Занятие с элементами тренинга ассертивности "Будь уверен в себе»
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9 класс)

Ковченова Мария Николаевна

Ассертивность – это целый комплекс «мягких навыков», которые здорово помогают в личной и рабочей жизни. В широком смысле это умение чувствовать себя уверенно вне зависимости от мнения окружающих и при этом быть в гармонии с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0000e717-a918e3c7.docx31.52 КБ
Файл situatsii.docx13.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Будь уверен в себе»

Составитель:

педагог-психолог Ковченова М.Н..

Цель: приобретение навыков уверенного поведения, навыков открытого выражения чувств, способов повышения самооценки.

Задачи:

- Определение уровня своей уверенности;

- Всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;

- Применение приемов саморегуляции, способствующих снятию напряженности и укреплению жизнерадостности.

Метод работы: групповой, беседа

Время проведения: 1 час 30 минут

Целевая аудитория: 13-17 лет

Материально-техническое оборудование: стулья, карандаши, ручки, бумага, бланки теста по кол-ву участников.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте! Я рада видеть вас здесь. Сегодня мы поговорим о такой проблеме, как уверенность человека в себе.

У каждого из нас есть уникальный жизненный опыт. Этот опыт наших переживаний, размышлений, простых и трудных решений имеет огромную ценность. Сегодня мы с вами поделимся друг с другом этой ценностью.

Для более продуктивного общения я предлагаю вам несколько правил.

- Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени)

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая ведущего. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

- Общение по принципу “здесь и теперь”

Во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

- Конфиденциальность всего происходящего

Все, что происходит во время занятия, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне занятия. Это поможет участникам быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

- Персонификация высказываний

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

- Искренность в общении

Во время занятия говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

- Уважение к говорящему

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

Давайте начнем наше занятие со знакомства.

Упражнение «Новости»

Участники группы приветствуют друг друга по кругу, описывая какое-либо событие, связанное с успехом или достижением говорящего.

Тест «Насколько вы уверены в себе?» (см. Приложение 1)

Ведущий: Кого мы представляем в качестве примера уверенного в себе человека? Какой он уверенный в себе человек? Какими качествами он обладает? (ответы детей).

А кого мы представляем в качестве примера не уверенного в себе человека? (ответы детей).

Существуют вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Уверенные в себе люди:

– говорят громко, но спокойно, без крика;

– смотрят в глаза собеседнику;

– соблюдают комфортную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную;

– умеют держать паузу в разговоре;

– не перебивают партнёров;

– способны ясно и четко выражать свои мысли;

– говорят открыто о своих чувствах, желаниях, часто используют местоимение «Я»;

– не боятся выражения личного мнения;

–речь без оскорбления, упрёков, обвинения: все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с социальным окружением.

Упражнение «Выставка достижений»

Группа делится на команды по 3 – 4 человека. Каждая команда производит ценные человеческие качества. Командам даётся время обсудить, какие качества производит их группа. Для этого нужно высказать каждому участнику, что он ценит в людях и в себе. После этого принимают решение, какое из ценных качеств можно представить на выставке достижений. Затем каждая команда пишет на табличках название ценных качеств, на каждой табличке одно качество. Каждая команда рассказывает, какие качества она представляет и почему (по одному качеству у каждого участника).

Проводится обсуждение результатов.

Упражнение «Волшебный круг»

Ведущий: Представьте перед собой нарисованный круг. Вспомните ситуацию, которая была для вас приятной, успешной, где вы были на высоте, на волне успеха, где проявились все ваши способности. Войдите в круг. Стоя в кругу, постарайтесь усилить эти приятные ощущения, стараясь в деталях вспомнить, что вы в той ситуации видели, слышали, чувствовали, ощущали. На пике ощущений сожмите правый кулак. Выйдите из круга, разожмите кулак, перенеситесь в сегодняшний день. Вспомните свою проблему. Войдите в круг, стараясь представить свою проблему и, одновременно сжав кулак, вспомните свои ощущения, когда вы испытывали успех, что вы видели, слышали, чувствовали. Выйдите из круга, перенеситесь в сегодняшний день.

Обсуждение: что чувствовали участники? как изменилось отношение к проблемной ситуации?

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Ведущий просит ответить на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?» и предлагает нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. При этом нужно постараться, чтобы было как можно больше лучей. Это и будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважение?»

Упражнение «Аплодисменты»

Участникам предлагается встать в круг. Один из желающих выходит в центр круга, а остальные ему бурно аплодируют. Они продолжают это делать ровно столько, сколько он захочет. Он благодарит группу и возвращается в круг. После этого выходит следующий участник.

Рефлексия.

Приложение 1

Тест «Насколько вы уверены в себе?».

Выберите один из предложенных ответов.

1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите:

а) поищите удобного случая выяснить отношения;

б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.

