Онлайн-занятие "Темперамент и профессия"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Москаль Ирина Владимировна

В материале представлена краткая характеристика особенностей темперамента, способствуюшая выполнять те или иных профессиональные функции. Даны общие рекомендации о соотнесение своего темперамента с выбором будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onlayn_-zanyatie_temperament_i_vybor_professii.docx188.8 КБ

Предварительный просмотр:

40ОНЛАЙН -ЗАНЯТИЕ «Темперамент и выбор профессии».

Подготовила: педагог-психолог МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Москаль Ирина Владимировна

Однажды наступает тот день, когда мы не просто задумываемся о будущей профессии, а уже усиленно ищем свое собственное «место под солнцем».

Заканчивая 9 или 11 класс, наши родители и педагоги постоянно спрашивают: «Кем ты хочешь быть?».

Сколько бы педагоги не поднимали вопрос о важности выбора профессии, начиная с 5-7 класса, очень многие дети и родители откладывают этот вопрос на 8-10 класс. И при этом, в 80% случаев, ребенком в выборе профессии руководит его окружение. Например, мама хочет, чтобы ребенок стал юристом, отец желает отправить сына в медицинский институт, а друг идет учиться в нефтегазовый университет.

Может быть, после школы пойти учиться с лучшим другом в одно учебное заведение? А может лучше стать режиссером, дизайнером, как хотел этого я сам? Совершенно точно, что одна из перечисленных всеми родственниками и тобой профессий действительно окажется твоей. Но как сделать свой единственно правильный выбор?

Естественно, каждая специальность требует от человека определенных черт характера, наклонностей, врожденных привычек, склада ума. Где-то нужны «креативщики», а где-то аналитики. Психологи считают, что немаловажную роль в выборе будущей профессии играет темперамент.

Темперамент — это врождённые особенности личности, которые проявляются в мышлении, эмоциональности и общей активности. 

Зная особенности своего темперамента, можно увидеть в себе скрытые таланты. 

На что влияет 

На что не влияет

скорость принятия ответственных решений

импульсивность или обдуманность поступков

возможности памяти

уровень проявления эмоций

сила реакции на внешние факторы, в том числе негативные

степень переменчивости настроения

интеллект

деловые качества

успешность

интересы и хобби

Существует три официальных теста, которые обычно используют психологи: 

  1. Личностный опросник Айзенка. Этот опросник наиболее часто используют психологи для определения типа темперамента.
  2. Формула темперамента по Белову. Этот тест показывает, какой тип темперамента доминирует и процентное соотношение остальных в вашем характере. 
  3. Опросник Стреляу. Опросник изучает три основных характеристики типа нервной деятельности: уровень силы процессов возбуждения, уровень силы процессов торможения и уровень подвижности нервных процессов.

Как известно, различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Скорректировать свой темперамент достаточно сложно – гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии и в процессе обучения.

Попробуем разобраться, к какому типу темперамента наиболее соотносятся (соответствуют) те или иные профессии, как это связано между собой и к каким профессиям по свойствам характера себя соотносить.

Холерик- известные холерики Петр I, Д.И. Менделеев.

(в данном занятии мы рассматриваем исключительно те особенности, которые могут влиять на выбор профессиональной деятельности, рисунок 1).

Особенности темперамента:

  • любит преодолевать сложности;
  • нравится создавать что-то новое;
  • любит самостоятельность;
  • легко включается в процесс и с блеском довершает начатое;
  • бывает, себя переоценивает;
  • лидер, который не любит подчиняться;
  • есть напор, но не настойчив.

Холерик способен легко построить свою карьеру в компании, где нужны кадры, способные концентрировать свое внимание, быть стрессоустойчивым, энергичным. Холерику необходимо выражать свою энергию.

Он не способен выполнять монотонную работу. Бухгалтер, цветовод и библиотекарь – этот выбор не для него. 

Холерику присущи профессии репортера, журналиста, дипломата, хирурга, предпринимателя, режиссера, следователя, геолога и артиста.

Сангвиник – известные сангвиники Наполеон Бонапарт, А.И. Герцен.

Особенности темперамента:

• врожденные способности идеального руководителя;
• расчетливый;
• умеет уговорить и расположить к себе;
• не выносит монотонной работы;
• имеет препятствия в технических моментах;
• испытывает сложности в конвейерной деятельности (рисунок 1).

