Творческая деятельность как один из методов профилактики правонарушений среди детей и подростков
статья по психологии (5 класс)

Куликова Ирина Иосифовна

Творческая деятельность как один из методов профилактики правонарушений среди детей и подростков

 

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. На сегодняшний день проблема социальной девиации или девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков актуальна во многих учреждениях образования. Иногда подростки ведут себя грубо не только по отношению друг к другу, но и к учителю, воспитателю, родителю.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к девиации. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних. Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других - аморальные действия, недисциплинированность.

Важным направлением в системе предупреждения девиации является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение подростков можно, если к профилактической работе привлечь семью, школу и ближайшее окружение.

Решающая роль в определении направленности поведения подростков отводится семье, первому и важнейшему институту социализации, где закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации. Социально-психологический климат в семье, психолого-педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи как социального института являются определяющим в воспитании ребёнка. Важно осознавать, что любовь, ласка, доверие, доброжелательность, уважение друг к другу, правам и обязанностям членов семьи являются необходимыми условиями для формирования полноценного члена общества, его позитивной социализации. Недостатки же семейного воспитания, такие как отсутствие: должного контроля за поведением детей, контроля режима дня, организации досуговой деятельности, педагогическая несостоятельность родителей препятствуют развитию способности ребёнка к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, подрывают уверенность в себе, тем самым создавая благодатную почву для девиации.

К сожалению, в настоящее время большинство семей не могут в полной мере выполнять свою социализирующую роль, в силу разных обстоятельств. В условиях нестабильной экономической ситуации, время уделяемое родителями на воспитание и развитие своих детей резко сократилось в результате большинство подростков испытывают избыток свободного времени, которое является катализатором к бесцельному времяпровождению, употреблению психоактивных веществ, к асоциальному поведению и как следствие, к совершению противоправных деяний.

В связи с этим все большее значение отводится общеобразовательной школе-единственно возможной сфере, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками. Возможны реализация творческих способностей подростков, раскрытие их талантов, дарования, происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, осуществляется целенаправленное воспитание.

Педагогический аспект культурно-досуговой деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения, в проведении педагогической коррекции. Культурно-досуговая деятельность способствует решению многих социальных проблем в том числе как один из эффективных методов первичной профилактики девиации у несовершеннолетних. Знание технологий, методов, средств и форм культурно-досуговой деятельности, их использование в различных областях знания, значительно повышает профилактику правонарушений через социальную адаптацию подростков. В технологиях социальной адаптации подростков одним из действенных средств влияющим на адаптацию человека, является искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творческого подхода к преобразованию мира и самого себя [3].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что подростковый возраст один из самых продуктивных в развитии творческого потенциала человека, ведь кто из нас, будучи подростком, не писал стихи, пытался рисовать картины в разнообразном стиле, пытался овладеть музыкальным инструментом? Кризисный подростковый возраст открывает новые грани человека в самом себе, выводит на новый уровень взросления личности.

Как утверждает И.Ю. Кулагина, рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития ребенка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков [1,с.45]..

Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии воображения у подростков отмечал и Л.С. Выготский. Он говорил о том, что под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии[2, с.43].

Подросток с помощью фантазии строит планы своего будущего, как бы «проигрывает» в своем воображении различные общественные и индивидуально-личностные ситуации, тем самым тренируясь перед сложной и важной взрослой жизнью. Фантазия в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновенья. Подростки испытывают наслаждение от творческого времяпровождения [4].

Таким образом, девиантный подросток, занимаясь творческой деятельностью, продвигается по пути собственного развития, тем самым высвобождая в себе природный потенциал, который может помочь ему в преодолении кризисных ситуациях. Любой вид искусства и любая творческая деятельность способны повысить адаптационные возможности личности за счет освобождения психики от лишних отрицательных переживаний, а приобретенный новый опыт влияет на человеческую психику и она становится более уравновешенной.
 

Библиографический список:

  • Кулагина И,Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с. ISBN 5-204-00205-7.

  • Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. – М., 1982, т.4.

  • https://profhelp.net/3391153/.

  • https://www.scienceforum.ru/2015/1041/10128.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulikovoy_i.i._1.odt23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая деятельность как один из методов профилактики  правонарушений среди детей и подростков

      Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. На сегодняшний день проблема социальной девиации или девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков актуальна во многих учреждениях образования. Иногда подростки ведут себя грубо не только по отношению друг к другу, но и к учителю, воспитателю, родителю.

      Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к девиации. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних. Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.   Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно.  Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других - аморальные действия, недисциплинированность.

      Важным направлением в системе предупреждения девиации является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение подростков можно, если к профилактической работе привлечь семью, школу и ближайшее окружение.

       Решающая роль в определении направленности поведения подростков отводится семье, первому и важнейшему институту социализации, где закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации. Социально-психологический климат в семье, психолого-педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи как социального института являются определяющим в воспитании ребёнка. Важно осознавать, что любовь, ласка, доверие, доброжелательность, уважение друг к другу, правам и обязанностям членов семьи являются необходимыми условиями для формирования полноценного члена общества, его позитивной социализации. Недостатки же семейного воспитания, такие как отсутствие: должного контроля за поведением детей, контроля режима дня, организации досуговой деятельности, педагогическая несостоятельность родителей препятствуют развитию способности ребёнка к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, подрывают уверенность в себе, тем самым создавая благодатную почву для девиации.

       К сожалению, в настоящее время большинство семей не могут в полной мере выполнять свою социализирующую роль, в силу разных обстоятельств. В условиях нестабильной экономической ситуации, время уделяемое родителями на воспитание и развитие своих детей резко сократилось в результате большинство подростков испытывают избыток свободного времени, которое является катализатором к бесцельному времяпровождению, употреблению психоактивных веществ, к асоциальному поведению и как следствие, к совершению противоправных деяний.

       В связи с этим все большее значение отводится общеобразовательной школе-единственно возможной сфере, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками. Возможны реализация творческих способностей подростков, раскрытие их талантов, дарования, происходит процесс освоения общественных норм и ценностей, осуществляется целенаправленное воспитание.

       Педагогический аспект культурно-досуговой деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения, в проведении педагогической коррекции. Культурно-досуговая деятельность способствует решению многих социальных проблем в том числе как один из эффективных методов первичной профилактики девиации у несовершеннолетних. Знание технологий, методов, средств и форм культурно-досуговой деятельности, их использование в различных областях знания, значительно повышает профилактику правонарушений через социальную адаптацию подростков. В технологиях социальной адаптации подростков одним из действенных средств влияющим на адаптацию человека, является искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творческого подхода к преобразованию мира и самого себя [3].

      Анализ психолого-педагогической литературы показал, что подростковый возраст один из самых продуктивных в развитии творческого потенциала человека, ведь кто из нас, будучи подростком, не писал стихи, пытался рисовать картины в разнообразном стиле, пытался овладеть музыкальным инструментом? Кризисный подростковый возраст открывает новые грани человека в самом себе, выводит на новый уровень взросления личности.  

       Как утверждает И.Ю. Кулагина, рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития ребенка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков [1,с.45]..

       Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии воображения у подростков отмечал и Л.С. Выготский. Он говорил о том, что под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии[2, с.43].

        Подросток с помощью фантазии строит планы своего будущего, как бы «проигрывает» в своем воображении различные общественные и индивидуально-личностные ситуации, тем самым тренируясь перед сложной и важной взрослой жизнью. Фантазия в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновенья. Подростки испытывают наслаждение от творческого времяпровождения [4].

    Таким образом, девиантный подросток, занимаясь творческой деятельностью, продвигается по пути собственного развития, тем самым высвобождая в себе природный потенциал, который может помочь ему в преодолении кризисных ситуациях. Любой вид искусства и любая творческая деятельность способны повысить адаптационные возможности личности за счет освобождения психики от лишних отрицательных переживаний, а приобретенный новый опыт влияет на человеческую психику и она становится более уравновешенной.

Библиографический список:

  • Кулагина И,Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с. ISBN 5-204-00205-7.
  • Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. – М., 1982, т.4.
  • https://profhelp.net/3391153/.
  • https://www.scienceforum.ru/2015/1041/10128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика злоупотребления наркотическими средствами среди детей и подростков

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве свое...

ПРОГРАММА «ПОЗИТИВ» (превенция суицидального поведения среди детей и подростков)

Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.В. Маяковский...

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миро...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

концертно-конкурсная деятельность как один из методов мотивации в развитии, обучении и воспитании учащихся ДШИ

практические советы педагога для мотивации учащихся в выступлениях на концертах....