психологии
Коррекционно-развивающая деятельность - это создание психолого-педагогических условий для оптимального развития ребенка и взрослого как участников образовательной среды, процесса и создании условий для исправления нарушений нормативности возрастного (или профессионального) развития. Построение коррекциооно-развитивающей работы в профессиональной деятельности педагога-психолого и социального педагога, общее и в чем различия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Афанасьева Светлана Евгеньевна,
Г(О)БУ Центр «СемьЯ»
Липецкая область, г. Липецк
КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Коррекционно-развивающая деятельность – это создание психолого-педагогических условий для оптимального развития ребенка и взрослого как участников образовательной среды и создание условий для исправления нарушений нормативности возрастного (или профессионального) развития.
Таким образом, нормативность (нормы) возрастного развития задает тот эталон, который определяет цели коррекционно-развивающей деятельности специалиста в системе в образовании.
Эталоном развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, переданного на воспитание в замещающую семью, фактически является «беспроблемное» развитие и воспитание приемного ребенка, его положительная социализация в принимающей семье и обществе.
В реальности каждый специалист, работающий с детьми, может назвать множество негативных элементов в поведении ребенка, то же самое можно отнести и к родителям (законным представителям) ребенка. Поэтому любые отклонения от нормы в поведении или развитии ребенка побуждают взрослых вносить какие-либо исправления.
Задача педагога-психолога, социального педагога состоит не в том, чтобы удалить и устранить нежелательное поведение приемного ребенка, в том, чтобы выявить и установить его причину, так как поведение - лишь следствие, проявляющееся во внешнем, видимом плане. Подвергать коррекции необходимо не поведение как следствие, а причину – нарушение. В случае несоблюдения данной установки, ошибки, усугубляющие нарушения будут неизбежны.
Прежде, чем рассматривать нарушения, способы и средства их коррекции, необходимо провести границу между нормой и патологией.
В психологии развития не вполне определено и само понятие нормы, которое, безусловно, должно быть соотнесено не только с уровнем психологического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, предъявляемыми ребенку социумом, которые невозможно привести к каким-либо конечным показателям. Ситуация осложняется и постоянным глобальным изменением как социокультурных требований, предъявляемых ребенку окружающими (семейные условия и обстановка, образовательные программы, детская и подростковая субкультуры и т.п.), так и непосредственно психофизического и физиологического статуса ребенка. Границы нормы и патологии определить очень трудно. З.Фрейд высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет – «нормальные» образования личности плавно переходят в патологические.
М.М. Семаго, анализируя нормы и отклонения в развитии ребенка, приводит два критерия: отрицательный логический критерий – норма и отклонения не имеют четких границ и составляют противоположные полюсы единого континуума, положительный логический критерий – установление набора признаков, описывающих состояние нормы, т.е. по сути признаков психического здоровья.
Для специалистов важно научиться верно выделять критерии «нормы/патологии» в каждом конкретном случае, учитывая, что каждый ребенок – это уникальный, неповторимый случай, поэтому профессионально грамотно проведенная диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную работу, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного ребенка.
В ситуации оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, специалист имеет потенциальные риски и трудности, так как одним из факторов, влияющих на возникновение различного рода психологических проблем у детей, являются лишения и потери.
Депривационные условия развития и воспитания на разных этапах жизни ребенка приводят к нарушениям в его развитии на сенсорном, когнитивном, эмоциональном и социальном уровне. Неблагополучный опыт детства, как правило, порождает нарушения эмоционально-волевой, мотивационной сферы личности, что часто становится причиной отклонения в развитии психики и личности, а именно – в нарушениях интеллекта, способностей, творчестве, самосознании и др. Гармония или дисгармония этой сферы определяет всю последующую жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность.
Законные представители, ребенка, оставшегося без попечения родителей, обращаясь с запросом о проведения коррекционной работы с приемным ребенком, должны понимать необходимость проведения совместной коррекционной работы в детско-родительской паре. Вопрос: «Насколько это возможно – изменить ребенка, изменить родителя?», - не всегда бывает однозначным. Всё зависит от индивидуальной ситуации, личностных особенностей, установок и воспитательных позиций членов замещающей семьи. Однозначно определенно только то, что приемный ребенок практически в большинстве случаев ребенок имеет те или иные нарушения в личностном развитии вследствие разлучения/утраты кровных родителей, а, следовательно, всегда будет нуждаться в какой-либо психолого-педагогической коррекции.
Залогом успеха коррекционно-развивающей помощи, оказываемой специалистами приемному ребенку, является понимание и принятие замещающими родителями существующих трудностей в развитии личности ребенка (замкнутость, страхи, агрессивность, социальная дезадаптация и др.) и всех рисков, связанных с этими трудностями, и, конечно, положительно активная родительская позиция и участие.
