Коррекционно-развивающая деятельность
консультация по психологии

Коррекционно-развивающая деятельность  - это создание психолого-педагогических условий для оптимального развития ребенка и взрослого как участников образовательной среды, процесса и создании условий для исправления нарушений нормативности возрастного (или профессионального) развития. Построение коррекциооно-развитивающей работы в профессиональной деятельности педагога-психолого и социального педагога, общее и в чем различия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Афанасьева Светлана Евгеньевна,

Г(О)БУ Центр «СемьЯ»

Липецкая область, г. Липецк

КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Коррекционно-развивающая деятельность – это создание психолого-педагогических условий для оптимального развития ребенка и взрослого как участников образовательной среды и создание условий для исправления нарушений нормативности возрастного (или профессионального) развития.

Таким образом, нормативность (нормы) возрастного развития задает тот эталон, который определяет цели коррекционно-развивающей деятельности специалиста в системе  в образовании.

Эталоном развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, переданного на воспитание в замещающую семью, фактически является «беспроблемное» развитие и воспитание приемного ребенка, его положительная социализация в принимающей семье и обществе.

В реальности каждый специалист, работающий с детьми, может назвать множество негативных элементов в поведении ребенка, то же самое можно отнести и к родителям (законным представителям) ребенка. Поэтому любые отклонения от нормы в поведении или развитии ребенка побуждают взрослых вносить какие-либо исправления.

Задача педагога-психолога, социального педагога состоит не в том, чтобы удалить и устранить нежелательное поведение приемного ребенка, в  том, чтобы выявить и установить его причину, так как поведение -  лишь следствие, проявляющееся во внешнем, видимом плане. Подвергать коррекции необходимо не поведение как следствие, а причину – нарушение. В случае несоблюдения данной установки, ошибки, усугубляющие нарушения будут неизбежны.

Прежде, чем рассматривать нарушения, способы и средства их коррекции, необходимо провести границу между нормой и патологией.  

В психологии развития не вполне определено и само понятие нормы, которое, безусловно, должно быть соотнесено не только с уровнем психологического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, предъявляемыми ребенку социумом, которые невозможно привести к каким-либо конечным показателям. Ситуация осложняется и постоянным глобальным изменением как социокультурных требований, предъявляемых ребенку окружающими (семейные условия и обстановка, образовательные программы,  детская и подростковая субкультуры и т.п.), так и непосредственно психофизического и физиологического статуса ребенка.  Границы нормы и патологии определить очень трудно. З.Фрейд высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет – «нормальные» образования личности плавно переходят в патологические.

М.М. Семаго, анализируя нормы и отклонения в развитии ребенка, приводит два критерия: отрицательный логический критерий – норма и отклонения не имеют четких границ и составляют противоположные полюсы единого континуума, положительный логический критерий – установление набора признаков, описывающих состояние нормы, т.е. по сути признаков психического здоровья.

Для специалистов важно научиться верно выделять критерии «нормы/патологии» в каждом конкретном случае, учитывая, что каждый ребенок – это уникальный, неповторимый случай, поэтому профессионально грамотно проведенная диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную работу, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного ребенка.

В ситуации оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, специалист имеет потенциальные риски и трудности, так как одним из факторов, влияющих на возникновение различного рода психологических проблем у детей, являются лишения и потери.

Депривационные условия развития и воспитания на разных этапах жизни ребенка приводят к нарушениям в его развитии на сенсорном, когнитивном, эмоциональном и социальном уровне. Неблагополучный опыт детства, как правило, порождает нарушения эмоционально-волевой, мотивационной сферы личности, что часто становится причиной отклонения в развитии психики и личности, а именно – в нарушениях интеллекта, способностей, творчестве, самосознании и др. Гармония или дисгармония этой сферы определяет всю последующую жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность.

 Законные представители, ребенка, оставшегося без попечения родителей, обращаясь с запросом о проведения коррекционной работы с приемным ребенком, должны понимать необходимость проведения совместной коррекционной работы в детско-родительской паре. Вопрос: «Насколько это возможно – изменить ребенка, изменить родителя?», - не всегда бывает однозначным.  Всё зависит от индивидуальной ситуации, личностных особенностей, установок  и воспитательных позиций членов замещающей семьи.  Однозначно определенно только то, что приемный ребенок практически в большинстве случаев ребенок имеет те или  иные нарушения в личностном развитии вследствие разлучения/утраты кровных родителей, а, следовательно, всегда будет нуждаться в какой-либо психолого-педагогической коррекции.

Залогом успеха коррекционно-развивающей помощи, оказываемой специалистами приемному ребенку, является понимание и принятие замещающими родителями существующих трудностей в развитии личности ребенка (замкнутость, страхи, агрессивность,  социальная дезадаптация и др.) и всех  рисков, связанных с этими трудностями, и, конечно, положительно активная родительская позиция и участие.

