Конфликты среди подростков. Причины и способы их разрешения.
презентация к уроку по психологии (7 класс)

Евгения Владимировна Федотова

В данной работе рассматривается понятие "Конфликт" и его виды, причины возникновения конфликтов среди подростков, а так же способы их разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы к презентации19.4 КБ
Файл презентация2.35 МБ

Предварительный просмотр:

"Конфликты среди подростков. Причины и способы их разрешения."

 Материалы к презентации.

   Слайд 2. Роль конфликта в жизни человека

Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с конфликтами разного рода. Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его решение снять назревшее в нем противоречие. С обыденной точки зрения конфликт ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т.п.  Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление.

 Слайд 3.В каком возрасте чащ всего возникают конфликты

Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды. Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психологическое здоровье. Это период, когда у подростка формируются убеждения, взгляды на мир, суждения о людях, самоутверждение. Но в силу неустойчивости психики, влияния различных факторов внешней среды, отсутствия жизненного опыта и логики, в этот период у подростка имеет место эмоциональная неустойчивость, перепады настроения, неудовлетворенность собой и окружением, завышенные требования к взрослым и сверстникам.

Слайд 4 – 5. Чем характеризуется подростковый возраст

   1. Симпатия, влюбленность и интерес к противоположному полу – один из приоритетов переходного возраста. Подростки осваивают социальную роль мужчины или женщины, учатся строить отношения. Они стремятся испытать чувство влюбленности, боятся быть отвергнутыми и опасаются взаимности, поскольку не знают, как вести себя в таком случае. Как правило, первые чувства сопровождаются сильными эмоциями, смущением и стрессом. Половое влечение в этот период связано со значительными скачками половых гормонов и может быть довольно сильным.

2. Подростки изучают, на что они способны в той или иной ситуации. По этой причине они часто рискуют, ведут себя вызывающе со сверстниками и взрослыми.

3. Подросток начинает концентрироваться на своих мыслях и чувствах. Он открывает себя, анализирует свои эмоции и поведение, моральные качества, свою реакцию на события и других людей. На основе этих наблюдений он составляет мнение о себе и сравнивает со своим «идеалом», который сформировался на основе воспитания, книг, фильмов. Если он обнаруживает у себя качества, приписываемые идеалу, то это повышает его самооценку. Проблема в том, что самоанализ не всегда проходит объективно и самооценка переживает резкие скачки, что влияет на поведение подростка.

4. Подростки уделяют большое значение модной одежде, макияжу и прическе. Они всегда видят недостатки в своем теле: «У меня ужасный нос и толстые ноги», «Я слишком худой». В подростковой среде принято судить о человеке по внешности. Поэтому взрослеющий ребенок понимает, что от внешней привлекательности во многом зависит, примут ли его сверстники и какое мнение о нем сложится в группе.

Слайд 6. Конфликты в условиях подростковой среды

Подростки являются активными участниками жизни общества, взаимодействующими с различными социальными группами, но не всегда обладают достаточными знаниями и опытом, для того чтобы осуществлять это взаимодействие максимально эффективно и правильно. Поэтому большинство подростков вступают в частые конфликты с окружающими. Данной проблемой занимались многие выдающиеся психологи и ученые, такие как Л.С. Выготский, А.С. Макаренко,Э. Эриксон, М.Кле, Ф.Ариес, А.Н.

Слайд 7. Понятие конфликта

Итак, что же такое конфликт? Конфликт - (от лат. “conflictus” – ссора, столкновение, спор) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

1) либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;

2) либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях;

3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений и пр.

Существуют различные определения конфликта, но в основе всякого конфликта лежит противоречие, т.е., такое положение, при котором нечто одно исключает другое.

Слайд 8. Типы конфликтов

Внутриличностный конфликт. Под внутриличностным конфликтом понимают острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Межличностный конфликт - противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон. Межличностные конфликты подростков проявляются в таких сферах, как семья, коллектив, общество (самый распространенный тип).

Конфликт между личностью и группой — может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.

Межгрупповой конфликт — возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Слайд 9-10. Виды и причины конфликтов.

Рассматривая школьную жизнь подростка, можно выделить следующие виды конфликтов: 

Ученик — ученик. Основные причины таких конфликтов — стремление подростка занять лидирующее положение в микрогруппе, классе, агрессивность и жестокость (источниками которого выступают аномалии семейных отношений и тип взаимодействия учителей с учениками), а также особенности возраста ученика.

Ученик — учитель Между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Слайд 11. Стили разрешения конфликтов

Приспособление — сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов. Важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. Предмет разногласия не важен или не особенно волнует случившееся. Считается, что лучше сохранить добрые отношения с другими, чем отстаивать собственную точку зрения, осознать, что правда не на вашей стороне.

Компромисс взаимные уступки. Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью.

Игнорирование попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её.

Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Слайд 12. Пути разрешения конфликтов.

- предотвращение инцидента,

- подавление конфликта,

- отсрочка конфликта,

- разрешение конфликта.

Слайд 13-14. Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций

1) установить действительных участников конфликтной ситуации;

2) изучить, насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера;

3) изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;

4) определить истинную причину возникновения конфликта;

5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;

6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;

7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:

а) были бы адекватны характеру его причин;

б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;

в) носили бы конструктивный характер;

г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.

Слайд 15.  Условия для успешного конструктивного разрешения конфликта

 - объективность при рассмотрении,

 - умение рефлексировать в конфликте,

 - сосредоточение внимания на предмете конфликта и на интересах, а не на позициях  и личностных особенностях,

 - недопущение преждевременных выводов,

 - взаимная положительная оценка оппонентов,

 - владение партнерским стилем общения.

Слайд 16.

Но конфликты в нашей жизни неизбежны. Поэтому остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред и извлечь из них максимум пользы. Конструктивный конфликт позволяет лучше узнать потребности друг друга, а иногда и свои собственные, оставить в прошлом старые обиды, обозначить новые цели и наметить пути их достижения.

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! Замените традиционный вопрос "Кто виноват?” на другой "Как нам быть?”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты среди подростков. П ричины и способы их разрешения. Федотова Е.В., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 2» г.Меленки

Слайд 2

Роль конфликта в жизни человека

Слайд 3

В каком возрасте чаще всего возникают конфликты Самые яростные и безжалостные ссоры начинаются, когда дети достигают подросткового возраста.

Слайд 4

Тяга к противоположному полу . П оиск себя и испытание своих возможностей. Чем характеризуется подростковый возраст

Слайд 5

Внимание к собственной личности – рефлексия. Повышенное внимание своей внешности.

Слайд 6

Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков, многие проблемы, связанные с конфликтами подростков, остаются нерешенными и любое обращение к данной проблематике является актуальным. Данной проблемой занимались многие выдающиеся психологи и ученые, такие как Л.С. Выготский, А.С. Макаренко,Э . Эриксон, М.Кле , Ф.Ариес , А.Н. К онфликты в условиях подростковой среды.

Слайд 7

Конфликт ( от лат. Сonflictus – ссора, столкновение, спор ) форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

Слайд 8

Внутриличностный конфликт — такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом. Межличностный конфликт — когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели. Конфликт между личностью и группой — может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы. Межгрупповой конфликт — возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп. Типы конфликтов

Слайд 9

борьба за авторитет соперничество обман, сплетни оскорбления обиды враждебность к любимым ученикам учителя личная неприязнь к человеку симпатия без взаимности борьба за девочку (мальчика) Виды и причины конфликтов Ученик-ученик

Слайд 10

Конфликт деятельности (успеваемость ученика); Конфликт поведения (нарушение учеником правил поведения); Конфликт отношений (личностные отношения учащихся и учителей) Ученик-учитель

Слайд 11

Приспособление Компромисс Игнорирование Сотрудничество Соперничество Стили разрешения конфликта

Слайд 12

предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта. Пути разрешения конфликтов

Слайд 13

установить действительных участников конфликтной ситуации; изучить , насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера; изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта; определить истинную причину возникновения конфликта; изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта; Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:

Слайд 14

выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении; определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые: - были бы адекватны характеру его причин; - учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт; - носили бы конструктивный характер; - соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива

Слайд 15

объективность при рассмотрении, умение рефлексировать в конфликте, сосредоточение внимания на предмете конфликта и на интересах, а не на позициях и личностных особенностях, недопущение преждевременных выводов, взаимная положительная оценка оппонентов, владение партнерским стилем общения. Условия для успешного конструктивного разрешения конфликта

Слайд 16

Постарайтесь , чтобы эти изменения были в лучшую сторону! Замените традиционный вопрос "Кто виноват?” на другой " Как нам быть?” Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь!

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивность подростков: причины, признаки, способы выявления

Представлен материал по вопросу гиперактивности подростков....

Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения

Особенности конфликтов. Причины. Стили взаимодействия педагога  в конфликте. Рассмотрены ситуации. ...

Выступление на педагогическом совете. Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения...

Конфликты среди подростков

Данный материал предназначен для использования на тематических род. собраниях....

Классный час-дискуссия "Конфликты среди подростков".

Цель данного внеклассного мероприятия -познакомить подростков с природой и причинами конфликтов и помочь им овладеть навыками решения конфликтных ситуаций . Я использовала игровую, ролевую, групповую ...

Конфликты в семье: психологические причины и способы их разрешения.

По мнению специалистов, изучающих семью, совместимость брачных партнеров достигается не всегда и обычно не сразу. Любой, даже самый частный аспект внутренней, глубинной несовместимости неизбежно прояв...