Специалисты отдела сопровождения замещающих семей в практической коррекционной работе выделяют следующие причины трудностей в развитии детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи:
- биологические, причина отклонений связана со снижением темпа органического созревания, органического поражения центральной нервной системы ребенка;
- интеракционистские, причины отклонений связаны с нарушением взаимодействия между личностью ребенка и средой, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации;
- педагогические, причины отклонений связаны с социальной и педагогической запущенностью ребенка;
- деятельностные, причины связаны с несформированностью ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной категории видов деятельности.
При постановке коррекционных задач специалисты ориентируются на три направления.
- Оптимизировать социальную ситуацию развития и воспитания ребенка в замещающей семье.
- Способствовать развитию видов деятельности ребенка, характерных для его возраста, в условиях воспитания в замещающей семье.
- Способствовать формированию у ребенка возрастных психологических новообразований с учетом его индивидуальных особенностей и средовых условий.
Специалисты отдела сопровождения замещающих семей проводят индивидуальные и групповые занятия, в приоритете востребованности с учетом специфики работы – индивидуальные психолого-педагогические коррекционно-развивающие занятия.
Психолого-педагогические коррекционные занятия, как форма совместной профессиональной деятельности педагога-психолога, родителей (законных представителей) и ребенка, направлены на исправление, оптимизацию особенностей развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия, оптимизацию детско-родительских отношений, а также на стабилизацию эмоционального состояния взрослого, ребенка, повышение самооценки и уверенности в себе, восстановление и развитие коммуникативных навыков, выработку адекватных форм поведения.
Проведение социальным педагогом занятий по социально-педагогической коррекции направлены на исправлении тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам социального поведения.
Основными функциями коррекции в работе социального педагога являются:
- восстановительная — восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребенка до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;
- компенсаторная — формирование у приемного ребенка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей его деятельности;
- стимулирующая — активизация положительной социально-полезной деятельности ребенка, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное специалиста к личности приемного ребенка, его поступкам;
- исправительная — исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, индивидуальные и групповые занятия, включение в группу поддержки).
Специалисты отдела сопровождения замещающих семей наиболее часто сталкиваются в работе со случаями дезадаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жалобы законных представителей на то, что приемный ребенок «не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», «бывает тревожен, конфликтен», указывают на наличие некоторых нарушений, на отставания в развитии, так и на особенности темперамента.
Отсутствие навыков общения является весьма существенным препятствием для ребенка к взаимодействию с членами замещающей семьи, сверстниками.
Педагоги-психологи используют малые групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия при работе с детьми, имеющими подобные нарушения, основными задачами которых являются:
- формирование навыков общения, гармонизация отношений ребенка в принимающей семье;
- коррекция некоторых личностных свойств, препятствующих общению, либо изменение этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
- коррекция самооценки ребенка с целью приближения её к адекватной.
Коррекционно-развивающая работа представляет собой большую сложность из-за повышенной чувствительности и травмированности ребенка, оставшегося без попечения родителей, поэтому она всегда должна и выполняется специалистами с большой осторожностью.
Еще одной категорией нарушений у приемных детей, на которой хотелось бы остановиться, являются страхи. В работе с этими детьми педагоги-психологи используют такие методы коррекции как:
- повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка;
- разыгрование ситуации взаимодействия с предметом, персонажем в игре;
- эмоциональное переключение;
- подражание и заражение;
- эмоциональные качели
- эмоциональный конфликт;
- деятельностная терапия;
- куклотерапия;
- арт-терапия (рисование, творчество, музыка).
Следует отметить, что не социальный страх (не связанный с отношениями ребенка с окружающими людьми) не всегда является легко устранимым. Подчас предметный страх (боязнь темноты, животных, чудовищ и пр.) появляется как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением.
При коррекции подобных нарушений педагогу-психологу важно установить, знать причину страха и только тогда строить коррекционную работу в соответствии с этим.
Важным аспектом при организации и проведении любой коррекционной работы является практическая компетентность специалиста (владение конкретными методами и методиками коррекционно-развивающей работы), личностная готовность (психологическая проработанность собственных проблем), а также знание социального окружения ребенка, воспитывающегося в замещающей семье. Среда задает тон, она может поддержать изменения в поведении ребенка, взрослого после занятий или, напротив, привести к эффекту затухания.
Условием успешной коррекционно-развивающей работы является комплексное воздействие и взаимодействие родителей (законных представителей), ребенка, а также других значимых взрослых и сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Коррекционно-развивающая деятельность по теме ,,Я учусь злиться,,
Конспект занятия. цель которого познакомить детей с приемами приемлемого выражения своего гнева....
Приемы активизации познавательной деятельности в классах коррекционно-развивающего обучения.
Я привествую всех, кто открыл эту страничку! Эта статья отнесена к разделу преподавания математики в классах коррекционно-развивающего обучения. Она поможет, я на это надеюсь...
Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .
В данной работе предложен цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях учебной и внеклассной работы....
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Групповое занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в 3 классе, как элемент модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие обучающихся с ОВЗ .
Помочь детям легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться....
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...