Этот тип темперамента характеризует человека с сильной и уравновешенной психикой. Сангвиник легко и быстро реагирует на изменения и может уверенно действовать, когда всё идёт совсем не по плану. Неудачи и неприятности не вызывают у него тревогу, панику и депрессию. Он может спокойно проделать работу над ошибками и построить новый более эффективный план действий.

Сангвиники отличаются высокими организаторскими способностями, а врождённая коммуникабельность помогает им становиться профессиональными педагогами, журналистами, hr-специалистами и маркетологами. 

В последние годы аббревиатура HR (эйчар) стала синонимом профессиональной специализации в области управления персоналом (менеджеры по персоналу, рекрутеры, специалисты по оплате труда, бизнес-тренеры).

Флегматик – известные флегматики М.И. Кутузов, Исаак Ньютон.

Особенности темперамента:

  • неторопливый и скрупулезный;
  • всегда достигает результата за счет железного упорства;
  • не терпит спешки;
  •  безынициативный;
  • не любит суету и перемены мест;
  • обращает внимание на каждую мелочь;
  • доводит любое дело до совершенства, если ему позволит время (рисунок 1).

С первого взгляда кажется, что медлительный человек – это не плюс для будущей профессии. Тем не менее, отсутствие спешки для флегматика – это его сильная сторона. Анализировать ситуацию, не паникуя, находя решения в сложных вопросах, способен только флегматик.

В связи с такими особенностями характера флегматик без лишней суеты может стать прекрасным врачом-терапевтом, главным бухгалтером, научным сотрудником или экономистом. Также ему легко добиться карьеры профессора физики или математики, но абсолютно претит быть ведущим шоу, дирижером или коммерсантом. Профессии, требующие эмоциональных перегрузок, физической активности, скорости принятия решений, флегматика будут тяготить.

Меланхолик – известные меланхолики М.Ю. Лермонтов, И.В. Гоголь.

Особенности темперамента:

• постоянные перепады настроения;
• ежедневные смены энергетических полюсов;
• быстро устает и плохо адаптируется в новом коллективе;
• требует постоянной поддержки и отдыха;
• обладает невероятной наблюдательностью;
• склонен к детализации и мелочам (рисунок 1).

Меланхолику можно работать с людьми в той сфере, где высокий уровень сопереживания: медицинская сестра, воспитатель. В этих сферах деятельности меланхолик реализует свою сверхчувствительность, однако есть свои «НО», он может быстро уставать от общения. В таком случае ему нужна своя зона отдыха и комфортна дома.

В большинстве случаев меланхолику приятнее проводить время с такими молчаливыми предметами, как компьютер.

Меланхолику опасно для жизни (своей и окружающих) быть водителем автобуса или подъемного крана. Меланхолик в любой момент может задуматься, потерять концентрацию внимания, что повлечет за собой страшные аварии. Хирург, спасатель, летчик, диспетчер – это тоже смело можно исключать, потому что нервные и физические перегрузки могут серьезно пошатнуть здоровье меланхолика.

Наиболее рекомендуется ему работать ветеринаром, агрономом, педагогом, деятелем искусств, художником, композитором, писателем.

Заключение.

Сейчас в мире существует более 50 тысяч различных профессий. И мы заглянули в атлас новых профессий и нашли 3 необычные:

  • Экоаналитик в строительстве. Эти люди создают здания и целые города, которые не вредят (а иногда и помогают) окружающей среде. Следят, чтобы все материалы и технологии были экологичными.
  • Менеджер космотуризма. Разрабатывает и проводит космические экскурсии. Чтобы составить программу такого тура, недостаточно знать географию. Придется разобраться еще и в астрономии и физике.
  • Science- художник. (саенс) Это специалист, создающий арт-объекты, в основе которых лежат точные научные расчеты. Ему для творчества недостаточно вдохновения, он использует в своих работах новые технологии. Например, создает скульптуры с механическими элементами или рисует картины с помощью нейросети. Профессия science-художник подойдет тому, кого интересуется и увлекается рисованием, черчением и одновременно предрасположен к техническим наукам.

Рисунок 1. Типология темперамента по Г. Айзенку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...