Внеурочная деятельность как один из методов повышения интереса к изучению истории
статья по истории (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Статья про внеурочную деятельность по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по истории
                                 Учитель: Самойлова Ксения Юрьевна

 «Главное искусство в том и заключается, чтобы все, чем должны заниматься дети, сделать игрой и развлечением»

                             Джон Локк

Я не случайно начала свою статью с высказывания известного английского просветителя Джона Локка. В своем труде «Некоторые мысли о воспитании...» он говорит о том, что нужно использовать теорию на практике, и этот метод даст гораздо больше преимуществ, перед методом, рассчитанным на знания, которые дети должны усвоить с помощью памяти.

Согласно общественному мнению, школа перестала справляться со своими обязанностями по обучению и развитию подрастающего поколения. Считается «большая часть информации обрушивается на школьника по внешкольным каналам; радикальную роль здесь уже сыграло телевидение; существенную роль играет компьютерная техника, все активнее в жизнь школьника входит интернет. Эмоциональное воздействие внешкольной информации огромно. Следовательно в настоящее время школа уже не может нести функцию главного воспитателя школьника (а ведь еще в конце XIX века Отто фон Бисмарк утверждал, что «войну выиграет школьный учитель»)[1].» Отчасти с этим можно согласиться, я считаю, что традиционные методы преподавания частично устарели и современные дети требуют поиска новых решений.

Существуют разные точки зрения на цели (сверхзадачи) изучения истории в школе. «Первая точка зрения  в том, что целью изучения истории — знать «факты, факты, и прежде всего факты» (под фактами в данном случае понимаются события, даты, процессы, персоналии и т. п.). Учащиеся — «должны выучить», а учителя должны «дать» (научить школьников).

Вторая точка зрения  - история в школе изучается для того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное общество, научиться понимать язык культуры. В этом случае школьная история выступает как средство (инструмент) ценностного развития, фактор нравственного становления личности молодого человека[2]». Все эти вопросы нельзя назвать решенными и дискуссии продолжаются и по сей день, и это вполне нормально, но на данный момент в современном обществе мне кажется, что надо делать акцент именно  на второй точке зрения, направить свою работу именно на формирование гражданской идентичности! Надо помнить, что не интеллектуальная и не физическая составляющая являются главными в природе человека. «Главной является нравственная составляющая. Та составляющая, которую русский мыслитель и знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов — называл «внутреннем человеком». «Дайте нам вначале внутреннего человека — говорил он, - с внешним вы всегда успеете».

На данный момент в современном образовании доступно все. Век информационных технологий, позволяет нам, учителям истории, выйти за рамки традиционного преподавания предмета и в большей степени использовать нестандартные уроки. Зачем? Да, потому что детям должно быть интересно учиться, и поэтому учителю необходимо включать в учебный процесс элементы игры и состязательности, а также уроки-экскурсии (путешествия), чтобы они почувствовали сопричастность к историческому прошлому.  

В своей педагогической практике я использую один из видов уроков – урок-экскурсию, который является одним из составляющих критического мышления.  Экскурсии являются важным источником знания. Историческая экскурсия осуществляет принцип наглядности преподавания истории, помогает накапливать конкретно-образный материал. На этих уроках решаются такие задачи как: обогащения знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, воспитание положительного отношения к учению; формирование ценностей и установок, направленных на развитие позитивных социальных навыков; развитие креативного мышления и т. п.

Благодаря учебным экскурсиям, у учащихся также возрастает интерес к истории родной страны, истории  и культуре других государств и народов! Во время экскурсии учащиеся получают большое количество информации, из которой они должны понять главные цели и задачи увиденного и услышанного.

В результате проведенного урока ученики самостоятельно составляют презентации на данную тему, создают макеты, пишут доклады, которые помогают им в проектной деятельности.

Экскурсия, являясь разновидностью путешествия, может быть сопряжена с различными вариантами передвижения участников (от длительной поездки до кратковременной прогулки). Конструкция экскурсии включает два основных способа взаимодействия: показ и диалог.

В своей практике я использую данную форму урока не только в стенах Лицея, но  и за его пределами. Мы с ребятами активно участвуем в культурной жизни России, посещаем музеи (Русский музей, Эрмитаж, Музей политической истории, Музей театра и др.), в которых традиционная экскурсия обязательно сочетается с элементами игры. Среди инновационных учреждений особую популярность у детей приобретают экспериментариумы — музеи занимательных наук, созданные для увлекательного изучения и погружения в изучение законов окружающего мира, например Лабиринтум или Музей связи, где можно не только послушать экскурсию, но и принять непосредственное участие в опытах и экспериментах. Мы также посещаем производственные предприятия («Талосто», «Чупа-Чупс», «Сладкий час»), где помимо экскурсии, у детей есть возможность «примерить на себя» ту или иную профессию; путешествуем по городам России (Новгород, Пушкинские горы, Псков, Ярославль и др.).  Также каждый год  принимаем участие  во всероссийском конкурсе «Большая регата», команды кораблей (класс) в течение учебного года могут посетить от 6 до 8 музеев и образовательных учреждений Санкт — Петербурга. В каждом месте нас ждал радушный прием и необычные, разработанные специально к конкурсу задания и программы. Все музеи объединены одной темой и маршрутом. Получая новые знания, команды набирают баллы и соревнуются с другими участниками данной возрастной категории. Конкурс очень интересный и познавательный.