2. Когда вы входите в автобус, вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете;

б) молча пытаетесь пробраться вперёд;

е) ждёте,и пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.

3.Собеседник отстаивает противоположную вашей точки зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете,что не сможете убедить его;

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.

4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;

д) без колебаний направляетесь в первый ряд;

е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом всё-таки садитесь в первый ряд.

  1. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:

д) нет

е) да.

  1. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:

д) нет;

е) да.

  1. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

б) нет

в) да.

  1. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:

д)нет

е) да.

  1. От вас требуют услуги, которая может принести вм неприятности. Легко ли вам отказаться от её исполнения:

б) нет

в) да.

  1. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:

д) используете эту возможность;

е) не используете.

  1. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:

б) под любым предлогом избегаете этого;

в) звоните без колебаний;

е) звоните после долгих, мучительных колебаний.

  1. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:

б) молча переживаете;

г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.

  1. Вы не понимаете объяснений. Вы:

б) не будете задавать себе вопросов, потому что боитесь показаться глупым;

в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с учителем наедине.

  1. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;

в) вежливо просите их перестать разговаривать;

е) молча терпите.

  1. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете про себя обиду;

д) даёте ему отпор.

  1. Легко ли вам вступать в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

б) очень трудно, не знаю, что сказать;

в) легко;

г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьёзных затруднений.

  1. Умеете ли вы торговаться:

а) да

б) нет.

  1. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

б) да

д) нет.

  1. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ;

д) благодарите за похвалу;

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочите благодарность.

  1. При хорошем знании предмета предпочтёте ли вы сдавать письменный или устный экзамен:

а) устный;

б) письменный;

в) мне всё равно, это не повлияет на мой ответ.

Подсчитаем полученные баллы. Ответ а — 3 балла, б- 0 баллов, в — 5 баллов, г — 2 балла, д — 4 балла, е — 1балл. Определите общую сумму.

Оценка: менее 12 баллов — сильная неуверенность в себе,

12-32 балла — низкая уверенность в себе,

33-60 — средний уровень уверенности в себе,

более 60 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе.



Предварительный просмотр:

Одноклассник (сосед, друг, лидер группы) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

Одноклассник (сосед, друг, лидер группы) предлагает попробовать наркотик «за компанию».

Одноклассник (сосед, друг, лидер группы) просит отвезти какую-то подозрительную вещь незнакомому тебе человеку.

Одноклассник (сосед, друг, лидер группы) просит достать для него наркотик.

 «Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое-что выпить».

 «Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас все наши сверстники курят. Ты что маленький?»

 «Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься».

 «Хочешь выпить вина? Говорят оно полезно для сосудов».

Вы идете по улице, вдруг вас кто-то окликнул, вы оборачиваетесь и видите незнакомого мужчину (он хорошо одет, не агрессивен, на первый взгляд никаких опасений не вызывает). Вы подходите к нему, и он просит вас отнести и передать какую-то коробку в офис через дорогу. Вы отказываетесь, тогда мужчина начинает вас уговаривать. Ваша задача – отказаться!

Ваш друг позвал вас на вечеринку, но вы не хотите туда идти, потому что знаете – это «плохое» место, пойдя туда можно попасть в неприятную ситуацию. Друг начинает вас уговаривать. Ваша задача отказаться, но при этом не обидеть друга!

Ваш знакомый предлагает вам покурить «за компанию», он начинает вас уговаривать, при этом говорит, что это не опасно, что все сверстники сейчас курят, что надо попробовать в жизни новое и т.д. Ваша задача – отказаться (придумать как можно больше аргументов для отказа)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Тренинг "Будь уверенным в себе".

Цели и задачи:познакомить обучающихся с признаками, характерными для агрессивного, уверенного и неуверенного в себе человека;формировать чувство уверенности в себе;отработать навыки уверенного поведен...

Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»

Методическая разработкагруппового занятия с элементами тренинга для подростков  «Уверенное поведение»...

Занятие с элементами тренинга для вожатых "Развитие уверенности в себе"

Цели:самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, то есть таких качеств, навыков, умений, которые дают чувство внутренней уверенности  и доверия к самому себе;развить умение действова...

Методическая разработка "Занятие с элементами тренинга "Познай себя изнутри"

Цели занятия: получить информацию об индивидуальных особенностях обучающихся; способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности; развивать дальнейшее саморасткрытие и самопоз...

Конспект занятия с элементами тренинга для подростков "Уверенность в себе"

Цель тренинга: Формирование навыков уверенного поведения, открытого выражения своих чувств, с помощью сотрудничества и коммуникаций.Задачи:Познакомить участников со способами повышения самооценки;Спос...

Презентация к тренингу ассертивного поведения "Право защищать себя"

Поскольку в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, для подростка все, что связано с межличностными отношениями в группе является максимально значимым и эмоционал...