Специалисты отдела сопровождения замещающих семей в практической  коррекционной работе выделяют следующие причины трудностей в развитии детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи:

- биологические, причина отклонений связана со  снижением темпа органического созревания, органического поражения центральной нервной системы ребенка;

- интеракционистские, причины отклонений связаны с нарушением взаимодействия между личностью ребенка и средой, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации;

- педагогические, причины отклонений связаны с  социальной и педагогической запущенностью ребенка;

- деятельностные, причины связаны с несформированностью ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной категории видов деятельности.

При постановке коррекционных задач специалисты ориентируются на три направления.

- Оптимизировать социальную ситуацию развития и воспитания ребенка в замещающей семье.

- Способствовать развитию видов деятельности ребенка, характерных для его возраста, в условиях воспитания в замещающей семье.

- Способствовать формированию у ребенка возрастных психологических новообразований с учетом его индивидуальных особенностей и средовых условий.

Специалисты отдела сопровождения замещающих семей проводят индивидуальные и групповые занятия, в приоритете востребованности  с учетом специфики работы – индивидуальные психолого-педагогические коррекционно-развивающие занятия.

Психолого-педагогические  коррекционные занятия, как форма совместной профессиональной деятельности педагога-психолога, родителей (законных представителей) и ребенка, направлены на исправление, оптимизацию  особенностей развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия, оптимизацию детско-родительских отношений, а также на стабилизацию эмоционального состояния взрослого, ребенка,  повышение самооценки и уверенности в себе, восстановление и развитие коммуникативных навыков, выработку адекватных форм поведения.

Проведение социальным педагогом занятий по социально-педагогической коррекции направлены на исправлении тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам социального поведения.

Основными функциями коррекции в работе социального педагога являются:

- восстановительная — восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у ребенка до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;

- компенсаторная — формирование у приемного ребенка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей его деятельности;

- стимулирующая — активизация положительной социально-полезной деятельности ребенка, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное специалиста к личности приемного ребенка, его поступкам;

- исправительная — исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, индивидуальные и групповые занятия, включение в группу поддержки).

Специалисты отдела сопровождения замещающих семей наиболее часто сталкиваются в работе со случаями дезадаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей.  Жалобы законных представителей на то, что приемный ребенок «не находит  общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», «бывает  тревожен, конфликтен», указывают на наличие некоторых нарушений,  на отставания в развитии, так и на особенности темперамента.

Отсутствие навыков общения является весьма существенным препятствием для ребенка к взаимодействию с членами замещающей семьи, сверстниками.

Педагоги-психологи используют малые групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия при работе с детьми, имеющими подобные нарушения, основными задачами которых являются:

- формирование навыков общения, гармонизация отношений ребенка в принимающей семье;

- коррекция некоторых личностных свойств, препятствующих общению, либо изменение этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

- коррекция самооценки ребенка с целью приближения её к адекватной.

Коррекционно-развивающая работа представляет собой большую сложность из-за повышенной чувствительности и травмированности ребенка, оставшегося без попечения родителей, поэтому она всегда должна и выполняется специалистами с большой осторожностью.

Еще одной категорией нарушений  у приемных детей, на  которой хотелось бы остановиться, являются страхи. В работе с этими детьми педагоги-психологи используют такие методы коррекции как:

- повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка;

- разыгрование ситуации взаимодействия с предметом, персонажем в игре;

- эмоциональное переключение;

- подражание и заражение;

- эмоциональные качели

- эмоциональный конфликт;                  

- деятельностная терапия;

- куклотерапия;

- арт-терапия (рисование, творчество, музыка).

Следует отметить, что не социальный страх (не связанный с отношениями ребенка с окружающими людьми) не всегда является легко устранимым. Подчас предметный страх (боязнь темноты, животных, чудовищ и пр.) появляется как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением.

При коррекции подобных нарушений педагогу-психологу важно установить, знать причину страха и только тогда строить коррекционную работу в соответствии с этим.

Важным аспектом при организации и проведении любой коррекционной работы является практическая компетентность специалиста (владение конкретными методами и методиками коррекционно-развивающей работы), личностная готовность (психологическая проработанность собственных проблем), а также знание социального окружения ребенка, воспитывающегося в замещающей семье. Среда задает тон, она может поддержать изменения в поведении ребенка, взрослого после занятий или, напротив, привести к эффекту затухания.

Условием успешной коррекционно-развивающей работы является комплексное воздействие и взаимодействие родителей (законных представителей), ребенка, а также других значимых взрослых и сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Коррекционно-развивающая деятельность по теме ,,Я учусь злиться,,

Конспект занятия. цель которого познакомить детей с приемами приемлемого выражения своего гнева....

Приемы активизации познавательной деятельности в классах коррекционно-развивающего обучения.

  Я привествую всех, кто открыл эту страничку!   Эта статья отнесена к разделу преподавания математики в классах коррекционно-развивающего обучения. Она поможет, я на это надеюсь...

Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .

В данной работе предложен цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях учебной и внеклассной работы....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...