Помимо учебных экскурсий, также применяется в моей педагогической практике игровая костюмированная экскурсия. Как правило, мы проводим ее в начале нового учебного года, тем самым закрепляя исторический материал  предыдущего учебного года. Например, Олимпийские игры — исторически достоверная подвижная игра, в которой учащиеся должны  заранее разбиться на две команды, относящиеся к главным полисам Древней Греции —Спарте и Афинам. Обычно мы выезжаем за город, и они должны предстать перед зрителями в соответствующих той эпохи исторических костюмах, затем «атлеты» произносили клятву, что они будут честно соблюдать все правила и дальше начинаются состязания, составляющие пятиборье эллинов (бег, прыжки в длину, метание копья, диска, борьба), а также гонки колесниц и конечно, то чего не было в Олимпийских играх — интеллектуальный конкурс. Итогом этого праздника, было то, что победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Еще одной игровой экскурсией, которую я использую в качестве технологии погружения в историю является Рыцарский турнир. Он также проводиться за пределами образовательного учреждения. Учащиеся заранее готовят костюмы рыцарей, а также девиз и герб. И после представления начинаются соревнования по станциям — «Ловец колец», «Меткий стрелок», «Быстрый всадник», «Захват замка», «Комплимент прекрасной даме», «Умный Рыцарь». В конце объявляется победитель — самый достойный и бесстрашный рыцарь.  Обычно турнир в Средние века завершали пиром, естественно мы не отступали от этих правил и устраиваем чаепитие. А затем мы всем классом ездили в Приоратский дворец в Гатчине, где их посвящали в рыцари Мальтийского ордена, основателем которого в России был император Павел I.

Еще одной инновационной разновидностью познавательных путешествий выступает квест-экскурсия, в которой присутствуют игровые элементы в стиле «поиска сокровищ».  Этот метод позволяет ребятам стать активными участниками интересного и захватывающего события. И это понятно. Ведь, чтобы найти истину, разгадать все загадки и тайны без помощи не обойтись. Во время квест-экскурсии учащиеся разделяются на группы (команды). Каждая группа получает свой маршрут и подсказки, а главное, если есть цель (раскрыть тайну, найти клад, опередить соперника и т. п.), то дети проявляют неподдельную заинтересованность. Вместе с тем, я с классами стараюсь участвовать и  в городских квестах, таких как «Остров сокровищ», «Вокруг Михайловского замка», «Поиск клада в Гатчинском дворце», квест по залам Эрмитажа и других.

Также в течение учебного года старшеклассники должны разделиться на группы и готовить свою авторскую экскурсию по Санкт — Петербург, выстраивают маршрут, предоставляют разработки и в мае мы отправляемся в путешествие, где каждая группа проводит весь класс по своему маршруту, рассказывая об основных достопримечательностях нашего замечательного города и о исторических событиях.

Благодаря данной технологии, учащиеся начинают смотреть на историю, не как на «скучный, покрытый пылью предмет», а они начинают понимать, что история — сама жизнь, которая фактически происходит на наших глазах.

Считаю, что в рамках внедрения стандартов нового поколения изучение истории невозможно без экскурсионной деятельности, потому что экскурсия дает возможность учащимся наглядно продемонстрировать исторический материал.

И подводя итоги, хочется закончить  статью словами великого французского просветителя Жан-Жака Руссо «....Воспитание детей — это такое ремесло, где нужно уметь терять время, чтобы его выигрывать».

Список литературы:

  1. Джон Локк, Сочинения в трех томах — М., Мысль, 1988
  2. Анашина Н.Ю. День истории в школе: интеллектуальные игры и развлечения — Ярославль, Академия развития, 2008
  3. Вяземский  Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе —  М., Астра, 1999
  4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории —  М., Владос, 2003
  5. Организация досуговых мероприятий под ред. Б.В. Куприянова — М., Издательский центр «Академия»
  6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования т.2 — Теория воспитания. М., Издательский центр «Академия», 2008
  7. Парменов-Зингер М.Я.  Школа, достойная России — СПб., Реноме, 2011
  8. Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы — М., Эксмо, 2006.

О себе

  1. Самойлова Ксения Юрьевна
  2. Учитель истории и обществознания
  3. ГБОУ Лицей № 597
  4. ksuhok13@mail.ru
  5. 1 печатный экземпляр
  6. г. Санкт — Петербург, Серебристый бульвар 6-1-12. Индекс: 197348
  7. VII Международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» г. Краснодар  - сентябрь 2015


[1][7], стр. 9

[2][8], стр. 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...

Внеурочная деятельность как один из способов повышения учебной мотивации

Презентация,содержащая элементы технологии и  отчёт о практике применения...

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить ...

Образовательное путешествие во внеурочной деятельности как исследовательская технология освоения культурного наследия и изучения истории отечества.

laquo;Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей с...

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования

В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...